Скачать 58.01 Kb.
|
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО БИОЛОГИИ по программе среднего профессионального образования на базе основного (общего) образования (9 классов) Общие указания. На экзамене по биологии поступающий на программы СПО должен показать:
1. Человек и его здоровье Анатомия, физиология и гигиена человека — науки, излагающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы и системы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функции тканей. Ткани (эпителиальная, соединительные, мышечные и нервная). Опорно-двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Движения в суставах. Рефлекторная дуга. Работа мышц. Влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови. Значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты и лейкоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И. И. Мечникова о защитных свойствах крови. Борьба с эпидемиями. Иммунитет. Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, капилляры, вены) Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Понятие о жизненной емкости легких. Понятие о гуморальной и нервной регуляции дыхания. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты и их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Роль И. П. Павлова в изучении функций органов пищеварения. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания. Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ассимиляция и диссимиляция — две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Норма питания. Витамины и их значение для организма. Выделение. Органы мочевыделительной системы. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ. Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды. Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга и отделов головного мозга: продолговатого, среднего, мозжечка. Понятие о вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий. Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Анализаторы. Строение и функций органов зрения Гигиена зрения. Строение и функции органов слуха. Гигиена слуха. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И. М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность. Значение слова. Сознание и мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Антинаучность религиозных представлений о душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Роль гормональной регуляции в организме. Развитие человеческого организма. Воспроизведение организмов. Половые, железы и половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития детского и юношеского организмов. 2. Общая биология Общая биология – предмет об основных закономерностях жизненных явлений. Значение биологии для медицины, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства. Эволюция живого мира на Земле. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов. Развитие биологии в додарвиновский период. Становление систематики. Эволюционная теория Ж.-Б. Ламарка. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Микроэволюция. Вид, его критерии и структура.Эволюционная роль мутаций Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. Главные направления эволюции. Общие закономерности биологической эволюции. Возникновение жизни на Земле. Современные представления о возникновении жизни. Начальные этапы развития жизни. Развитие жизни на Земле. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в палеозойскую эру. Жизнь в мезозойскую эру. Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека. Структурная организация живых организмов. Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. Органические вещества, входящие в состав клетки. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков. Энергетический обмен. Строение и функции клеток. Прокариотическая клетка. Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Эукариотическая клетка. Ядро. Деление клеток. Клеточная теория строения организмов. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Размножение организмов. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Наследственность и изменчивость организмов. Закономерности наследования признаков. Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Законы Менделя. Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов. Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Фенотипическая изменчивость. Селекция растений, животных и микроорганизмов. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. Биосфера, ее структура и функции. Структура биосферы. Круговорот веществ в природе. История формирования сообществ живых организмов. Биогеоценозы и биоценозы. Абиотические факторы среды. Интенсивность действия факторов среды. Биотические факторы среды. Взаимоотношения между организмами. Биосфера и человек. Природные ресурсы и их использование. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы и основы рационального природопользования. |
Литература (тест) Порядка приема в вузы, информация о приоритетности вступительных испытаний при ранжировании списков поступающих по результатам вступительных... | 3. вопросы вступительных испытаний Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных абитуриентов имеющих высшее образование для поступления в... | ||
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в нтгспа пояснительная записка Программа вступительных испытаний для абитуриента Академии вэгу по предмету «Биология» составлена на основе федерального компонента... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,... | ||
Программа вступительных испытаний в аспирантуру по специальности... ... | Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 220700... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №76 | ||
Структура и содержание программы вступительных испытаний для поступления в магистратуру раздел I Целями вступительных испытаний является определение готовности выпускника-«бакалавра» или «дипломированного специалиста» к продолжению... | Iii вопросы к собеседованию: Информатика Целью вступительных испытаний является отбор наиболее квалифицированных выпускников бакалавриата и специалитета для поступления в... | ||
Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению подготовки... ... | Пояснительная записка Целью вступительного в магистратуру экзамена... Программа вступительных испытаний в магистратуру по биологии. Биолого-химический факультет. М.: Изд-во мгоу, 2013. – 24с | ||
В аспирантуру, проводимых академией Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных... | Программа вступительных испытаний по специальности Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности «Кардиология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки 38. 06.... Управление финансами: объекты и субъекты управления. Органы управления финансами, их задачи и функции | ||
Программы вступительных испытаний, проводимых Кубгу самостоятельно,... Кравченко А. И. Обществознание: Программа курса для 6-7 классов общеобразовательных учреждений. –М.: Ооо «тид «Русское слово-рс»,... | Программа вступительных испытаний по специальности «Органическая химия» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... |