Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы»





Скачать 195.68 Kb.
НазваниеРабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы»
Дата публикации22.11.2014
Размер195.68 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №27»

Ресурсный центр ППиПО






Рассмотрено

На заседании МО

Протокол №___

«___»_______2013





Утверждаю

Директор

Байскич Е.А

_________

«___»______2013



Рабочая программа

элективного курса

«Анатомия и физиология нервной системы»

на 2013 - 2014 учебный год

10 класс

Рабочую программу составила учитель биологии Гатих Н.В

Киселевск 2013

Пояснительная записка

Данная рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» предназначена для обучающихся 10 класса биохимического профиля и рассчитана на один учебный час в неделю в течение года (всего 34 часа).

Программа составлена на основе авторской программы элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» О.В.Петунина рассчитанной на 34 часа в год (1ч в неделю) и материалам авторского учебно-методического комплекса.

Цель курса: углубленное изучение вопросов строения и функционирования центральной нервной системы (ЦНС) и сенсорных систем.

Основные задачи курса:

  1. изучить особенности строения и функций нервной ткани, нервных волокон, нервов, спинного и головного мозга и органов чувств организма человека;

  2. рассмотреть общие принципы управления процессами жизнедеятельности организма человека и роль ЦНС в регуляции, инициации и координации функций;

  3. развить творческие способности обучающихся в процессе проведения самонаблюдений, выполнения лабораторных работ, написания и защиты рефератов;

  4. способствовать определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение биологических и медицинских специальностей.

Последовательность разделов и тем программы обусловлена логикой развития основных анатомических и физиологических знаний о ЦНС и сенсорных системах и связана с переходом от общих вопросов к частным.

В процессе изучения каждого раздела программы предусмотрены теоретические занятия в виде лекций, комбинированных уроков, обобщающих уроков, а также лабораторные работы. Основные формы текущего контроля: письменные контрольные работы, тесты, индивидуальные карточки опроса с физиологическими задачами и вопросами. В конце раздела проводится зачет и письменная контрольная работа, а по завершении изучения курса итоговое тестирование.

В программу включено примерное распределение материала по разделам и темам в форме поурочно-тематического планирования, сформулированы основные требования к знаниям и умениям школьников. В содержании программы также приведен перечень лабораторных работ и демонстрационных объектов по каждому разделу курса. В конце приложен перечень учебно-методического обеспечения.

Учебно-тематический план

урока

Тема урока

Количество часов

Всего

Теория


1

Раздел 1. Общая анатомия и физиология ЦНС

Предмет и задачи анатомии и физиологии ЦНС. Нервная ткань. Нейроны и их строение

12

1

12

1

2

Классификация нейронов по выполняемым функциям. Нейросекреторные клетки. Нейроглия

1

1

3

Нервные волокна и нервы, их строение и типы

1

1

4-5

Нервные окончания и их типы. Рецепторы. Синапсы

2

2

6-7

Возбудимые ткани и их свойства. Биоэлектрические

явления в клетках возбудимых тканей. Проводимость

нервной ткани

2

2

8-9

Рефлекс и рефлекторная дуга. Тип рефлекторных дуг. Классификация рефлексов

2

2

10-11

Процессы управления в живых системах

2

2

12

Зачетный урок по разделу 1

1

1


13

Раздел 2. Частная анатомия и физиология ЦНС

Строение и функции спинного мозга человека

9

1

9

1

14-15

Головной мозг человека. Строение и функции продолговатого мозга, варолиева моста и мозжечка.

2

2

16-17

Строение и функции среднего и промежуточного

мозга

2

2

18-19

Строение и функции большого (конечного) мозга

2

2

20

Обобщение знаний по разделу 2

1

1

21

Зачетный урок по разделу2

1

1



22

Раздел 3. Анатомия и физиология периферической нервной системы

Общие сведения о периферической нервной системе

Спинномозговые и черепные нервы

4
1

4
1

23-24

Вегетативная нервная система

2

2

25

Обобщение знаний по разделу 3

1

1


26

Раздел 4. Анатомия и физиология сенсорных систем

Понятие об органах чувств и сенсорных системах. Значение зрения. Строение глаза

8

1

8

1

27

Функции органа зрения

1

1

28-29

Строение и функции органов слуха и равновесия

2

2

30-31

Строение и функции органов обоняния, вкуса и осязания. Общие свойства анализаторов

2

2

32

Обобщение по разделу 4

1

1

33

Зачетный урок по разделу 4

1

1

34

Итоговое тестирование по курсу

1

1




Всего

34

34


Содержание программы
Раздел 1 Общая анатомия и физиология ЦНС

Предмет и задачи курса «Анатомия и физиология ЦНС и сенсорных систем».

