Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения





Скачать 369.77 Kb.
НазваниеРабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
страница1/4
Дата публикации17.01.2015
Размер369.77 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Заместитель директора Директор МБОУ

Естественно-математического цикла по УВР МБОУ Рождественская СОШ Рождественская СОШ

_________/Хасанова М.П_/ ________/Чуприн В.В/

Протокол № ____ ________/Cоколова Л.А/ Приказ № ____________

от «__ »___________20__г. «_______»___________20___г. от «___»___________20___г.

Рабочая программа

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

``Рождественская средняя общеобразовательная школа``

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан

по биологии 9 класс

Марьиной Натальи Николаевны,

учителя первой кв.категории


2013 год

Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089;

  • Примерной программы основного общего образования по биологии (Письмо МОиН РФ от 07.07 2005г №03-1263 «О примерных программах по учебным предмета федерального базисного учебного плана»);

  • Программа курса биологии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений Н.И.Сонин, В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова (Дрофа, 2010);

  • Учебного плана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района республики Татарстан, утвержденного решением педагогического совета (Протокол №1, от 31августа 2013)

  • Положения о рабочей программе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Рождественская средняя общеобразовательная школа» Лаишевского муниципального района республики Татарстан, утвержденного решением педагогического совета .


Рабочая программа ориентирована на использование учебника Биология. Общие закономерности. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, И. Б. Агафонова, Н. И. Сонин.- 10-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2009.-287.

Программа рассчитана на 68 часов в год, на 2 часа в неделю.

Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по биологии.

Программа предназначена для изучения курса «Биология. Общие закономерности» в 9 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах изучаемых в 6, 7 и 8 классах.

Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей и задач:

- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами справочниками;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретённых знаний и умений для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения результата); использовать элементы анализа; давать определения; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; выступать устно и письменно с результатами своего исследования; использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для создания презентации результатов познавательной и практической деятельности; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

Выполнение данной программы предусматривает использование следующих технологий, форм и методов преподавания биологии: развивающее, личностно-ориентированное, проблемное обучение, элементы проектной, компьютерных технологий, технология тестирования, здоровьесберегающие технологии, игровые методы обучения, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы.

Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Содержание образовательной программы

  1. Введение (1 час)

В разделе дается определение предмета изучения, приводятся основные признаки живого, уровни организации жизни, методы изучения биологии и краткая история биологии.

  1. Эволюция живого мира на Земле (19 часов)

В данном разделе описаны различные представления о развитии жизни на Земле и происхождении человека.

Лабораторные и практические работы:

  1. Выявление приспособленности к среде обитания.

  2. Изучение критериев вида.



  1. Структурная организация живых организмов (14 часов)

В этом разделе изучается химический состав клетки, её структуры и функции, обмен веществ в ней и способы хранения и реализации наследственной информации, деление клеток. Такая логика подачи материала помогает сформировать у учащихся представление о клетке как основной единице живого и способствует лучшему усвоению последующих разделов.

Лабораторные и практические работы:

  1. Изучение клеток бактерий.

  2. Изучение клеток растений и животных.

  1. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

В данном разделе рассматриваются формы размножения, механизмы деления клеток (митоза и мейоза), механизм полового размножения, а также – краткий очерк индивидуального развития. Завершается раздел темой «ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ. Биогенетический закон», где речь идет о таких важных вещах, как сходства и различия у эмбрионов позвоночных животных, о взаимосвязи индивидуального развития и исторического развития организмов, влияние внешних условий на раннее развитие организмов, о биогенетическом законе, сформулированным Ф. Мюллером и Э. Геккелем и дополненным А. Н. Северцовым. Материал этого раздела позволяет перейти естественным образом от уровня клетки на уровень организмов и рассмотреть далее проблемы связи между поколениями.

  1. Наследственность и изменчивость организмов (13 часов)

В этом разделе рассматриваются законы Менделя, вводится терминология и понятия современной генетики, излагается закон Моргана и генетика пола. Уделяется большое внимание решению генетических задач. Формируются представления о гене. Рассматривается теория гена. Все эти знания позволяют сформировать понятие генотипа как системы, взаимодействующей со средой, результатом чего и является фенотип. Естественным и логичным следствием такого взаимодействия является множественность фенотипов, что составляет основы ИЗМЕНЧИВОСТИ. Даются разные типы изменчивости, Изучается генетика человека. Демонстрируется важность этих теоретических знаний для практического применения их в медицине и здравоохранении. Последние уроки данного раздела посвящены генетическим основам селекции, где рассматриваются научная деятельность Н. И. Вавилова, различные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Лабораторные и практические работы:

  1. Решение генетических задач.

  2. Выявление изменчивости организмов.

  1. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии (11 часов)

Здесь рассматриваются структуры биосферы, круговорот веществ в природе, формирование сообществ живых существ, более детально, чем в предыдущих курсах биологии рассматриваются такие понятия как биоценозы и биогеоценозы, а также влияние различных факторов на организмы внутри этих ценозов. В конце раздела рассматриваются вопросы взаимосвязи человека с окружающей средой, последствия влияния человека на окружающую среду и охрана среды.

Лабораторные и практические работы:

  1. Составление схем передачи веществ и энергии.

  2. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

  3. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах.

  1. Обобщение (3 часа)

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии.
В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

  • сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

  • использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

  • современную биологическую терминологию и символику;

      уметь:

находить:

  • в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  • в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

объяснять:

  • роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  • родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека;


проводить простые биологические исследования:

  • ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • анализа и оценки влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;



Учебно-тематический план:

№ п/п

Тема раздела

Количество

часов

В том числе

Лабораторные, практические работы

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Тесты

1.

 Введение.



 

 







2.

Эволюция живого мира на Земле.

19 

2



1

3

3.

Структурная организация живых организмов.

14

2

1

1

4

4.

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

5







1

2

5.

Наследственность и изменчивость организмов.

13

2

1

2

4

6.

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

11

3




2

5

7

Обобщение.

3










2




Итого:

68

9

3

5

20

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconНаименование Программы Образовательная программа среднего общего...
А образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconУчебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Режим работы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия п. Г. Т. Богатые сабы сабинского
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПрограмма муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПрограмма муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Решением педагогического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №4» городского округа город Стерлитамак...
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнеуратьминская оош»»...
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Простинская оош»» на основе...
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Получение нового качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхнечелнинская сош»»...
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПлан воспитательной работы на 2013-2014 уч. Года муниципального бюджетного...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №2 г. Торжка»
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconОбразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного...
Вого качества образования учащихся муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Карабашская средняя общеобразовательная...
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconУста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения староурмарская средняя
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconУста в муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения староурмарская средняя
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconСамообследование муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» утверждены руководителем администрации...
Рабочая программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения iconПриказ № от 11. 2013 Образовательная программа основного общего образования...
Образовательная программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск