Скачать 472.8 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КОРМЛЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ^ Рекомендуется Министерством образования России для специальности 310700 —«Зоотехния» по квалификации специалиста -зооинженер Москва 2001 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ «КОРМЛЕНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ» «Кормление сельскохозяйственных животных» является профилирующей фундаментальной дисциплиной. Изучение ее призвано развивать специальные знания зооинженера в процессе обучения на одноименном факультете вузов сельскохозяйственного профиля. Основная цель изучения дисциплины - сформировать у будущих зооинженеров знания по биологическим основам полноценного питания животных и методам его контроля. Обучить способам организации физиологически обоснованного, нормированного и экономически эффективного кормления животных и при производстве полноценных, экологически чистых продуктов питания и качественного сырья для товаров народного потребления. Задачи курса:
овладеть методикой определения потребности сельскохозяйст венных животных в питательных веществах, методикой составления и анализа рационов, комбикормов, белково-витаминных добавок и пре миксов для животных; 1р_>
освоить принципы разработки мероприятий по рациональному использованию кормов и добавок, по повышению полноценности кормления. Для успешной реализации программы необходимо строгое соблюдение структурно-логической межпредметной связи, предусмотренной учебным планом. Биологической основой курса являются: морфология, физиология, биохимия животных, микробиология, кормопроизводство с основами ботаники. «Кормление животных» взаимосвязано с ветеринарными дисциплинами: патологической физиологией и анатомией, клинической диагностикой, внутренними незаразными болезнями, акушерством, организацией и экономикой ветеринарного-дела и др. Программа изучения дисциплины предусматривает: - . освоение студентами теоретического курса дисциплины при прослушивании лекций и при самостоятельном изучении отдельных разделов дисциплины с предоставлением рефератов; -выполнение лабораторных задний и самостоятельной работы (расчетных заданий) по отдельным разделам дисциплины; - подготовку и защиту курсовой работы. Практические навыки по кормлению сельскохозяйственных животных студенты приобретают при проведении занятий в условиях ферм и комплексов, а также в период учебной и производственной практики на основе знаний, полученных в процессе теоретического изучения дисциплины и лабораторных занятий. Важным условием успешного освоения дисциплины является ис-пользование метода проблемного обучения, а также реализация разных форм учебно-исследовательской работы студентов и выполнение выпускнойквалификационной работы. Учебный процесс по дисциплине должен быть оснащен наглядными пособиями (обриты кормов, кормовых добавок, таблицы, проспекты, стенды, учебные пособия), кинофильмами, видеофильмами, лабораторным оборудованием, анализаторами кормов, персональными компьютерами с програмным обеспечением по составлению, анализу рационов и планированию кормления животных и др. Контроль знаний стдентов осуществляется в течение семестра по Результатам ваыполнения контрольных работ, коллоквиумов, при проверке рефератов, индивидуальных расчетных заданий, по итогам защиты курсовых работ и отчетов по учебной практик. Заключительной формой контроля знаний студентов в четвертом и пятом семестрах служит зачет, шестом - экзамен по дисциплине. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Освоению содержания дисциплины «Кормление сельскохозяйственных животных» необходимо уделять, особое внимание как основополагающей специальной дисциплине при подготовке зооинженера. Её роль заключается в том, что специалист приобретает знания по оценке химического cocтава и питательной ценности кормов, осваивает при- знаки их доброкачественности, рациональные способы заготовки кормов и подготовки их к скармливанию. Студенты овладевают знаниями по научным основам сбалансированного кормления животных, роли отдельных питательным И биологически активных элементом кормов в 4 обмене веществ животных, о наличии питательных и антипитательных факторов в отдельных кормах и кормовых смесях. Для зооинженера важно владеть методикой составления и анализа рационов, планирования потребности животных в кормах, в том числе с использованием компьютерных программ. Изучение дисциплины включает освоение методов контроля полноценности кормления животных по результатам учета зооветеринарных, биохимических и экономических показателей. В результате изучения дисциплины студент должен владеть минимумом практических навыков по специальности. Уметь:
У определять отклонение от нормы содержания питательных веществ в рационе по изменениям внешних признаков и поведения животных;
Владеть техникой:
^ проведения научных исследований по кормлению с.-х. животных; ^. определения основных показателей химического состава кормов: воды, сырого протеина, сырой клетчатки, каротиноидов и др. Социально-экономическое значение дисциплины состоит в том, что в процессе изучения дисциплины зооинженер осваивает способы повышения продуктивности животных и качества продукции, а также профилактики заболеваний животных, связанных с несбалансированным кормлением. 3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 4.ТЕМТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ 4.1.1 Лекции 1. Вводная. Предмет, задачи и содержание дисциплины кормления животных. История развития науки о кормлении животных. Вклад оте чественных и зарубежных ученых и развитие науки о кормлении жи вотных. Оценка кормой по химическому составу и переваримым питательным веществам. Дифференцированная оценка питательности кормов. 2. Методы изучения материальных изменений в организме живот ных, баланса азота углирода и использование их при оценке общей питательности кормом 6 Методы оценки энергетической питательности корма. Схема обмена энергии в организме животных. Обменная и продуктивная (нетто) энергия корма и единицы ее измерения. 3. Понятие о полноценном кормлении животных и факторы, его оп ределяющие. Научные основы полноценного углеводного питания жи вотных. Легкоферментируемые углеводы кормов (сахар, крахмал), их значение в кормлении животных с разным типом пищеварения. Клетчатка как важная форма углеводов кормов и ее роль в обеспечении полноценного кормления жвачных и моногастричных животных. 4. Протеиновая питательность кормов: содержание сырого, перева римого протеина, аминокислот. Растворимость, расщепляемость про теина кормов, его доступность, переваримость, усвояемость. Научное обоснование протеинового питания жвачных животных и методы контроля его полноценности. 5. Научное обоснование полноценного протеинового питания мо ногастричных животных и методы его контроля. Протеиновая пита тельность кормов. Липиды кормов, их классификация и значение в питании животных. Научные основы полноценного липидного питания животных. 6. Минеральная питательность кормов. Научные основы полноцен ного макроминерального питания животных. Микроэлементы кормов и их значение в обеспечении полноценного питания животных. Методы контроля полноценности минерального питания животных. 7. Витаминная питательность кормов и научное обоснование пол ноценного витаминного питания животных. Жирорастворимые вита мины в кормлении животных. Водорастворимые витамины кормов, их значение в полноценном питании животных. Методы контроля полноценности витаминного питания животных. 8. Комплексная оценка питательности кормов. Антипитательные факторы в кормах (алкалоиды, нитраты, афлотоксины, микотоксины, эстрогены, тяжелые металлы и др.). Способы обезвреживания кормов и рационального использования в кормлении животных. Классификация кормов. Зеленый корм, его химический состав, питательность и использование в кормлении животных. ГОСТ на зеленый корм. 9. Силосованный корм и сенаж, их химический состав, питатель ность и использование в кормлении животных. ГОСТы на силос и се наж.
13. Система нормированного кормления, ее элементы как основа научной организации полноценного кормления животных. Обоснова- ниепотребностей коров в питательных веществах. Понятия: нормы, типы корления, рационы, структура рационов по фазам лактации коров
Кормление молодняка крупного рогатого скота старшего возраста. Обоснование потребностей в питательных веществах с учетом возраста. Нормы, рационы, их структура, техника кормления, контроль полноценности кормления. 17. Откорм и нагул крупного рогатого скота. Нормы, рационы и их структура. Использование полнорационных брикетов, гранул, различ ных кормосмесей. Откорм скота на остатках технических производств. Особенности откорма скота на промышленных комплексах и мелких фермах. 18. Обоснование потребностей овец в питательных веществах. Нормированное кормление овцематок и баранов-производителей. Нормы кормления. Основные корма, структура рационов и техника кормления; контроль полноценности кормления.
27. Особенности кормления кур племенного стада. Потребность энергии и питательных веществ у цыплят и ремонтного молодняка птицы. Нормы, кормления, рационы, типы. Техника кормления молод няка с учетом направления продуктивности.
4.1.2. Лабораторные занятия 4.1.2.1. Оценка питательности и качества кормов. Изучение коллекции кормов и их классификации. Оценка питательности кормов по химическому составу. Методика определения коэффициентов переваримости питательных веществ, суммы переваримых питательных веществ (СППВ) и протеинового отношения. Расчет балансов азота, углерода и энергии в организме животного по данным физиологического опыта. Расчет отложения белка и жира в организме животного по данным баланса азота и углерода. Вычисление опсяной кормовой единицы. Расчет содержания обменной эмргмя и кормах разными методами. Энергетическая кормовая единица. Оценка протеиновой, аминокислотной, минеральной и витаминной питательности кормов различных групп. Изучение практических метило» контроля полноценности питания животных и комплексной оценки питательности кормом и рационов. Оценка качества образцов зеленого корма, разработка способов рационального использования, нормы скармливания. Изучение и использование ГОСТа при оценке качества зеленого корма. Изучение состава и питательности сена и соломы и сопоставление с требованиями ГОСТов. Определение запасов грубых кормов в стогах и скирдах путем обмера. Определение норм скармливания их жвачным животным. Оценка качества и питательной ценности образцов силоса и сенажа, их соответствия требованиям ГОСТа. Обмер количества кормов в траншее или башне. Оценка качества и питательности образцов зерновых, мучнистых кормов и отходов технических производств, корнеплодов и определение их соответствия требованиям ГОСТов. Ознакомление с нормами и способами подготовки и скармливанию. Изучение образцов кормов животного происхождения и продуктов микробиологического синтеза. Определение химического состава, питательности и способов рационального использования в рационах животных. 10 Изучение образцов подкормок, применяемых для балансирования рационов: синтетических азотсодержащих, препаратов аминокислот, минеральных подкормок, витаминных и ферментных препаратов, кормовых антибиотиков и др., их химического состава и норм ввода в комбикорма и рационы. Изучение образцами комбикормов разных назначений и форм изготовления. Изучение рецептуры и требований ГОСТов к качеству и питательности комбикормов-концентратов, полнорационных комбикормов, БВД, БВМД и премиксов для разных видов сельскохозяйственных животных. Расчет питательности комбикорма. Коллоквиум по разделу «Оценка питательности и качества кормов». 4.1,2.2. Зоотехнический анализ кормов. Правила техники безопасности при работе в лаборатории по анализу кормов. Изучение схемы зоотехнического анализа кормов, освоение техники взятия средней пробы зерновых, силосованных, грубых кормов, корнеклубнеплодов и жидких кормов. Методы подготовки проб кормов для анализов (консервирование влажных кормов, измельчение, высушивание, помол, просеивание). Освоение техники работы с аналитическими весами и взятие навески корма для определения воды, золы, сырой клетчатки, протеина, жира. Методы определения первоначальной и гигроскопической воды в образце корма. Определение содержания сырого протеина и белка в образце корма. Знакомство с методом определения аминокислот и нитратов в кормах. Определение содержания сырого жира в образце корма. Определение сырой клетчатки в образце корма. Освоение методики определения в кормах сахара или крахмала и суммы легкоферментируемых углеводов в кормах. Определение содержания сырой золы в образце корма, содержания кальция, фосфора в корме. Ознакомление с современными методами определения макро- и микроэлементов. Определение каротина и витамина В2 в образцах корма и яйце. Вычисление валовой энергии корма прямым (сжиганием навески в колориметрической бомбе) и расчетным методом. Методика оценки качества силоса и сенажа по общей кислотности, содержанию органических кислот, рН по А. М. Михину и с помощью индикаторной бумаги или на потенциометре. Расчет в исследуемом образце корма содержания сухого и органи- 11 ческого веществ. Расчет содержания безазотистых экстрактивных веществ в кормах, овсяных кормовых единиц. Методика расчета питательных веществ в корме с полной влагой, по данным содержания их в воздушно-сухом веществе. Коллоквиум по методам зоотехнического анализа кормов. 4.1.2.3. Нормированное кормление животных. Изучение основных элементов системы нормированного кормления: детализированные нормы, рационы, типы кормления и структура рационов, техника кормления и практические методы контроля его полноценности. Изучение норм кормления коров в сухостойный период, структуры рационов, режима, техники и методов контроля полноценности кормления коров. Методика расчета рациона на примере стельной сухостойной коровы. Составление рационов для стельных сухостойных коров на зимний и летний периоды. Методика составления и анализа рационов для коров с использованием компьютерных программ. Составление рациона для дойных коров па летний период и анализ питательности зимнего рациона, Ознакомление с особенностями нормирования и Структурой рационов корой по фалам производственного цикла. Разработка рекомендаций по введению балансирующих добавок в рацион, по технике кормления и контролю полноценности кормления. Анализ схем кормления телят до 6-месячного возраста. Изучение норм кормления, схем выпойки, примерных суточных дач кормов и техники кормления телят. Составление рациона для ремонтного молодняка крупного рогатого скота старшего возраста. Изучение особенностей нормирования питательных веществ при разных видах и типах откорма молодняка крупного рогатого скота. Составление рациона для молодняка или взрослых выбракованных животных с учетом вида откорма (с использованием зеленого корма, силоса, барды,дробины, жома, мезги и др.) и при нагуле. Расчет затрат корма на 1 кг прироста. Изучение норм кормления и составление рационов для суягных или подсосных маток с указанием режима кормления. Анализ питательности и сбалансированности рациона для молодняка овец. Разработка рекомендаций по балансированию рационов и технике кормления. 12 Составление сбалансированного рациона для племенных кобыл и анализ рациона для рабочей лошади. Составление рациона для племенных быков, хряков, баранов, жеребцов (по выбору). Разработка рекомендаций по технике кормления и контролю полноценности кормления. Изучение особенностей нормированного кормления свиней. Составление рациона для супоросной матки с учетом требований детализированных норм и рекомендаций по структуре рационов. Разработка варианта техники кормления. Анализ или составление рациона для подсосной свиноматки. Изучение схемы подкормки поросят-сосунов. Рекомендации по технике кормления. Составление рациона для поросят-отъемышей или ремонтного молодняка с учетом требований детализированных норм и рекомендаций по структуре рационов. Разработка рационов для растущих откармливаемых свиней и определение техники кормления. Контрольная работа по анализу питательности рационов для дойных коров или свиноматок. Составление рецепта для приготовления полнорационной кормовой смеси (комбикорма) для клеточных несушек или племенных кур. Расчет норм скармливания комбикорма и определение режима кормления. Анализ питательности рациона для кур при комбинированном способе кормления. Разработка рекомендаций по балансировднию рациона и технике кормления. Анализ рациона для ремонтных цыплят (при сухом или комбинированном способе кормления). Изучение особенностей нормированного кормления цыплят-бройлеров и составление рецепта полнорационного комбикорма на первый и второй периоды их выращивания. 4.1.2.4, Разное. Изучение практических методов контроля полноценности кормления крупного рогатого скота, свиней, лошадей, овец, птицы с использованием фотоальбомов, слайдов, видео- и кинофильмов. Изучение системы нормированного кормления крупного рогатого скота, свиней, птиц и др. в хозяйстве или учхозе. Освоение методов контроля полноценности кормления животных по результатам анализа питательности рационов, по их ответным реакциям на кормление, ус- |
Примерная программа дисциплины рекомендуется Минобразованием России... Студенты обязаны приобрести твердые знания существа физиологических процессов и функций животных в их взаимосвязи, меха | Примерная программа дисциплины рекомендуется Минобразованнем России... Изучение скотоводства базируется па знаниях, анатомии, физиологии, кормления, разведения, генетики, химии зоогигиены, механизации,... | ||
Примерная программа дисциплины "Управление качеством" Рекомендуется... Управление качеством в современных условиях международной конкуренции становится востребованным на всех уровнях управления, начиная... | Российской Федерации Департамент кадровой политики и образования... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (М., 2000), программы для высших сельскохозяйственных... | ||
Программа составлена Муромцевым Александром Борисовичем, доктором... | Санитарная охрана окружающей среды России до 1917 г. И. В. Поддубный «Энергия» 2001, n с. 23-26 Рекомендуется Учебно-методическим объединением по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве учебника для... | ||
Примерная программа наименование дисциплины «философия» Рекомендуется... Дать студентам глубокие и разносторонние знания по истории философии и теоретическим аспектам современной философии | Статья опубликована в энциклопедическом словаре "Этика" (М.: Гардарики, 2001) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 111101 зоотехния | ||
Примерная программа наименование дисциплины Латинский язык Рекомендуется... Основная Цель дисциплины заложить основы терминологической компетентности специалиста-фармацевта, способного при изучении фармацевтических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Дисциплина «Кормопроизводство с основами ботаники и агрономии» является одной из ведущих дисциплин учебного плана при подготовке... | ||
Примерная программа дисциплины основы теоретической физики рекомендуется... Дисциплина «Основы теоретической физики» играет решающую роль в завершении формирования целостных представлений о современной физической... | Рабочая программа по дисциплине: общая физиотерапия для специальности педиатрия, 060103 «Примерная программа по дисциплине общая физиотерапия для специальности педиатрия» (Москва, 2003), утвержденной Руководителем Департамента... | ||
Примерная программа наименование дисциплины “ общая и частная хирургия“... Основная цель в подготовке ветеринарного специалиста по дисциплине “ Общая и частная хирургия ” состоит в том, чтобы дать выпускникам... | Примерная программа учебной дисциплины история Рекомендуется для... Учебно-методическая комиссия среднего профессионального образования по укрупненной группе специальностей | ||
Примерная рабочая программа по дисциплине «Морфология животных» Учебная программа по морфологии животных составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального... | Примерная программа дисциплины «эстетика архитектуры и дизайна» Архитектура (квалификация специалиста – архитектор, архитектор-дизайнер, архитектор-реставратор), утвержденного Министерством образования... |