Урок обучения грамоте
Тема: Буква Ё. Звуки буквы Ё. Написание слогов и слов с буквой Ё.
Цели:
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слогов и слов;
– формируем умение писать слова;
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: Учебник «Букварь» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, пропись « Мои волшебные пальчики»
презентация к уроку, рисунки, фонограмма песни «Танец маленьких утят».
Этапы урока
| Ход урока
| Формирование УУД
| Ι. Актуализация знаний
| – Какие буквы гласных служат для обозначения твёрдости согласных? (А, О, У, Ы.)
– Какие известные нам буквы гласных служат для обозначения на письме мягкости согласных? (И, Е.)
– В чём хитрость буквы е? (Буква е обозначает два звука [й’е], когда находится в начале слова или после гласных. Когда находится после согласных, обозначает мягкость предшествующего согласного и звук [э].)
– Хотите узнать ещё одну букву?
– Тогда послушайте загадку.
| Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
| ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Открытие нового знания
| 1. Наблюдение: какие звуки обозначает буква ё.
Ну и платье:
Сплошь иголки,
Его носят вечно... (хором) ёлки.
– Произнесите несколько раз первый слог. ЁЛКА
– Какие звуки слышите? ([й’о]).
– Сколько их?
– Какой первый?
– Дайте ему характеристику.
– Какой второй?
– Дайте ему характеристику.
– Кто знает, сколько букв понадобится, чтобы записать слог [й’о]? (Звуки [й’о] на письме обозначаются буквой ё.)
– Найдите на ленте букв (на доске) букву Ё.
– Как называется рыбка, название которой начинается с буквы ё?
– Какой предмет на кухне помогает нам отмывать посуду с узким горлышком?
Отгадайте ещё одну загадку.
Под соснами, под ёлками
лежит мешок с иголками. (Ёжик)
Ёжик привёз нам новую букву.
– Что о ней узнали?
(Штриховка и раскрашивание рисунков)
2. – Давайте посмотрим, хорошо ли мы
узнали букву ё.
– Что больше всего на свете любит медведь?
(Хором, нараспев: мёд.)
– Какие звуки слышим в этом слове?
Звук [м’] – согласный звонкий, мягкий.
Звук [о] – гласный ударный.
Звук [т] – согласный глухой, твёрдый.
– Кто догадался, какая буква на письме покажет нам мягкость [м’]?
– А какой гласный мы будем слышать? ([о].)
– Догадались, какая тема урока? Назовите её сами.
3. Составление плана урока.
План (примерный)
Знакомство с новой буквой.
Звуко-буквенный анализ слов.
Чтение слогов и слов.
Чтение предложений и текстов.
Знакомство с написанием буквы ё.
Письмо буквы, слогов, слов и предложений.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
4. Игра «Моя Вообразилия».
С буквой ё мы уже познакомились, а на что похожа буква ё? (На лесенку, на грабли.)
Е и Ё – родные сёстры,
Различать сестёр непросто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
(В. Степанов.)
| 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
| ΙΙΙ. Применение нового знания
| 1. Работа в «Букваре».
– Давайте откроем «Букварь» на с. 104.
– Как вы думаете, почему наши схемы-«человечки» букв е и ё взялись за руки? (Это буквы, которые могут обозначать два звука.)
Дорисовывание схем.
У букв Е и Ё один башмачок наполовину красный, наполовину зелёный, а другой красный; шляпки нет.
2. Работа в прописи.
– Чем отличаются на письме буквы е и ё?
1) Запись букв е и ё. Используем два цвета.
2) Чтение и запись слогов с ё.
– Прочитайте слоги с буквой ё. (ёл, ём, ёс, ён...)
– Какие звуки обозначает буква ё в этих слогах? (Два: [й’о].) Графически отмечаем точками под буквой: зелёная и красная точки.
Обведение образца.
3) Чтение слогов: лё, мё, сё, нё...
– Назовите звуки в этих слогах. ([л’ о], [м’ о]...)
– Назовите слова, в которых есть такие слоги – сё, тё, рё.
Запись слогов по образцу.
Графически отмечаем согласный и гласный звуки в слогах.
4) Чтение и обведение слов по образцу.
Постановка ударения, подчёркивание букв ударных и безударных гласных.
5) Самостоятельная запись слогов Ве, Вё.
Составление и запись слогов по рисунку: си, ис, ны, ын и т.д. (с. 27).
– Запись слов из букв, которые написаны на шариках ёжика: сын, мак, нитка, том, ком, сом, ласты, лиса, лоси, мина...
3. Физкультминутка. (Танец маленьких утят )
4. Работа в «Букваре» (с. 104).
1) Продолжение наблюдения над словами с буквой ё. Чтение парами слогов и слов с буквой ё.
– Прочитайте первый слог.
– Теперь ниже слово, которое начинается с этого слога (ёл – ёлка) и т.д.
2) – Найдите однокоренные слова, выделите корень. Прочитайте.
(Ёрш – ёршик.)
– Какую часть слова можно ещё выделить в слове ёршик? (Суффикс -ик-.)
3) – Прочитайте в 1-м столбике слова парами.
– Сравните первые звуки. (Нос – нёс [н] – [н’].)
– Какие гласные слышим после этих согласных? ([о].)
– Почему разные буквы гласных в этих словах? (Буква ё обозначает звук [о] после согласных и показывает, что этот согласный мягкий. Буква О обозначает звук [о] и показывает, что согласный звук перед ней твёрдый.)
4) Лексическая работа.
–– Что такое соло? (Главная музыкальная партия в оркестре или исполнение музыки одним лицом с аккомпанементом или без аккомпанемента.)
– Прочитайте следующий столбик про себя. Поставьте знак ударения.
– На что обратили внимание? (Звук, обозначенный буквой ё, всегда ударный.)
– Поэтому знак ударения над словом, где есть буква ё, никогда не ставят.
– Сейчас я вам расскажу сказку
«Почему звук, обозначенный буквой ё, всегда ударный».
Однажды буква Е убежала в лес. Вдруг подул сильный ветер, закачались деревья. Букве Е стало страшно, и она спряталась под ель. Ель тоже закачалась от ветра, и на букву Е упали две шишки, от которых на голове у Е образовались шишки. От этого она превратилась в другую букву – букву Ё. Вот, оказывается, почему звук, обозначенный буквой Ё, всегда ударный. 5) – Прочитайте про себя слова следующего столбика.
– В каких словах одинаковое количество слогов, букв, звуков?
(Вёсла, дрёма.)
– Что такое дрёма? (Полусон.)
– В какую группу можно объединить другие два слова? (Имена мальчиков.)
– Как пишутся имена людей?
– Подчеркните заглавную букву.
6) Чтение однокоренных слов. (Шёл, пошёл…)
Работа над лексическим значением слов.
Звуко-буквенный анализ слова шёл.
7) – Что мы сейчас делали? (Читали слова. Наблюдали над их лексическим значением.)
– Что нового для себя открыли?
5. Работа в прописи (с. 26).
1) Чтение и анализ, запись слов в столбиках.
Обозначение зелёной точкой мягкости согласных перед буквой ё.
Выборочное списывание: только слова с буквой ё.
6. Работа в «Букваре».
Чтение слов и предложений (с. 104).
1) Чтение однокоренных слов, выделение корня, постановка ударения, определение ударных и безударных гласных в корне (по аналогии с работой на предыдущем уроке): дети, детки, детские, детёныши.
(Корень -дет-.)
2) – Прочитайте слова, обозначающие детёнышей животных.
– Что придаёт этим словам уменьшительно-ласкательное значение? (Суффикс -ёнок-.)
3) Рассматривание картинок и прочитывание подписей к ним.
– Прочитайте подписи под картинками.
– Где изображено взрослое животное, а где детёныш?
– Как меняет суффикс -ёнок- смысл слова?
– Назовите других детёнышей с суффиксом -ёнок-. (Тигрёнок, львёнок, кенгурёнок...)
4) Чтение предложений. (Работа со скороговорками)
– Прочитайте первое предложение.
– Что значит проворонила? (Не заметила, как он исчез.)
– Подчеркните буквы, которые много раз повторяются.
– Это скороговорки. Повторяя их, можно научиться правильно произносить звуки. Их даже рекомендуют взрослым артистам, потому что скороговорки развивают органы речи.
– А что интересного в словах этой скороговорки? (Все слова однокоренные.)
– Прочитайте первую скороговорку быстрее, старайтесь не ошибаться, думайте о смысле.
– Теперь ещё быстрее.
Аналогично проводится работа с остальными скороговорками.
5) Самостоятельная работа в парах.
– Выберите скороговорку, которую хотелось бы произнести перед всем классом. Прочитайте её медленно несколько раз, проанализируйте её, запомните, проговорите несколько раз медленно, затем быстрее и быстрее. Расскажите друг другу в парах.
– Кто хочет выступить перед классом?
Проговаривание скороговорок.
– Что мы сейчас делали? (Читали слова и предложения.)
– Какие знания повторили?
7. Работа в прописи (с. 27).
Запись слов по заданию учителя (списывание с заданием).
Проверка.
2) Запись слов под диктовку с комментированием: испёк, стёр, лёд, клён, плёл, пёс, плётка.
Взаимопроверка.
– В кружке справа оцените свою работу:
«выполнено хорошо» заштрихуйте зелёным цветом весь кружок,
«выполнено с недочётами» – сегодня заштрихуйте кружок тоже зелёным, но не весь, а оставьте небольшую часть не закрашенной, чтобы в следующий раз, выполнив всё правильно, закрасить целиком
| Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.
| ΙV. Итог
| – Что нового узнали?
– Какие буквы научились писать?
– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке? – Какой вид работы вам понравился больше всего?
– Все ли пункты плана выполнили?
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
|
| V. Домашнее задание (по желанию)
| Выбрать из прочитанных 1–2 скороговорки и научиться их быстро произносить.
|
|
|