Нервная ткань. Нейроны и их строение. Тело нейрона (ядро, цитоплазма, нейрофибриллы) и отростки нейрона (аксоны, дендриты). Функции аксонов (отведение нервных импульсов от тела нейрона) и дендритов (восприятие раздражения и проведение нервных импульсов к телу нейрона). Классификация нейронов по количеству отростков (униполярные, биполярные, мультиполярные, псевдоуниполярные) и по выполняемым функциям (аффекторные, или чувствительные; ассоциативные, или вставочные; эффек-
торные, или исполнительные). Нейросекреторные клетки, особенности их строения и значение.

Нейроглия и ее функциональная значимость. Особенности и значение шванновских клеток, олигодендроглии, микроглии и глиальных макрофагов,

Нервные волокна и нервы. Нервные волокна, их типы (миелиновые и безмиелиновые), строение и значение. Дегенерация и регенерация нервных волокон. Нервы, их строение, значение и классификация (центростремительные, центробежные и смешанные).

Нервные окончания и их деление на группы по функциональному признаку (эффекторы, рецепторы, иные кониевые аппараты). Двигательные и секреторные эффекторные нервные окончания и их роль. Рецепторы, их значение и классификация
по специфичности воспринимаемого раздражения (механорецепторы, барорецепторы, хеморецепторы, фоторецепторы, терморецепторы и др.), по особенностям строения (свободные и несвободные окончания), по месту воспринимаемого стимула (экстероре- цепторы и интерорецепторы).

Синапсы, их классификация (аксосоматические, аксодендрические, аксоаксональные; электрические, химические), значение синапсов. Медиаторы синаптической передачи (ацетилхолин , катехоламины, аминокислоты). Возбуждение и торможение в ЦНС. Тормозные синапсы. Возбудимые ткани (нервная, секреторная и мышечная) и их свойства. Источники электричества в живых тканях. Биоэлектрические явления, возникаюшие при возбуждении клетки. Мембранный потенциал покоя. Деполяризация. Мембранный потенциал действия и его функциональное значение. Закон «всё или ничего». Инактиеация. Период рефрактерности и ею nродолжительность. Лабильность. Реполяризация и ее роль. Проводимость нервной ткани.

Рефлекс и рефлекторная дуга. Состав рефлекторной дуги (афферентная, центральная и эфферентная части). Количество нейронов, участвующих в образовании рефлекторной дуги. Обратная связь. Рефлекторное кольцо. Принципы рефлекторной деятельности по и.п. Павлову (принципы детерминизма, анализа и синтеза, структурности). Понятие о нервном центре. Классификация рефлексов (по биологическому значению, по роду рецепторов, по характеру ответной реакции, по продолжительности, по сложности и др.).

Процессы управления в живых системах. Управление, его способы (регуляция, инициация и координация) и их характеристика. Средства управления (биологически активные вещества (БАВ), эндокринные железы, ЦНС), управляемые органы и системы. Нервная регуляция функций организма человека и ее характерные черты (вторичность в ходе эволюции, б6льшая точность, быстрота действия и др.).

Теория функциональных систем п. К. Анохина. Возможные результаты деятельности функциональных систем (поддержание в норме показателей внутренней среды организма, удовлетворение основных биологических потребностей организма, удовлетворение
потребностей сообществ животных, удовлетворение социальных потребностей человека). Основные структурные компоненты функциональной системы (полезный приспособительный результат, рецептор результата, «обратная» информация, центральная архитектура, исполнительные компоненты). Блоки центральной архитектуры, их последовательность и значение (блок афферентного синтеза, блок принятия решения, блок эфферентного синтеза, блок акцептора результата действия, блок оценки результата действия).

Демонстрационные объекты. Портреты выдающихся анатомов и физиологов. Таблицы и рисунки, иллюстрирующие методы анатомии и физиологии ЦНС. Таблицы, рисунки, схемы и микропрепараты, иллюстрирующие строение нервной ткани, нервных клеток, нервных волокон, нервов, нервных окончаний, синапсов, рефлекторных дуг.

Раздел 2 Частная анатомия и физиология ЦНС

Спинной мозг человека. Общие сведения о спинном мозге (местонахождение в организме, размеры, границы, оболочки и др.). Серое и белое вещество спинного мозга. Центральный канал. Образование и значение спинномозговой жидкости. Передние, задние и боковые рога спинного мозга. Передние и задние корешки спинномозговых нервов. Сегменты спинного мозга. Канатики белого вещества. Проводящие пучки спинного мозга (короткие, восходящие, нисходящие). Рефлекторная функция (двигательные центры скелетной мускулатуры, центры вегетативной нервной системы)
и проводниковая функция спинного мозга и их значение. Повреждения спинного мозга. Спинальный шок и его последствия.

Головной мозг человека. Общие сведения о головном мозге (местонахождение в организме, масса, оболочки, подходы к делению на отделы, желудочки мозга и др.). Строение (размеры, границы, серое и белое вещество) и функции (рефлекторная и проводниковая) продолговатого мозга. Варолиев мост и его значение (двигательная,
чувствительная и вегетативная иннервация органов головы).


Мозжечок и его строение (червь, правое и левое полушария, ножки мозжечка, кора мозжечка и др.). Функции мозжечка и их изменения, наступающие при повреждениях мозжечка (атония, астазия, астения, атаксия).

Строение и функции среднего мозга (ножки мозга и четверохолмие, черное вещество, красные ядра и др.).

Промежуточный мозг. Строение и функции таламуса, метаталамуса, эпиталамуса, гипоталамуса. Гипоталамо-гипофизарное взаимодействие и его роль в обеспечении связи между нервной и эндокринной системами. Ретикулярная формация как система, активи-зирующая кору больших полушарий. Специфический и неспецифический пути передачи uмnулъсов в кору больших полушарий. Лимбическая система как анатомическое эмоциональное кольцо. Функциональное значение лимбической системы.

Строение и функции большого (конечного) мозга. Общие сведения о большом мозге (правое и левое полушария, мозолистое тело, передняя и задняя спайки и спайка свода, кора больших полушарий, базальные ядра). Деление полушарий на доли (лобную, теменную, височную, затылочную и островковую) и борозды, их разделяющие. Развитие больших полушарий у зародыша и ребенка.

Строение коры полушарий большого мозга. Пирамидальные и звездчатые нейроны коры. Слои нейронов в коре полушарий большого мозга (зональный, внешний зернистый, внутренний зернистый). Новая кора (неокортекс), старая кора (архикортекс), древняя кора (палеокортекс) и их значение. Базальные ядра больших полушарий (хвостатое, чечевицеобразное, миндалевидное тела и ограда) и их значение. Белое вещество и группы проводяших путей полушарий (ассоциативные, комиссирные, проекиионные) и их функции. Функциональные зоны коры (сенсорные, ассоциативные и моторные) и их роль. Локализация функций в коре больших полушарий. Финкииональная ассиметрия полушарий.

Демонстрационные объекты. Таблицы, рисунки, модели, муляжи, пластинчатые препараты, иллюстрирующие строение спинного мозга и головного мозга человека и их отделов.

Раздел 3 Анатомия и физиология периферической нервной системы

Периферическая нервная система и структуры, ее образующие (нервные узлы, нервы, нервные окончания). Закономерности строения периферической нервной системы (парность нервов и их расхождение от ЦНС пучками; кратчайший путь нервов к органам; сегментарная иннервация мышц и кожи и др.). Периферические отделы соматической и вегетативной (автономной) нервных систем и их значение.

Спинномозговые нервы, их передний и задний корешки, ветви (передняя, задняя, соединительная, оболочечная) и общее число (восемь пар шейных нервов, двенадцать - грудных, nятъ поясничных, nятъ - крестцовых и одна пара - копчиковых). Сплетения спинномозговых 'Нервов (шейное, плечевое, поясничное и крестцовое), их состав и значение.

Черепные нервы, их число (12 пар), деление на двигательные, чувствительные и смешанные. Характер и зоны иннерваиии черепных нервов.

Особенности вегетативной (автономной) нервной системы (иннервирует внутренние органы; возбуждение на пути к органам проходит через два расположенных друг за другом нейрона; небольшая скорость проведения возбуждения; выход нервов из ЦНС пучками и др.). Виды влияния вегетативной нервной системы на работу органов (пусковое, корригирующее и адаптационно-трофическое).

Части вегетативной нервной системы. Симпатическая часть и ее центральный и периферический отделы. Околопозвоночные и предпозвоночные симпатические нервные узлы.
Симпатические сплетения. Солнечное (чревное) сплетение и его значение. Симпатические нервные
волокна. Значение симпатической части вегетативной нервной системы. Медиатор окончаний симпатических нервных волокон.

Центральный и периферический отделы парасимпатической части вегетативной нервной системы. Значение парасимпатической части вегетативной нервной системы. Медиатор, образующийся в окончаниях парасимпатических нервов.

Двойная иннервация органов и ее значение. Эффекты симпатической и парасимпатической систем в организме человека.

Демонстрационные объекты. Таблицы, рисунки, модели, иллюстрирующие строение периферической нервной системы, спинномозговых и черепных нервов, особенности строения и функций вегетативной (автономной) нервной системы.

Раздел 4 Анатомия и физиология сенсорных систем

Понятие об органах чувств и сенсорных системах (анализаторах). Шесть видов чувствительности и соответствующие им органы чувств (глаз, ухо, кожа и др.). Анализатор и три его анатомических образования (рецептор, афферентное нервное волокно, зона коры больших полушарий). Значение периферической, проводниковой и центральной частей анализатора. Целостность сенсорной систе- мы как необходимое условие ее функционирования. Вклад И.П. Павлова в создание учения об анализаторах.

Значение зрения как важнейшего чувства. Строение глазного яблока человека (форма, размеры, масса, оболочки и ядро). Фиброзная оболочка: ее передний отдел (роговица) и задний отдел (склера), их строение и функции.

Сосудистая оболочка и три ее части. Радужная оболочка (радужка), ее окраска, зрачок, зрачковый рефлекс. Ресничное (цилиарное) тело, ресничная мышца. Хрусталик и механизм изменения его кривизны. Передняя и задняя камеры, водянистая влага и ее значение. Собственно сосудистая оболочка, значение ее пигментных клеток.
Стекловидное тело и его значение в поддержании формы глаза.

Сетчатая оболочка (сетчатка) и три ее части - задняя (зрительная) и передние (ресничная и радужковая). Палочки и колбочки сетчатки глаза. Дно глазного яблока. Желтое и слепое пятна сетчатки.

Вспомогательные органы глаза, их строение и функции (брови, ресницы, веки, слезный аппарат, мышцы).

Оптическая система глаза. Модель «редуцированный глаз», построение изображения в редуцированном глазу. Аккомодация, процессы и структуры, обеспечивающие ее (рефлекторное изменение кривизны хрусталика, рефлекторное изменение диаметра зрачка), значение аккомодации. Дальнозоркость и близорукость, их причины, коррекция и профилактика.

Светочувствигельный аппарат глаза. Зрительные пигменты (родопсин и йодопсин) И их значение. Восприятие цвета глазом. Трехкомпонентная теория восприятия цвета. Дальтонизм, ею формы (протанопия, дейтеронопия, тританопия) и причины. Бинокулярное зрение, ею сущность и преимущества (расширение поля зрения; возможность компенсации повреждения одною глаза за счет дригого; снижение эффекта слепою пятна и др.).

Слух и его значение. Строение и функции наружного уха человека. Ушная раковина, ее форма, строение (завиток и противозавиток, козелок и протиеокоэелок, вырезка, мочка) и значение. Наружный слуховой проход. Ушная сера, ее образование
и значение. Барабанная перепонка как тонкая фиброзная пластинка. Значение барабанной перепонки.

Строение и функции среднего уха. Барабанная полость и ее стенки (перепончатая, лабиринтная, сосцевидная, сонная, покрышечная, яремная). Слуховые косточки (молоточек, наковальня и стремечко) и их значение в проведении и усилении звука. Евстахиева труба и ее значение.

Строение и функции внутреннего уха. Костный лабиринт, три отдела костного лабиринта (преддверие, улитка и полукружные каналы) и их строение. Перепонка овального окна и ее значение. Перепончатый лабиринт, его части - эллиптический и сферический мешочки, функции мешочков. Эндолимфа, перилимфа и их значение. Строение кортиева органа. Волосковые клетки и возникновение в них нервного импульса.

Строение и функции органа равновесия. Части вестибулярного аппарата (преддверие и три полукружных канала), их строение и функции.

Строение и функции органа обоняния. Обонятельная область носоглоточного пространства. Обонятельные клетки, их центральные и периферические отростки и значение отростков. Механизм действия обонятельных клеток.

Строение и функции органа вкуса. Вкусовые рецепторы, вкусовые клетки, вкусовые почки (луковицы) и сосочки языка (желобоватые, 'нитевидные, листовидные и грибовидные). Виды вкусовых рецепторов и их локализация в ротовой полости. Возбуж-
дение рецепторов веществами, обладающими вкусом.

Кожная чувствительность. Тактильная чувствительность. Строение и функции механорецепторов, холодовых, тепловых и болевых рецепторов.

Общие свойства анализаторов (чем сильнее раздражитель, тем шире разливается возбуждение по коре; способность приспосабливаться к различной силе раздражителей; явление последействия и др.) и их характеристика.

Демонстрационные объекты. Таблицы, рисунки и модели, иллюстрирующие строение органов зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса и равновесия, общие свойства органов чувств, схемы, иллюстрирующие состав сенсорной системы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Обучающиеся ДОЛЖНЫ знать:

  1. особенности строения и функции нервной ткани, нейронов, нейроглии, нервов, нервных окончаний, синапсов;

  2. свойства возбудимых тканей, биоэлектрические явления в животных тканях в' состоянии покоя и возбуждения;

  3. сущность рефлекторного принципа функционирования нервной системы, состав рефлекторной дуги, классификацию рефлексов;

  4. способы и средства управления, характерные для организма человека и других животных;

  5. строение и функции спинного и головного мозга и их отделов;

  6. состав, закономерности строения и функционирования периферической нервной системы;

  7. строение и функции сенсорных систем,

Обучающиеся ДОЛЖНЫ уметь:

  1. распознавать на таблицах и моделях структуры нервной системы и сенсорных систем человека;

  2. устанавливать связи между строением и функциями, выполняемыми различными органами и структурами ЦНС и сенсорных систем организма человека;

  3. пользоваться микроскопом, проводить самонаблюдения;

  4. использовать текст учебника и иных пособий для составления таблиц, для работы с натуральными объектами;

  5. готовить и делать сообщения, писать и защищать рефераты,

Перечень учебно-методического обеспечения

Литература для учителя

  1. Алейникова, Т. В. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие

/Т.В. Алейникова, В.Н. Думбай, ГА. Кураев, Г.Д. Фельдман. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

  1. Анатомия центральной нервной системы. Хрестоматия. (Учебное пособие для

студентов). - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998.

  1. Беркинблит, М.Б. Задачи по физиологии человека/ М.Б. Беркинблит, А.В.

Жердев, О.С Тарасова. - М.: МИРОС, 1995.

4. Билич, Г.Л. Биология: Цитология, гистология, анатомия человека: учебное пособие для старшеклассников и абитуриентов / Г.Л. .Билич. - СПб.: Союз, 2001.

5. Богданова, Т.Л.: Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в вузы / Т.Л. Богданова, Е.А Солодова. - М.: АСТ – ПРЕСС , 2002.

6. Воробьева, Е.А. Анатомия и физиология / Е.А Воробьева, АВ. Губарь, Е.Б. Сафьянникова. - М.: Медицина, 1987.

7. Воронин, Л.Г Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: книга для учителя / Л.Г.Воронин, Р.Д. Маш - М.: Просвещение, 1983.

8. Казаков, В.Н. Физиология в задачах: учебное пособие/ В.Н.. Казаков, В.А Леках, Н.И. Тарапата. - Ростов н/Д: Феникс, 1996.

9. Петунин, О.В. Анатомия и физиология нервной системы: 10-11 класс: методическое пособие / О.В. Петунин.- М.: Вентана- Граф, 2008.

10. Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем. Хрестоматия (учебное пособие для студентов). - М.: Издательство «Институт практической психологии», 1998.

Литература для обучающихся

1. Батуев, А.С. Человек: основы физиологии и психологии: учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений / А.С. Батуев, Л.В. Соколова, М.Г.. Левитин; под ред. А.С. Батуева. - М.: Дрофа, 1998.

2. Биология. Человек: учебник для 9 классов общеобразовательных учебных заведений / А. С.. Батуев, И.Д. Кузьмина, АД. Ноздрачев [и др.]; под ред. Ас. Батуева. - М.: Дрофа, 1998.
3. Драгомилов, А.Г. Биология: Человек: учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений / АГ. Драгомилов, Р.Д. Маш. - М.: Венгана-Граф, 2005.

4. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека: учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии / М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина. - М.: Просвещение, 2003.

5. Хрипкова, А.Г Биология. Человек и его здоровье: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / А.Г. Хрипкова, Д.В. Колесов. - М.: Просвещение, 1997.
Учебные и методические пособия

Таблицы

  1. Расположение внутренних органов

  2. Нервные клетки. Рефлекторная дуга

  3. Схема строения нервной системы

  4. Спинной мозг

  5. Головной мозг

  6. Обонятельный и вкусовой анализатор

  7. Слуховой анализатор

  8. Зрительный анализатор


Микропрепараты

  1. Нерв

  2. Кортиев орган


Модели

  1. Глаза

  2. Глазное яблоко


Барельефные модели

  1. Ухо человека

  2. Доли и извилины верхнелатеральной поверхности полушарий большого мозга

  3. Доли и извилины нижней поверхности полушарий головного мозга

  4. Доли и извилины, цитоархитектонические поля головного мозга

  5. Доли и извилины медиальной поверхности полушарий большого мозга

  6. Строение спинного мозга

  7. Строение спинного мозга

  8. Доли и извилины цитоархитектонические поля головного мозга


Видеофильмы

  1. Нервная система

  2. Сенсорная система

  3. Поведение человека

Интерактивные учебные пособия

  1. Дидактический и раздаточный материал. Биология 9-11 класс. – М.: Изд-во «Учитель», 2010.

  2. Биология. Экспресс подготовка к экзамену 2008-2009– М.: ООО «Новая школа», 2008.

  3. Репетитор по биологии Кирилла и Мефодия– М.: ООО «Кирилла и Мефодия», 2007.

  4. Атлас тела человека – М.: ООО «МедиаХауз», 2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconМ. В. Плотникова анатомия и физиология центральной нервной системы
Плотникова М. В. Анатомия и физиология центральной нервной системы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа. Для студентов...
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconУчебно-методический комплекс б в. 16 Анатомия и физиология центральной нервной системы
Цель дисциплины – сформировать у студентов целостное представление о строении и функционировании нервной системы
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины физиология центральной нервной системы
Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования...
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconАнатомия центральной нервной системы
Данный курс предназначен для студентов первого курса и тесно связан с дисциплиной "Физиология цнс", которая изучается на этом же...
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «анатомия центральной нервной системы»
Цехмистренко Т. А. Анатомия центральной нервной системы. – М.: Ноу впо «Институт психоанализа», 2009. – 38 с
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconКурс «Физиология центральной нервной системы». Данный курс реализуется...
Выписка из образовательного стандарта по дисциплине «Физиология центральной нервной системы»
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «анатомия центральной нервной системы»
Программа курса предназначена для студентов 1-го курса и является одной из основных дисциплин медико-биологического цикла. Изучение...
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconВопросы к вступительному экзамену в ординатуру по специальности «Рентгенэндоваскулярные...
Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы. Нормальная анатомия сердца. Нормальная анатомия артериальной и венозной сосудистой...
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconРабочая программа дисциплины ен. Ф. 05 Анатомия центральной нервной системы

Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconКалендарный план лабораторных занятий по дисциплине «физиология и...
Ii: Общая физиология возбудимых систем и вегетативной нервной системы. 5 занятий
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconРабочая программа дисциплины «анатомия центральной нервной системы»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconГ. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология»
Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся...
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconРабочая учебная программа по дисциплине Функциональная анатомия центральной нервной системы
По направлению подготовки 030401 Клиническая психология (Квалификация «специалист»)
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «физиология центральной нервной системы»
Изложение общей физиологии человека, частной физиологии систем будет способствовать развитию профессиональ­ного мышления, необходимого...
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconРабочая программа Анатомия центральной нервной системы направление...
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Рабочая программа элективного курса «Анатомия и физиология нервной системы» iconКонспект урока «Витамины» 10 класс, буп 1 час, программа О. С. Габриелян....
«Анатомия и физиология» для специальностей 060101-лечебное дело, 060501-сестринское дело (базовый уровень образования). Методическое...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск