Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда»





Скачать 132.94 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда»
Дата публикации24.01.2015
Размер132.94 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Биология > Методические рекомендации
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ («Человек и окружающая среда», 5 курс).

1. Содержание дисциплины.
1.1. Наименование тем, их содержание и объем.

Учебная дисциплина «Человек и окружающая среда» включена в учебный план на V курсе и состоит из лекционных занятий (в общей сложности – 18 часов) и зачета (6 часов).

Наименование изучаемых тем (с содержанием и указанием количества лекционных часов):

Тема №1. – 4 часа.

Предмет и задачи экологии. Основы общей экологии. Методы исследований в экологии. Медицинская экология как наука. Взаимодействие человека с окружающей средой. История развития медицинской экологии. Основные законы медицинской экологии.

  • Определение науки «экология».

  • Определение предмета и задач экологии.

  • Исторические этапы развития экологии как науки.

  • Динамика накопления экологических проблем при развитии общества.

  • Место медицинской экологии, ее определение, предмет и задачи.

  • Определение понятия «экологический метод исследования». Характеристика методов.

  • Основные законы экологии: биогенной миграции атомов, незаменимости биосферы, однонаправленности потока энергии, необратимости эволюции Л. Долло, единства «организм и среда», толерантности, оптимума, ограничивающего фактора, принципа исключения Гаузе, правило 10% и др.

  • Определение понятия «биосфера». Учение В.И Вернадского о биосфере. Иерархия уровней организации биосферы (террабиосфера, гидробиосфера, аэробиосфера, литобиосфера). Границы биосферы. Понятие об экосистемах и их основных компонентах – абиотическом и биотическом. Биогеоценотические комплексы. Разнообразие видов как основной фактор устойчивости экосистем.

  • Характеристика аспектов взаимодействия человека с окружающей средой.

  • Определение понятия «гидросфера». Возникновение гидросферы. Классификация водных объектов. Запасы воды в гидросфере. Водные ресурсы. Структурная и функциональная организация гидросферы. Роль гидросферы в народном хозяйстве и жизнедеятельности человека.

  • Определение понятия «атмосфера», ее газовый состав. Строение атмосферы и ее роль в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

  • Определение понятия «литосфера», ее строение. Землетрясения, вулканы. Формирование почвы.

  • Круговорот веществ в природе (воды, кислорода, углерода, азота и минеральных веществ).

  • Определение понятия «мониторинг». Характеристика существующих видов мониторинга и организаций, занимающихся его проведением.

Тема №2. – 2 часа.

Факторы внешней среды (природно-климатические) и здоровье человека; влияние природных циклов и метеорологических факторов на организм человека. Понятие об экологически опасных факторах (ЭОФ). Классификация и аксиоматика ЭОФ.

  • Понятие «климат» и его классификация. Понятие «погода» и ее типы.

  • Метеочувствительность, метеорезистентность и метеопатия.

  • Понятие «экологически опасные факторы» и их классификация.

Тема №3. – 4 часа.

Химические экологически опасные факторы: тяжелые металлы, диоксины, ПАУ, ДДТ и др. Пестициды, нитраты и их влияние на здоровье человека. Загрязнение атмосферы промышленными поллютантами. Табакокурение.

  • Основные источники загрязнения металлами гидросферы, атмосферы и литосферы.

  • Классификация металлов по их биологическому действию на организм человека..

  • Понятие «тяжелые металлы» и представители группы (кадмий, хром, ртуть, свинец, хром и кобальт). Пути попадания в организм человека. Механизмы токсичности. Кумулятивные эффекты. Период полувыведения из организма человека. Накопление в пищевой цепи.

  • Механизмы защиты организма человека от действия тяжелых металлов.

  • Определение понятия «пестициды». Классификация по видам воздействия и химическому строению. Отдельные представители. Методы анализа пестицидов.

  • Источники загрязнения окружающей среды соединениями азота. Оксиды азота, нитраты, нитриты, нитрозамины. Их превращения и накопления в окружающей среде. Действие на человека и окружающую среду. Образование нитрозаминов в организме человека. Методы анализа соединений азота.

  • Определение понятия «гербициды». Классификация по видам воздействия и химическому строению. Отдельные представители. Методы анализа гербицидов.

  • Основные источники полициклических ароматических углеводородов (ПАУ): природные и антропогенные. Канцерогенный эффект ПАУ. Основные источники диоксинов. Воздействие диоксинов на репродуктивную, иммунную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы. Канцерогенный эффект. Галогенированные углеводороды: источники образования. Основные негативные эффекты: канцерогенный, мутагенный и тератогенный.

  • Основные поллютанты атмосферы (оксиды азота, серы, углерода, углеводороды, твердые частицы). Понятие «смог» и его виды. Показатели для нормирования загрязнителей в атмосфере: предельно-допустимая концентрация (ПДК) в воздухе рабочей зоны, максимальная разовая и среднесуточная; ориентировочно-безопасный уровень воздействия (ОБУВ). Классы опасности загрязняющих веществ.

  • Табакокурение – понятие, индексы оценки, последствия для здоровья активных и пассивных курильщиков.

Тема №4. – 4 часа.

Физические экологически опасные факторы: радиация, микроволны, магнитные поля, шумовое загрязнение, световые факторы и здоровье. Комплексные экологически опасные факторы: кислотные осадки, нарушение озонового слоя, парниковые эффекты.

  • Ионизирующее излучение, его виды и источники. Источники радиоактивного загрязнения: природные и антропогенные. Радиоактивное загрязнение приземного слоя атмосферы, почвы и водных систем. Дозы излучения, единицы измерения радиоактивности. Воздействие радиоактивного излучения на окружающую природную среду и организм человека. Миграция радионуклидов по пищевым цепям. Радиоактивные отходы и их захоронение.

  • Неионизирующее излучение и его биологическое действие на организм человека.

  • Магнитное поле, его источники. Электромагнитное поле Земли. Характер воздействия магнитного поля на организм человека и млекопитающих.

  • шумовое воздействие.

  • Фотопериодизм.

  • Увеличение количества паров воды, оксидов углерода, азота и серы в атмосфере. Кислотные дожди и закисление почв.

  • Опасность разрушения озонового слоя. Роль фреонов и солнечной активности. Влияние на здоровье человека.

  • Парниковый эффект: механизмы развития, влияние на климат.

Тема №5. – 4 часа.

Эколого-физиологическая специфика организма человека в условиях Севера. Особенности этиопатогенеза и течения заболеваний на Севере. Экологическая ситуация в Карелии.

  • Определение понятия «Северные территории». Основные факторы, влияющие на здоровье человека в условиях Севера: низкая температура окружающей среды, фотопериодизм, резкие непериодические колебания геомагнитного и статического электрического полей и их негативное влияние на сердечно-сосудистую, респираторную, иммунную, пищеварительную, репродуктивную, эндокринную, кроветворную системы и опорно-двигательный аппарат.

  • Особенности этиопатогенеза и течения заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, репродуктивной, эндокринной патологии человека на Севере.

  • Характеристика экологической ситуации в Республике Карелия: маломинерализованные питьевые воды, загрязнение вод соединениями фтора, загрязнение атмосферы продуктами работы целлюлозо-бумажного производства (метилмеркаптаны, оксиды серы и др.).

Зачетное занятие – 6 часов. Предусматривается проведение собеседования по вопросам, рассматриваемым на лекции.
1.2. План лекций по темам.


  1. Предмет и задачи экологии. Основы общей экологии. Методы исследований в экологии.

  2. Медицинская экология как наука. Взаимодействие человека с окружающей средой. История развития медицинской экологии. Основные законы медицинской экологии.

  3. Факторы внешней среды (природно-климатические) и здоровье человека; влияние природных циклов и метеорологических факторов на организм человека. Понятие об экологически опасных факторах (ЭОФ). Классификация и аксиоматика ЭОФ.

  4. Химические экологически опасные факторы: тяжелые металлы, диоксины, ПАУ, ДДТ и др. Пестициды, нитраты и их влияние на здоровье человека.

  5. Загрязнение атмосферы промышленными поллютантами. Табакокурение.

  6. Физические экологически опасные факторы: радиация, микроволны, магнитные поля, шумовое загрязнение, световые факторы и здоровье

  7. Комплексные экологически опасные факторы: кислотные осадки, нарушение озонового слоя, парниковые эффекты.

  8. Эколого-физиологическая специфика организма человека в условиях Севера.

  9. Особенности этиопатогенеза и течения заболеваний на Севере. Экологическая ситуация в Карелии.



1.3. Зачет по дисциплине.

На сдачу зачета отводится 6 часов.

Вопросы к зачету:

  1. Определение науки «экология». Определение предмета и задач экологии. Исторические этапы развития экологии как науки. Динамика накопления экологических проблем при развитии общества.

  2. Место медицинской экологии, ее определение, предмет и задачи.

  3. Определение понятия «экологический метод исследования». Характеристика методов.

  4. Основные законы экологии: биогенной миграции атомов, незаменимости биосферы, однонаправленности потока энергии, необратимости эволюции Л. Долло, единства «организм и среда», толерантности, оптимума, ограничивающего фактора, принципа исключения Гаузе, правило 10% и др.

  5. Определение понятия «биосфера». Учение В.И Вернадского о биосфере. Иерархия уровней организации биосферы (террабиосфера, гидробиосфера, аэробиосфера, литобиосфера). Границы биосферы. Понятие об экосистемах и их основных компонентах – абиотическом и биотическом. Биогеоценотические комплексы. Разнообразие видов как основной фактор устойчивости экосистем.

  6. Определение понятия «гидросфера». Возникновение гидросферы. Классификация водных объектов. Запасы воды в гидросфере. Водные ресурсы. Структурная и функциональная организация гидросферы. Роль гидросферы в народном хозяйстве и жизнедеятельности человека.

  7. Определение понятия «атмосфера», ее газовый состав. Строение атмосферы и ее роль в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.

  8. Определение понятия «литосфера», ее строение. Землетрясения, вулканы. Формирование почвы.

  9. Круговорот веществ в природе (воды, кислорода, углерода, азота и минеральных веществ).

  10. Основные поллютанты атмосферы (оксиды азота, серы, углерода, углеводороды, твердые частицы). Понятие «смог» и его виды. Показатели для нормирования загрязнителей в атмосфере: предельно-допустимая концентрация (ПДК) в воздухе рабочей зоны, максимальная разовая и среднесуточная; ориентировочно-безопасный уровень воздействия (ОБУВ). Классы опасности загрязняющих веществ.

  11. Определение понятия «мониторинг». Характеристика существующих видов мониторинга и организаций, занимающихся его проведением.

  12. Понятие «климат» и его классификация. Понятие «погода» и ее типы.

  13. Метеочувствительность, метеорезистентность и метеопатия.

  14. Понятие «экологически опасные факторы» и их классификация.

  15. Основные источники загрязнения металлами гидросферы, атмосферы и литосферы. Классификация металлов по их биологическому действию на организм человека. Механизмы защиты организма человека от действия тяжелых металлов.

  16. Понятие «тяжелые металлы» и представители группы (кадмий, хром, ртуть, свинец, хром и кобальт). Пути попадания в организм человека. Механизмы токсичности. Кумулятивные эффекты. Период полувыведения из организма человека. Накопление в пищевой цепи.

  17. Определение понятия «пестициды». Классификация по видам воздействия и химическому строению. Отдельные представители. Методы анализа пестицидов.

  18. Источники загрязнения окружающей среды соединениями азота. Оксиды азота, нитраты, нитриты, нитрозамины. Их превращения и накопления в окружающей среде. Действие на человека и окружающую среду. Образование нитрозаминов в организме человека. Методы анализа соединений азота.

  19. Определение понятия «гербициды». Классификация по видам воздействия и химическому строению. Отдельные представители. Методы анализа гербицидов.

  20. Основные источники полициклических ароматических углеводородов (ПАУ): природные и антропогенные. Канцерогенный эффект ПАУ. Основные источники диоксинов. Воздействие диоксинов на репродуктивную, иммунную, сердечно-сосудистую и пищеварительную системы. Канцерогенный эффект. Галогенированные углеводороды: источники образования. Основные негативные эффекты: канцерогенный, мутагенный и тератогенный.

  21. Табакокурение – понятие, индексы оценки, последствия для здоровья активных и пассивных курильщиков.

  22. Ионизирующее излучение, его виды и источники. Источники радиоактивного загрязнения: природные и антропогенные. Радиоактивное загрязнение приземного слоя атмосферы, почвы и водных систем.

  23. Дозы излучения, единицы измерения радиоактивности. Воздействие радиоактивного излучения на окружающую природную среду и организм человека. Миграция радионуклидов по пищевым цепям. Радиоактивные отходы и их захоронение.

  24. Неионизирующее излучение и его биологическое действие на организм человека.

  25. Магнитное поле, его источники. Электромагнитное поле Земли. Характер воздействия магнитного поля на организм человека и млекопитающих.

  26. Шумовое воздействие. Фотопериодизм.

  27. Увеличение количества паров воды, оксидов углерода, азота и серы в атмосфере. Кислотные дожди и закисление почв.

  28. Опасность разрушения озонового слоя. Роль фреонов и солнечной активности. Влияние на здоровье человека.

  29. Парниковый эффект: механизмы развития, влияние на климат.

  30. Определение понятия «Северные территории». Основные факторы, влияющие на здоровье человека в условиях Севера: низкая температура окружающей среды, фотопериодизм, резкие непериодические колебания геомагнитного и статического электрического полей и их негативное влияние на сердечно-сосудистую, респираторную, иммунную, пищеварительную, репродуктивную, эндокринную, кроветворную системы и опорно-двигательный аппарат.

  31. Особенности этиопатогенеза и течения заболеваний сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, репродуктивной, эндокринной патологии человека на Севере.

  32. Характеристика экологической ситуации в Республике Карелия: маломинерализованные питьевые воды, загрязнение вод соединениями фтора, загрязнение атмосферы продуктами работы целлюлозо-бумажного производства (метилмеркаптаны, оксиды серы и др.).


Студентами выполняется реферат, освещающий актуальные вопросы основ экологии и охраны природы.

Предлагаемая тематика рефератов:

  1. Антибиотикорезистентность как экологическая проблема. Пути преодоления.

  2. Антибиотики и окружающая среда.

  3. Питьевая вода в Карелии: основные загрязнители, качественный состав, пути улучшения ситуации.

  4. Экологические проблемы мегаполисов. Возможности для преодоления.

  5. Озон – польза и вред.

  6. Радон – польза и вред. Карелия как территория радоновых курортов – миф или реальность?

  7. Проблема загрязнения воздуха. Значение качества воздуха для жизнедеятельности организма.

  8. Химические пестициды и удобрения во внешней среде и пищевых продуктах. Медико-биологическая защита.

  9. Канцерогенные факторы жилища. Пути и методы снижения их негативного влияния на организм.

  10. Технопатогенные зоны. Их влияние на организм и меры защиты.

  11. Опасные химические вещества, наиболее часто встречающиеся в быту (пища, вода, воздух), снижающие иммунитет и повышающие возможность образования опухолей. Как себя защитить?

  12. Пищевые растения в Карелии, которые можно использовать в быту.

  13. Кишечная флора и ее роль в поддержании здоровья в современной экологической обстановке.

  14. Тяжелые металлы в окружающей среде Карелии, способы защиты от их негативного воздействия на организм.

  15. Проблема использования компьютеров, телерадиовещательных приборов, сотовой связи в быту. Способы защиты организма человека.

  16. Как можно защитить внешнюю среду в сложной экологической обстановке.

  17. Неблагоприятная экологическая обстановка и репродуктивное здоровье.

  18. Радиоактивное загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

  19. Обустройство своего жилища с точки зрения экологичности и здоровья.

  20. Лекарственные растения и курортные факторы Карелии.

  21. Экологические проблемы перенаселения. Состояние и перспективы.

  22. Экологические проблемы утилизации и обезвреживания бытовых отходов.

  23. Экологически чистые продукты питания. Генетичеки-модифицированные продукты, влияние употребления на здоровье человека.

  24. Антропогенно-обусловленные изменения климата.

  25. Экологические ошибки, промахи и катастрофы (примеры, харак-ка, последствия).

  26. Язык химических сигналов у растений и животных. Феромоны и другие вещества.

  27. Антропогенные воздействия на гидросферу.

  28. Антропогенные воздействия на литосферу.

  29. Проблемы биотерроризма.

  30. Пути решения энергетических проблем. Альтернативные и нетрадиционные источники энергии.

  31. 3аповедное дело. Цели, законодательство, примеры реализации в Карелии.

  32. Экологические проблемы Мирового океана.

  33. Гипотетическая модель экологически идеального населенного пункта.


2. Учебно-методические материалы по дисциплине.

2.1. Основная и дополнительная литература, другие информационные источники.
Список основной литературы


  1. Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. М.: КРУК, 1994. 256 с.

  2. Агаджанян Н.А., Марачев А.Г., Бобков Г.А. Экологическая физиология человека. М.: «Крук», 1999. 416 с.

  3. Арнольди И.А. Гигиенические вопросы акклиматизации населения на Крайнем Севере. М.: Наука, 1961. С.7-22.

  4. Атлас «Окружающая Среда и здоровье населения России». М., 1995. 78 с.

  5. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.: Наука, 1965. 374 с.

  6. Гичев Ю.П. Современные проблемы экологической медицины. Новоси­бирск: Изд-во СО РАМН, 1996. 312 с.

  7. Доклад комиссии ВОЗ по здоровью и окружающей среде. Женева, 1992. 41с.

  8. Дотто Л. Планета Земля в опасности. М.: Мир. 1981. 208 с.

  9. Доршакова Н.В. «Качество окружающей среды и здоровье человека в условиях Карелии». Петрозаводск, 1997. 127 с.

  10. Доршакова Н.В., Тараканова Л.И., Герасимова Л.И. Человек и окружающая среда. Курс лекций. Изд-во ПетрГУ, Петрозаводск, 2004. 274 с.

  11. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. М.: Гид­рометеоиздат, 1984. 556 с.

  12. Кандрор И.С. Очерки по физиологии и гигиене человека на Крайнем Севере. М: Медицина, 1968. 280 с.

  13. Келлер А.А., Щепина О.П., Чаклина А.В. Руководство по медицинской географии. СПб., 1993. 350 с.

  14. Келлер А.А., Кувакин В.И. Медицинская экология. С.-Петербург, Petroc, 1998. 214 с.

  15. Худолей В.В., Мизгирев И.В. Экологически опасные факторы. С-Петер­бург, 1996. 186 с.

  16. Реймерс Н.Ф. Экология (теория, законы, правила, принципы и гипотезы). М., Россия молодая, 1994. 516 с.

Список дополнительной литературы

  1. Агаджанян Н.А., Петрова П.Г. Человек в условиях Севера. Москва, 1996, 207с.

  2. Агаджанян Н.А., Петрова П.Г., Варфоломеев А.Р. Экология и резервы здоровья. Якутск, 1996. 57с.

  3. Адаптационные и компенсаторные процессы при воздействии физических факторов. Пятигорск, 1980. 169 с.

  4. Гржимек Б. Экологические очерки о природе и человеке. М.: Мир, 1988. 684 с.

  5. Гун Г.Е., Мизун Ю.Г. Здоровье населения Кольского Севера. М., 1995. 296с.

  6. Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983. 117 с.

  7. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.

  8. Кизиченко Н.В., Архипенко Ю.В. Защитный эффект адаптации к стрессу от повреждений, вызванных геморрагическим шоком: роль антиоксидантной системы // Бюллетень экспериментальной биологии и медицины. 1998. Т. 126. № 9. С.270-273.

  9. Климатические характеристики условий распространения примесей в атмосфере. Справочное пособие. Л.: Гидрометеоиздат, 1983. 234 с.

  10. Корте Ф. Экологическая химия: основы и концепции. М.: Мир, 1996. 393 с.

  11. Ленихен Дж., Флетчер Ж. Здоровье и окружающая среда. М.:Мир, 1979. 231 с.

  12. Меерсон Ф.З. Адаптационная медицина: концепция долговременной адаптации. М.: Дело, 1993. 138 с.

  13. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. М.: Высш.школа, 1986. 415 с.

  14. Основы физиологии человека. Под ред. Б.И.Ткаченко. Т.2. СПб, 1994. 413 с.

  15. Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.

  16. Ревелль П., Ревелль Ч. Окружающая среда. Часть 3.М.: Мир, 1995, 230 с.

  17. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. 254 с.

  18. Сидоренко Г.И., Кутепов Е.Н., Гедымин М.Ю. Методология изучения состояния здоровья населения в зависимости от качества окружающей среды // Вестник АМН СССР . 1991. №1.

  19. Физиология адаптационных процессов. М.: Наука, 1986. 635 с.

  20. Хрущев В.Л. Здоровье человека на Севере. М.: Астра, 1994. 201 с.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Окружающая среда...
Цель курса – формирование у студентов целостного представления о проблемах взаимоотношений человек окружающая среда, здоровье; о...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconСистема менеджмента
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconТесты Инструкция
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconА. А. Ежов, Я. В. Самойленко
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconУчеба по смежным специальностям
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconМетодические указания по самостоятельной работе Красноярск сфу 2011 Составитель: Свидерская И. В
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа 011200....
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа «Окружающая...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»...
Методические рекомендации для студентов «Человек и окружающая среда» iconМетодические указания составлены в соответствии с учебным планом...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск