Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии





Скачать 303.84 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии
страница1/2
Дата публикации10.01.2015
Размер303.84 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина М3.Б1 – Современные проблемы биологии
Укрупненная группа 020000 – Естественные науки
Направление 020400.68 – Биология

Магистерская программа 020400.68.01 – Микробиология и биотехнология
Институт Институт фундаментальной биологии и биотехнологии
Кафедра Базовая кафедра биотехнологии


Квалификация (степень) выпускника
Магистр

Красноярск
2012


Рабочая программа дисциплины
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по укрупненной группе

__________020000 – естественные науки______________________________
направления (профиля) ___________020400.68 – биология________________
Программу составили к.б.н., доцент Н. И. Сарматова _

к.б.н., доцент И. Л. Милютина _

д.б.н., профессор Н. Д. Сорокин _

д.б.н., профессор Л. А. Франк _

Заведующий кафедрой д.б.н., профессор Т. Г. Волова _
«_____»_______________2012 г.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры _______________

_________базовой кафедры биотехнологии_____________________________

«______» _________________ 2012 г. протокол № _____________
Заведующий кафедрой д.б.н., профессор Т. Г. Волова _
Дополнения и изменения в учебной программе на 201 __/201__ учебный год.

В рабочую программу вносятся следующие изменения: _____________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры _______

«____» _____________ 201__г. протокол № ________

Заведующий кафедрой ______________________________________________

Внесенные изменения утверждаю:

Директор ИФБиБТ
1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах и перспективных направлениях биологических наук; сформировать у студентов биологическое мышление и целостное естественнонаучное мировоззрение.

Содержание программы курса базируется на биолого-экологических знаниях и раскрывает фундаментальные представления наук о жизни на более глубоком естественнонаучном и философском уровне, дает возможность рассмотреть основные понятия и законы биологии применительно к биологическим системам возрастающей сложности.

Дисциплина «Современные проблемы биологии» относится к профессиональному циклу М3.Б.1 (базовая часть) по направлению 020400.68 «Биология» и имеет своей целью расширить знания в области биологии.
1.2 Задачи изучения дисциплины
Задачи дисциплины вытекают из необходимости получения студентами знаний об современных проблемах биологии.

Задачей изучения дисциплины является формирование следующих компетенций:

ОК-4: понимает пути развития и перспективы сохранения цивилизации, связь геополитических и биосферных процессов, проявляет активную жизненную позицию, используя профессиональные знания;

ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач;

ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению.

ПК-4: демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку;

ПК-5: демонстрирует знание основ учения о биосфере, понимание современных биосферных процессов, способность к их системной оценке, способность прогнозировать последствия реализации социально-значимых проектов;

ПК-14: планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией.

В результате освоения дисциплины студенты получат представления о современных проблемах биологии, путях их решения и перспективах развития науки; умения применять знания современных проблем и новейших достижений биологии в своей научно-исследовательской деятельности; пользоваться теоретическими основами, основными понятиями биологии
1.3 Межпредметная связь
Для успешного освоения предлагаемого курса в полном объеме необходима общебиологическая подготовка до уровня бакалавра биологического профиля вуза и прохождение таких биологических дисциплин как общая биология, экология, генетика, биохимия и молекулярная биология.

Знания, получаемые по данной дисциплине, дополняют и расширяют теоретические сведения таких дисциплин магистерской программы, как «Современная экология и глобальные экологические проблемы», «Современные проблемы и методы биотехнологии», являются основой для формирования компетентного магистра-биолога, а также будут востребованы при подготовке магистерских диссертаций.

2 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего

зачетных единиц

(часов)

Семестр

9

10

Общая трудоемкость дисциплины

3 (108)

1,0 (36)

2,0 (72)

Аудиторные занятия:

0,86 (31)

0,44 (16)

0,41 (15)

Лекции

0,22 (8)

0,22 (8)

-

Практические занятия (ПЗ)

0,64 (23)

0,22 (8)

0,41 (15)

Самостоятельная работа:

2,14 (77)

0,55 (20)

1,58 (57)

Изучение теоретического материала

0,64 (23)

0,3 (11)

0,33 (12)

Реферативная работа

0,5 (18)

0,25 (9)

0,25 (9)

Подготовка к экзамену

1 (36)

-

1 (36)

Вид промежуточного контроля (экзамен)

экзамен

зачет

экзамен


3 Содержание дисциплины
3.1 Разделы дисциплины и виды занятий в часах

(тематический план занятий)




п/п

Модули дисциплины

Лекции

зачетных единиц

(часов)

ПЗ или СЗ

зачетных единиц

(часов)

Самостоятельная работа зачетных единиц

(часов)

Реализуемые компетенции

1

Раздел 1. Современные проблемы происхождения и эволюции жизни.

0,11 (4)

0,22 (8)

1,0 (36)

ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-14

2

Раздел 2. Проблемы и достижения современной медицинской науки.

0,11 (4)

0,42 (15)

1,14 (41)

ОК-4, ПК-1, ПК-2, ПК-4, ПК-5, ПК-14


3.2 Содержание разделов и тем лекционного курса




п/п

№ раздела

дисциплины

Темы лекционного курса, трудоемкость


1

Раздел 1. Современные проблемы происхождения и эволюции жизни.

Тема 1.1. Современные проблемы происхождения и эволюции жизни. Концепции эволюции. Химическая эволюция и эволюция органического мира. Возникновение клетки. (2 часа)
Тема 1.2. Роль человека в возникновении и эволюции возбудителей болезней. Эволюция человека под воздействием паразитов. (2 часа)


2

Раздел 2. Проблемы и достижения современной медицинской науки.

Тема 2.1. Актуальные проблемы современной генетики. Фармакогенетика. Генетический контроль метаболизма лекарственных средств. Наследственные болезни и особенности реакции на лекарства. Генетические полиморфизмы и метаболизм лекарственных препаратов – выявление связей. Иммуногенетика. Иммунитет и иммунный ответ. Генетические основы иммунного ответа. Наследственные иммунодефициты. Генетика гистосовместимости. Онкогенетика. Значение наследственных факторов в возникновении рака. Канцерогены, вирусные, клеточные онкогены. Превращение протоонкогенов в онкогены. (2 часа)
Тема 2.2. Социальная значимость болезней. Место инфекционных болезней в истории войн и цивилизаций. Необходимость проведения массовой иммунопрофилактики по эпидемическим показаниям (2 часа)



3.3 Практические занятия




п/п

№ раздела

дисциплины

Наименование практических занятий, трудоемкость

1

Раздел 1. Современные проблемы происхождения и эволюции жизни.

Тема 1.1. Современные представления об эволюции. Критика дарвинизма. Концепция постепенной эволюции. Эволюция по типу прерывистого равновесия. Неодарвинизм. Доказательства неодарвинизма. История геосферно-биосферных систем. Прокариотная биосфера. Эффективные микроорганизмы: от эволюции до нанотехнологий (4 часов)
Тема 1.2. Социальная значимость болезней. «Новые» инфекционные болезни. Неизвестные возбудители известных «неинфекционных» болезней. (4 часов)


2

Раздел 2. Проблемы и достижения современной медицинской науки.

Тема 2.1. Проблемы и достижения современной медицинской диагностики. Способы получения высокоаффинных иммуноглобулинов. (4 часа)
Тема 2.2. Актуальные проблемы современной генетики. Биологические модели наследственных заболеваний человека. Генетические линии животных, трансгенные животные, использование культур клеток. Конструирование экспериментальных модельных животных. Направленный перенос генов. Современное состояние изучения генома. Реконструкция генома посредством генетического и молекулярного анализа. Прямое обнаружение генотипических отличий индивидуальных геномов. Системная биология и протеомика. Эволюции на молекулярном уровне. Генодиагностика и генотерапия. Клиническая генетика. Генетические основы профилактики наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование. Пренатальная, предимплантационная и доклиническая диагностика. Картирование и клонирование генов наследственных заболеваний. Проект «Геном человека». Каталог генов и генных заболеваний. Геномика и клиническая медицина. Геномная дактилоскопия. Генная терапия. Программы генной терапии. Подходы, применяемые в генной терапии. Методы трансформации клеток человека. Генотерапия наследственных и ненаследственных заболеваний. (7 часов)
Тема 2.3. Антропогенная трансформация природной среды, урбанизация и инфекционные болезни. Воздействие возбудителей болезней на организм человека Механизм защиты возбудителя от неблагоприятных условий внешней среды и факторов защиты хозяина. (4 часа)



3.4 Лабораторные занятия

«учебным планом не предусмотрено».
3.5 Самостоятельная работа

В рабочей программе предусмотрены самостоятельные работы в виде рефератов или научных сообщений. Самостоятельная работа студента включает освоение теоретического материала по предлагаемым учебникам, монографиям, а также мультимедийным изданиям и материалам, имеющимся на образовательных сайтах, компьютерным презентациям – иллюстрациям к лекциям, размещенным на сайте ВУЗа и в компьютерных классах. Студентам обеспечена возможность свободного доступа к фондам учебно-методической документации и интернет ресурсам. Все обучающиеся имеют открытый доступ к базе Электронного каталога и полнотекстовой базе данных внутривузовских изданий (http://lib.sfu-kras.ru/); ресурсам Виртуальных читальных залов (http://lib.sfu-kras.ru/eresources/virtual.php); к УМКД (http://lib.sfu-kras.ru/ecollections/umkd.php); к видеолекциям и учебным фильмам университета (http://tube.sfu-kras.ru/); к учебно-методическим материалам институтов(сайт Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) - http://bio.sfu-kras.ru/).
Организация самостоятельной работы производиться в соответствии с графиком учебного процесса и самостоятельной работы (Приложение 1).

В течение семестра каждому студенту необходимо подготовить и оформить реферат. Защита рефератов проводится в соответствие с графиком дисциплины. Преподаватель, закрепляя за студентом тему реферата, выдает рекомендации по необходимой литературе, предоставляя также студенту самостоятельно провести поиск по базам данных в Интернете и в библиотеках.

Рекомендации по написанию реферата и других письменных работ призваны организовать самостоятельную работу студента и помочь ему выполнить требования, предъявляемые кафедрой. Студентам в рамках дисциплины «Избранные главы медицинской микробиологии» предоставляется право самостоятельно выбрать тему реферата из обозначенных преподавателем. Темы рефератов соответствуют тематике курса по соответствующим разделам. Оформление реферата осуществляется в соответствии с инструктивными материалами и ГОСТами:

1. ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. – Переиздание дата введ. 01.07.2004. Дата изм. 19.04.2010 – М.: ИПК Издательство стандартов, 2004. – 80 с.

2. СТО 4.2-07-2012 Система менеджмента качества. Общие требования к построению, изложению и оформлению документов учебной деятельности. – Переиздание. Введен взамен СТО 4.2-07-2010. Дата введ. 27.02.2012 – Красноярск: СФУ, 2012. – 57 с.

Список тем рефератов

  1. Молекулярно – генетические методы в медицинской генетике

  2. Некоторые наследственные иммунодефицитные состояния человека

  3. Генетический контроль иммунной системы человека

  4. Лекарственный мутагенез и его профилактика.

  5. Пренатальная диагностика и массовый скрининг наследственных заболеваний (характеристика методов).

  6. Биологические риски, обусловленные появлением новых технологий в медицине.

  7. Завоз возбудителей природных резервуаров и переносчиков как причина появления новых болезней.

  8. Биологическая опасность и риск преднамеренного использования биологических агентов.

  9. Эффективные микроорганизмы (ЭМ). Эффективные биотехнологии.

  10. Фитобиоремедиация.

  11. Микробобиоремедиация.

  12. Микроорганизмы и нанотехнологии.

4 Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В программу курса включены авторские лекции, составленные на основе собственных результатов исследовательской деятельности.

Помимо посещения лекций и практических занятий предусматривается самостоятельная работа студентов с возможностью доступа к Интернет-ресурсам. Активному формированию основных компетенций обучающегося по данной дисциплине способствует проведение лабораторных занятий, в ходе которых происходит моделирование профессиональной деятельности, разбор конкретных ситуаций, тренировка и развитие профессиональных умений и навыков.

Удельный вес активных и интерактивных форм обучения по дисциплине составляет 93 % аудиторных занятий, лекции составляют 25 % аудиторных занятий.
5 Учебно-методические материалы по дисциплине
5.1 Основная и дополнительная литература
Основная литература

  1. Льюин, Б. Гены = Genes IX : / Б. Льюин ; пер. с англ. И. А. Кофиади и др. ; ред. Д. В. Ребриков. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 896 с. – 21 экз.

  2. Попов, Л.С. Горизонты некоторых генетических успехов на пути к биомедтехнологиям / Л.С. Попов. – М.: Новый ключ, 2008. - 199 с. – 1 экз.

  3. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : в 2 томах : учебник. Том 1/ под ред.: В. В. Зверев, М. Н. Бойченко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 447 с. – 2 экз.

  4. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология : в 2 томах : учебник. Том 2/ под ред.: В. В. Зверев, М. Н. Бойченко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 447 с. + Прилож.: 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) – 2 экз.

  5. Поздеев, О. К. Медицинская микробиология: учебное пособие для студентов медицинских вузов / О. К. Поздеев ; под ред. В. И. Покровский. - Изд. 4-е. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 765 с. – 10 экз.

  6. Руководство по медицинской микробиологии. Общая и санитарная микробиология. Книга 1 / Под ред. Лабинской А.С., Волиной Е.Г. – М. : БИНОМ, 2008. – 1080 с. – 1 экз. (на базовой кафедре биотехнологии)

  7. Вихрова М. А., Батанова Т. А., Лебедев Л. Р., Шингарова Л. Н., Франк Л. А., Кирпичников М. П., Тикунова Н. В. Одноцепочечные антитела человека, направленные к фактору некроза опухолей. //Биоорганическая химия. – 2011. – 37. – с. 334-343.

  8. Markova S.V., Burakova L.P., Golz S., Malikova N.P., Frank L.A., Vysotski E.S. The light-sensitive photoprotein berovin from the bioluminescent ctenophore Beroe abyssicola: a novel type of Ca2+-regulated photoprotein //FEBS J. - 2012. - V.279. - No.5. - P. 856-870.

  9. Biotechnology & Genetic Engineering Reviews [Электронный ресурс]. - Nottingham : Nottingham University Press, 2008. - Volume 25 / Editor: S. E. Harding, M. P. Tombs. - 2008. - 482 с. - ISBN 978-1-904761-66-2/ Режим доступа: читальные залы НБ СФУ http://liber.lib.sfu-kras.ru/phpopac/get_url.php?store=2&part=elib/b28/0234103.pdf

  10. Giacca, M. Gene Therapy. – Grafiche Porpora, Segrate (MI), Italy. – 2010. – 303 p. http://link.springer.com/book/10.1007/978-88-470-1643-9/page/1

  11. Strain Engineering. Methods and Protocols /Ed.: James A. Williams. - Humana Press, USA, 2011. – 480 p. – ISBN: 978-1-61779-197-0 (Online) http://link.springer.com/book/10.1007/978-1-61779-197-0/page/1


Дополнительная литература

  1. Алешукина, А. В. Медицинская микробиология: учебное пособие / А. В. Алешукина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 473 с. – 10 экз.

  2. Борисов, Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учебник для вузов / Л. Б. Борисов. - 4-е изд., доп. и перераб. – М. : Медицинское информационное агентство, 2005. - 734 с. – 7 экз.

  3. Воробьев, А. А. Медицинская и санитарная микробиология: учебное пособие / А. А. Воробьев, Ю. С. Кривошеин, В. П. Широбоков . – М. : Академия, 2003. - 462 с. – 3 экз.

  4. Глик, Б. Молекулярная биотехнология. Принципы и применение. Пер. с англ. / Б. Глик, Дж. Пастернак. - М.: Мир, 2002. - 589с.

  5. Дымшиц, Г.М. Новейшая биология: Учеб. пособие/ Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. – Новосибирск: Новосиб. Ун-т., 2007. – 224 с.

  6. Поздеев, О. К. Медицинская микробиология: учебник для медицинских вузов / О. К. Поздеев; под ред. В. И. Покровского. – М. : Гэотар-Медиа, 2002 . - 765 с. – 5 экз.

  7. Максимов, Г. В. Теоретические и практические аспекты использования биотехнологии и генной инженерии / Г. В. Максимов, В.Н. Василенко, В.Г. Максимов, А.Г. Максимов – М.: Вузовская книга, 2004. – 208 с.

  8. Основы формацевтической биотехнологии: Учебное пособие /Т.П.Прищеп, В.С.Чучалин, К.Л.Зайков, Л.К.Михалева, Л.С.Белова. – Ростов н/Д.: Феникс; Томск: Издательство НТЛ, 2006. – 256 с.

  9. Патрушев, Л. И. Искусственные генетические системы. Т.1 / Л.И. Патрушев. – М.: Наука, 2004. - 526 с.

  10. Проблемы и перспективы молекулярной генетики = Problems and Prospects of Molecular Genetics. Т. 1./ кол. авт. Российская академия наук [РАН] / Отв. ред. Е. Д. Свердлов. Институт молекулярной генетики. – М.: Наука, 2003. - 372 с.

  11. Проблемы и перспективы молекулярной генетики = Problems and Prospects of Molecular Genetics. Т. 2./ кол. авт. Российская академия наук [РАН] / Отв. ред. Е. Д. Свердлов. Институт молекулярной генетики. – М.: Наука, 2004. - 330 с.

  12. Современная микробиология: Прокариоты: в 2-х томах: Т. 1. / пер. с англ. / под ред. Й. Ленгелера, Г. Древса, Г. Шлегеля. – М. : Мир, 2005. – 656 с.

  13. Современная микробиология: Прокариоты: в 2-х томах: Т. 2. / пер. с англ. / под ред. Й. Ленгелера, Г. Древса, Г. Шлегеля. – М. : Мир, 2005. – 496 с.

  14. Тейлор, Д. Биология. В 3-х томах. Серия: Лучший зарубежный учебник / Д. Тейлор, Н. Грин, У. Стаут. Пер. с англ.: Ю. Амченков, М. Дунина, Н. Замаева, Л. Тер-Саркисян, Н. Фомина. Под ред. Р. Сопер. – М.: Мир, 2018. – 1352 с.


Электронные ресурсы

  1. Жимулев И. Ф. Общая и молекулярная генетика. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. /И.Ф. Жимулев. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2007. - 480 с. www.biblioclub.ru

  2. Журнал Вестник Российской Академии Медицинских Наук http://elibrary.ru/title_about.asp?id=7654

  3. Журнал Молекулярная генетика, микробиология и вирусология http://elibrary.ru/title_about.asp?id=7904

  4. Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии http://www.jmicrobiol.com/

  5. Государственный Дарвиновский музей www.DARWIN.museum.ru

  6. Учебный сайт по биотехнологии. Автор - Н.А. Кузьмина http://www.biotechnolog.ru

  7. Образовательный сайт «Биология и медицина» http://www.medbiol.ru


5.2 Контрольно-измерительные материалы
Контрольно-измерительные материалы по дисциплине «Современные проблемы биологии» включают:

1) темы рефератов;

2) перечень контрольных вопросов;

4) экзаменационные билеты.

Форма проведения зачета: устный опрос по темам и разделам курса.

Форма проведения экзамена: письменный и устный ответ на экзаменационный билет.

Контрольные вопросы:

  1. Современные представления об эволюции. Концепции эволюции. Возникновение клетки.

  2. Роль человека в возникновении и эволюции возбудителей болезней. Эволюция человека под воздействием паразитов.

  3. Фармакогенетика. Генетический контроль метаболизма лекарственных средств.

  4. Иммуногенетика. Иммунитет и иммунный ответ. Генетические основы иммунного ответа. Наследственные иммунодефициты.

  5. Онкогенетика. Значение наследственных факторов в возникновении рака. Онкогены.

  6. Биологические модели наследственных заболеваний человека. Генетические линии животных, трансгенные животные, использование культур клеток.

  7. Генодиагностика и генотерапия. Клиническая генетика. Генетические основы профилактики наследственных заболеваний.

  8. Проблемы и достижения современной медицинской диагностики. Способы получения высокоаффинных иммуноглобулинов.

  9. Укажите типы экологических взаимоотношений партнеров в биоценозах.

  10. Что представляет собой популяция, битоп, микробоценоз, экосистема, биосфера.

  11. Какова роль свободноживущих микроорганизмов в природе?

  12. Дать общую характеристику инфекции и ее разнообразным формам.

  13. Указать условия возникновения инфекции и пути передачи возбудителей

  14. Указать и дать характеристику признакам, микроорганизмов, определяющих развитие инфекции.

  15. Дать характеристику факторам вирулентности бактерий.

  16. Указать возможные пути происхождения патогенных микроорганизмов.

  17. Указать пути формирования резистентных форм микроорганизмов.

  18. Указать с какой целью эпидемиологи изучают маршруты перелета птиц.

  19. Указать возможные пути заражения людей от животных.

  20. Эффективные микроорганизмы (ЭМ). Биоремедиация.

  21. Микроорганизмы и нанотехнологии.


6. Организационно-методическое обеспечение учебного процесса по дисциплине в системе зачетных единиц
В соответствии с «Положением об организации учебного процесса в Сибирском федеральном в Сибирском федеральном университете с использованием зачетных единиц (кредитов) и балльно-рейтинговой системы» организация учебного процесса с использованием системы зачетных единиц (з.е.) и балльно-рейтинговой системы (БРС) характеризуется следующими особенностями:

  • использование Европейской системы переноса и накопления зачетных единиц (кредитов ECTS) и БРС для оценки успешности освоения студентами учебных дисциплин;

  • использование основных инструментов ECTS: Учебного договора «Learning agreement», программы курсов «Course Catalogue», зачетной книжки «Transcript of Records»;

  • полная обеспеченность учебного процесса всеми необходимыми методическими материалами в печатной и электронной формах: учебниками, методическими пособиями, учебно-электронными материалами, доступом к локальным и глобальным сетевым образовательным ресурсам;

  • вовлечение в учебный процесс академических консультантов (тьюторов), содействующих студентам в формировании индивидуального учебного плана и контролирующих регистрацию учебных достижений;

  • личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана на основе большой свободы выбора дисциплин.

Трудоемкость всех видов учебной работы в планах бакалавров и специалистов устанавливается в з.е., как правило, 1 з.е. = 36 академическим часам общей трудоемкости или 27 астрономическим часам. Трудоемкость всех видов работы в учебных планах магистров устанавливается в з.е. (кредитах) и, как правило, соответствует 30 часам общей нагрузки. Трудоемкость может корректироваться в ходе мониторинга учебного процесса по особому регламенту.

Таким образом, зачетная единица (кредит) является условным параметром, рассчитываемым на основе реалистичных экспертных оценок совокупных трудозатрат среднего студента, необходимых для достижения целей обучения. Зачетные единицы (кредиты) назначаются всем образовательным компонентам учебного плана.

Трудоемкость дисциплины учебного плана представляется суммой трудоемкостей всех оцениваемых видов учебной работы.

Трудоемкости могут выражаться в зачетных единицах (кредитах), а также в % и/или долях общей трудоемкости.

Средневзвешенная оценка (b) по дисциплине устанавливается, как сумма оценок (bi), умноженных на трудоемкость (zi) оцениваемых видов учебной работы за период аттестации, деленная на общую трудоемкость дисциплины за период аттестации (округляется до целых, может принимать значения от 0 до 100):



где i = 1, 2,…., m – номера оцениваемых видов учебной работы;

m – количество оценок.

Если общую трудоемкость по дисциплине за период аттестации считать равной 1 (z1+z2+….+zm=1), то трудоемкости zi становятся весовыми коэффициентами оценок bi в расчете средневзвешенной оценки. Произведение весовых коэффициентов на оценки bi дает количество баллов набираемых студентом по данному виду работ, а сумма баллов по всем видам работ и будет средневзвешенной оценкой.

Средневзвешенная оценка может переводиться в традиционную четырехбальную шкалу или буквенную шкалу ECTS.

Максимальное количество баллов, которое студент может набрать за текущую и промежуточную аттестации по дисциплине в семестре распределяется в пропорции:

  • текущая работа – 50 баллов;

  • итоговая аттестация – 50 баллов.

Таблица трудоемкости модулей и видов учебной работы в относительных единицах приведена в Приложении 3. Трудоемкость по модулям распределена неравномерно в связи с их ролью при формировании компетенций и временем, отводимым на обучение.

По отдельным видам трудоемкость распределена следующим образом:

8% - посещаемость лекционных занятий для обеспечения непосредственного контакта преподавателя при изучении теоретического материала и определения направленности самостоятельной работы;

32% - работа на семинарских занятиях;

10% - промежуточный контроль;

50% - сдача экзамена.

Приложение 1
ГРАФИК

учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине

Современные проблемы биологии

направление __Биология__ , институт __ИФБиБТ____, __1__ курс магистратуры ___9-10__семестр



п/п

Наименование

дисциплины

Семестр

Число аудиторных занятий

Форма

контроля

Часов на самостоятельную работу

Недели учебного процесса семестра

9 семестр

Недели учебного процесса семестра

10 семестр

Всего

По видам

Всего

По видам

2

4

6

8

10

12

14

16

1

3

5

7

9

11

13

15

1

Современные проблемы биологии

9-10

31

Лекции – 8

экзамен - 36

77

ТО – 23

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

ТО

РФ – 18

ВТР













СРФ







ВТР



















СРФ

Практические занятия – 23
















ПК




























ПК
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconРабочая программа дисциплины дисциплина б. 1 «Современные проблемы биологии»
Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах, перспективных направлениях развития и достижениях...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы...
В рамках курса «Современные проблемы биологии» рассматривается широкий круг вопросов, сыгравших определяющую роль в развитии современной...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconРабочая программа дисциплины Проблемы современной биологии Модуль...
Проблемы современной биологии Модуль «Современные проблемы физиологии высшей нервной деятельности»
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconРабочая программа дисциплины «Современные проблемы криминалистики»
Целью освоения дисциплины «Современные проблемы криминалистики» является формирование у аспирантов знаний и компетенций в области...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconРабочая программа учебной дисциплины б 1 Современные проблемы науки...
Целью дисциплины «Современные проблемы науки» является формирование способностей анализа современного состояния науки, выделения...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconУчебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) Современные...
Целями освоения дисциплины «Современные проблемы зарубежной литературы» являются
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconРабочая программа дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные проблемы...
Дисциплина «Актуальные проблемы социальной истории России» включена в структуру цикла общекультурного блока базового высшего образования...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconПрограмма дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы»
Актуальные проблемы современности и журналистика: актуальные проблемы мировой цивилизации и журналистика, основные проблемы развития...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconАннотация программы по дисциплине «Современные проблемы экономики» Цель изучения дисциплины
Дисциплина входит в блок б. 12 учебного плана подготовки направления «Экономика». Логически дисциплина увязана с такими основными...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconРеферат Современные проблемы биологии

Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconПрограмма дисциплины «Современные проблемы политической философии»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconРабочая программа по дисциплине «Современные средства оценивания...
Место дисциплины. Дисциплина «Современные средства оценивания результатов обучения» входит в блок общепрофессиональных дисциплин...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconРабочая программа дисциплины современные проблемы
Целями освоения дисциплины является формирование у магистров системного экологического мышления, обеспечивающего комплексный подход...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Целью изучения дисциплины является формирование представлений об актуальных проблемах и перспективных направлениях биологических...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Современные проблемы и методы биотехнологии»
В67Современные проблемы и методы биотехнологии : метод указания по самостоятельной работе/сост. Т. Г. Волова, Е. И. Шишацкая. – Красноярск...
Рабочая программа дисциплины дисциплина б1 – Современные проблемы биологии iconУчебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Западной Европы»
Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является дисциплиной по выбору


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск