Скачать 97.48 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ (АСПИРАНТУРА) Утверждаю Директор Биологического института НИ ТГУ _________________ Д.С. Воробьев « 25 » марта 2014 г. ПРОГРАММА вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей профилю «Ихтиология» (направление подготовки: 06.06.01 - Биологические науки) Томск 2014 Требования к поступающим в аспирантуру:
Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию и готовность к межкультурному, научному общению. Программа нацелена на выявление готовности специалиста заниматься подготовкой в системе высшего образования в соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Биологические науки» и возможности повышения его уровня образования, научной и педагогической квалификации. Будущий аспирант должен продемонстрировать накопленные умения и навыки. Общие профессиональные компетенции поступающих в аспирантуру в соответствии с уровнем высшего образования:
Абитуриент, поступающий в аспирантуру по профилю 03.02.06 «Ихтиология» по кафедре «Ихтиологии и гидробиологии» должен показать глубокие знания по морфологии, анатомии, физиологии рыб, их систематике и экологии, о методах изучения поведения рыб, современных тенденциях развития рыбного хозяйства и аквакультуры - в пределах программы высшего учебного заведения лесного профиля. Он должен проявить способности к выполнению научно-исследовательской работы, знать теоретические и практические основы современной ихтиологии. Вступительные испытания проводятся в форме собеседования по темам и вопросам, указанным в программе вступительного экзамена. Автор: Романов В.И., д.б.н., зав.кафедрой Содержание программы вступительного экзамена Географическое распространение рыб (распространение рыб в морях и океанах; распространение пресноводных рыб) Примеры пресноводных экосистем (озера, реки) с наибольшим видовым разнообразием ихтиофаун. Видообразование у рыб. Представления о путях эволюции и филогенетическом древе у рыбообразных и рыб. Взгляды разных исследователей на систему рыб в связи с требованиями Международного кодекса зоологической номенклатуры. Ископаемые и ныне живущие группы рыбообразных и рыб, их характеристика. Ихтиофауна России. Структурные особенности строения яиц и зародышей рыбообразных и рыб и формирование эмбриоадаптаций в эмбрионально-личиночном развитии. Гетерохронии морфогенетических процессов, эмбрионизация развития как пример гетерохронии. Типы развития рыб (прямой, непрямой с метаморфозом, alevin). Влияние экологических факторов на рост рыб: температура, пищевая обеспеченность, плотность популяции. Компенсационный рост у рыб. Короткоцикловые и длинноцикловые виды рыб. Генетическая регуляция роста. Периодичность роста и связь с интенсивностью обмена веществ. Способы определения возраста рыб. Понятие «регистрирующие структуры». Причины и механизмы формирования периодических элементов на регистрирующих структурах. Способы оценки роста, наблюденные и расчисленные размеры рыб. Показатели, описывающие рост (абсолютные и относительные, основные и дополнительные). Размеры и продолжительность жизни рыбы. Рост рыб как свойство развития. Периодичность роста. Соотношение белкового роста и жиронакопления в разные периоды развития рыб. Модели роста рыб, уравнения Берталланфи, Урсина, Тейлора, Гомпретца. Репродуктивное поведение. Роль врожденных и приобретенных реакций, сигнализация, сложная последовательность поведенческих реакций при размножении рыб. Типы взаимоотношений родителей и потомства среди рыб. Разнообразие приспособлений рыб к размножению. Экологические группы рыб по месту отложения икры. Сроки и характер нереста. Вторичные половые признаки рыб. Брачный наряд. Внутреннее и наружное оплодотворение. Типы размножения рыб. Забота о потомстве. Возраст наступления половой зрелости. Строение половых органов рыб. Развитие половых желез и шкалы зрелости половых продуктов. Коэффициент зрелости гонад. Роль эндокринной системы в созревании половых желез рыб. Внешние факторы, влияющие на их созревание. Плодовитость рыб: индивидуальная (абсолютная и относительная), популяционная и видовая. Типы икринок по форме, размерам, окраске и структуре. Приспособительное значение изменения плодовитости. Возможность регулирования численности рыб через плодовитость и рост. Практическое значение изучения размножения. Классификация яиц рыбообразных и рыб: по соотношению желтка и плазмы в яйце, по морфогенетическим характеристикам. Динамика численности рыб. Характеристики популяционного обилия, индексы численности. Оценка общей численности: прямые учеты, методы мечения, методы, основанные на анализе производительности промысла. Теория динамики стада рыб Г.В. Никольского. Модели динамики промыслового стада. Математическая интерпретация и оценивание параметров смертности и роста. Теория динамического запаса. Теория пополнения: плотностная регуляция выживания (смертности) в моделях Рикера и Бивертона-Холта. Биоценотические взаимоотношения, их роль в динамике популяций рыб. Классификация рыб по типам питания. Строение и функциональная характеристика основных отделов пищеварительной системы рыб. Пищеварение. Влияние факторов среды на процессы пищеварения и всасывания. Кормовой коэффициент. Коэффициент продуктивного действия. Рацион рыб и способы его определения. Пищевая конкуренция и обеспеченность рыб пищей. Пищевые цепи. Дыхание. Особенности воды как среды для дыхания рыб. Жабры, их строение, кровоснабжение, зависимость от внешних факторов и физиологического состояния рыб. Органы воздушного дыхания рыб. Осморегуляция у рыб: тоничность внутренней и внешней среды рыб, механизмы осморегуляции рыб в пресной и морской воде и при изменении среды обитания. Ионная регуляция. Хеморецепция. Общая чувствительность рыб: структура, функция и роль в поведении. Структурная организация обонятельной системы. Вкусовая система рыб, структура и функциональные свойства, вкусовые почки и их иннервация, формирование в онтогенезе. Вкусовые предпочтения у рыб: видовая и популяционная специфичность, связь с характером питания рыб, влияние пищевой мотивации, пищевого опыта и других факторов среды. Зрительная система рыб. Светочувствительный аппарат, ретиномоторная реакция, аккомодация. Основные функциональные параметры зрения. Значение зрительной рецепции в поведении рыб. Цветовое зрение. Окраска рыб и механизмы ее регуляции. Механорецепция. Слуховая система, ее структурная организация. Веберов аппарат. Функциональные свойства слуховой системы: спектральные характеристики, дифференциальная чувствительность, Звукогенерация у рыб, типы звуков. Роль звуковой сигнализации в поведении рыб. Вестибулярная система рыб. Боковая линия рыб: структурная организация, иннервация, формирование в онтогенезе, роль в поведении рыб. Сейсмосенсорная система. Электрорецепция. Типы электрорецепторов, их структурная организация, топография, функциональные свойства. Роль электрорецепции в поведении рыб. Рыбное хозяйство и аквакультура: место в мировой экономике, пути и тенденции развития. Значение и основные тенденции развития марикультуры. Теоретические основы управления онтогенезом рыб. Правовое регулирование рыболовства, история и современное состояние. Современное состояние и перспективы развития рыбного хозяйства лидирующих стран. Современное состояние и перспективы развития рыбного хозяйства региона. Литература
Программа сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и магистратуры. Рекомендовано методической комиссией Биологического института, протокол № 135 от 27.02.14г. Утверждена Учёным советом Биологического института, протокол № 3 от 25.03.14г. |
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Цель вступительных экзаменов – оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей профилю «Генетика» Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень профессиональных компетенций будущего аспиранта, его знание современного состояния и... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Теория искусства как научное знание, искусство как функциональная саморазвивающаяся система | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Политическая среда и интеллектуальная свобода. Личное счастье и гражданская ответственность. Драма вовлечения индивида в сферу публичной... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению... | Программа по дисциплине: «Математика» (для абитуриентов, поступающих... Основой настоящей программы служит примерная программа вступительных экзаменов по математике, разработанная Министерством образования... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Федерального государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Вступительных экзаменов по специальности Поэтому на вступительных экзаменах в аспирантуру особое внимание уделяется решению следующих задач | Программа по дисциплине: «Русский язык» (для абитуриентов, поступающих... Настоящая программа составлена на основании примерной программы вступительных экзаменов по русскому языку, разработанной Министерством... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... ... | Российской Федерации Федерального государственное бюджетное образовательное... Вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей направленности программы аспирантуры |