Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я»





Скачать 458.86 Kb.
НазваниеРабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я»
страница1/2
Дата публикации09.01.2015
Размер458.86 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Усть – Козлухинская средняя (полная) общеобразовательная школа»

Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:

Директор школы _____ Зам. директора по УВР на заседании МО

__________ФИО _________ Протокол №_____

«____»___________ г «____»__________ г от__________ г


Рабочая программа

по элективному курсу

«Генетика и Я»

Составила:

Учитель биологии

МКОУ «Усть – Козлухинская» СОШ

Трунова Галина Александровна

Высшая квалификационная категория

с. Усть-Козлуха

2012г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмета Общая биология по разделу «Основы генетики».  В программе для общеобразовательной школы (базовый уровень) на прохождение этого раздела  отводится  всего 9 часов с учётом теоретического материала,  следовательно, на решение генетических  задач и того меньше. Этого времени недостаточно,  особенно для тех  учащихся, которые  собираются сдавать ЕГЭ по биологии. Кроме того, этот раздел биологии вызывает немалый интерес у ребят.

Программой предусмотрены проведение уроков - практикумов по решению генетических задач, которые находятся за пределами школьной программы.     Практические умения основываются на теоретических знаниях, полученных на уроках биологии в 10 классе, а также на теоретических семинарах, предусмотренных программой факультатива.

Программа элективного курса «Генетика и Я» предназначена для изучения в 11 классе и рассчитана на 1 час занятий в неделю в течение одного полугодия.

Цель курса:

  • углубленно изучить вопросы одного из разделов общей биологии «Генетика и Я»;

  • уметь самостоятельно применять и пополнять свои знания через содержание курса и интерактивные методы обучения.

 

Задачи курса:

    1. Изучить основные методы генетических исследований наследственности человека, составления родословной семьи, причины мутаций, профилактики наследственных заболеваний, вопросы генетики пола и связь половых хромосом с эволюцией человека.

    2. Рассмотреть вопросы реализации генетической программы человека и влияние на нее среды обитания и социальных факторов.

    3. Расширить практические знания и умения при решении генетических задач на признаки, сцепленные с полом, на наследование групп крови человека.

    4. Развить познавательную активность учащихся для самостоятельного изучения таких разделов генетики человека, как иммуногенетика, генная инженерия, евгеника, биоэтика и другие. Научить работать с дополнительной литературой, выполнять творческие и исследовательские проекты.

    5. Помочь активному вовлечению учащихся в диалоговое общение, поддержание дискуссии, научить аргументировано убеждать и находить выход из проблемной ситуации.

    6. Способствовать  определению и закреплению профориентационных устремлений школьников, направленных на освоение в дальнейшем биологических, медицинских специальностей.

Основные требования к знаниям и умениям

  1. Уметь оперировать полученными знаниями по генетике человека, анализировать информацию и выделять главную проблему.

  2. Пользоваться практическими навыками, полученными при решении генетических задач.

  3. Понимать роль наследственности в появлении мутаций человека, влияние внешней среды и социальной сферы на генотип человека.

  4. Заботиться о своем здоровье и репродуктивном здоровье общества, обрщая внимание на маркировку продуктов, избегая употребления генетически модифицированной еды. т.к. результат может сказаться через несколько поколений.

  5. Стремиться вырабатывать стратегию достижения целей, планировать конкретные действия.

  6. Уметь слушать собеседника, аргументировано убеждать, принимать коллегиальное решение, быть способным к дискуссии и переговорам.

  7. Уметь работать с разными источниками информации, аннотировать готовые рефераты, статьи, отбирать наиболее содержательные фрагменты текста и быть готовым к выполнению и защите своей творческой и исследовательской работы.

  8. Уметь ценить систему базовых ценностей: жизнь, потомство, знание, труд, терпение, успех.

  9. Эмоционально относиться к окружающему миру, воспринимать его как значимое условие своего собственного благополучия и успеха, а также успеха других.

Содержание программы



п/п

Тема

Кол - во

часов

Понятия

1

Основные понятия генетики. История генетики.




Генетика – наука об изменчивости и наследственности. Основные понятия генетики (генотип, фенотип, кариотип, аллель, доминантный признак, рецессивный признак, гомозигота, гетерозигота)    


2

Моногибридное скрещивание. Полное доминирование.

1ч.    


Составление схем скрещивания при моногибридном скрещивании. Характер расщепления при разных генотипах. Законы Менделя (I,II,III). Решение задач на моногибридное скрещивание.


3

Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. 

1ч.


Промежуточный характер наследования. Решение задач.


4

Способы определения типов  гамет.

1ч.


Гаметы. Определение типов гамет. Способы определения типов гамет.


5

Полигибридное скрещивание.

1ч.


