Методические указания по самостоятельной работе студентов





Скачать 415.66 Kb.
НазваниеМетодические указания по самостоятельной работе студентов
страница1/4
Дата публикации28.10.2014
Размер415.66 Kb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Биология > Методические указания
  1   2   3   4
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»


УТВЕРЖДАЮ

Директор Института фундаментальной биологии и биотехнологии

_____________/В.А.Сапожников/

«_____» _____________2012_ г.

Методические указания по самостоятельной работе студентов

Дисциплина М3.ДВ2 Вторичные метаболиты растений
Укрупненная группа 020000 – естественные науки
Направление 020400.68 – биология (магистр)
Магистерская программа 020400.68.02 – физиология растений
Институт фундаментальной биологии и биотехнологии
Кафедра водных и наземных экосистем


Красноярск

2012

Методические указания по самостоятельной работе студентов
Cоставлены в соответствии с ФГОС ВПО по укрупненной группе

020000 – естественные науки
направления (профиль) 020400.68– Биология (магистр)
Составитель:
Голованова Тамара Ивановна, профессор, д.б.н. _____________________
Заведующий кафедрой водных и

наземных экосистем В.И.Колмаков _________________

«___» _____________2012г.
Методические указания по самостоятельной работе студентов обсуждены на заседании кафедры водных и наземных экосистем
«___» ____________2012 г. протокол № _____
Заведующий кафедрой водных и

наземных экосистем В.И.Колмаков _________________

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений» при подготовке магистров по направлению 020400.68 «Биология» (магистр). Даны структура самостоятельной работы, методика реализации самостоятельной работы по изучению теоретического курса, методика реализации других видов самостоятельной работы: реферат, составление таблицы метаболизма.

Целями, реализуемыми в ходе выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений», являются: изучение органических соединений, которые относятся к вторичным метаболитам растений (ВМР), формирование у студентов знаний об особенностях обмена вторичных метаболитов, знаний, необходимых для самостоятельного анализа и усвоения периодической научной литературы.

Основными задачами курса «Вторичные метаболиты растений» - это:

- дать студентам современные знания и целостные представления о веществах вторичного происхождения, их биогенезе, метаболизме и функциях;

- сформировать представления о биологической роли ВМР;

- научить студентов обобщать фактический материал в области вторичных метаболитов растительного происхождения;

- познакомить студентов с научными достижениями в данной области биохимии растений.

В ходе изучения данного курса студент должен обладать следующими общекультурными (ОК):

ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

и профессиональными компетенциями (ПК) компетенциями:

ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению.

ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.

ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы).

ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- свойства веществ вторичного происхождения,

- механизм их действия,

- их роль в системах регуляции у многоклеточных растений;

уметь:

использовать полученные знания в профессиональной деятельности;

систематизировать полученные знания;

грамотно излагать теоретический материал;

владеть навыками:

-использования вторичных метаболитов в своей практической деятельности;

- владеть методологическими основами современной науки.

1.Межпредметная связь

Курс «Вторичные метаболиты растений» дает представление об особенностях растительного организма, о биологической роли веществ вторичного происхождения, о взаимосвязи «вторичного» и основного обменов, протекающих в растении. В курсе используются знания ботаники, химии, цитологии, физиологии растений, молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, растениеводства, агрохимии.

2. Объем дисциплины и виды учебной работы

На самостоятельную работу студентам при изучении курса «Вторичные метаболиты растений» учебной программой отводится 67% времени.

В дисциплине «Вторичные метаболиты растений» реализуются следующие виды самостоятельной работы студентов: самостоятельное изучение теоретического материала (0,78 з.е.), написание рефератов (0,28 з.е.), составление карт метаболизма (0,28 з.е.). Объем дисциплины и виды учебной работы приведены в табл. 1.

Организация самостоятельной работы производится в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (приложение А).

Таблица 1 - Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего

зачетных

единиц

(часов)

Семестр

С

Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)

2 (72)

Аудиторные занятия:

0,66 (24)

0,66 (24)

лекции

0,22 (8)

0,22 (8)

Практические занятия (семинары)

0,44 (16)

0,44 (16)

Самостоятельная работа:

1,34 (48)

1,34 (48)

изучение теоретического курса (ТО)

0,78 (28)

0,78 (28)

реферат

0,28 (10)

0,28 (10)

Составление таблиц метаболизма

0,28 (10)

0,28 (10)

Вид итогового контроля

зачет

зачет



Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной литературой, научными монографиями, оригинальными научными статьями, диссертациями. Итогом работы является конспект, схема, таблица, написание реферата, карта метаболизма.

На самостоятельное изучение выносятся вопросы в соответствии с тематикой лекций и семинарских занятий

3. СТРУКТУРА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
При выполнении различных видов самостоятельной работы данной дисциплины студент учится самостоятельно принимать решения, выделять главное и делать обоснованное заключение, выбирать и решать поставленные задачи, анализировать опубликованные данные. Самостоятельная работа по курсу «Вторичные метаболиты растений» способствует развитию у студентов навыков самостоятельного исследования, научного и литературного редактирования.

Программой предусмотрены следующие виды самостоятельной работы студентов:

1 - индивидуально или в группе повторение теоретического материала прочитанных лекций;

2 - индивидуальное изучение теоретического материала с использованием основной и дополнительной литературы (см. раздел 4) при подготовке к лекциям, практическим (семинарским) занятиям, промежуточному и итоговому контролю – 28 часов (0,78 з.е.);

  1. - индивидуальное написание рефератов – 10 часов (0,28 з.е.);

  2. – индивидуальное составление карты метаболизма – 10 часов (0,28 з.е.)

Трудозатраты на выполнение различных видов самостоятельной работы показаны в табл. 2.

Таблица 2 – Объем самостоятельной работы в общей трудоемкости дисциплины.

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (час)

Семестр

С

Общая трудоемкость дисциплины

2 (72)

2 (72)

Самостоятельная работа:

1, 34 (48)

1,34 (48)

Изучение теоретического курса (ТО)

0,78 (28)

0,78(28)

Написание реферата (РФ)

0,28 (10)

0,28 (10)

Составление таблицы метаболизма (СТМ)

0,28 (10)

0,28 (10)


В таблице 3 приведен график самостоятельной работы студентов.

Таблица 3 - График самостоятельной работы студентов

Часов на самостоятельную работу

Недели учебного семестра

Всего

По видам

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

48

ТО -

28

Т

О

Т

О

Т

О

Т

О

Т

О

Т

О

Т

О

Т

О

Т

О

Т

О

Т

О

Т

О

Т

О

Т

О

Т

О

РФ -

10




ВРФ
















СРФ
















СРФ




СТМ - 5
















СТМ







СТМ







СТМ











4. МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

4.1 Изучение теоретического курса

Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает работу с учебной, научной и справочной литературой, итогом которой являются конспект, схемы, таблицы.

Каждому обучающемуся обеспечен доступ к электронно-библиотечным системам (ЭБС), содержащим издания по основным разделам изучаемой дисциплины. Электронно-библиотечная система СФУ обеспечивает возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.

В электронных читальных залах Электронной библиотеки СФУ обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к электронным ресурсам не менее чем для 25 процентов обучающихся.

Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет ресурсам. Все обучающиеся имеют открытый доступ к базе Электронного каталога и полнотекстовой базе данных внутривузовских изданий (http://lib.sfu-kras.ru/); ресурсам Виртуальных читальных залов (http://lib.sfu-kras.ru/eresources/virtual.php); к УМКД (http://lib.sfu-kras.ru/ecollections/umkd.php); к видеолекциям и учебным фильмам университета (http://tube.sfu-kras.ru/).

К учебно-методическим материалам Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) студенты имеют доступ через сайт официальный сайт института - http://bio.sfu-kras.ru/, раздел «Образование», учебно-методические материалы в электронном виде – http://bio.sfu-kras.ru/?page=482.

Студентам обеспечен свободный доступ к личным кабинетам преподавателей на сайте Института фундаментальной биологии и биотехнологии (http://bio.sfu-kras.ru/?page=498 ). В личном кабинете преподавателя размещаются презентации, учебно-методические материалы, промежуточные задания и вопросы к экзамену. Так же в личном кабинете организуется обмен материалами и консультации при самостоятельной работе студентов, и выполнении практических заданий и подготовке презентаций.

Студентам предоставлены условия и возможности работы в режиме on-line с зарубежными и отечественными лицензионными информационными базами данных, перечисленными в п.5, раздел «Информационные ресурсы», настоящей программы.

Конспект – краткая запись информации, полученной на лекции, при чтении литературы, просмотре видео документа или из других источников. Работа над конспектом включает анализ полученной информации, выделение в ней самого необходимого для решения конкретной задачи, представление ее в сжатом письменном виде. Конспект способствует запоминанию текста, облегчает овладение специальными терминами, незаменим при подготовке более сложной работы в виде доклада, реферата, диплома, диссертации, статьи, книги.

Качество конспекта определяет много условий. Часть из них не зависят от подготовки студента. В частности, характер текста (есть работы, почти не поддающиеся свертыванию информации), логика и стиль изложения работы. Трудно конспектировать глубоко теоретические, крайне эмпирические, фактологические и описательные работы.

К субъективным факторам относятся - знание темы, степень владения языком конспективного изложения; четкое представление о необходимости конспекта в дальнейшей работе, владение оргтехникой и другие условия.

Первая операция, которой следует овладеть при составлении конспекта, это структурирование информации.

Выписки - простейшая форма конспектирования. Состоит в переписывании части текста в виде цитаты или в виде собственных предложений, часто независимых друг от друга.

План - это последовательный перечень проблем, затрагиваемых автором конспектируемой работы.

Тезис - краткое изложение основной мысли, высказанной автором более широко и пространно; это авторское суждение, положение, изложенное "своим" языком.

Аннотация - кратчайшая форма изложения всего содержания конспектируемого текста, дающего общее представление о нем.

Рецензия - критический анализ и оценка прочитанного текста с использованием в качестве доказательств тезисов и цитат из самого текста.

Схема - является альтернативным вариантом плана. Накопленные знания должны использоваться как основа для получения новых. В сущности, то, как мы мыслим, влияет на то, как и что мы изучаем. Составление схем идентифицирует путь нашего мышления, путь, где мы видим связи между знаниями.

Сначала откажитесь от идеи составления плана, пункты которого изложены предложениями. Оперируйте ключевыми словами и терминами, которые описывают идею. Создавать схему можно на листе бумаге, доске, экране компьютера и т.п.

В центр поместите наиболее значимое слово, короткую фразу или символ. Поразмыслите над ним; обведите его в кружок.

Разместите другие значимые слова вне круга. Заключите пункты по смыслу в большие круги, нарисуйте связи между ними стрелками. Оставьте место, чтобы наращивать вашу схему для дальнейшего развития, пояснений, добавления пунктов действий.

Работайте быстро без детального анализа своей работы.

Исправьте первоначальный набросок. Поразмыслите над связями крайних пунктов с центральными пунктами.

Сотрите, замените или сократите слова в описаниях ключевых идей. Переместите значимые пункты ближе друг к другу для лучшей структуризации.

По возможности используйте цветовое выделение для структурирования информации.

Свяжите концепции с помощью слов, чтобы прояснить отношения между ними.

Расширьте вашу схему.

Свободно и быстро добавьте другие ключевые слова и идеи (вы всегда можете стереть). Думайте о перспективе: комбинируйте идеи, чтобы расширить схему. Развивайте в различных направлениях соответственно теме, не ограничиваясь тем, как вы создаете схему. По мере расширения схема будет становиться все более детальной.

Отложите схему в сторону.

Спустя какое-то время продолжите работу над ней. Остановитесь и задумайтесь над связями, которые вы развиваете. Продолжайте и дальше работать над схемой (прямо до экзаменов, если необходимо).

Эта схема - ваш личный учебный документ. Она объединяет то, что вы знали, с тем, что изучаете и что вы, возможно, должны доделать для полноты «картины».

Таблица - перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам. Таблицы используют в следующих случаях:

- при необходимости представить данные, для которых важно точное числовое значение;

- при необходимости представить большое количество чисел в компактном виде;

- для обобщения сведений;

- для представления информации, слишком сложной для простого и четкого изложения в тексте или изображения на рисунке.

Таблицы имеют собственную нумерацию. Таблица должна быть настолько полной, чтобы ее можно было понять без ссылки на основной текст, однако она должна содержать только необходимые данные. Таблица должна быть по возможности простой.

Вертикальные и горизонтальные графы таблицы (столбцы и строки) должны быть расположены в определенной логической последовательности.

Единицы измерения, символы и данные в таблице должны совпадать с этими элементами в тексте.

Таблицы, содержащие сходные типы информации, следует форматировать аналогичным образом.

Одни и те же данные нельзя представлять и в таблицах, и на рисунках.

Если таблица оформлена неудовлетворительно, иногда проще построить ее заново, чем пытаться исправить уже созданную таблицу.

Таблица состоит из пяти основных частей:

А. Номер и название.

Б. Головки столбцов.

В. Боковик (содержит головки строк).

Г. Поле данных (содержит сведения, числовые данные).

Д. Примечания.

Название таблицы должно быть лаконичным и информативным; как правило, оно должно состоять из одного предложения. Не следует составлять названия таблицы из перечня головок столбцов; предпочтительнее указать категорию или класс переменных, на которые таблица ориентирована.

Примечания используют в случае, если информация логически не вписывается в структуру таблицы и труднодоступна в основном тексте. Предпочтительнее всего использовать в таблице в качестве индекса те же символы, что и для сносок в основном тексте.

Ответить на вопрос о том, какие данные разместить в столбцах, а какие - в строках, непросто. Согласно одним рекомендациям, сходные данные целесообразнее помещать в столбцах, поскольку сравнивать их легче, просматривая столбец сверху вниз. Эти рекомендации предполагают, что названия головок строк в боковике отражают независимые переменные, а головки столбцов - зависимые переменные. Окончательный выбор наиболее понятного читателю оформления таблицы может зависеть также от ограничений, связанных с размером полосы, ширины столбцов таблицы, общего количества данных и количества данных, подлежащих сравнению. Оформление таблицы представлено в приложении 1.

В таблице не должно быть незаполненных, неименованных граф и очень осторожно следует вводить графу «Примечание». Эта графа вводится тогда, когда примечания даются к большинству строк таблицы, а в остальных случаях примечания целесообразно помещать в виде сносок под таблицей (приложение 2).

Перечень вопросов для теоретической самостоятельной подготовки.

На самостоятельное изучение курса «Вторичные метаболиты растений» выносятся в соответствии с тематикой лекций следующие вопросы:

Принципы классификации. Основные группы вторичных метаболитов. Основные методы анализа и идентификации вторичных метаболитов.

Защитные функции вторичных соединений.

Основные группы фенольных соединений.

С1- простые фенолы.

С1-С3 - соединения.

Флавоноиды.

Биосинтез и обмен фенольных соединений.

Распространение и функции таннинов.

Кумарины. Структура. Распространение.

Лигнин. Определение, выделение. Структура.

Абсцизовая кислота. Строение. Функции. Метаболизм.

Этилен. Строение. Функции. Метаболизм.

Временная и пространственная организация синтеза и накопления фитогормонов.

Функции фитогормонов.

Строение, распространение, классификация алкалоидов.

Характеристика основных групп алкалоидов.

Основные ферменты биосинтеза алкалоидов.

Специализированные структуры накопления вторичных метаболитов.

Основные группы терпеноидов.

Каротиноиды: химическая природа и строение, физико-химические свойства.

Синтез каротиноидов.

Основной путь биосинтеза изопреноидов.

Природа и распространение гликозидов в растениях.

Роль растительных гликозидов в жизни растений.

Использование гликозидов в практике человека.

4.2 Написание и защита реферата

В рамках изучения курса студент должен подготовить реферат по одной из предложенных преподавателем тем или предложить свою.

В основе написания реферата лежат оригинальные научные работы, опубликованные в реферируемых научных журналах. Обзорные работы должны быть опубликованы в последние 10 лет, научные работы- 3 лет.

Оформление реферата должно соответствовать ГОСТ Р 7.32−2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов.

Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка». Объем реферата должен составлять 15−20 страниц.

Реферат сдается на проверку преподавателю согласно «Графику учебного процесса и самостоятельной работы студентов, приведенного в конце данных методических указаний (прил. А).

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся, а также развития коммуникативных компетенций защита реферата проводится в виде презентации на практических занятиях в интерактивной форме, т.е. в том числе и с участием в обсуждении темы реферата других обучающихся.

Защита итоговой работы осуществляется с целью проверки усвоения студентами комплекса знаний, полученных при изучении дисциплины. Для защиты реферата студент готовит презентационные материалы, оформленные в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение ФГАОУ ВПО СФУ.

Задание по написанию реферата выдается лектором на первой лекции вместе со списком учебной литературы по соответствующим модулям. Защита рефератов осуществляется во время семинарских занятий в форме презентации по теме реферата, подготовленной в Power Point.

Реферат - краткое описание рецензируемого текста с набором ключевых слов и основных положений. Работа над рефератом способствует повышению общей и профессиональной эрудиции студентов. Выполнение реферативных работ включает несколько этапов:

- выбор темы;

- разработку плана;

- работу с литературными источниками по избранной теме;

- анализ литературных источников;

- написание реферата;

- защита реферата.

Тема реферата выбирается из рекомендованного списка или по предложению студента с согласия преподавателя. Реферирование может быть посвящено частной проблеме или содержать обобщение различных точек зрения по определенной теме. От обычного конспектирования научной литературы реферат отличается тем, что в нем излагаются (сопоставляются, оцениваются) различные точки зрения на анализируемую проблему и при этом составитель реферата определяет свое отношение к рассматриваемым научным позициям, взглядам или определениям, принадлежащим различным авторам. Исследовательский характер реферата представляет его основную научную ценность.

Также рефератом называют краткое изложение научной статьи или монографии. Такой реферат содержит основное содержание первоисточника и обязательно указывается точка зрения составителя, позиция, с которой он рассматривает проблему.

Структура реферата

Титульный лист. На титульном листе указывают наименование высшего учебного заведения; факультет, кафедру, на которой было выдано задание; тему; фамилию и инициалы студента; ученую степень и ученое звание, фамилию и инициалы научного руководителя; город и год выполнения работы. Взаиморасположение элементов на титульном листе представлено в приложении 3.

Содержание. В содержании представлены названия всех разделов и подразделов работы, каждое из которых печатается с новой строки. В конце строки ставят номер страницы, на которой напечатана данная рубрика в тексте. Номера страниц печатают вблизи правого поля, все на одинаковом расстоянии от края страницы. Следует обратить внимание, что названия разделов и подразделов в оглавлении должно точно соответствовать заголовкам текста. При подготовке содержания рекомендуется использовать функции текстового редактора.

Введение. Первым разделом реферативной работы является введение. Во введении обосновывают актуальность рассматриваемой темы, пути развития на современном этапе, имеющиеся проблемы и способы их разрешения. Объём данного раздела не должен превышать 1,5 – 3 страниц машинописного текста.

Обзор литературы. Обзор научной литературы по теме иллюстрирует способность автора творчески анализировать имеющиеся данные, выделять главное и определять пути поиска литературы по конкретным вопросам. Обзор литературных источников должен затрагивать только те вопросы, которые имеют прямое отношение к теме. Рассмотрение выбранных научных статей удобно вести в хронологическом порядке, постепенно раскрывая истину, глубину и степень разработки рассматриваемых вопросов, избегая сведении по тем частным моментам, которые в работе не затрагиваются. В данном разделе на основе анализа литературных источников излагают и обобщают различные точки зрения на исследуемую проблему, высказывается и обосновывается собственная точка зрения выполняющего работу. Рассматривают теоретические основы по выбранной тематике. Изложение должно вестись в форме теоретического анализа проработанных источников применительно к выполняемой теме, логично, последовательно и грамотно. При необходимости данный раздел может состоять из отдельных подразделов. Из содержания теоретического обзора должно быть видно состояние изученности темы в целом и отдельных ее вопросов.

Заключение. Работа приобретает законченный вид, и читатель может быстро уяснить суть рассматриваемого вопроса без чтения основного текста, если автор успешно справился с подведением итогов по выполненной работе в виде заключения или выводов [4]. В заключении автор излагает основную суть работы, формулирует краткие выводы по изложенному материалу и приводит собственную точку зрения на представленные в работе проблемы. В заключение не включают рисунки, таблицы и другие иллюстрированные материалы. Выводы должны быть четкими и информативными.

Перечень используемой литературы. Оформляется в соответствии с существующими требованиями.

Приложения (в случае необходимости).

Общие требования к оформлению реферата

Титульный лист занимает одну страницу. С нее начинается нумерация, но номер не ставится. Нумерацию начинают печатать со страницы «Введение». Все страницы, включая страницы с рисунками, таблицами нумеруют последовательно арабскими цифрами.

Каждый раздел начинают печатать с новой страницы, заголовок печатают заглавными буквами и располагают симметрично тексту. Точка после названия не ставится. Подразделы не начинают с новой страницы, однако их заголовки не должны быть последней строкой на странице. Заголовки подразделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной), точку в конце заголовка не ставят. Между заголовком и текстом должно быть расстояние, равное 2 интервалам при компьютерном наборе.

Изложение каждой новой мысли следует начинать с красной строки. Необходимо избегать абзацев, занимающих целую страницу или очень коротких, содержащих в себе одну или две фразы. Два – три абзаца на страницу наиболее удобны для чтения. Текст работы должен отличаться четкостью и сжатостью изложения материала, ясностью и выразительностью языка, лишенного трафаретных фраз, жаргонных и бытовых выражений.

Иллюстрации являются неотъемлемой частью работы, они делают работу понятной и содержательной, наглядной и оригинальной. иллюстрациями могут быть диаграммы, карты, рисунки, таблицы, графики. Все иллюстрации, используемые в работе, называются рисунками. Рисунки в тексте располагаются вблизи тех мест, где они упоминаются впервые. При повторной ссылке на этот рисунок добавляют сокращенно слово «смотри» (см. рис. 1). Под каждым рисунком с левой стороны указывают порядковый номер с точкой (Рис. 2).

Объём реферата составляет 10-15 страниц компьютерного набора через 1,5 интервала. Высота букв (кегль) – 14. Текст должен быть напечатан на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм). Страницы должны иметь поля: левое - 30 мм, верхнее - 25 мм, правое - 15 мм, нижнее - 20 мм. Страницы нумеруются вверху от центра.

Латинские названия необходимо приводить курсивом в соответствие с правилами номенклатуры. При первом упоминании следует давать полное видовое название организма, при повторном упоминании – сокращенное. Например: Bacillus subtilis - B. subtilis.

При оформлении работы следует пользоваться по возможности общепринятыми сокращениями и буквенными аббревиатурами. При использовании узкоспециальных аббревиатур первое упоминание указывается в круглых скобках после полного наименования, а в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки. Например: предельно допустимая концентрация (ПДК). Сокращение должно оканчиваться на согласную и иметь точку. Например: т.д. – так далее, др. – другие, г. – год, гг. – годы. Исключение составляют сокращения единиц измерения (мг, г, кг, мм и др.). При буквенных аббревиатурах, в отличие от сокращений, точки не ставятся. Например: ОФР – Общество Физиологов Растений.

Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами. Например: десять страниц текста.

Многозначные количественные числительные пишутся цифрами. Например: 265 сортов растений. Исключение составляют числительные, с которых начинается абзац, в этом случае многозначные числительные пишутся словами.

Количественные числительные не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например: в 10 опытах (не в 10-ти опытах). При написании порядковых числительных необходимо соблюдать следующие правила. Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами. Например: первый, сотый, двадцать третий и т.д. Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, пишутся цифрами. Например: 3-суточная культура, 10-процентный раствор, 90-кратное увеличение. В случаях, когда контекст не допускает двояких толкований, допускается упрощенная форма записи. Например: в 10 % растворе, при увеличении х90.

Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания в виде одной или двух букв. Например: пятая – 5-я, седьмой – 7-й, в девяностых – в 90-х, но десятого – 10-го. При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз. Например: в 1, 3 и 5-м экземплярах и т.п. Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, не имеют падежных окончаний, если они стоят после существительного, к которому относятся. Например: в таблице 2, на рисунке 7. Порядковые числительные при записи римскими цифрами падежных окончаний не имеют, например: ХХ век.

Перечень тем для выполнения рефератов

Растительные фенолы.

Гликозиды. Природа и распространение гликозидов в растениях.

Терпены и терпеноиды. Природа и распространение.

Классификация терпенов (геми-, моно-, сескви-, ди-, сестер-, три-, тетра-, политерпены).

Биосинтез терпеноидов.

Полиизопрены – каучук, гутта, их строение и промышленное значение.

Эфирные масла и смолы: локализация и функции в растениях.

Алкалоиды: распространение и типичные представители.

Основные группы фенольных соединений. Распространение и основные представители.

Пути биосинтеза основных классов вторичных метаболитов - алкалоидов, изопреноидов, фенольных соединений.

Модификации вторичных метаболитов (гликозилирование, гидроксилирование, метоксилирование, метилирование).

Регуляция и внутриклеточная организация синтеза вторичных метаболитов.

Пространственная организация синтеза и накопления вторичных метаболитов в растении.

Принцип разделения синтеза и накопления вторичных метаболитов. Локализация синтеза и накопления вторичных метаболитов на уровне клетки, ткани, органа, целого растения. - идиобласты, ходы, каналы, протоки, млечники.

Временная организация синтеза и накопления вторичных метаболитов в растении.

Изменение синтеза и накопления алкалоидов, изопреноидов, фенольных соединений в процессе онтогенеза.

Функции вторичных метаболитов.

Фитоалексины.

4.3. Составление карты метаболизма.

Составление карты метаболизма позволяет проанализировать, систематизировать и обобщить теоретический материал и метаболические процессы как основных групп соединений, так и веществ вторичного происхождения.

4.4.Перечень вопросов, выносимых на зачет.

1.Цели и задачи биохимии растений.

2.Особенности соединений, которые относят к вторичным метаболитам.

3.Основные классы вторичных метаболитов.

4.Биоразнообразие фенольных соединений растений.

5.Строение фенольных соединений, их распространение.

6. Классификация фенольных соединений.

7. Мономерные фенольные соединения.

8. Полимерные фенольные соединения (лигнин, таннины, меланины).

9.Биосинтез фенольных соединений.

10. Шикиматный и ацетатно-малонатный пути биосинтеза растительных фенолов.

11. Функции фенольных соединений в растениях.

12. Классификация фитогормонов.

13. Гормоны – стимуляторы роста.

14. Гормоны – ингибиторы роста.

15. Физиологическая роль фитогормонов.

16. Классификация алкалоидов.

17. Основные группы алкалоидов. Представители. Распространение.

18.Локализация алкалоидов в растениях.

19.Биологические функции алкалоидов в растениях.

20. Пути синтеза отдельных представителей группы алкалоидов.

21. Терпены и терпеноиды. Основные группы. Их функции. Распространение. Представители.

22.Биосинтез терпенов.

23. Гликозиды. Свойства. Физиологическая роль в жизни растений. Пути превращения.

5 Учебно-методические материалы по дисциплине

5.1. Основная

  1. Льюин, Б. Гены // ред. Д. В. Ребриков. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 896 с.

  2. Клетки / / ред. Б. Льюин, Л. Кассимерис, В.П. Лингаппа, Д. Плоппер. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 951 с.

  3. Хелдт Г.-В. Биохимия растений // под ред. А.М. Носова, В.В. Чуба. - М.: Бином. Лаборатория знаний. 2011.- 472 с.

5.2. Дополнительная литература, информационные ресурсы

  1. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. М.: Медицина, 2007.

  2. Wilfred Vermerris, Ralph Nicholson. Phenolic compound Biochemistry. Springer Science + Business Media B.V. 2009

  3. Семенов А.А., Карцев В.Г. Основы химии природных соединений. М.:ICSPE, 2009. Т.1,2.

  4. Алейникова Т.Л., Авдеева Л.В., Андрианова Л.Е. и др. Биохимия. ГЭОРАР – Медиа, 2006.

  5. Белясова Н.А. Биохимия и молекулярная биология. Изд-во: Книжный дом, 2004.

  6. Биохимия фенольных соединений. Под ред Дж. Харборна. М.:Мир, 1968.

  7. Бриттон Г. Биохимия природных пигментов. М.: Мир, 1986.

  8. Гамбург К.З. Биохимия ауксина и его действие на клетки растений. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1976.

  9. Гудвин Т., Мерсер А. Введение в биохимию растений. М.: Мир. Т. 1,2, 1986.

  10. Дерфлинг К. Гормоны растений. Системный подход. М.: Мир, 1985.

  11. Запрометов М.И. Основы биохимии фенольных соединений. М.: Высшая школа, 1974.

  12. Запрометов М.И. Фенольные соединения. Распространение, Метаболизм и функции в растениях. М.: Наука, 1993.

  13. Колесникова С.А. Строение и некоторые свойства вторичных метаболитов из дальневосточной популяции бурой водоросли Dictyota dichotoma: диссертация … кандидата химических наук. Владивосток, 2008.

  14. Красильников Л.А., Авксентьева О.А., Жмурко В.В., Садовниченко Ю.А. Биохимия растений. Ростов: Тормсинг Феникс, 2004.

  15. Ленинджер А. Основы биохимии. М.: Мир. Т. 1-3, 1985.

  16. Лобанов В.Г., Прудникова Т.Н., Щербаков В.Г. Биохимия: Учебник для ВУЗов. Под ред. Щербакова В.Г. Изд-во: ГИОРД, 2003.

  17. Ловкова М.Я. Биосинтез и метаболизм алкалоидов в растениях. М.: Наука, 1981.

  18. Лукнер М. Вторичный метаболизм у микроорганизмов, растений и животных. М.: Мир, 1979.

  19. Метличкий Л.В., Озерецковская О.Л. Фитоалексины. М, 1973.

  20. Мецлер Д. Биохимия. М.: Мир, 1980.

  21. Осипов В.И. Гидроароматические кислоты в жизнедеятельности хвойных. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1979.

  22. Племенков В.В. Введение в химию природных соединений. Казань, 2001.

  23. Полевой В.В. Фитогормоны. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1982.

  24. Страер Р. Биохимия. М.: Мир. Т. 1-3, 1985.

  25. Уоринг Ф., Филлипс И. Рост растений и дифференцировка. М.: Мир, 1984.

  26. Plant Metabolomics Edited by K. Saito, R.A. Dixon, and L.Willmitzer Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2006.

  27. George Kvesitadze, Gia Khatisashvili, Tinatin Sadunishvili, Jeremy J. Ramsden. Biochemical Mechanisms of Detoxification in Higher Plants. Basis of Phytoremediation. Springer-Verlag Berlin Heidelberg, 2006.

  28. СТО 4.2-07-2010. Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной и научной деятельности [текст]/ разраб. Т.В. Сильченко, В.К. Младенцева, Л.В. Белошапко.– Введ. впервые 22.10.2010. – Красноярск: ИПК СФУ, 2010. – 57 с.

  29. ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Библиографическая ссылка.

  30. Каталог лицензионных программных продуктов, используемых в СФУ. / А. В. Сарафанов, М. М. Торопов. – Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2008. – Вып. 1–3.

5.3. Информационные ресурсы

Ссылки на доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам по дисциплине.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов содержат...
М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П....
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия)
Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:...
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Методические указания по самостоятельной работе студентов icon«Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению...
Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов Специальность...
Денисова Т. Ю. Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью: Методические указания к самостоятельной работе студентов....
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания по самостоятельной работе
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и...
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания к самостоятельной работе Красноярск
Человек: основы антропологии: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский...
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания по самостоятельной работе
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология», магистерская программа «Микробиология...
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2011 Разработчик: А. В. Бухаров
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы
В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению...
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической...
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: В. А. Кратасюк
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Методические указания по самостоятельной работе студентов iconФилософия
В издании содержатся планы семинарских занятий по всем разделам дисциплины и методические указания к ним, а также методические указания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск