Скачать 397.55 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Кафедра «Биологии» УТВЕРЖДЕНО на заседании УМК института естественных наук «__7_» ____09____2011г. Протокол №1 Председатель УМК ____________________________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине «Современные проблемы биологии» Направление подготовки 020400.68 «Биология» профиль «Общая биология» Квалификация (степень) выпускника Магистр Форма обучения очная Сыктывкар 2011МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Кафедра «Биологии» УТВЕРЖДЕНО на заседании УМК института естественных наук «__7_» ____09____2011г. Протокол №1 Председатель УМК ___________________________ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА Дисциплины «Современные проблемы биологии» Блок дисциплин М3. Б.1 Профессиональный цикл Направление подготовки 020400.68 «Биология» профиль «Общая биология» Институт естественных наук Форма обучения дневная Семестр В Всего учебных занятий – 150 часа В том числе: Аудиторных 42 часа, из них Лекций - 14 часов Практических – 28 часов КСР – 4 часа Самостоятельных – 44 часа Итоговый контроль – экзамен Сыктывкар 2011 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Цель преподавания дисциплины В рамках курса «Современные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной биологии. Главная цель курса заключаемся в том, чтобы помочь студентам осмыслить получаемый ими в ходе обучения разнообразный материал, имеющий как теоретическое, так и прикладное значение. 1.2. Задачи изучения дисциплины В задачи курса «Современные проблемы биологии» входит рассмотрение ряда проблем, возникших в биологии во 2-й половине 20-го века и в начале 21-го века. Учебная дисциплина «Современные проблемы биологии» играет важную роль в формировании у магистрантов целостного представления о биологии как науке о жизни (живой природе), предметом которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. В данном курсе акцент делается на успехи, перспективы и проблемы развития учения о биосфере, биотехнологии, с которой связываются важнейшие научные и производственные приоритеты ХХI века, эволюционной биологии и биологии человека. Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и в ходе самостоятельной работы с учебниками и методической литературой, закрепляются на лабораторных занятиях. Место дисциплины в структуре ООП: М3. Б.1 Профессиональный цикл (магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»). Читается на 1-м году обучения в магистратуре, во 2-м семестре. В начале курса студент должен иметь достаточные знания в области биологии, химии, физики, математики в объеме программы бакалавриата биологии, прослушав соответствующие курсы и имея по ним положительные оценки. Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания. В соответствии с видами деятельности: ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач. ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению. ПК-4: демонстрирует знания истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку. ПК-5: демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально значимых проектов. В ходе освоения материала курса студент должен научиться проявлять творчество в решении возникающих или предлагаемых к решению вопросов, системное мышление, самостоятельность в приобретении и использовании новых знаний и умений, самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, профессионально оформлять и представлять результаты научно-исследовательских работ. Объем дисциплины и виды учебной работы: Объем учебного времени, необходимого для освоения курса 144 учебных часа, в том числе самостоятельная работа в объеме 44 часа. Виды занятий: лекционные, практические, самостоятельные: изучение и реферирование литературы, подготовка к экзамену. 1.3. Формы контроля Усвоение пройденного материала и проверка самостоятельной работы студентов происходит в виде устного опроса на практических занятиях, посвященной той или иной теме. В итоговый устный экзамен включены основные вопросы, рассмотренные в рамках данного курса. Допуск к экзамену осуществляется по результатам посещения лекций, после сдачи отчетов по практическим работам Структура обучения по дисциплине
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Эволюционная биология: современный взгляд на добиологическую эволюцию. Студент должен знать определение понятия «добиологическая эволюция», механизм ее протекания. Студент должен уметь: объяснить порядок протекания добиологической эволюции. Студент должен владеть: представлениями о добиологической эволюции. Содержание темы. «Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни. Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот. Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь». Рекомендуемая литература по теме: Основная Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с. Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с. Дополнительная Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и литературой для закрепления материала темы. Рекомендуемая литература по теме: Основная Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с. Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с. Дополнительная Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с. Практическая работа № 1. «Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Практическая работа № 2. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни. Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот. Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь». Тема 2. Эволюционная биология: современный взгляд на происхождение жизни. Студент должен знать: строение и функции РНК, ДНК, АТФ, НАД, белков. Студент должен уметь: описать Древнейшие следы жизни. Студент должен владеть представлениями о: Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества. Содержание темы. РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели. В начале было сообщество или организм? Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества. Рекомендуемая литература по теме: Основная Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с. Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с. Дополнительная Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с. Практическая работа № 3. РНК, ДНК, АТФ, НАД, белки. Теория РНК-мира. Рибозимы. Ferroplasma acidiphilum (надцарство архей). Оболочка. Рибосомы. РНК-переключатели. Практическая работа № 4. В начале было сообщество или организм? Древнейшие следы жизни. Бактерии и археи. Хемоавтотрофия. Прокариоты и эукариоты, автотрофы и гетеротрофы. Месторождения цинка и бактерии. Археи – метаногены. Бескислородный (аноксигенный) фотосинтез. Реликтовые микробные сообщества. Самостоятельная работа: Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить: «Переходные звенья», «универсальный общий предок» всех современных живых существ или Лука. Теория абиогенеза. Химическая эволюция. Рождение Вселенной: первые подступы к жизни. Гидротермальные источники – колыбель жизни на Земле. Геохимический круговорот. Автокаталитические или цепные реакции. «Преджизнь». Рекомендуемая литература по теме: Основная Марков А. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня: неожиданные открытия и новые вопросы. М.: Астрель : CORPUS, 2010. 527 с. Происхождение биосферы и коэволюция минирального и биологического миров. Отв. ред. академик Н.П. Юшкин, д .г.-м. н. В.И. Ракин, к. г.-м. н. О.В. Ковалева. Сыктывкар: Геопринт, 2007. 201 с. Дополнительная Лима-де-Фария А. Эволюция без отбора: Автоэволюция формы и функции. М.: Мир, 1991. 455 с. |
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии» В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод указания по самостоятельной работе/сост. Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск... | Учебно-методический комплекс (умк) по учебной дисциплине «Проблемы теории государства и права» Направление подготовки 030900. 62 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины современные проблемы анатомии... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины научно-исследовательский... Учебно-методический комплекс составлен на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Учебно-методический комплекс направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридического факультета, обучающихся по направлению подготовки: 030900 «Юриспруденция»... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Современные проблемы физики и производства Методические рекомендации по организации учебной аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы магистрантов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического... Учебно-методический комплекс дисциплины “Современные проблемы экологического образования | Учебно-методический комплекс по дисциплине Биологические основы аквакультуры... Данный курс тесно связан с такими дисциплинами специализации как «Зоология» и «Филогения и систематика» и предполагает знание слушателями... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Частная ихтиология Направление подготовки В рамках курса «Частная ихтиология» рассматривается широкий круг вопросов, касающихся систематики рыб, разнообразия их внешнего и... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социолингвистика» Направление подготовки Оценочные и диагностические средства итоговой аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения | ||
Учебно-методический комплекс по опд. Ф. 15 «Конституционное право... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран» составлен на основании «Положения об учебно-методическом... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Общая ихтиология Направление подготовки Курс «Общая ихтиология» является комплексным курсом, в рамках которого рассматривается широкий круг вопросов, касающихся внешнего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «современные проблемы менеджмента» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Современные проблемы науки и образования» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «психопатология» Направление подготовки: Направление подготовки: 050716. 65 Специальная психология | Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) Корпоративное управление... Учебно-методический комплекс «Теория антикризисного управления предприятием» составлен в соответствии с требованиями Государственного... |