Скачать 0.85 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Ставропольская государственная медицинская академия Кафедра микробиологии, иммунологии и вирусологии УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МИКРОБИОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ для студентов заочного отделения факультета высшего сестринского образования (ВСО) по специальности 040600 - СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО Ставрополь, 2009г. Учебно-методическое пособие составлено заведующим кафедрой микробиологии, иммунологии и вирусологии СГМА, доктором медицинских наук, профессором Пожарской В.О. в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 040600 - Сестринское дело, утвержденным 15.03.2000г. (номер гос. регистрации 239). Данное издание подготовлено на базе методических рекомендаций, разработанных кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии ММА им. И.М.Сеченова (зав. кафедрой— академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Зверев В.В.). Авторы: профессор, д.м.н. Пожарская В.О. д.м.н. Таран Т.В. доцент Казиев А.Х. доцент Лысогора Л.В. асс. Селиванова И.С. асс. Климанович И.В. Учебно-методическое пособие рассмотрено на заседании учебно-методического совета СГМА по специальности «Сестринское дело» 26 декабря 2008 года, протокол № 4 и рекомендовано для студентов, заочного отделения по специальности 040600 - Сестринское дело. 1. ВВЕДЕНИЕ Вселенная состоит из живой и неживой материи. Представителей живой природы условно можно разделить на две большие группы: макромир и микромир. К макромиру относятся все те представители живой материи, которых мы видим невооруженным пазом: животные, растения, птицы, насекомые, гельминты и т.д. К микромиру относятся многочисленные микроорганизмы, а также более просто устроенные формы живой материи, такие как вирусы и прионы, которые невидимы невооруженным глазом, но которых можно наблюдать с помощью оптических приборов - микроскопов. Современную микробиологию можно определить как науку, изучающую строение, биологию, экологию микробов - мельчайших форм жизни животного и растительного происхождения, невидимых невооруженным глазом. Она делится на ряд разделов и дисциплин, прежде всего на общую и частную. Общая микробиология но методам познания делится на анатомию (строение), физиологию, биохимию, генетику, экологию и эволюцию микроорганизмов. Частная микробиология по объектам изучения делится на медицинскую, ветеринарную, сельскохозяйственную, морскую, космическую, техническую. Медицинская микробиология изучает микробов, патогенных для человека; ветеринарная - болезнетворных для животных; сельскохозяйственная - вызывающих заболевания у растений. Морская и космическая микробиология изучают микробов, обитающих в морях и океанах, водных бассейнах или в космическом пространстве. Техническая микробиология изучает и реализует в практике возможности и свойства микробов синтезировать и производить в процессе своей жизнедеятельности ценные для человека продукты, например сахара, спирты, углеводы, белки, в том числе ферменты, кислоты и т.д. На базе технической микробиологии возникла биотехнология. В соответствии с объектами изучения микробиология подразделяется на ряд дисциплин: бактериологию, микологию, вирусологию, протозоологию, изучающих соответственно бактерии, грибы, вирусы и простейшие. Медицинская микробиология изучает строение микробов, способных вызвать у человека болезни, их жизнедеятельность (физиологию), генетику, экологию, патогенез (механизм болезнетворности), основные клинические проявления инфекционных болезней, специфическую диагностику, профилактику и лечение инфекционных болезней, а также их эпидемиологические особенности. В недрах микробиологии родилась самостоятельная наука - иммунология, которая изучает механизмы и способы защиты организма от антигенов - генетически чужеродных для организма веществ, в том числе и микробного происхождения - с целью поддержания гомеостаза, структурной и функциональной целостности организма. Знание микробоиологии и иммунологии необходимо каждому врачу, каждому медицинскому работнику, т.к. микробы играют существенную роль в жизни человека, определяют его макро- и микроэкологию, вызывают многочисленные инфекционные болезни, а вопросы индикации и идентификации микробов, специфической диагностики, профилактики и лечения инфекций отличаются своими особенностями и требуют особых знаний. 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ 2.1. СТРУКТУРА И КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Изучение микробиологии и иммунологии и близких к ним дисциплин имеет очень большое значение в подготовке медицинских сестер с высшим образованием, поскольку именно специалисты такого профиля ответственны за свою эпидемиологическую работу в медицинских учреждениях. Рабочая программа и методические рекомендации по микробиологии и иммунологии для студентов заочного отделения факультета высшего сестринского образования составлены с учетом квалификационной характеристики выпускника факультета ВСО. При подготовке методических материалов учитывалось, что все студенты факультета получили среднее медицинское образование и имеют представление об изучаемом предмете и дальнейшие необходимые им в работе знания они получат на кафедрах эпидемиологии, гигиены, организации здравоохранения и при знакомстве с клиническими дисциплинами. Настоящие методические материалы предназначены для самостоятельной работы студентов заочного отделения факультета ВСО и позволяют ознакомиться с рабочей программой по предмету, подготовиться к практическим занятиям, выполнить контрольную работу с учетом требований кафедры. Программа обучения по дисциплине состоит из двух разделов: общей микробиологии с основами иммунологии и частного курса микробиологии и вирусологии. Общая микробиология включает следующие темы: морфологию, физиологию, экологию микробов и влияние на них факторов внешней среды, генетику микроорганизмов и основы биотехнологии, противомикробные препараты, а также учение об инфекции. В разделе иммунологии изучаются механизмы неспецифической и специфической защиты организма, серологические методы диагностики инфекционных заболеваний и иммунобиологические препараты, используемые для профилактики и лечения. В разделе частная "микробиология изучаются вопросы этиологии, патогенеза, принципов диагностики, профилактики и лечения инфекционных заболеваний в соответствии с эпидемиологическим принципом классификации инфекций по механизму передачи. Учитывая значение условно-патогенных микроорганизмов в современной патологии человека и то, что большинство выпускников заочного отделения ВСО будут работать в медицинских учреждениях неинфекционного профиля, акцент при изучении всего курса микробиологии делается на условно-патогенные микроорганизмы и их роль как возбудителей внутрибольничных инфекций. На кафедре микробиологии с вирусологией и иммунологией студенты заочного отделения ВСО обучаются в течение 3 семестра. Во 2 семестре проводится 1 установочное занятие и далее студенты самостоятельно изучают разделы общей микробиологии, основы иммунологии и пишут контрольную работу. Контрольная работа состоит из тестовых заданий и разделена на несколько частей, соответствующих разделам курса. Студентам рекомендуется выполнять каждый раздел контрольной работы по мере изучения материала. В 3 семестре в январе к практическим занятиям студенты допускаются при наличии выполненной контрольной работы и изучают частную микробиологию и вирусологию, готовят реферативную работу по одной из предложенных тем. Перечень тем для реферативных работ см. в приложении. Тему реферативной работы и список рекомендуемой литературы обсуждается каждым студентом со своим преподавателем на последнем практическом занятии. Реферативная работа должна быть представлена на экзамен. В январе на кафедре проводится 10 практических занятий (20 часов) и читается 9 лекций (18 часов). По окончанию студенты сдают экзамен, включающий тесты, практические навыки и теоретическую часть. Методические материалы выдаются студенту на весь период обучения по дисциплине и сдаются в конце семестра, студенты, не сдавшие контрольную работу, реферат и методические материалы к экзамену не допускаются. 2.2. КОНЕЧНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ Студент должен знать: Правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории, методы микроскопии, используемые в микробиологии, принципы классификации микробов, бинарную номенклатуру, структуру и химический состав микробов, функции отдельных структур. Основные функции микробов: питание, дыхание, размножение, ферментативная активность; влияние окружающей среды на микробы; питательные среды; методы выделения чистых культур аэробных и анаэробных бактерий. Методы культивирования вирусов. Роль микроорганизмов в круговороте веществ в природе; использование микробов в промышленности, сельском хозяйстве и биотехнологическом производстве; состав микрофлоры организма человека и ее значение; санитарно-показательные микроорганизмы воды, воздуха, почвы и их значение для оценки санитарного состояния окружающей среды. Действие на микробы химических и физических факторов, понятия «асептика», «антисептика»; методы стерилизации и аппаратура; механизм действия дезинфицирующих веществ, дезинфектанты. Химиотерапевтические вещества: антибиотики; классификация антибиотиков по способу получения, химической структуре, механизму и спектру действия; осложнения антибиотикотерапии; антибиотикорезистентность микроорганизмов, ее механизмы. Основы генетики микробов, виды генетических рекомбинаций у бактерий и использование генетических рекомбинантов для получения вакцинных штаммов, продуцентов антибиотиков, ферментов, гормонов. Механизмы формирования лекарственной устойчивости. Понятия и принципы генетической инженерии. Сущность биотехнологии и решаемых ею проблем. Понятия «инфекция», «инфекционная болезнь»; виды инфекции; роль микробов в развитии инфекционного процесса; механизмы и пути передачи возбудителя. Иммунная система человека; неспецифические и специфические факторы защиты организма; механизм реакций иммунитета, используемых для диагностики инфекционных заболеваний, диагностические препараты. Иммунобиологические препараты, применяемые для лечения и профилактики инфекционных заболеваний: вакцины, лечебно-профилактические сыворотки, иммуномодуляторы, эубиотики, пробиотики, лечебные бактериофаги. Таксономия, морфологические и биологические свойства возбудителей инфекционных заболеваний, эпидемиология, механизмы и пути передачи возбудителей, патогенез, основные клинические проявления и иммунитет при этих заболеваниях; принципы диагностики, неспецифическая и специфическая профилактика, препараты для лечения. 2.3. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КУРСА. ОБЩАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ. МОРФОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ Систематика и номенклатура микробов. Бинарная номенклатура микробов. Бактерии, грибы, простейшие, вирусы. Бактериофаги. Вироиды. Прионы. Основные формы и размеры микробов. Методы их изучения. Особенности строения бактерий: клеточная стенка, капсула, жгутики, фимбрии, цитоплазма, мезосомы, нуклеоид. Значение структурных компонентов. Окраска по Граму, значение метода. Понятие о грибах, простейших. Вирусы. Особенности их строения. ФИЗИОЛОГИЯ МИКРООРГАНИЗМОВ Питание бактерий. Питательные среды. Типы дыхания. Особенности культивирования риккетсий, хдамидий, вирусов. Ферменты бактерий. Изучение ферментативной активности микробов. Рост и размножение микробов. Особенности генетики микробов. Микробы и окружающая среда. Микрофлора почвы, воды, воздуха, организма человека. Влияние факторов (физических, химических, биологических) окружающей среды на микробы. Понятие о стерилизации, асептике, антисептике и дезинфекции. Химиотерапевтические препараты. Антибиотики. Осложнения антибиотикотерапии. УЧЕНИЕ ОБ ИНФЕКЦИИ Понятие об инфекции. Патогенность, вирулентность микробов. Токсины бактерий. УЧЕНИЕ ОБ ИММУНИТЕТЕ Понятие об иммунитете. Иммунная система человека. Вилы иммунитета. Неспецифические и специфические факторы защиты организма. Антигены. Антитела. Формы иммунного ответа. Понятие об иммунном статусе. Иммунодефициты. Реакции иммунитета. Иммунобиологические препараты. Понятие о биотехнологии. ЧАСТНАЯ МИКРОБИОЛОГИЯ. ВОЗБУДИТЕЛИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА БАКТЕРИИ- возбудители кишечных инфекций. БАКТЕРИИ- возбудители респираторных заболеваний. БАКТЕРИИ- возбудители кровяных инфекций. БАКТЕРИИ- возбудители контактных инфекций. ВИРУСЫ - возбудители кишечных инфекций. ВИРУСЫ - возбудители респираторных инфекций. ВИРУСЫ - возбудители кровяных инфекций. Возбудители протозойных инфекций Возбудители грибковых инфекций. Схема изложения материала: возбудитель, его основные свойства, характер вызываемого заболевания с элементами эпидемиологии и патогенеза. Иммунитет. Принципы лабораторной диагностики, препараты для этиотропной терапии и специфической профилактики. 2.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЛЕКЦИЙ ПО МИКРОБИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФВСО
|
Учебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности... | Учебно-методическое пособие для студентов вузов. Ростов-на-Дону:... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности... | ||
Учебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов... Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... П. 69 Практикум по микробиологии: учебное пособие для медицинских вузов (под редакцией зав каф микробиологии вирусологии и иммунологии... | ||
H. В. Прозоркина, П. А. Рубашкина Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии Учебно-методическое пособие предназначено аспирантам и соискателям ученых степеней по всем специальностям для сдачи кандидатского... | Методические разработки к практическим занятиям по иммунологии для... Составители: Саидов М. С. – зав кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии, к м н., доцент; д б н., проф. Омарова С. М., к... | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «социология управления»... Вопросы к зачету | Учебно-методическое пособие самара 2005 удк 657 Рецензенты Учебное пособие предназначено для студентов заочного отделения Международного института рынка, обучающихся по специальности «Финансы... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Лекции по микробиологии, учебник «Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии» А. А. Воробьёв | Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов Борисоглебск... Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного и заочного отделения педагогических вузов по специальностям... | ||
2. Человек и биосфера. 8 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности... | Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного... Методическое пособие для студентов четвертого курса дневного и заочного отделения специальности | ||
Учебно-методическое пособие для бакалавров направления 080100. 62... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов очного и заочного отделения с целью организации и обеспечения учебного процесса... | Интернет-экзамен в сфере профессионального образования Учебно-методическое пособие предназначено для студентов заочного отделения биолого-почвенного факультета, обучающихся по специальности... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов отделения многоуровневой подготовки (магистратуры) Юридического Института... | Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения Под редакцией С. А. Ахметова, Р. Х. Гайнутдинов, Г. Я. Гузельбаева, Л. Г. Егорова, М. Ю. Ефлова, Н. М. Калина, Р. Г. Минзарипов, В. П. Модестов,... |