Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение





Скачать 323.51 Kb.
НазваниеЧеловек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение
страница1/3
Дата публикации23.07.2013
Размер323.51 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение.

И. Новаковская

"Человеческое тело — резюме Вселенной... Все наши члены, все наши органы соотносятся с силами, циркулирующими в космосе, и сформировались в связи с ними... Горнее существо человека не имеет какой-либо формы, но состоит только из сил, токов, энергий, света и излучений, конденсация которых создала физические органы, какими мы их знаем" 1

Сегодня уже наверное людей в европейских странах, которые, обсуждая проблемы психического здоровья и саморегуляции, так или иначе не использовали бы слово «чакры». Растет и в нашей стране число специалистов, пытающихся оперировать данным понятием, заимствованным из тантризма,

Сегодня чакральный подход начинает все активнее применяться в психосоматической медицине, в психотерапии, и даже в культурологии. Сама же теория чакр продолжает обогащаться, дополняясь научными фактами из разных областей, - из психофизиологии, медицины, прикладной психологии. Цель данной статьи - на основании систематизации обширного материала, собранного различными авторами, сделать следующий шаг в обобщении знаний по морфологии, функциональному соответствию, специфике проявлений чакр, а также предложить концепцию диагностики и коррекции личности на основе сделанных обобщений.

ИСТОИРЧЕСКИЕ КОРНИ ЧАКРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Итак, чакры. Обратимся к истории возникновения данного понятия. С. Даниленко, один из первых экспертов по теории чакр в нашей стране, пишет: «В ходе становления себя как сознательного существа человек… учился использовать окружающие его силы. Параллельно с изучением внешнего мира велось также изучение внутреннего мира, внутренней среды. Результаты подобного изучения фиксировались в так называемой "схеме тела», наиболее полно систематизированы в текстах средневекового индуистского тантризма2… В далекой древности женщины обнаружили, что с помощью тела можно извлекать специфическую информацию о человеке, ситуации и среде, а также определенным образом воздействовать как на человека, так на ситуацию и среду. На этой прикладной основе мужчины развили впоследствии «Науку о Центрах». Она и стала одной из первых интегративных моделей мира и человека, в наглядной и приемлемой для обыденного сознания форме синтезировавшей представления своего времени, в рамках которых человек и мир оказывались «вписаны» друг в друга, функционируя и развиваясь по одним законам. Поэтому интерес к чакрам в психологии и психотерапии закономерен, ведь современная наука, с ее междисциплинарным подходом пытается воссоздать целостное представление о мире, представление, в котором человек был бы встроен в природный и социальный мир на всех уровнях. Чакральная теория древних, подкрепленная современными научными фактами и интерпретированная в терминах современных наук о человеке, возвращается как внутренне согласованная, красивая и практичная теория «встроенности человека в мир».

Заметим, что видение мира и человека, характерное для тантризма, а следовательно и для чакральной теории, не исчерпывается индуистскими и буддистскими Тантрами. Элементы такого видения мира можно найти в учениях китайских даосов, кельтских друидов, мексиканских индейцев и даже христианских гностиков, — например, в "Евангелии от Фомы". Данное мировосприятие восходит к почитавшим творческое начало («Мать мира») культам богини, характерным для обрядов земледельческой эпохи. Основные положения этой своеобразной древней науки о теле, переведенные на современный язык, можно свети к следующим утверждениям:

1. Индивидуальный внутренний мир человека, в его психическом и физиологическом аспектах, представляет собой лишь крошечную часть огромного "невидимого мира" многочисленных связей и отношений, в которые включен человек, подобно тому, как наше тело представляет собой крошечную часть физического мира. И подобно тому, как в физическом мире порождаются лишь немногие из воспринимаемых человеком явлений и процессов, не человек же и порождает и большинство процессов "своего" внутреннего мира. Он лишь воспринимает их3. Говоря современным языком, человек есть прежде всего инструмент мира, проводник многочисленных природных, социальных и культурных связей. Зиммель обмолвился на этот тему: «Человек – это существо, которое все связывает собой, и которое, без того, чтобы связывать, не может существовать».

2. Живое существо есть биополевая субстанция, оно пронизано всевозможными полями и само активно их создает.

Наши тела обретают в процессе эмбриогенеза свойственные им структурно-пространственные характеристики и сохраняют их в дальнейшем благодаря существованию единого биологического «поля жизни». Это поле создается всей совокупностью живых организмов, — от простейших организмов до людей. Оно возникло и развивается параллельно эволюции живых организмов и обусловлено развитием системы «организм-среда». Биологическое поле жизни — именно живое поле, несущее информацию гораздо более богатую и разнообразную, чем сравнительно недавно «открытый» человеком радиодиапазон электромагнитного поля. Ведь каждый живой организм непрерывно «передает в эфир» данные о строении, функции, состоянии и т.д. представляющих его биологических структур!

В процессе эволюции постепенно возникают различные «диапазоны» биологического поля. Прогрессивные формы живых организмов, создаваясь по матрице старых «диапазонов», в процессе своей жизнедеятельности вносят в общее поле новые «частотные характеристики». Будучи достаточно четко выражены, эти частотные характеристики превращаются в новый «диапазон» всеобщего биологического поля, надындивидуальную «организующую матрицу», которая, фиксируя пространственную организацию индивидуальных структур, обеспечивающих данный тип обретенных функций и свойств, как бы «узаконивает» воспроизведение биологических структур такого типа в ходе дальнейшей эволюции. При этом, чем более согласованно работает организм, тем в более широком диапазоне частот он работает. Образно говоря, чакры можно рассматривать как «приемно-передающие устройства», точки включения индивидуального организма в соответствующие диапазоны породившего его всеобщего "поля жизни", несущие информацию не только о событиях, происходящих в организме, но и о событиях, происходящих в "эфире" данного диапазона. Обладая достаточным опытом, с помощью чакр можно получать из "эфира" целевую информацию, — например, о состоянии тех или иных органов конкретного организма. При этом осознание биопольной информации может происходить как на уровне смутных висцеральных ощущений, так и на уровне "визуальных транскрипций" — зрительных образов.

3. Взаимодействие души и тела, психического и физиологического находится в тех же отношениях, в каких находятся мир физический и метафизический, - душа и тело неразделимы. Подобно растению омеле, приживающемуся на дереве иной породы, душа как бы «паразитирует» на дереве тела, живя его соками.4 Иными словами, состояние нейрогуморальной среды организмы непосредственно влияет на психическое состояние (настроение, эмоции, память, мышление) и наоборот.

4. Психотелесное единство человека может быть описано как совокупность центров (тантризме - чакр,5), которые связывают человека с иными сущностями и системами более обширного порядка, от ближайшего семейно-родственного окружения до мира в целом, и питают человека живительными энергиями жизни. Так, в схеме тела, в месте, соответствующем спинному мозгу, присутствует ряд "центров"6, правящих как телом, так и миром. В нижнем из этих центров спит сотворившая мир Свернувшаяся-Кольцом-Сила, Кундалини-Шакти, которая в процессе проявления вселенной последовательно выделила из себя, явила эти средоточия сил. Пробужденная посредством специальных йогических приемов, Кундалини восходит вверх от центра к центру, растворяя их в себе. Тем самым человек освобождается от цепей явленного мира и обретает свою подлинную природу.

5. Чакры представляют собой нерасчленимые целостности, сущность которых не сводима к сумме составляющих их частей. «Источник этой целостности - не внутри человека, а в той совокупности связей, которые характеризуют его в его отношении к окружающей среде"7.

Чакра — это место, в котором переживается особое психофизиологическое состояние, реакция личности на внешние и внутренние стимулы, реакция не отдельной системы или органа, но именно личности в целом, неразрывное единство трех уровней реагирования, трех "составляющих": 1) психической (переживания), 2) физиологической (соматика и вегетатика) и 3) поведенческой. Будучи фоном, на котором развертывается психическая и практическая деятельность человека, состояния оказывают самое непосредственное влияние на протекание этой деятельности, — в том числе познавательной, эмоционально-оценочной и волевой.

Чакры соотносятся с целыми областями человеческого тела, представленными соответствующими отделами спинного мозга, вегетативными нервными сплетениями, мышцами и участками кожи, так что переживания, порождаемые деятельностью тех или иных Чакр, обусловлены всей интерорецепторной зоной,8 представленной в том или ином «сегменте» тела.

Тантрическое знание о деятельности чакр и связанных с ними состояний, зафиксировано в ряде простонародных выражений ("голова пухнет", "твердолобый человек", "ком в горле", "сердце сжимается", "екнуло под ложечкой", "стало жарко в паху", "очко взыграло" и т.д.)

В индуистской традиции данные центры человеческого тела, в которых космические энергии кристаллизируются в качества тела, и в которых качества тела преобразуются в «психические силы» или способности, и называются соответственно (снизу вверх), МУЛАДХАРОЙ, СВАДХИСТХАНОЙ, МАНИПУРОЙ, АНАХАТОЙ, ВИШУДХОЙ, АДЖНОЙ И САХАСРАРОЙ.

Особенности восприятия мира и соответствующие этому восприятию переживания определяется активностью соответствующих центров. Так, «когда ум пребывает в СЕРДЦЕ, душа замечает духовный свет и восклицает: что это? Когда ум подступает к ГОРЛУ... человек любит слушать и говорить о Боге. Когда ум поднимается еще выше и приближается к БРОВЯМ, перед ним встает видение Божественного Существа... Но лишь на следующей стадии ум... входит в Божественное Сознание и ощущает свое единство с Бесконечным». 9 Подробнее специфические переживания и способности, относящиеся к каждой чакре, представлены в таблице 1.10

Сознательно концентрируясь на работе той или иной области тела, можно заметить, что с различными центрами связаны различные типы эмоций и наоборот — те или иные состояния вызывают повышенную ощущаемость того или иного центра непосредственно в теле. Оказалось, что с каждым центром взаимосвязан и определенный тип мышления, оценки ситуации и среды, социальная ориентация, видение мира, а также конкретные физиологические функции и органы (железы, нервные сплетения, отделы спинного мозга). В таблице 1 также представлены типы болезней, ориентировочно связанных с дисфункцией тех или иных чакр.11

Активность центров взаимосвязана с жизненными ситуациями, людьми, местами, городами, культурами. Через призму центров может быть проструктурирован как социум, так и универсум, вся вселенная в целом. Через призму чакр можно рассматривать и события. Таким образом чакры — это точки сопряжения, в которых встречаются внешний и внутренний миры. "Что есть здесь, то есть и повсюду, а чего здесь нет, того нет нигде", — учат нас Тантры. Посредством индивидуальных систем центров, то есть людей, универсум взаимодействует сам с собой. Образно говоря, человек, является маской, которую надевает Вселенная, чтобы встретиться и поиграть сама с собой.

Итак, характер нашей индивидуальности и, соответственно, нашего взаимодействия со средой обусловлен характером функционирования нашей системы центров. Посредством центров, "всем телом", мы взаимодействуем друг с другом. А индивидуальные характеристики представляющей нас системы центров определяют специализацию нашей жизненной активности, наше место в мире. С информационной точки зрения центры можно рассматривать как входное и выходное устройство "человеческого биокомпьютера".

Воздействуя тем или иным образом на тот или иной центр, внешняя среда вызывает его специфическую реакцию, специфическое целостное ощущение, несущее в снятом виде всю возможную информацию об этом воздействии, весь багаж соответствующего опыта, обретенного к настоящему моменту человеком. Чем более "разработан" центр, тем более "тонкую" информацию можно получить с его помощью. Человек, у которого хорошо работают все центры связи со средой воспринимается другими как божество, и сам чувствует свою «омнипотентность», способность справиться с любой ситуацией. Напротив, тот, у кого доминирует какой-то один центр, может быть квалифицирован как своего рода инвалид.

Почему же большинство людей, не чувствуют свои чакры? А дело в том, что в большинстве своем мы движемся по жизни как бы на автопилоте этих центров, самостоятельно реагирующих на среду и воздействующих на нее. Мы не осознаем своих центров, будучи растворены в деятельности, сливаясь со своими переживаниями. В осознанности взаимосвязи внешнего внутреннего и состоит первый шаг в управлении состояниями и событиями. Через центры можно получать информацию о внутренней среде организма, а также воздействовать на нее.

Йоги известны своей способностью управлять практически всеми психическими и физиологическими функциями. Разные Сиддхи или "сверх-способности" также соотносятся с разными центрами.

Итак, тайна тела заключается в том, что служит представительством миров, и эти представительства, будучи столь же неразрывно связаны со своими мирами, как физическое тело с физическим миром, являются такими же "выходами" на свои планы, как физическое тело — на план физический. Другой тайной тела является его посредническая функция между мирами: тело — единственная точка как физического, так и любого другого мира, через которую можно вступить в контакт со всеми уровнями проявления и стать проводником их сил или, пройдя и победив их, вернуться "к Себе".

Итак, чакра – это мета-структура человеческого тела, основой функционирования которой являются различные зоны головного мозга, вегетативной нервной системы, гормональные органы, «функциональные психофизические сегменты» человека, осуществляющие его взаимодействие с миром. Расположение семи основных чакр соответствует основным нервным сплетениям физического тела. Малые чакры (их всего 21) – расположены в менее значительных нервных сплетениях, лимфатических узлах и железах внутренней секреции. Самые маленькие аналогичные зоны являются акупунктурными точками.

Рассматривая чакры через их функцию связи человека с основными сферами наших реальных и идеальных отношений с миром, мы определяем работу с центрами как работу с функциями центров или проработку.

Ниже описываем чакры с относящимися к ним качествами личности и сферой отношений «человек –мир», в которые личность включена «на данной чакре»12.
Чакра 1. Муладхара. Копчиковая чакра. Отвечает за отношения выживания («права и обязанности»), связанные с фундаментальным фактом включенности человека в структуру объективных связей природно-социального мира и вытекающей отсюда необходимостью следовать законам этих связей. Относится к сфере ориентационных отношений "моего места в мире", в том числе отношений подчинения и господства. Ключевые слова – выживание, труд, прожиточный минимум, существование. Главное содержание жизни человека на этой чакре – внутренние качества для устойчивого существования, обретения независимости от окружающего мира. «Свет» (устойчивая работа) Муладхары – тяжким трудом обеспеченная жизнь, нелегко доставшаяся безопасность. «Тень» (неполадки) Муладхары – «трудоголизм», убеждение, что «труд – ярмо» («Работай, раб, Солнце еще высоко»), «озверин» (внезапная ярость, агрессивность, злоба), периодическое уныние.
Чакра 2. Свадхистхана. Отвечает за отношения взаимодополнения ("партнерства"), обусловленные фундаментальным фактом дуальности любых форм взаимодействия, фундаментальной "поляризацией" универсума, способом существования которого служит взаимодействие составляющих его элементов, — сферы отношений, диалога человека с миром, в том числе за отношения между полами. Ключевые слова – процветание, наслаждение, потребление, удовольствие. «Свет» Свадхистханы - интенсивное освоение все больших возможностей, раскрытие своего потенциала, стремление к комфорту, окружение себя красотой. «Тень» - отсутствие целей и эгоизм, прикрываемый дипломатией, нежелание преобразовывать себя; жизнь по принципу: «Ты мне – я тебе», лень, привязанность к сексу, деньгам, удобствам, наслаждениям, развлечениям.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconСпецкурс «Россия в условиях революционного кризиса 1917 года: современное прочтение»
Некоммерческого партнерства специализированных организаций нефтехимической и нефтегазовой промышленности
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconРабочая программа элективного учебного предмета " Мир и человек"
Обществознание. Мир и человек ( начальная философия): элективный курс/ автор составитель Н. В. Кузьмина. Волгоград: Учитель, 2007....
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconИ мир материалы юбилейной научной конференции “Человек и мир” Екатеринбург,...
Человек и мир: Материалы юбилейной научной конференции “Человек и мир”. Екатеринбург, 2009, 209 с
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconСовременное качество общего образования: теория, технологии, модели
«Средняя общеобразовательная школа №10» является базовой площадкой, участвующей в реализации направления фцпро «Распространение на...
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconПрограмма спецкурса «мир и человек» Учитель Фролова М. А. Гаврилов-Ям...
Философия опирается на данные всех наук, на их высшие достижения, объединяя их с целью понять подлинный смысл бытия человека, общества,...
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconИнформационная справка
По дисциплине "Теория и методика избранного вида спорта (современное пятиборье)"
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconМетодическое пособие для учителя к курсу «Окружающий мир»
Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, В. В. Репкина (теория учебной деятельности), Г. А. Цукерман (теория организации содержательного...
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconН. В. Голдобиной Школы, как и люди: у каждой своё лицо, свой взгляд...
С первых минут жизни человек попадает в большой и удивительный мир, в котором предстоит разобраться, что-то познать и постичь. Школа...
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconЖивотный мир калмыкии: современное состояние, проблемы охраны и мониторинга
Калмыцкий институт социально-экономических и правовых исследований, г. Элиста, Россия
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconОгромен и разнообразен окружающий нас мир природы. Но каждый человек...
Содержанием ее являются основные идеи наук о природе, принципы, закономерности, не оторванные друг от друга, а составляющие единство...
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconТумур бямбаа современное состояние и перспективы развития дактилоскопии...
Человек, чья фамилия подчеркнута, отвечает за полученное задание и координирует работу группы
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconЛеонид Дмитриевич Долгушин: географ, гляциолог, полярник
В семье царил мир и согласие. Выше всего ценились честность, правдивость и трудолюбие. Человек бескорыстно должен работать на благо...
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconРабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» (человек, природа,...
Данная рабочая программа по окружающему миру (человек, природа, общество) составлена на основании следующих документов
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconПрограмма учебник Тема урока: «Географическое прочтение романа Жюля...
Тема урока: «Географическое прочтение романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан»
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconМетодические рекомендации и планы семинарских занятий раскрывают...
«человек – природа (Космос)», «человек – общество», «человек государство», «человек – человек». И очень важно подчеркнуть, что жизненное...
Человек и мир в тантризме: теория чакр и ее современное прочтение iconОтчёт по прессе 17 апреля 33 публикации, 2 радио
Физические поля Эмоциональные поля Ментальные поля Твой разум находится не в мозгу Система чакр


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск