Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки





Скачать 397.55 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки
страница1/4
Дата публикации23.07.2013
Размер397.55 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра «Биологии»


УТВЕРЖДЕНО

на заседании УМК

института естественных наук

«__7_» ____09____2011г.

Протокол №1

Председатель УМК

____________________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Современные проблемы биологии»
Направление подготовки 020400.68 «Биология»

профиль «Общая биология»

Квалификация (степень) выпускника Магистр
Форма обучения очная

Сыктывкар 2011МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»
Кафедра «Биологии»


УТВЕРЖДЕНО

на заседании УМК

института естественных наук

«__7_» ____09____2011г.

Протокол №1

Председатель УМК

___________________________
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


Дисциплины «Современные проблемы биологии»

Блок дисциплин М3. Б.1 Профессиональный цикл

Направление подготовки 020400.68 «Биология»

профиль «Общая биология»

Институт естественных наук
Форма обучения дневная
Семестр В

Всего учебных занятий – 150 часа

В том числе:

Аудиторных 42 часа, из них

Лекций - 14 часов

Практических – 28 часов

КСР – 4 часа

Самостоятельных – 44 часа

Итоговый контроль – экзамен
Сыктывкар 2011 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель преподавания дисциплины

В рамках курса «Современные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной биологии.

Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить получаемый ими в ходе обучения разнообразный материал, имеющий как теоретическое, так и прикладное значение.

1.2. Задачи изучения дисциплины

В задачи курса «Современные проблемы биологии» входит рассмотрение ряда проблем, возникших в биологии во 2-й половине 20-го века и в начале 21-го века.

Учебная дисциплина «Современные проблемы биологии» играет важную роль в формировании у магистрантов целостного представления о биологии как науке о жизни (живой природе), предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. В данном курсе акцент делается на успехи, перспективы и проблемы развития учения о биосфере, биотехнологии, с которой связываются важнейшие научные и производственные приоритеты ХХI века, эволюционной биологии и биологии человека.

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются на лабораторных занятиях.

Место дисциплины в структуре ООП: М3. Б.1 Профессиональный цикл (магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»). Читается на 1-м году обучения в магистратуре, во 2-м семестре.

В начале курса студент должен иметь достаточные знания в области биологии, химии, физики, математики в объеме программы бакалавриата биологии, прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки.

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания.

В соответствии с видами деятельности:

ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач.

ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению.

ПК-4: демонстрирует знания истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку.

ПК-5: демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально значимых проектов.

В ходе освоения материала курса студент должен научиться проявлять творчество в решении возникающих или предлагаемых к решению вопросов, системное мышление, самостоятельность в приобретении и использовании новых знаний и умений, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ.

Объем дисциплины и виды учебной работы:

Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 144 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 44 часа.

Виды занятий: лекционные, практические, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к экзамену.
1.3. Формы контроля

Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на практических занятиях, посвященной той или иной теме.

В итоговый устный экзамен включены основные вопросы, рассмотренные в рамках данного курса.

Допуск к экзамену осуществляется по результатам посещения лекций, после сдачи отчетов по практическим работам
Структура обучения по дисциплине



п/п


Раздел

Дисциплины



Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Лекции

Практические

КСР

Индивид. самост. раб.



Эволюционная биология: современный взгляд на добиологическую эволюцию.

В

1,2

2

4

-

6

Устный опрос



Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение жизни.

В

3,4

2

4

1

6

Устный опрос



Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение многоклеточности.

В

5,6

2

4

1

8

Устный опрос



Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение человека. Популяционная генетика и происхождение народов Евразии.

В

7,8

2

4

1

6

Устный опрос



Учение о биосфере. Взрывнародонаселения – кризис – коллапс – стабилизация.

В

9,10

2

4

-

6






Биология человека. Механизмы регуляции численности. Рак и сердечно-сосудистые заболевания. Наследственные болезни. Медицина и здоровье человека. Какова взаимосвязь Что ждет человечество?

В

11,12

2

4

-

6

Устный опрос




Биотехнология. Современные направления биотехнологии. Перспективные направления развития биотехнологии в Республике Коми.

В

13,14

2

4

1

6




Всего часов

-

-

14

28

4

44

Экзамен



2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Эволюционная биология: современный взгляд на добиологическую эволюцию.

Студент должен знать определение понятия «добиологическая эволюция», механизм ее протекания.

Студент должен уметь: объяснить порядок протекания добиологической эволюции.

Студент должен владеть: представлениями о добиологической эволюции.

Содержание темы.

«Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни. Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот. Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».

Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и литературой для закрепления материала темы.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Практическая работа № 1. «Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Химическая эволюция.

Практическая работа № 2. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни. Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот. Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».
Тема 2. Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение жизни.

Студент должен знать: строение и функции РНК, ДНК, АТФ, НАД, белков.

Студент должен уметь: описать Древнейшие следы жизни.

Студент должен владеть представлениями о: Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества.

Содержание темы.

РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели. В начале было сообщество или организм? Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества.

Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.

Практическая работа № 3. РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели.

Практическая работа № 4. В начале было сообщество или организм? Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества.

Самостоятельная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: «Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни. Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот. Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь».

Рекомендуемая литература по теме:

Основная

Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с.

Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с.

Дополнительная

Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии»
В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод указания по самостоятельной работе/сост. Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Проблемы теории государства и права»
Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр»)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины современные проблемы анатомии...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский...
Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Современные проблемы физики и производства
Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы магистрантов
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического...
Учебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического образования
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры...
Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки
В рамках курса «Частная ихтиология» рассматривается широкий круг вопросов, касающихся систематики рыб, разнообразия их внешнего и...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социолингвистика» Направление подготовки
Оценочные и диагностические средства итоговой аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки
Курс «Общая ихтиология» является комплексным курсом, в рамках которого рассматривается широкий круг вопросов, касающихся внешнего...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «современные проблемы менеджмента»
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы науки и образования»

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины «психопатология»
Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление...
Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск