Скачать 166.34 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Сибирский федеральный университет Проблемы устойчивого развития биосферы Методические указания по самостоятельной работе Красноярск СФУ 2011 Составитель: Межевикин В.В. Методические указания составлены в соответствии с учебным планом и программой по дисциплине «Проблемы устойчивого развития биосферы». В пособии даны рекомендации для самостоятельного изучения теоретического курса дисциплины, представлены источники основной и дополнительной литературы в соответствии с темами занятий. Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400.68 «Биология», магистерская программа 020400.68.03 «Биофизика». Целью данного курса является ознакомление учащихся с проблемами глобального развития человеческой цивилизации в контексте биосферной динамики. В основу курса положен принцип экспериментального и теоретического моделирования биосферных процессов и биосферы в целом. Целостность восприятия материала обеспечивается постоянным прописыванием связей конкретной темы с конечной целью биосферных исследований – преодолением глобального экологического кризиса. Задачи изучения дисциплины заключаются: - в формировании у магистрантов системного представления об организации биосферных и составляющих их экосистемных процессов; - в ознакомлении с истоками конфликта человеческой цивилизации с живой природой и возможными подходами к обеспечению устойчивого развития системы "биосфера-человечество"; - в создании представлений о возможностях естественных наук в преодолении биосферного кризиса и границах их применимости; - в формировании понимания необходимости мультисистемного подхода к решению проблем глобального развития, включающего не только естественнонаучные и инженерные, но и гуманитарные дисциплины, и ряд других сфер деятельности человека. В результате изучения дисциплины магистрант должен: знать: принципы функционирования биосферы, причины возникновения глобального кризиса, особенности описания экосистем. уметь: вычислять степень замкнутости моделей экосистем, оценивать экологические последствия внедрения новых технологий. владеть: причинно-следственным анализом последствий принятия решений в области экологической безопасности. Задачей изучения дисциплины является формирование следующих компетенций: ОК-1: способен к творчеству (креативность) и системному мышлению; ОК-2: способен к инновационной деятельности; ОК-3: способен к адаптации и повышению своего научного и культурного уровня; ОК-6: способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности; ПК-1: понимает современные проблемы биологии и использует фундаментальные биологические представления в сфере профессиональной деятельности для постановки и решения новых задач. ПК-2: знает и использует основные теории, концепции и принципы в избранной области деятельности, способен к системному мышлению. ПК-3: самостоятельно анализирует имеющуюся информацию, выявляет фундаментальные проблемы, ставит задачу и выполняет полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач по специализации с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, демонстрирует ответственность за качество работ и научную достоверность результатов. ПК-4: демонстрирует знание истории и методологии биологических наук, расширяющие общепрофессиональную, фундаментальную подготовку. ПК-6: творчески применяет современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче биологической информации. ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы. ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с целями магистерской программы). ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения. 1 Объем дисциплины и виды учебной работы
2 Содержание дисциплины 2.1 Разделы дисциплины
2.2 Самостоятельная работа Самостоятельная работа по курсу включает самостоятельное изучение теоретического материала для подготовки к семинарам и подготовку реферата. Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, приведенные в п.3 настоящего издания. К учебно-методическим материалам Института фундаментальной биологии и биотехнологии (ИФБиБТ) студенты имеют доступ через официальный сайт института - http://bio.sfu-kras.ru/, раздел «Образование», учебно-методические материалы в электронном виде – http://bio.sfu-kras.ru/?page=482. Студентам обеспечен свободный доступ к личному кабинету преподавателя на сайте Института фундаментальной биологии и биотехнологии (http://bio.sfu-kras.ru/?page=498). В личном кабинете размещаются презентации, учебно-методические материалы, промежуточные задания и вопросы к экзамену. Так же в личном кабинете организуется обмен материалами и консультации при самостоятельной работе студентов и выполнении практических заданий и подготовке презентаций. Самостоятельное изучение теоретического материала проводится в рамках модулей по следующим темам: Модуль 1. Ключевые проблемы обеспечения устойчивого развития биосферы Тема 1.2. Гипотезы о происхождении жизни и первичной биосферы Земли. Ключевые этапы развития биосферы. Особенности состояния биосферы в последние тысячелетия и в настоящее время. Идеи Вернадского о биосфере и роли круговорота веществ в обеспечении длительного существования биосферы. Замкнутость как характерное свойство природных и искусственных экосистем. Подходы к оценке замкнутости. Модуль 2. Экспериментальные модели биосферы. Тема 2.3. Идеи и концепции, положенные в основу создания экспериментальной системы жизнеобеспечения (СЖО) серии «Биос». Результаты экспериментов. Главный результат проекта «Биос» - экспериментальное доказательство возможности длительного обеспечения жизни человека с помощью биологической системы жизнеобеспечения. «Биос-3» как модель земной биосферы. Тема 2.4. Американская экспериментальная СЖО JSC-CELSS. Японская экспериментальная СЖО CEEF. СЖО MELISSA Европейского космического агентства. Немецкая установка CEBAS. Вклад этих установок в изучение свойств земной биосферы. Модуль 3. Теоретические модели биосферы и биосфероподобных систем. Тема 3.2. Дискретные модели популяции. Динамические режимы в дискретных моделях популяции. Зависимость горизонта прогноза динамики популяции от вариации начальных условий и ошибки определения параметров модели. Тема 3.3. Простейшие непрерывные модели экосистем. Гашение «вспышек численности» в модели Лотка-Вольтерра как демонстрация необычного, с точки зрения «здравого смысла» отклика экосистемы на антропогенное воздействие. Тема 3.4. Проблема определения границ устойчивости экосистемы к внешнему воздействию – оценка эластичности экосистемы. Модель разрушения биоты под действием промышленных выбросов. Пороговость отклика экосистемы на внешнее воздействие, как источник повышенного риска экологических катастроф. Модуль 4. Задачи обеспечения устойчивости биосферы и составляющих ее экосистем. Оптимальное природопользование Тема 4.3. Принцип наихудшего сценария и минимальные модели биосферы. Долгосрочные прогнозы динамики биосферы в зависимости от глобального антропогенного воздействия. Влияние выбранных стандартов качества жизни и способов его обеспечения на динамику биосферы. Написание и защита рефератов. Написание рефератов является необходимым элементом учебного процесса. Основной целью выполнения данной работы является развитие мышления и творческих способностей студента. В процессе выполнения реферата у студента должны сформироваться следующие компетенции: – применение методов научного познания; – владение методологией обучения, постановки и разрешения проблем; – способности к самоорганизации, организации и планированию; – навыки работы с компьютером, умение использовать современные информационные технологии (справочные системы, Интернет и др.) для получения доступа к источникам информации, хранения и обработки данных; – навыки управления информацией и приемы информационно-описа-тельной деятельности; – навыки грамотной письменной и устной речи. Написание реферата требует самостоятельности и творческого подхода. Основной целью работы является раскрытие одной из тем, предложенных преподавателем или выбранных самим студентом по согласованию с преподавателем. Тему реферата студент выбирает самостоятельно из представленных в списке (или предлагает свою) и утверждает у преподавателя в течение первых двух недель обучения. Основа реферата выполняется с использованием учебной и научной литературы и обязательно подкрепляется материалами из научных статей журналов, которые доступны на сайтах научных баз данных, поисковых систем, издательств, в том числе и на сайте научной библиотеки СФУ (www.lib.sfu-kras.ru). Студенты должны выполнить реферат по одной из следующих тем:
Реферат должен быть оформлен в соответствии с требованиями оформления студенческих текстовых документов. Объем реферата должен составлять 20-30 страниц. Структура реферата Реферат включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. С него начинается нумерация страниц, но номер не ставится. Номера страниц начинают печатать с первой страницы раздела «Введение». Титульный лист оформляется аналогично титульному листу курсовой работы: указывают наименование высшего учебного заведения; факультет, кафедру, где выполнялась работа; название работы; фамилию и инициалы студента; ученую степень и ученое звание, фамилию и инициалы преподавателя; город и год выполнения работы. 2. Содержание. В содержании представлены названия всех разделов и подразделов работы, каждое из которых печатается с новой строки. В конце строки ставится номер страницы, на которой напечатана данная рубрика в тексте. Номера страниц печатаются вблизи правого поля, все на одинаковом расстоянии от края страницы. Следует обратить внимание, что названия разделов и подразделов в оглавлении должно точно соответствовать заголовкам текста. 3. Введение. Во введении обосновывается актуальность рассматриваемой темы, пути развития на современном этапе, имеющиеся проблемы и способы их разрешения. Объём данного раздела не должен превышать одной страницы. 4. Обзор литературы. В данном разделе излагаются теоретические основы по выбранной тематике. Изложение должно вестись в форме теоретического анализа проработанных источников применительно к выполняемой теме, логично, последовательно и грамотно. При необходимости данный раздел может состоять из отдельных подразделов. Из содержания теоретического обзора должно быть видно состояние изученности темы в целом и отдельных ее вопросов. 5. Заключение. Представляет собой краткое обобщение (2–3 абзаца) приведенных данных. 6. Библиографический список. Оформляется в соответствии с существующими требованиями. 7. Приложения. Оформление реферата должно соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 7.32-2001, устанавливающему общие требования к структуре и правилам оформления научных и технических отчетов. Реферат должен сопровождаться библиографическим списком, который составляют в соответствии с ГОСТ 7.12003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления». Защита реферата проводится, начиная с 12-й недели семестра во время семинарских занятий. Для защиты реферата студент готовит презентационные материалы, оформленные в виде последовательности слайдов, демонстрируемых на экранах для аудитории слушателей. При подготовке рефератов и презентаций рекомендуется использовать лицензионное программное обеспечение СФУ, которое представлено в каталоге. 3 Учебно-методические материалы по дисциплине 3.1 Основная и дополнительная литература, информационные ресурсы Основная литература:
Дополнительная литература:
Электронные ресурсы:
3.2 Контрольно-измерительные материалы Перечень и характеристика контрольно-измерительных материалов: 1) перечень вопросов к зачету. Форма проведения зачета: письменный и устный ответ на вопросы. Текущая работа оценивается по итогам работы магистранта на семинарских занятиях. Перечень контрольных вопросов:
|
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Биофизика» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерские программы «Биофизика»,... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 011200. 68 «Физика», магистерская программа 011200.... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | ||
Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... ... | Методические указания составлены в соответствии с учебным планом... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... |