Дигибридное, тригибридное, полигибридное скрещивание. Способы решения задач. Решётка Пеннета.


6

Кодоминирование.


1ч.

Наследование групп крови по системе АВ0. Решение задач на определение групп крови и наследование резус-фактора.


7

Сцепленное наследование генов с кроссинговером.  

1ч.


Понятие о группах сцепления, кроссоверных гаметах и кроссоверном потомстве. Определение расстояния между генами. Решение задач на сцепление генов.


8

Сцепленное с полом наследование генов.


2ч.

Решение задач на дальтонизм, гемофилию, цветовую слепоту и т.д.


9

Полимерия. Эпистаз. Комплементарность.


1 ч.

Взаимодействие неаллельных генов. Расщепление при полимерии, эпистазе, комплементарности.  Решение задач.


10

Генетика человека




Генетические заболевания. Центры планирования семьи, их работа. Причины возникновения генетических заболеваний .


11

Составление и анализ родословных.

1ч.


Родословная, её предназначение в медицине. Генетические карты. Составление и анализ своей родословной. Прогнозирование проявления наследственных заболеваний.


12

Влияние на реализацию генетической программы человека условий окружающей  среды и социальных факторов

1 час


Факторы среды, социальные факторы.

Основные образовательные технологии:

  • Поисково – исследовательская

  • Личностно – ориентированная

  • Эвристическая

  • Здоровьесберегающая

  • Информационно – коммуникативная

  • Технология развивающего обучения

  • Проектные методы обучения.

Тематическое планирование



Тема занятия

Кол – во

часов

Вид

деятельности

Раздел 1 «Задачи по генетике» (17 часов)

1

Введение в генетику человека

1

Лекция

2

История генетики. Прогресс общей генетики человека

1

семинар

3

Моногибридное скрещивание. Полное доминирование.

1

Решения задач

4

Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. 

1

Решения задач

5

Способы определения типов  гамет.

1

Решения задач

6

Полигибридное скрещивание

1

Решения задач

7

Кодоминирование.


1

Генетические задачи на определение группы крови у потомства

8

Сцепленное наследование генов с кроссинговером.  

1


Задачи на наследование голандрических генов, порожденных Y- хромосомой и характерных только для мужского пола (рыбья кожа, перепончатые пальцы, повышенное количество волос на ушах).


9

Сцепленное с полом наследование генов.


1

Задачи на наследование по рецессивному гену, сцепленному с Х-хромосомой (гемофилия, дальтонизм, мышечная дистрофия, отсутствие потовых желез, глухонемота, рахит – недостаток органического фосфора в крови, дефект зубов, потемнение эмали).


10

Сцепленное с полом наследование генов.


1

Задачи на наследование по доминантному гену, сцепленному с Х-хромосомой (способность свертывать в трубочку язык, полидактилия, ахондропластическая карликовость, астигматизм).


11

Полимерия. Эпистаз. Комплементарность.


1

Решение задач

12

Методы изучения генетики человека

1

Проектные работы:

1. «Методы предупреждения и профилактики наследственных заболеваний у человека»

2. «Причины роста числа злокачественных заболеваний у жителей Алтайского края»

3. «Мутации человека и их причины»


13

Медицинская генетика человека

1

Пр раб. № 1 « Распознавание методов изучения генетики человека»


14

Биологическое и социальное в человеке: человек – общественное животное. Евгеника.

1

Творческие работы:

1. влияние экологических факторов среды на генотип человека

2. мероприятия по предупреждению ухудшения наследственности человека


15

Этические проблемы генетики: генная инженерия; коррекция пола; пересадка органов; клонирование; уродства; генетика и криминалистика.

1

Рефераты:

1. «Решение проблемы голода в мире путем достижений генной инженерии»

2. «Генетически модифицированные организмы и их влияние на генетику человека «


16

Составление и анализ родословных.

1

Пр. раб № 2 «Составление собственной родословной и анализ родословных великих людей»


17

Влияние на реализацию генетической программы человека условий окружающей  среды и социальных факторов

1

Пр. раб. №7 «О чем может рассказать упаковка продуктов»?

Итого:

17 часов




Литература.

1. З.С. Киселёва, А.Н.Мягкова. Генетика. М. «Просвещение», 1983. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся Х класса.

2. Г.В.Гуляев «Генетика» Москва «Колос» 1977г. Учебное пособие для высших с/х учебных заведений.

3. А.О.Рувинский, Л.В.Высоцкая, С.М.Глаголев и другие «Общая биология».М.Просвещение 1993г Учебник для 10 – 11 классов с углубленным изучением биологии

4.Электронное пособие к учебнику Биология. Общая биология (базовый уровень). - М.: « Дрофа», 2011

5. К.В.Ватти, М.М.Тихомирова «Руководство к практическим занятиям по генетике» «Просвещение» 1979г

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Введение в генетику человека

Предмет и задачи генетики человека. История развития науки. Причины интереса людей к генетике. Почему дети похожи на своих родителей, а все люди отличаются друг от друга?

    Прогресс общей генетики человека за счет совместительного сотрудничества цитогенетики, биохимии, генетики популяций.

    Зависимость долголетия человека от специфического гена-регулятора (по материалам американских геронтологов Роуза и Джонсона).

   Система классификации хромосом человека. Глубокие генетические различия каждой пары хромосом. Кроссинговер – тончайший инструмент, вызывающий взаимообмен генетической информацией на молекулярном уровне.

Основные методы изучения генетики человека:

  1. Генеалогический – изучение генеалогий отдельных семей и групп, родственно связанных семей. Наследование индивидуальных особенностей человека – черт лица, роста, группы крови, умственного и психического склада, а также некоторых заболеваний.

  2. Близнецовый – изучение различий между однояйцовыми близнецами. Выявление влияния условий среды на фенотип при одинаковых генотипах.

  3. Популяционный – статистический сбор материалов о распространении отдельных признаков в различных популяциях.

  4. Биохимический – выявление наследственных заболеваний человека, связанных с нарушением обмена веществ.

  5. Цитогенетический – изучение изменчивости и наследственности на уровне клетки и субклеточных структур. Связь хромосомных нарушений с рядом тяжелых заболеваний.

Составление и анализ родословных – эффективный прием изучения наследственности человека. Технология составления родословных. Изучение родословной известного математика, писательницы Софьи Васильевны Ковалевской, наследование гемофилии у потомков королевы Виктории и принца Альберта по их  генеалогическому древу.

 

2. Основные закономерности наследования в человеческом организме. Медицинская генетика.

Доминантные и рецессивные признаки человека.

Доминантное наследование: наследование признака узкой, выступающей вперед нижней челюсти и отвислой губы в династии Габсбургов на протяжении 500 лет; наследование брахидактелии – короткопалости; наследование признака в виде белого локона на лбу.

Рецессивное наследование, его зависимость от типа скрещивания. Рецессивное наследование голубых глаз по отношению к темным, фенилкетонурии – нарушения метаболизма и умственной неполноценности, глухонемоты.

Характер наследования:

доминантные аллели и большое отклонение в развитии нормальных признаков человека, его гибель до половой зрелости.

Рецессивные аллели, их скрытость в гетерозиготном состоянии и сохранение в наследовании длительное время.

Летальные, полулетальные и сублетальные гены – класс мутаций с заметно выраженным отрицательным влиянием на развитие человека.

Доминантность и рецессивность полулетальных и сублетальных генов.

Заболевания, приводящие к смерти человека или к его полной дегенерации: амавротическая идиотия, дегенерация мозгово ткани, слепота, ихтиоз – врожденная патология кожи с наличием глубоких кровоточащих трещин, врожденный детский паралич, ретинобластома – раковая опухоль глаз, вызванная доминантным геном.

Генетика пола.  Наследование генов, сцепленных с полом.

Наследование половых хромосом человека. Загадка Y- хромосомы, ее узкая специализация и роль в изучении генеалогического древа человечества. Археогенетика и гаплотипы Y- хромосомы. Генетические Адам и Ева. Влияние Y- хромосомы на эволюцию человека.

Генетические задачи на наследование признаков, сцепленных с полом:

  1. Задачи на наследование по рецессивному гену, сцепленному с Х-хромосомой (гемофилия, дальтонизм, мышечная дистрофия, отсутствие потовых желез, глухонемота, рахит – недостаток органического фосфора в крови, дефект зубов, потемнение эмали).

  2. Задачи на наследование по доминантному гену, сцепленному с Х-хромосомой (способность свертывать в трубочку язык, полидактилия, ахондропластическая карликовость, астигматизм).

  3. Задачи на наследование голандрических генов, порожденных Y- хромосомой и характерных только для мужского пола (рыбья кожа, перепончатые пальцы, повышенное количество волос на ушах).

 

Генетическая теория иммунитета. Чужеродные антигены и способность человека к выработке специфических антител. Защитные процессы в организме человека.

Понимание такого важного и сложного явления, как иммуногенетика через изучение наследования групп крови.

АВО – система групп крови. Агглютинины и антигены.

Агглютинация – склеивание эритроцитов с антигенами при несоблюдении совместимости групп крови во время переливания крови.

Устойчивость признаков АВО – системы групп крови в течение всей жизни человека.                                      Rh (резус)- фактор человека и особенности его наследования.

Генетические задачи на определение группы крови у потомства, ожидаемого от браков, в соответствии с группами крови родителей.

Система хромосом в клеточном ядре и сложный управленческий аппарат клетки, руководящий спецификой обмена веществ, - итог длительной эволюции.

Специфические изменения генного баланса в хромосомном наборе.

 

Хромосомные мутации

  1. Трисомия одной из хромосом в группе 13-15 (задержка умственного развития, судороги, глухота, волчья пасть, дефекты зрения, уродства ступней, гематомы).

  2. Трисомия по 17-й хромосоме (треугольный рот, отсутствие шеи, дефекты ушей, сердца).

  3. Трисомия по 18-й хромосоме (недоразвитость скелетной мускулатуры, челюстей, дегенерация ушей, неправильное положение указательного пальца).

  4. Трисомия 21-й хромосомы – синдром Дауна (аномалии в строении лица, век, языка, врожденная идиотия)

  5. Трисомия по 22-й хромосоме (шизофрения)

 

      Структурные перестройки хромосом – особый класс хромосомных мутаций.

Делеции – потери отдельных участков хромосом. Лейкемия – результат потери 1/3 вещества 21-й хромосомы.

Профилактика появления и лечение врожденных мутационных заболеваний. Положительные результаты лечения наследственного сахарного диабета (введение в организм больного инсулина), наследственной микседемы (инъекциями гормонов щитовидной железы), эритробластоза – несовместимости крови матери и плода по Rh- фактору, гемофилии.

Наследственные причины гипертонии. Влияние медиков на обеспечение нормального хода биосинтеза в клетках больного.

Клиническая генетика и профилактика наследственной предрасположенности к различным патологиям.

Генетические изменения в соматических клетках и их причины:

  1. Потеря одной из хромосом в паре гомологов, уносящей доминантный аллель, и проявление рецессивного аллеля.

  2. Соматический кроссинговер между гомологичными хромосомами.

  3. Соматическая редукция – появление гаплоидных клеток, которые размножаясь, вызывают химерность тканей. Возникновение внутри особей клеточных клонов.

  4. Редкая мозаичность за счет совмещения генотипически разных тканей в момент дробления оплодотворенного яйца.

Злокачественный рост соматических клеток. Высокая мутабельность раковых клеток.

мутационная концепция происхождения рака (комплексные изменения структуры ряда хромосом в ядре онкологической клетки или наличие дополнительной хромосомы).

вирусная концепция происхождения рака. Появление единичной раковой клетки – результат сложной тканевой эволюции.

действие канцерогенов (радиация, химические соединения, вирусы и т.д.) на соматические клетки.

Генотипическая дивергентность раковой клетки. Наличие «стволовых линий» при росте опухолей.

Профилактические меры против появления злокачественного роста:

вмешательство в химизм клетки путем введения антимутагенных веществ

лучевая терапия и разрушение клеток в опухоли

хирургическое вмешательство – удаление генотипически измененных клеток.

Гистологическая и цитологическая индивидуальность опухолевых клеток.

Возможные последствия вмешательств пластических хирургов и косметологов в генетику и биохимию клеток кожи в результате процедур по омоложению.

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 «Решение элементарных генетических задач»

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 «Решение генетических задач на наследование признаков неполного сцепления генов и кроссинговера»

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом»

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 «Решение генетических задач на наследование групп крови»

3.Влияние на реализацию генетической программы человека условий окружающей среды и социальных факторов.

Ведущая роль естественного  отбора в ходе видообразования человека – актуальный фактор в биологии человека. Влияние естественного отбора на изменение концентраций аллелей в популяциях человека. Закон Хайди - Вайнберга.

Роль естественного отбора в удерживании  мутационных аллелей, вызывающих отдельные наследственные болезни. Действие отбора на доминантные (АА и Аа) и рецессивные (аа) фенотипы в популяциях людей. Направленность естественного отбора против или в пользу гетерозигот.

Равновесие в человеческих популяциях на основе соотношения давления мутаций и давления отбора. Влияние естественного отбора на создание современных черт генетического полиморфизма у человека.

Проблема среды и наследственности в исследованиях близнецов человека. Различия индивидуального развития, наблюдаемые между разными людьми, обусловленные генетически и характером внешней среды.

Соотношение генотипов и среды для идентичных и неидентичных близнецов. Социальная преемственность человека, передаваемая по поколениям путем воспитания. Влияние среды на проявление наследственных признаков человека.

Евгеника – наука о предупреждении ухудшения наследственности человека. Разработка методов, уменьшающих число нежелательных мутаций.

Реакционность взглядов некоторых положений евгеники, сформулированных английским антропологом Ф. Гальтоном. Беспочвенность высказываний о превосходстве рас и наций, наличии у них « сверхчеловеческих» генов и биологической неполноценности остальных.

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА: написание творческих работ по темам:

  1. влияние экологических факторов среды на генотип человека

  2. мероприятия по предупреждению ухудшения наследственности человека

 

4. Достижения генной инженерии и биоэтика.

Мутанты на прилавках. Генетически модифицированные организмы (ГМО). История создания генетичски измененной еды. Примеры разнообразных вариантов пересадки в ДНК одного организма ДНК  другого, зачастую вовсе не родственного.

Решение проблемы голода в мире достижениями генной инженерии. Сомнения в безвредности модифицированных продуктов. Споры ученых, о вреде генетически модифицированной еды для человека и его потомства. «Опыты американских генетиков над россиянами (примеры тяжелых наследственных заболеваний у животных, которых кормили исключительно трансгенной едой).

 

Проблема отсутствия информации на маркировках продуктов питания о процентном содержании трансгенных ингредиентов.

Разработки российских ученых по созданию биочипов, позволяющих делать быстрый экспресс-анализ продуктов на наличие в них ГМ- организмов.

Перспективы развития генной инженерии. Клонирование. Многократное копирование фрагментов ДНК для проведения экспериментов. Возможные области применения технологий клонирования.

Получение потомков из соматической клетки предка. История клонирования овечки Долли.

Заманчивые перспективы клонирования человека.

Цели и задачи самого дорогостоящего международного проекта в биологии «Геном человека». Этическая сторона клонирования человека. «Дети из пробирки».

Первый международный закон о запрещении клонирования человека, подписанный всеми членами Совета Европы(13) и шестью европейскими странами.

Этические принципы медицинской генетики по данным Всемирной организации здравоохранения. Потенциальная опасность генно-инженерных методов.

Биоэтика. Центральные постулаты биоэтического кодекса.

 

РАБОТА ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ:

  1. решение проблемы голода в мире путем достижений генной инженерии

  2. генетически модифицированные организмы и их влияние на генетику человека

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА: написание творческих работ по темам:

  1. этическая сторона клонирования человека

  2. проблемы пола. Мутагенные факторы, вызывающие такие заболевания, как гермафродитизм, транссексуализм

  3. возможные области применений технологий клонирования.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ:

  1. Изучение маркировок на упаковках продуктов в магазинах села.

  2. Мутанты на прилавках (исследование продуктов в магазинах на признаки генной модификации, изучение сертификатов на продукты и т.д.)

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 «О чем может рассказать упаковка продуктов».

 

5. Заключение

Подведение итогов курса. Защита творческих проектов, рефератов, исследовательских работ.

 

 

Теоретический и практический материал элективного курса «Генетика и Я» имеет важное  значение для решения общих задач биологического образования. Интерес к генетике у учащихся обусловлен несколькими причинами.

      Во-первых, это естественное стремление подростка познать самого себя.

      Во-вторых, после победы медиков и биологов над многими инфекционными болезнями – чумой, холерой, оспой и другими – увеличилась относительная доля наследственных болезней человека.

     В- третьих, ребят волнует вопрос возникновения мутаций у людей, вызванных факторами внешней среды – химическими соединениями, радиацией, генетически модифицированными продуктами, продукцией косметической, фармакологической промышленности и других сфер, где используется немало мутагенов.

     Генетика в последнее десятилетие развивалась быстро и уже дала ответы на многие вопросы учеников: от чего зависит пол ребенка? почему дети похожи на родителей? почему вредны близкородственные браки? Но интерес к генетике человека не гаснет, а возобновляется с большей силой, так как чем больше знаешь, тем больше возникает вопросов. Ответить на эти вопросы учащимся поможет курс «Генетика человека».

 

 

Таблица тематического распределения количества часов:

 

№ п/п

 

Количество часов

Наименование разделов

Примерная  или авторская программа

Рабочая программа

1

Введение генетику человека

4

10

2

Основные закономерности наследования в человеческом организме. Медицинская генетика.

6

15

3

Влияние на реализацию генетической программы человека, условий окружающей  среды и социальных факторов

3

3

 

Достижения генной инженерии и биоэтика

3

4

 

Заключение

1

3

 

Итого

17

35

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

1. Введение в генетику человека

Предмет и задачи генетики человека. История развития науки. Причины интереса людей к генетике. Почему дети похожи на своих родителей, а все люди отличаются друг от друга?

    Прогресс общей генетики человека за счет совместительного сотрудничества цитогенетики, биохимии, генетики популяций.

    Зависимость долголетия человека от специфического гена-регулятора (по материалам американских геронтологов Роуза и Джонсона).

   Система классификации хромосом человека. Глубокие генетические различия каждой пары хромосом. Кроссинговер – тончайший инструмент, вызывающий взаимообмен генетической информацией на молекулярном уровне.

Основные методы изучения генетики человека:

  1. Генеалогический – изучение генеалогий отдельных семей и групп, родственно связанных семей. Наследование индивидуальных особенностей человека – черт лица, роста, группы крови, умственного и психического склада, а также некоторых заболеваний.

  2. Близнецовый – изучение различий между однояйцовыми близнецами. Выявление влияния условий среды на фенотип при одинаковых генотипах.

  3. Популяционный – статистический сбор материалов о распространении отдельных признаков в различных популяциях.

  4. Биохимический – выявление наследственных заболеваний человека, связанных с нарушением обмена веществ.

  5. Цитогенетический – изучение изменчивости и наследственности на уровне клетки и субклеточных структур. Связь хромосомных нарушений с рядом тяжелых заболеваний.

Составление и анализ родословных – эффективный прием изучения наследственности человека. Технология составления родословных. Изучение родословной известного математика, писательницы Софьи Васильевны Ковалевской, наследование гемофилии у потомков королевы Виктории и принца Альберта по их  генеалогическому древу.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1 « Распознавание методов изучения генетики человека»

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2 «Составление собственной родословной и анализ родословных великих людей»

2. Основные закономерности наследования в человеческом организме. Медицинская генетика.

Доминантные и рецессивные признаки человека.

Доминантное наследование: наследование признака узкой, выступающей вперед нижней челюсти и отвислой губы в династии Габсбургов на протяжении 500 лет; наследование брахидактелии – короткопалости; наследование признака в виде белого локона на лбу.

Рецессивное наследование, его зависимость от типа скрещивания. Рецессивное наследование голубых глаз по отношению к темным, фенилкетонурии – нарушения метаболизма и умственной неполноценности, глухонемоты.

Характер наследования:

доминантные аллели и большое отклонение в развитии нормальных признаков человека, его гибель до половой зрелости.

Рецессивные аллели, их скрытость в гетерозиготном состоянии и сохранение в наследовании длительное время.

Летальные, полулетальные и сублетальные гены – класс мутаций с заметно выраженным отрицательным влиянием на развитие человека.

Доминантность и рецессивность полулетальных и сублетальных генов.

Заболевания, приводящие к смерти человека или к его полной дегенерации: амавротическая идиотия, дегенерация мозгово ткани, слепота, ихтиоз – врожденная патология кожи с наличием глубоких кровоточащих трещин, врожденный детский паралич, ретинобластома – раковая опухоль глаз, вызванная доминантным геном.

Генетика пола.  Наследование генов, сцепленных с полом.

Наследование половых хромосом человека. Загадка Y- хромосомы, ее узкая специализация и роль в изучении генеалогического древа человечества. Археогенетика и гаплотипы Y- хромосомы. Генетические Адам и Ева. Влияние Y- хромосомы на эволюцию человека.

Генетические задачи на наследование признаков, сцепленных с полом:

  1. Задачи на наследование по рецессивному гену, сцепленному с Х-хромосомой (гемофилия, дальтонизм, мышечная дистрофия, отсутствие потовых желез, глухонемота, рахит – недостаток органического фосфора в крови, дефект зубов, потемнение эмали).

  2. Задачи на наследование по доминантному гену, сцепленному с Х-хромосомой (способность свертывать в трубочку язык, полидактилия, ахондропластическая карликовость, астигматизм).

  3. Задачи на наследование голандрических генов, порожденных Y- хромосомой и характерных только для мужского пола (рыбья кожа, перепончатые пальцы, повышенное количество волос на ушах).

 

Генетическая теория иммунитета. Чужеродные антигены и способность человека к выработке специфических антител. Защитные процессы в организме человека.

Понимание такого важного и сложного явления, как иммуногенетика через изучение наследования групп крови.

АВО – система групп крови. Агглютинины и антигены.

Агглютинация – склеивание эритроцитов с антигенами при несоблюдении совместимости групп крови во время переливания крови.

Устойчивость признаков АВО – системы групп крови в течение всей жизни человека.                                      Rh (резус)- фактор человека и особенности его наследования.

Генетические задачи на определение группы крови у потомства, ожидаемого от браков, в соответствии с группами крови родителей.

Система хромосом в клеточном ядре и сложный управленческий аппарат клетки, руководящий спецификой обмена веществ, - итог длительной эволюции.

Специфические изменения генного баланса в хромосомном наборе.

 

Хромосомные мутации

  1. Трисомия одной из хромосом в группе 13-15 (задержка умственного развития, судороги, глухота, волчья пасть, дефекты зрения, уродства ступней, гематомы).

  2. Трисомия по 17-й хромосоме (треугольный рот, отсутствие шеи, дефекты ушей, сердца).

  3. Трисомия по 18-й хромосоме (недоразвитость скелетной мускулатуры, челюстей, дегенерация ушей, неправильное положение указательного пальца).

  4. Трисомия 21-й хромосомы – синдром Дауна (аномалии в строении лица, век, языка, врожденная идиотия)

  5. Трисомия по 22-й хромосоме (шизофрения)

 

      Структурные перестройки хромосом – особый класс хромосомных мутаций.

Делеции – потери отдельных участков хромосом. Лейкемия – результат потери 1/3 вещества 21-й хромосомы.

Профилактика появления и лечение врожденных мутационных заболеваний. Положительные результаты лечения наследственного сахарного диабета (введение в организм больного инсулина), наследственной микседемы (инъекциями гормонов щитовидной железы), эритробластоза – несовместимости крови матери и плода по Rh- фактору, гемофилии.

Наследственные причины гипертонии. Влияние медиков на обеспечение нормального хода биосинтеза в клетках больного.

Клиническая генетика и профилактика наследственной предрасположенности к различным патологиям.

Генетические изменения в соматических клетках и их причины:

  1. Потеря одной из хромосом в паре гомологов, уносящей доминантный аллель, и проявление рецессивного аллеля.

  2. Соматический кроссинговер между гомологичными хромосомами.

  3. Соматическая редукция – появление гаплоидных клеток, которые размножаясь, вызывают химерность тканей. Возникновение внутри особей клеточных клонов.

  4. Редкая мозаичность за счет совмещения генотипически разных тканей в момент дробления оплодотворенного яйца.

Злокачественный рост соматических клеток. Высокая мутабельность раковых клеток.

мутационная концепция происхождения рака (комплексные изменения структуры ряда хромосом в ядре онкологической клетки или наличие дополнительной хромосомы).

вирусная концепция происхождения рака. Появление единичной раковой клетки – результат сложной тканевой эволюции.

действие канцерогенов (радиация, химические соединения, вирусы и т.д.) на соматические клетки.

Генотипическая дивергентность раковой клетки. Наличие «стволовых линий» при росте опухолей.

Профилактические меры против появления злокачественного роста:

вмешательство в химизм клетки путем введения антимутагенных веществ

лучевая терапия и разрушение клеток в опухоли

хирургическое вмешательство – удаление генотипически измененных клеток.

Гистологическая и цитологическая индивидуальность опухолевых клеток.

Возможные последствия вмешательств пластических хирургов и косметологов в генетику и биохимию клеток кожи в результате процедур по омоложению.

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА:

  1. методы предупреждения и профилактики наследственных заболеваний у человека

  2. причины роста числа злокачественных заболеваний у жителей Алтайского края

  3. мутации человека и их причины

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3 «Решение элементарных генетических задач»

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №4 «Решение генетических задач на наследование признаков неполного сцепления генов и кроссинговера»

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №5 «Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом»

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 «Решение генетических задач на наследование групп крови»

3.Влияние на реализацию генетической программы человека условий окружающей среды и социальных факторов.

Ведущая роль естественного  отбора в ходе видообразования человека – актуальный фактор в биологии человека. Влияние естественного отбора на изменение концентраций аллелей в популяциях человека. Закон Хайди - Вайнберга.

Роль естественного отбора в удерживании  мутационных аллелей, вызывающих отдельные наследственные болезни. Действие отбора на доминантные (АА и Аа) и рецессивные (аа) фенотипы в популяциях людей. Направленность естественного отбора против или в пользу гетерозигот.

Равновесие в человеческих популяциях на основе соотношения давления мутаций и давления отбора. Влияние естественного отбора на создание современных черт генетического полиморфизма у человека.

Проблема среды и наследственности в исследованиях близнецов человека. Различия индивидуального развития, наблюдаемые между разными людьми, обусловленные генетически и характером внешней среды.

Соотношение генотипов и среды для идентичных и неидентичных близнецов. Социальная преемственность человека, передаваемая по поколениям путем воспитания. Влияние среды на проявление наследственных признаков человека.

Евгеника – наука о предупреждении ухудшения наследственности человека. Разработка методов, уменьшающих число нежелательных мутаций.

Реакционность взглядов некоторых положений евгеники, сформулированных английским антропологом Ф. Гальтоном. Беспочвенность высказываний о превосходстве рас и наций, наличии у них « сверхчеловеческих» генов и биологической неполноценности остальных.

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА: написание творческих работ по темам:

  1. влияние экологических факторов среды на генотип человека

  2. мероприятия по предупреждению ухудшения наследственности человека

 

4. Достижения генной инженерии и биоэтика.

Мутанты на прилавках. Генетически модифицированные организмы (ГМО). История создания генетичски измененной еды. Примеры разнообразных вариантов пересадки в ДНК одного организма ДНК  другого, зачастую вовсе не родственного.

Решение проблемы голода в мире достижениями генной инженерии. Сомнения в безвредности модифицированных продуктов. Споры ученых, о вреде генетически модифицированной еды для человека и его потомства. «Опыты американских генетиков над россиянами (примеры тяжелых наследственных заболеваний у животных, которых кормили исключительно трансгенной едой).

 

Проблема отсутствия информации на маркировках продуктов питания о процентном содержании трансгенных ингредиентов.

Разработки российских ученых по созданию биочипов, позволяющих делать быстрый экспресс-анализ продуктов на наличие в них ГМ- организмов.

Перспективы развития генной инженерии. Клонирование. Многократное копирование фрагментов ДНК для проведения экспериментов. Возможные области применения технологий клонирования.

Получение потомков из соматической клетки предка. История клонирования овечки Долли.

Заманчивые перспективы клонирования человека.

Цели и задачи самого дорогостоящего международного проекта в биологии «Геном человека». Этическая сторона клонирования человека. «Дети из пробирки».

Первый международный закон о запрещении клонирования человека, подписанный всеми членами Совета Европы(13) и шестью европейскими странами.

Этические принципы медицинской генетики по данным Всемирной организации здравоохранения. Потенциальная опасность генно-инженерных методов.

Биоэтика. Центральные постулаты биоэтического кодекса.

 

РАБОТА ПО НАПИСАНИЮ РЕФЕРАТОВ:

  1. решение проблемы голода в мире путем достижений генной инженерии

  2. генетически модифицированные организмы и их влияние на генетику человека

 

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА: написание творческих работ по темам:

  1. этическая сторона клонирования человека

  2. проблемы пола. Мутагенные факторы, вызывающие такие заболевания, как гермафродитизм, транссексуализм

  3. возможные области применений технологий клонирования.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ:

  1. Изучение маркировок на упаковках продуктов в магазинах села.

  2. Мутанты на прилавках (исследование продуктов в магазинах на признаки генной модификации, изучение сертификатов на продукты и т.д.)

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №7 «О чем может рассказать упаковка продуктов».

 

5. Заключение

Подведение итогов курса. Защита творческих проектов, рефератов, исследовательских работ.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Учебник под общей редакцией академика РАЕН, профессора В.Б. Захарова Биология. Общая биология (базовый уровень). - М.: « Дрофа», 2011

  2. Сборник задач по генетике (базовый и повышенный уровни ЕГЭ) – Ростов-на-Дону; «Легион»,2011

  3. Биология 6-11 кл. (лабораторный практикум). НФПК.

  4. Электронное пособие к учебнику Биология. Общая биология (базовый уровень). - М.: « Дрофа», 2011

  5. Биология. 1С: Репетитор.

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

методического объединения 

учителей естествознания

от ____________1

____________Колесникова Н.Д.

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

 

_____________Давиденко А.С.

           

            ________________




 

 
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу «Биология животных»
Данная программа по элективному курсу составлена на основе программы элективного курса «Мир животных», автор И. Б. Агафонова, В....
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconПояснительная записка к элективному курсу в 10 классе «Генетика человека»
Сивоглазов В. И., Пасечник В. В. «Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Программы элективных курсов» М., Дрофа, 2006г
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу «Генетика и медицина»
Поэтому развитие биологической компетентности выпускника, а тем более выпускника, готового продолжить биологическое образование,...
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу: «Человек и общество»

Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев” 11 класс
Рабочая программа по элективному курсу “ история отечества XX века глазами очевидцев”
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу «Астрономия и физика космоса»
«Калмыцкомысовская средняя общеобразовательная школа» Поспелихинский район Алтайский край
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу «Физика и экология» в 9 классе. Составил
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Великодворская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconПояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета, курса
Рабочая программа составляется учителем-предметником (педагогом дополнительного образования) по определенному учебному предмету или...
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу «Нестандартные методы решения задач по математике»
Данная рабочая программа элективного курса по математике в 9 классе составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу «Поэзия и проза русской эмиграции»...
«Средняя общеобразовательная Роговатовская школа с углубленным изучением отдельных предметов»
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу «Методы решения уравнений»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования от 05. 03 2004...
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу
Составлена на основе программы профильного курса «Информатика x-xi» и элективного курса «Информационные системы и модели» (10-11...
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу наглядная геометрия
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу в 9 классе «Здоровый образ...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Углянская основная общеобразовательная школа» Верхнехавского муниципального района...
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу «Универсальный метод решения неравенств»
Целью профильного обучения является обеспечение углубленного изучения предмета и подготовка учащихся к итоговой аттестации и продолжению...
Рабочая программа по элективному курсу «Генетика и Я» iconРабочая программа по элективному курсу по физике «методы решения физических задач»
Учреждение Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №424


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск