Скачать 89.23 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ (АСПИРАНТУРА) Утверждаю Директор Биологического института НИ ТГУ _________________ Д.С. Воробьев « 25 » марта 2014 г. ПРОГРАММА вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей профилю «Генетика» (направление подготовки: 06.06.01 - Биологические науки) Томск 2014 Требования к поступающим в аспирантуру:
Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию и готовность к межкультурному научному общению. Программа нацелена на выявление готовности специалиста заниматься подготовкой в системе высшего образования в соответствии с ФГОС по направлению подготовки «Биологические науки» и возможности повышения его уровня образования, научной и педагогической квалификации. Будущий аспирант должен продемонстрировать накопленные умения и навыки. Общие профессиональные компетенции поступающих в аспирантуру в соответствии с уровнем высшего образования:
Абитуриент, поступающий в аспирантуру по профилю 03.00.15 «Генетика» по кафедре «Цитологии и генетики», должен показать глубокие знания по материальным основам наследственности, основам генетического анализа и структуре гена, молекулярным механизмам генетических процессов и генетической инженерии - в пределах программы высшего учебного заведения биологического профиля. Он должен проявить способности к выполнению научно-исследовательской работы, знать теоретические и практические основы современной генетики. Вступительные испытания проводятся в форме собеседования по темам и вопросам, указанным в программе вступительного экзамена Авторы: Стегний В.Н., д.б.н., зав.кафедрой Новиков Ю.М., к.б.н., доцент. Содержание программы вступительного экзамена Общие вопросы по направлению подготовки: Физико-химические основы организации живого. Клеточный уровень организации живого. Структура и функционирование растительных организмов. Структура и функционирование животных организмов. Наследственность и изменчивость организмов. Эволюция организмов. Система органического мира. Популяционно-видовой, ценотический и биосферный уровни организации живой материи. Прикладные аспекты биологии. Вопросы по профилю подготовки: Введение Основные этапы развития генетики. Роль отечественных учёных: Н.И. Вавилова, А.С. Серебровского, Н.К. Кольцова, Ю.А. Филипченко, С.С. Четверикова, Г.Д. Карпеченко, Н.В. Мичурина, И.Ф. Иванова, Н.П. Лукьяненко, В.С. Пустовойта, И.И. Хаджинова, Д.К. Беляева, Л.И. Корочкина, Г.П. Георгиева, В.А. Гвоздева, Ю.П. Алтухова, В.А. Ратнер, Л.З. Кайданов, И.А. Рапопорт, С.Н. Ашханян, А.П. Акифьеваю и др. в развитии генетики и селекции. 1. Материальные основы наследственности Локализация генов в хромосомах. Роль цитоплазматических факторов в передаче наследственной информации. Генетическая роль митоза и мейоза. Концепция хромосомного поля (А. Лима-де-Фария, 1991). Принципы кариотической ортоселекции М. Уайта. Теломеры и теломеразы. 2. Основы генетического анализа Законы «чистоты гамет». Закономерности нехромосомного наследования, отличные от хромосомного наследования. Плазмидное наследование. Общие и специальные функции плазмид. Использование плазмид в генетических исследованиях. 3. Изменчивость Роль транспозонов и других мигрирующих генетических элементов в возникновении генных мутаций и хромосомных перестроек. Молекулярные основы гибридного дисгенеза. Транспозонные «взрывы», транспозиционная память. Механизмы транспозиции. 4. Анализ структуры гена Развитие представлений о сложном строении гена. Представление школы Моргана о строении и функции гена. Мутационная и рекомбинационная делимость гена. Работы школы А.С. Серебровского по ступенчатому аллелизму. Понятие о цистроне, ген как единица функции. Молекулярно-генетические подходы в исследовании тонкого строения генов. Перекрывание генов. Интрон-экзонная организация генов. Механизмы сплайсинга. Понятие о рибозимах. Аутосплайсинг. Типы генных карт и методы картирования: проведение соматической клеточной гибридизации. Прогулки по хромосомам. 5. Молекулярные механизмы генетических процессов Генетический контроль и молекулярные механизмы репликации. Схема событий в вилке репликации. Особенности организации репликации хромосом эукариот. Явление рекомбинации: гомологический кроссинговер, сайтспецифическая рекомбинация (схема Кэмпбелла). Молекулярная модель законной рекомбинации Мезельсона – Реддинга. Предназначение кроссинговера. Генетический контроль мутационного процесса. Связь мутабильности с функциями аппарата репликации. Мутагенез, опосредованный процессами рекомбинации. Молекулярные механизмы регуляции действия генов на уровне транскрипции, трансляции. Принципы негативного и позитивного контроля. Регуляция действия генов у эукариот: роль гистоновых и негистоновых белков, гормонов. Молекулярно-генетические системы управления и понятие о сайзерах. Типы организации генома. Классификация и основные свойства мультигенных семейств. Пути реализации генетической информации: РНК- посттранскрипционные изменения (КЭП-связывающий комплекс, редактирование пре-мРНК, пространственная организация синтеза мРНК). Значение сверхспиральности для регуляции транскрипции. 6. Генетика популяций и генетические основы эволюции Значение генетики популяции для медицинской генетики, селекции, решения проблем сохранения генофонда и биосферы. 7. Основы генетической инженерии Задачи и методология генетической инженерии. Методы выделения и синтеза генов. Методы секвенирования ДНК. Векторы прокариот. Способы получения рекомбинантных молекул ДНК. Методы клонирования генов. Космиды. Клоны геномной ДНК. Библиотека генома. Полимеразная цепная реакция. Получение с помощью генетической инженерии микроорганизмов – продуцентов нового поколения для микробиологической промышленности. Векторы эукариот. Задачи клеточной инженерии. Гибридомы. Значение генетической инженерии для решения задач биотехнологии, сельского хозяйства. медицины и других отраслей народного хозяйства. Социальные аспекты генетической инженерии. Классификация методов введения чужеродного генетического материала в высшие организмы. Методы транспорта генов. Конструирование экспрессирующихся векторов, стабильность рекомбинантных белков и РНК. Системы ДНК-диагностики. Применение блот-гибридизации для изучения болезней человека. Выявления аллелей бета-глобинового гена методом гибридизации с синтетическими олионуклеотидами. Геномная дактилоскопия. Метод «ДНК-отпечатков». Применение рекомбинации ДНК in vitro. Клонотеки генов. Таргетинг генов. Системы селекции и векторы для «нокаутирования» генов. ДНК-технологии в развитии методов диагностики и лечения онкологических заболеваний. Генотерапия наследственных и приобретенных заболеваний. Биоинформационные аспект эволюции белков. ДНК-полиморфизм и методы его выявления. Биоинформатика в анализе нуклеотидной эволюции. Поиск гомологии в базах данных: матрица PAM. BLAST.FAST. Составление библиотеки. Поиск консенсусов. Геномика и протеомика Микроматрицы и ДНК. Протеомика: протеомика, основанная на масс-спектрометрии, упорядоченность протеомики, направления развития, структура ДНК-связывающих белков. Фолдинг, домены и геномные единицы. Генная сеть. ДНК-экология Трансгеноз и эволюция. ЛИТЕРАТУРА
Программа сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам специалитета и магистратуры. Рекомендовано методической комиссией Биологического института, протокол № 135 от 27.02.14г. Утверждена Учёным советом Биологического института, протокол № 3 от 25.03.14г. |
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Цель вступительных экзаменов – оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | ||
Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень сформированности у будущего аспиранта способности осуществлять профессиональную коммуникацию... | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Основная цель экзамена – определить уровень профессиональных компетенций будущего аспиранта, его знание современного состояния и... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Теория искусства как научное знание, искусство как функциональная саморазвивающаяся система | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Политическая среда и интеллектуальная свобода. Личное счастье и гражданская ответственность. Драма вовлечения индивида в сферу публичной... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине при приёме в аспирантуру по направлению... | Программа по дисциплине: «Математика» (для абитуриентов, поступающих... Основой настоящей программы служит примерная программа вступительных экзаменов по математике, разработанная Министерством образования... | ||
Программа вступительного испытания по специальной дисциплине Основная... Программа предназначена для организации вступительных испытаний по специальной дисциплине (История России) при приёме в аспирантуру... | Программа вступительного испытания по специальной дисциплине, соответствующей... Федерального государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Вступительных экзаменов по специальности Поэтому на вступительных экзаменах в аспирантуру особое внимание уделяется решению следующих задач | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа по дисциплине: «Русский язык» (для абитуриентов, поступающих... Настоящая программа составлена на основании примерной программы вступительных экзаменов по русскому языку, разработанной Министерством... | Программа вступительных экзаменов по специальным дисциплинам, соответствующих... ... |