Скачать 95.94 Kb.
|
Программа по биологии. - - МОУ «Химический лицей» «Человек и его здоровье» г. Тула ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ – 9 КЛАСС. (136 часов, 4 часа в неделю). ВВЕДЕНИЕ – 4 часа. Общая характеристика научного метода познания. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. Наблюдения, гипотеза, эксперимент, теория. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Анатомия человека – наука о строении организма человека и его органов. Методы анатомии: препаровка мертвого тела, прижизненный осмотр, выслушивание, выстукивание, рентгенографические исследования, ультразвуковое обследование, томография. Физиология человека – наука о функциях человеческого тела, его органов, тканей, клеток и клеточных структур. Методы физиологии: наблюдение и эксперимент. Роль опытов на животных в развитии физиологии. Острые и хронические опыты. Гигиена – отрасль медицины, исследующая влияние факторов внешней среды, труда и быта на организм человека с целью разработки мер по охране здоровья населения. Методы гигиены: анализ факторов внешней среды, физиологические и клинические наблюдения, санитарное обследование. Сведения из истории анатомии, физиологии и гигиены. Борьба материализма с идеализмом во взглядах на строение и развитие организма человека. Становление гигиены и ее развитие. Валеология. Демонстрация портретов ученых. Экскурсия на кафедру физиологии ТГПИ им. Л.Н. Толстого. I.ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА – 2 часа.Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Краткая история происхождения человека. Форма человеческого тела и ее изменения в течение жизни. Конструкция человеческого тела. Органы и системы органов. Строение и процессы жизнедеятельности организма человека. Демонстрация муляжа торса человека, мультимедийного анатомического атласа.
Строение клетки: наружная мембрана, ядро, цитоплазма, эндоплазматическая сеть (гладкая и шероховатая), комплекс Гольджи, митохондрии, лизосомы, рибосомы, центросома. Основные процессы жизнедеятельности клетки: обмен веществ, питание, дыхание, выделение продуктов распада, раздражимость, возбудимость. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Строение и функции различных типов тканей: эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной. Строение нейрона. Функции возбудимых тканей. Биоэлектрическая активность. Возбуждение и торможение, проводимость нерва. Синапсы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Рецепторы. Нервная и гуморальная регуляция, их специфика и взаимосвязь. Организм как единое целое. Понятие о гомеостазе. Демонстрация препаратов вскрытой лягушки, нервно-мышечного препарата, раздражения кожи лягушки, мышц и нервов. Можно заменить мультимедийным симулятором. Лабораторные работы:
Деление клетки посредством митоза. Развитие половых клеток, процесс оплодотворения. Размножение и развитие. Развитие организма из оплодотворенного яйца: дробление зиготы, образование бластулы, гаструлы, органогенез. Зародышевые оболочки, питание зародыша. Система органов размножения. Гигиена половой жизни. Роль генетических знаний в планировании семьи. Предупреждение беременности. Гигиена беременности. Рождение, рост, развитие ребенка. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Забота о репродуктивном здоровье. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Особенности терморегуляции человеческого организма. Закаливание. Приемы закаливания. Принципы подбора одежды и обуви в летнее и зимнее время. Производные кожи – ногти и волосы. Строение волоса. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Рефлексотерапия. Демонстрация рельефной таблицы кожи человека. Лабораторные работы:
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Строение скелета человека и его сходство со скелетом животных. Состав и строение костей, костная ткань, типы клеток кости. Классификация костей. Типы соединения костей. Рост костей в длину и толщину. Позвоночник и его строение. Грудная клетка. Мозговая и лицевая часть черепа. Скелет конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью, прямохождением. Мышцы и их функции. Механизм мышечного сокращения. Основные группы мышц человеческого тела. Утомление при мышечной работе, понятие о работоспособности. Значение физического воспитания и труда для правильного формирования скелета и развития мышц. Роль мышечной активности в сохранении и укреплении здоровья. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Значение массажа и самомассажа. Профилактика травматизма. Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Демонстрация приемов оказания первой помощи при ушибах, переломах костей, растяжениях сухожилий, вывихах суставов. Лабораторные работы:
Транспорт веществ. Внутренняя среда организма. Кровеносная и лимфатическая системы. Значение постоянства внутренней среды организма. Кровь. Состав крови: плазма и форменные элементы (эритроциты, тромбоциты и лейкоциты). Химический состав плазмы: вода, минеральные соли, белки и др. Эритроциты, их строение и функции, роль гемоглобина в переносе кислорода. Гемоглобин и оксигемоглобин. Артериальная и венозная кровь. Группы крови. Переливание крови. Консервация крови. Лейкоциты, их строение и классификация. Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. Фибриноген, системы свертывания и противосвертывания крови. Свертывание крови как защитная ферментативная реакция. Гемофилия. Кровообращение. Кровеносные сосуды и их строение. Большой и малый круги кровообращения. Строение сердца и его работа. Регуляция работы сердца. Давление крови и его регуляция. Измерение давления крови и его диагностическое значение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. Лимфатическая система человека и ее работа. Демонстрация моделей сердца человека, приемов оказания первой помощи при различных видах кровотечений, способов определения СОЭ и количества гемоглобина в крови. Лабораторные работы:
Дыхание. Дыхательная система. Дыхательные пути и легкие. Строение носовой полости и ее функции. Нижние дыхательные пути. Альвеолы и их работа. Строение плевральной полости. Механизм дыхательных движений. Газообмен в легких и тканях. Заболевания органов дыхания и их профилактика. Первая помощь при заболеваниях органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.
Питание. Пищеварительная система. Значение пищеварения. Строение зубов, профилактика зубных болезней. Пищеварение и всасывание в ротовой полости. Слюнные железы, состав и роль слюны. Строение пищевода. Пищеварение и всасывание в желудке. Роль ферментов в пищеварении. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Пища как биологическая основа жизни. Печень и поджелудочная железа, их роль в организме. Всасывание и его регуляция. Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение глистных и кишечных заболеваний. Первая доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Профилактика гепатита и кишечных инфекций. Демонстрация модели торса человека, влажных препаратов. Лабораторные работы:
Обмен веществ и превращения энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров и углеводов, воды и минеральных солей. Роль окисления и распада веществ в жизнедеятельности организма. Витамины и их роль в обмене веществ. Способы сохранения витаминов в пищевых продуктах. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Расходы энергии и нормы питания. Рациональное питание. Лабораторные работы:
Органы выделительной системы: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Выделение. Значение выведения из организма конечных продуктов обмена. Функции почек. Нефрон. Образование первичной и вторичной мочи. Мочеполовая система. Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Филогенез выделительной системы. Демонстрация модели строения почки.
Эндокринная система. Железы внутренней и внешней секреции. Значение желез внутренней секреции для роста, развития и регуляции функций организма. Гормоны и их свойства. Внутрисекреторная функция поджелудочной железы и надпочечников. Щитовидная железа. Гипофиз. Роль половых желез в развитии организма. Гуморальная регуляция различных жизненно важных процессов. Демонстрация желез внутренней секреции, фотографий моделей людей с гормональными нарушениями.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Значение нервной системы в регуляции и обеспечении согласованности функций организма, взаимосвязи организма со средой. Центральная и периферическая нервная система. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Строение и функции спинного мозга. Спинномозговые рефлексы. Строение головного мозга. Функции заднего мозга: продолговатого мозга, моста, мозжечка. Функции среднего мозга. Функции переднего мозга. Ретикулярная формация и лимбическая система, их строение и функции. Значение коры больших полушарий, ее связь с другими отделами мозга. Анализаторы. Строение, функции и гигиена органов зрения. Глаз как оптическая система. Сетчатка глаза. Рецепторы и их работа. Проводниковые пути. Обманы зрения. Строение, функции и гигиена органов слуха. Органы равновесия, осязания, вкуса, обоняния, мышечного чувства. Органы чувств, их роль в жизни человека. Нарушения зрения и слуха, их профилактика. Психология и поведение человека. Исследования И.М. Сеченова и И.П. Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Высшая нервная деятельность. Условные и безусловные рефлексы. Врожденные формы поведения. Безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретенные формы поведения: условные рефлексы, динамические стереотипы. Возбуждение и торможение – основные процессы нервной деятельности животных и человека. Врожденное торможение: безусловное и запредельное торможение. Приобретенное торможение: угасание условного рефлекса, различительное торможение, запаздывающее торможение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Рациональная организация труда и отдыха. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Режим дня школьника. Вредное влияние курения и употребления алкоголя, наркотических веществ на психику. Развитие наркомании, ее предупреждение и лечение. Профилактика нервно-психических расстройств. Филогенез нервной системы. Демонстрация модели головного мозга человека, уха, глаза. Лабораторные работы:
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА – 6 часов. Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранения здоровья. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. Человек и окружающая среда. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Значение окружающей среды как источника веществ и энергии. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. Меры профилактики заболеваний, вызываемых животными, растениями, бактериями, грибами и вирусами. Максимова Татьяна Владимировна. Заслуженный учитель школы РФ. Соросовский Учитель Средней Школы. ТУЛА – 2007 г. |
Рабочая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной общеобразовательной школы, а так же для профильного... | Программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» для 10-11 класса Предлагаемая программа элективного курса по биологии «Человек и его здоровье» предназначена для учащихся 10-11-х классов основной... | ||
Курс «Человек и его здоровье» 8 класс Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по... | Рабочая программа основного общего образования по биологии для 8... Программы курса «Человек и его здоровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе:... | ||
Рабочая программа элективного предмета «Человек и его здоровье» Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Человек и его здоровье», составленного группой авторов Л. В.... | Тематическое планирование по курсу Биология «Человек и его здоровье» 8 класс № Человек- существо биосоциальное. Здоровье человека. Анатомия, физиология и гигиена человека | ||
Рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии... «Человек и его здоровье» авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина. В. М. Пакуловой //Программы для общеобразовательных учреждений.... | Рабочая программа учебного курса биологии 8 класс Учитель: Краюхина... Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»... | ||
Рабочая программа учебного курса «Здоровье человека и окружающая среда» Данный курс углубляет содержание раздела курса биологии “Человек и его здоровье”, использует межпредметные связи с основными курсами... | Программа предпрофильного курса по биологии 8 класс: «человек и его здоровье» Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Поурочное планирование по биологии. 8 Класс. Раздел «человек». Учебник «биология. Человек 8», авторы: А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш.... | ||
Рабочая программа по биологии «Человек и его здоровье», разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина, В. М. Пакуловой | Программа по биологии пояснительная записка В содержание программы включен материал из следующих разделов школьной биологии: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»,... | ||
Урок-портфолио по биологии 8 класс Оборудование: микроскопы, микропрепараты крови лягушки, гранат, яблоко, гематоген, изюм, хурма, черный ящик, мультимедийное пособие... | Реферат: Здоровье и спорт Но, спонтанные попытки улучшить свое здоровье и заняться спортом, которые, наверное, делает практически каждый человек, только вредят... |