Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации»





Скачать 68.85 Kb.
НазваниеУрок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации»
Дата публикации05.10.2014
Размер68.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
«Мир животных в иллюстрациях художников».

Библиотечный урок

По теме: « Художественное оформление книги. Иллюстрации».

Для учащихся 5 кл
Цель : 1.Углубить знания школьников о книге.

2.Понять связь иллюстрации с текстом, показать разнообразие приемов и стилей художников на примере изображения животных.

3.Познакомить с творчеством художников - иллюстраторов Е. Чарушиным, Сутеевым, Васнецовым.

4..Развить интерес к чтению произведений авторов, иллюстрировавших собственные книги.
Оформление :Книжная выставка «Иллюстрация- душа книги», обрамлена гирляндой. Декорации: занавес, на котором размещены пословицы о книге: « Знание- солнце, книга- окно», «Одна хорошая книга- лучше всякого сокровища», « Книга- твой друг, без нее как без рук.»
Ход урока:
Чтец 1: Книжек первые страницы

Нас встречают с первых лет.

И несут нас , точно птицы,

Облетая целый свет. (С. Маршак)
Чтец 2: Хорошая книга, мой спутник,

мой друг,

С тобой интересней бывает

досуг.

Мы время отлично проводим вдвоем

И наш разговор потихоньку ведем. (Н. Найденов)
Чтец 1: Ты учишь правдивым и доблестным быть

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я , тебя берегу,

Без книги хорошей я жить

не могу. Н. Найденов)

Чтец 2: Из нее узнаешь

Обо всем на свете,

На любой вопрос она

Без труда ответит. ( Г. Ладонщиков)
Чтец1: Книга- учитель,

Книга- наставница,

Книга- близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает

и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук. ( В. Боков)
Библиотекарь: Сколько хороших и теплых слов сказано о книге. Много писателей и ученых с благодарностью говорили о ней. Книга - учитель, наставник и друг. Вот стоит она сейчас на полке и «молчит», а стоит только протянуть руку и взять ее, она превратится в вашего собеседника. Тот, кто хоть однажды , по настоящему, проникся встречей с ней, тот навсегда остался ее большим другом.

Книга- мост в мир знаний. И не важно каких размеров она бывает. Но все же , попробуй догадаться, какой может быть самая маленькая книга в мире. Может пять сантиметров, может быть один? И все- таки самая маленькая книга гораздо меньше. Издали ее в Японии. В высоту она 2 мм, а толщина 5мм. Книга хранится в специальном футляре. Для чтения такой книги выдается лупа, но главная трудность - переворачивать страницы. А вот самая необычная и большая книга находится в городе Зальцбурге в местном зоопарке. Нет, ее не держат за решеткой как диковинку, в зоопарке. Наоборот эту книгу предлагают всем посетителям. Каждый, кто сделает пожертвования в фонд зоопарка, получает право расписаться. В этой книге всего лишь 200 страниц. Зато размеры поражают: высота 3 м, а ширина 2 м. При этом книга весит целую тонну! Но каких бы размеров ни была книга, ее ценность прежде всего в том, что она- хранитель мудрости человечества, накопленной веками. А постигать мудрость книги помогают иллюстрации, которые рисуют художники. Иллюстрация- это дуща книги.

Вы сегодня , ребята, долгожданные гости школьной библиотеки. Библиотека- это особый, волшебный мир книг. В ней общение с книгой- волшебство, потому что с книгой вы можете отправиться в самые необычные миры И эта книжная выставка в библиотеке непростая, волшебная. На ней стоят книжки, в которых главные персонажи - животные. Стоим мне взять в руки книгу, открыть ее и о ком -то и прочесть несколько слов , как перед нами окажется этот персонаж.

Посмотрите, ребята, какие разные рисунки на обложках этих книг, хотя на них изображены только животные( обращает внимание на обложки книг на книжной выставке) Образ одного и того персонажа у каждого художника свой. Вот персонажи в сказочных иллюстрациях Т. Мавриной. В них отражаются традиции народного декоративного искусства. В отличии от зверей других художников , они очень красочны, посмотрите медведь малиновый, волк синий и расписан узорами. Рисунки Ю. Васнецова тоже выполнены к русским народным сказкам, считалкам, прибауткам .В них тоже чувствуется русская культура, но как отличаются они от рисунков Т. Мавриной. А вот иллюстрации художника В. Сутеева. Его животные всегда в движении , в рисунках изображено богатство мимики персонажей. Вот, например, щенок прислушивается, а здесь он испуган. Он предстает перед нами то строгим, то обиженным, то спокойным.

(Берет книгу с книжной выставки, зажигаются огни гирлянды, обрамляющие книжную выставку ; открывает книгу, читает отрывок из сказки В. Сутеева : « Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг сквозь сон он услышал, как кто-то сказал: « Мяу!» .(Звучит несколько музыкальных нот, выбегает из-за занавеса щенок).

Щенок : Кто сказал «Мяу?».Это вы, ребята, сказали : «Мяу?»

Ученики: Нет, котенок.

Щенок: Как хорошо, что я так быстро узнал об этом. А то в сказке В. Сутеева я так долго мучался пока узнал: спрашивал у этого как его забыл, который «Зубки острые свои точит,

Сделать дверь в полу хочет».

Ученики: У мышонка.

Щенок: Да, а потом еще меня напугал этот, такой важный.

«Важная походка

Двойная бородка

Раньше всех встает

Голосисто поет.

Ученики: Петух.

Щенок: А еще я вымок в воде потому, что убегал от этой..., которая меня все же укусила за нос:

Летит и гудит к цветку направляется,

Горючим заправляется.

Опускает хоботок, забирается в цветок,

А лучшее горючее- цветочный сладкий сок! ( Пчела)

Ученики: От пчелы.

Щенок: А потом на меня зарычал такой лохматый и злой...

С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком.

Ученики: Пес.

Щенок: А в пруду со мной даже не захотела разговаривать какая-то молчунья:

Вильнет хвостом

Туда-сюда-

И нет ее,

И нет следа.

Ученики: Рыба.

Щенок: А потом, сидевшая на листке лилии какая-то странная дама просто рассмеялась...

Выпуча глаза сидит,

Не по-русски говорит

Родилась в воде,

А живет на земле.

Ученики: Лягушка.

Щенок: Что-то я устал немножко, нос болит и домой хочется.

Библиотекарь: А ты отдохни, посиди с ребятами, а потом отправишься к себе домой в сказку. (Подходит к книжной выставке, открывает другую книжку, зажигаются огни гирлянды.)

« Самый маленький - самый угрюмый. Сидит в углу, чешет животик, лапу сосет и все время ворчит. А другие веселые : борются, по клетке лазают, кричат, пыхтят, мохнатые, пузатые, большеголовые, косолапые...»Кто это, ребята? Правильно, конечно, это медвежата.(Звучит музыка, выходит из-за занавеса медвежонок).

Медвежонок: Где это я?

Библиотекарь: В гостях у ребят, в школьной библиотеке.

Медвежонок: (Смотрит по сторонам) У вас здесь тоже много книг. В доме у Чарушиных, где я раньше жил, тоже много книг, особенно про животных. Евгений Чарушин любил природу, животных. Особенно он любил звериных малышей, забавных и беспомощных. Наблюдал он их в лесу, на охоте и у себя дома. У него с детских лет всегда в доме водились кошки, собаки, козлята, кролики, певчие птицы. Ни одного дня будущий художник не проводил без своих четвероногих друзей. В детстве он много читал, воображал себя знаменитым ученым .А потом брал в руки карандаш или кисть и рисовал зверей и птиц, о которых прочел в книжках или видел в жизни. Все детские впечатления помогли потом Чарушину, когда он стал взрослым . Художник любил, рано утром, рисовать зверей в зоопарке. Любуется ими Чарушин и хочется ему в рисунке передать свое доброе отношение к ним.

Посмотрите на меня, ребята: у меня мягкие уши, нескладные лапы, серьезная мордочка и густая мохнатая шерсть. Таких, как я, пушистых и немного смешных зверушек умел рисовать только Евгений Чарушин .А знаете почему только у него мы, зверята, получались такие «чарушинские»?Я открою вам, ребята, секрет. Потому что он нас всех очень любил .А еще потому ,что рисовал он нас необычным способом: большой плоский камень особым образом обрабатывал и на него валиком наносил краску. Накладывал на него чистый лист бумаги , крепко прижимал его прессом. И тогда на бумаге отпечатывались звери с пушистым мягким мехом. Так можно повторять много раз и получить все новые и новые оттиски .Они называются литографии, что значит «с камня отпечатанные». В основном он использовал коричневые и черно-синие оттенки. Его рисунки легко отличить, они не многокрасочны, но прекрасны. Обычно рисунки зверей Евгений Чарушин помещал в детские книжки, многие из которых писал сам, он был прекрасным писателем. Про меня в этой книжке (показывает ), он сам написал рассказ. Однако мне пора домой, помогите, ребята, мне вернуться.

Библиотекарь: Поможем, конечно. Только ты погости немного у ребят. Они так рады встречи с тобой.

(Медвежонок соглашается, присаживается рядом со щенком)

Библиотекарь (Подходит к книжной выставке, открывает книгу)

Читает: «Пошел кот

Под мосток,

Поймал рыбку за хвосток.

То ли съесть

То ли Оле

По пути,

Отнести?

(Звучит музыка из-за дерева выходит кот, в русском национальном костюме, в руке держит игрушку-рыбу)

Кот: Что такое? Куда делись мост и речка? Где это я?

Библиотекарь: Это кот из книги «Ерши- малыши».Я его сразу узнала, он тоже нарисован в технике цветной литографии. А вы, ребята, узнали?

Кот: Меня трудно перепутать с другими котами, я особенный .Меня рисовал Ю.Васнецов. Он понимал, что иллюстрация- латинское слово, которое означает зрительное изображение, описание, поэтому начинал свою работу с того, что тщательно продумывал место рисунков в книге .Посмотрите с каким размахом, по-русски гостеприимно, мои друзья пьют чай.(Показывает иллюстрацию из книги «Ерши-малыши»)Рисунок размещен на двух страницах. Мы всегда ходили в гости в одежде, художник любил нас «одевать» в русский костюм .

(смотрит на рыбу )Ой, а что мне с рыбой делать, мне нужно скорее обратно в сказку .Ребята помогите вернуться .

Библиотекарь: Ребята, я знаю: есть только один способ вернуть медвежонка, кота и щенка обратно в книгу.

Взяли в руки карандаши, краски, бумагу и нарисуем медвежонка маленького, пушистого и с такой любовью, как это делал, подскажите мне , ребята, кто? (Чарушин), щенка озорного как рисовал ...(Сутеев) и кота, которого рисовал...?(Ю.Васнецов)

Кисточки и краски, помогите нам !

(Как только первый рисунок ученика готов, библиотекарь берет его в руки , подходит к книжной выставке она«зажигается», произносит : «Медвежонок, кот, щенок обратно в книги возвратись», звучит мелодия, персонажи убегают за занавес и прощаются: « До свидания, ребята, до встречи на страницах книг».)

Литература:

1.Библиотечно-библиографические знания-школьникам: Прак. Пособие/Гос. Респ. Дет.б-ка РСФСР.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.:изд-во «Кн. палата,1989.-216с.

2.Жинкин А. Друзья на всю жизнь: Книги и книголюбы/ Жинкин А.В.,Лебедева Т.М..- Краснодар: Кн. издат,1987.- 159 с.

3.Светловская Н.Внекласное чтение в 3 классе: пособие для учителя\Н.Н.Светловская, О.В. Джежелей .-2-е изд.,перераб.- М.: Просвещение,1984.- 175 с,ил.

4.Шмаков С.А. Игры-шутки, игры- минутки/ С.А. Шмаков.- М.: Новая школа,1993.-112с.

5.Юдин А. С книгой по жизни/ А.С.Юдин.- М.:Знание, 1989.-48 с., ил.- (Твоя профессия .Вып. №3)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconУрок литературы в 8-ом классе «мастерство речевых характеристик»
Оформление урока – иллюстрации к комедии Н. В. Гоголя, аудиозаписи комедии, фрагменты фильмов по комедии «Ревизор»
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconИнтегрированный урок чтения, развития речи
Оборудование: магнитофон, художественно – познавательные книги, мягкие игрушки, рисунки детей, иллюстрации животных с календарей,...
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconУрок-проект Тема: «Создание квест-презентации в PowerPoint»
Учитель: Сегодня на уроке вы будете создавать квесты в PowerPoint. За них вы получите оценки. Я буду учитывать художественное оформление,...
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconКак написать реферат
В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если...
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconОформление доски: снежинки со стихами, письмо от Зимы, иллюстрации...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconКак написать реферат
В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если...
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconКак написать реферат
В зале каталогов найти интересующую вас литературу по теме (по систематическому каталогу, где книги расположены по темам, или, если...
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconУрок по теме: «фонетика. Графика». Урок-игра. 5 класс. Чижикова Е....
Оформление урока: карта-схема города, на которой изображена школо дорожных наук, светофор
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» icon1. Расширять кругозор учащихся
Оформление: картина лесной тропинки, берез, иллюстрации лекарственных растений, плакат
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconКино между адом и раем
Редактор Андрусенко С. В. Художественное оформление Ершова Д. М. Корректор Худякова Н. Г
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconКино между адом и раем
Редактор Андрусенко С. В. Художественное оформление Ершова Д. М. Корректор Худякова Н. Г
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconНазвание цор *
Урок-презентация, комбинированный урок. Содержит фактический материал по теме, схему,иллюстрации учащихся,слайды,костюмы для инсценировки,...
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconИ номер урока: Коренной перелом в Великой Отечественной войне, урок №2
Памятка № оформление списка использованных источников и литературы. Оформление внутритекстовых сносок
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconКаталог ссылок (095) 451-62-46 Ремдекорстрой
Декоративно-прикладное творчество. Художественное оформление интерьера: Практическое пособие для взрослых и детей
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconПроизведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости
Составление, перевод на русский язык, художественное оформление и примечания издательство «медиум», 1996 г
Урок По теме: «Художественное оформление книги. Иллюстрации» iconУрок мультимедийная презентация по теме «Реактивное движение. Ракеты.»
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск