Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)»





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)»
страница1/9
Дата публикации28.02.2015
Размер0.61 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное Бюджетное образовательное учреждение

высшего пРофессионального образования

«российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева»
(ФГБОУ ВПО ргау - МСХА имени К.А. Тимирязева)




Факультет зооинженерный

Кафедра морфологии и физиологии животных

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по организации и

развитию учебной деятельности

проф. ____________ С.В. Золотарев

“____”______________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Этология с основами зоопсихологии

для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)», «Кормление животных и технология кормов», «Разведение, генетика и селекция животных», «Непродуктивное животноводство»

ФГОС ВПО 3-го поколения
Направление: 111100.62 «Зоотехния»

Курс 2

Семестры 4

Москва, 2012


Составители: А.А.Иванов, д.б.н.,профессор, О.А.Войнова, к.б.н., доцент, А.А.Ксенофонтова, к.б.н., доцент (ФИО, ученая степень, ученое звание) «__» ________ 2012г.

«__» _______ 2012г.

Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока

_Б2.В.ОД.5_________________студентам _ очной______формы обучения

(из циклов ФГОС ВПО: Б1.Б;Б1В.ОД;Б1В.ДВ) (очная, очно-заочной, заочной)
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 111100.62 «Зоотехния», утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «___» _______ 20___г. № ______и зарегистрированного в Минюсте РФ «___» _____________ 20___г. № ______ и примерной учебной программы______________________________.
Программа обсуждена на заседании кафедры
Зав. кафедрой А.А.Иванов, доктор биологических наук, профессор_________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» ________ 2012г.
Рецензент: Османян А.К., д.с.-х.н., профессор__________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

Проверено:

Начальник отдела менеджмента

качества образования ______________ Л.А. Ефимова

(подпись)
Начальник отдела

разработки и обеспечения

образовательных программ УМУ ______________ Л.М. Сашина

(подпись)


Согласовано:

Декан факультета Юлдашбаев Ю.А., доктор с.- х наук, профессор _________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» ________ 2012г.

Программа обсуждена на заседании Ученого совета ___зооинженерного____

_______________________ факультета, _______________ протокол № ______

Секретарь ученого совета зооинженерного факультета

Боронецкая О.И., кандидат с.- х. наук_________________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» ________ 2012г.

Программа принята учебно-методической комиссией по направлению подготовки 111100.62 «Зоотехния» протокол № ______

(направление)

Председатель учебно-методической комиссии __________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» ________ 2012г.

Заведующий выпускающей кафедрой Родионов Г.В., доктор с.-х. наук, профессор _______________________________

(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)

«__» _______ 2012г.

Начальник УИТ1 _______________М.Ю. Гладких

(подпись)

Отдел комплектования ЦНБ _______________Е.А. Комарова

(подпись)
Копия электронного варианта получена:

Начальник отдела поддержки

дистанционного обучения УИТ ______________ И.Н. Батура

(подпись)

Содержание

1. Цели освоения дисциплины 7

2. Место дисциплины в учебном процессе 7

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины 7

4. Структура и содержание дисциплины 9

4.1. Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам 9

4.2. Содержание дисциплины 9

4.3. Лабораторно-практические занятия 14

4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины 17

4.5 Контрольные работы, коллоквиумы 18

19

лабораторно-практического занятия, коллоквиума 19

Вопросы для подготовки 19

1. 19

Предмет изучения этологии. Предмет изучения зоопсихологии. Основные исторические этапы формирования этологии. Прикладное значение этологии. Охарактеризуйте основные методы изучения поведения животных. Павловские методы изучения поведения животных на основе выработки условных рефлексов. 19

2. 19

История формирования этологии как самостоятельной научной дисциплины. Роль ученых 19 века (Кювье, Дарвин, Сеченов, др.). Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц – основоположник классической этологии. Нико Тинберген – Нобелевский лауреат: вклад в развитие этологии. История немецкого естествоиспытателя Карла фон Фриша – Нобелевского лауреата за работы в области этологии беспозвоночных и низших позвоночных. Разработки отечественных ученых первой половины ХХ века: Н.Н.Лодыгиной-Котс, А.Н.Леонтьева, А.Н.Северцова, Л.В.Крушинского, К.Э.Фабри и др. 19

3. 19

Структура индивидуального поведенческого акта: психическая и эффекторная фазы. Клиническое проявление поведенческих ответов животных на изменение внешней и внутренней среды. Место и роль сенсорных систем в организации поведенческого акта. 19

4. 19

Движение – как основная форма внешнего проявления индивидуального поведенческого акта. Основные виды двигательных актов совершаемых животными. Чем обусловлено многообразие проявлений двигательной активности животных в природе. 19

5. 20

Общая схема сенсорной системы. Особенности зрительной сенсорной системы у наземных животных и животных, обитающих в водной среде и в почве. Особенности сенсорных систем сумеречных и ночных животных. Роль зрительной системы в организации поведения животных. Моно- и бинокулярное зрение. Аккомодация, зрачковый рефлекс, ретиномоторная реакция, тремор, саккадические движения глаз. Биологичекая роль слуховой сенсорики в формировании поведения животных разных экологических ниш. Особенности слуха у наземных, вторичноводных млекопитающих и рыб. Функции вестибулярного аппарата. Рецепторный аппарат механосенсорики. Барорецепция: особенности наземных животных и рыб. Температурная рецепция. Пойкилотермия и гомойотермия. Химическая рецепция: ольфакторная, вкусовая и общехимическая. Особенности ноцицепции. 20

6. 20

Внутренние побудительные мотивы поведения животных. Потребность – как основа причин поведенческого акта. Классификация потребностей. Эмоции как побудительные причины поведения. Что такое «мотивация» поведения? Материальный субстрат эмоций. Почему распознавание «лица» важно для приматов, кошек и собак? Биологическая значимость мотивации и механизм ее образования. Иерархия поведенческих мотиваций. Теории происхождения жажды. Теории происхождения голода. 20

7. 21

Предмет этологии и зоопсихологии. Методы изучения этологии. История развития этологии как самостоятельной научной дисциплины. Роль лауреатов Нобелевской премии 1973 К.Лоренца, Тинбергена и К.ф.Фриша в формировании этологии. Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в развитии науки о поведении животных. Структура поведенческого акта; концепция двухфазности поведенческого акта. Поведение как способ адаптации к среде обитания. Общая схема сенсорной системы. Этологическая значимость зрительной сенсорной системы. Общая характеристика системы химической рецепции. Этологическая значимость ольфакторной сенсорной системы. Сенсорная система акустических сигналов. Филогенез сенсорных систем. Особенности акустической сенсорики у животных разных экологических групп (ночные, подземные животные, китообразные и др.). Сенсорная система тактильных раздражений. Сенсорная система терморецепции. Сенсорная система электромагнитной рецепции. Особенности сенсорных систем рыб. Особенности сенсорных систем птиц. Особенности се6нсорных систем млекопитающих разных экологических ниш. Локомоции как основа поведения животных. Движения на месте: видовые особенности. Неактивные формы поведения животных: общая характеристика. Неактивные формы поведения животных в суточном бюджете времени разных видов животных. Этологические аспекты сна. Особенности сна лошадей, крупного рогатого скота, свиней, кошек, собак, птицы. Особенности сна у птиц разных видов (куры, гуси, утки, индейки). Биологическое значение сна. Последствия депривации сна. Теории сна (сосудистая, гуморальная, теория центризма). Электрофизиология сна. Медленный и быстрый сон: биологическое значение, последствия депривации. Соотношение ортодоксального и парадоксального сна у животных разного уровня эволюционного развития. Динамика медленного и быстрого сна в процессе онтогенеза.Полифазный и монофазный сон: распространенность в природе, биологические преимущества и недостатки. Сезонная спячка как реакция адаптации к неблагоприятным условиям существования. Физиологические изменения в организме животных во время спячки. Роль ретикулярной формации в механизме возникновения сна. Роль таламуса и ствола мозга в возникновении сна. Фаза быстрого сна и возникновение сновидений. Особенности сна и отдыха у животных разных видов. Понятие о внутренних побудительных мотивах поведения: потребность, мотивация, эмоции. Классификация потребностей. Физиологический механизм формирования потребностей. Этологическое значение эмоций. Виды эмоций. Особенности проявления эмоций у животных разных видов (кошки, собаки, лошади и др.). Механизмы формирования эмоций. Стресс и его влияние на поведение. Влияние стресса на качество продукции и продуктивность животных. Этологическое значение боли; виды боли и механизм ее возникновения. Этологическое значение эмоции страха. Эмоциональная основа жажды. Голод как эмоциональное отражение изменения констант гомеостаза. Теории механизма голода. Механизм голода и насыщения. Мотивации поведения. 21

8. 23

Понятие о врожденном и приобретенном поведении животных. Врожденные формы поведения: определение, классификация и примеры. Приобретенные формы поведения. Личный опыт как результат адаптации к условиям среды. 23

9. 23

Научение как механизм расширения личного опыта. Процессы, лежащие в основе научения. Изменения поведения в процессе онтогенеза. Поведение раннего онтогенеза зрело- и незрелорождаемых животных. 23

10. 23

Поведение - как механизм адаптации животных к среде обитания. Понятие о врожденном и приобретенном поведении. Рефлексы и инстинкты – основа врожденного поведения высокоорганизованных животных. Представление о двухфазной основе инстинкта. Виды инстинктов. Вклад Торндайка и Б.Скиннера в формировании этологии как экспериментальной науки. Экспериментальный метод изучения поведения животных методом «проб и ошибок». 23

11. 24

Системный подход к анализу сложного поведения (теория рефлексов И.П.Павлова, унитарные реакции Л.В.Крушинского, теория функциональных систем П.К.Анохина). Виды и формы научения, современная классификация. Ассоциативное научение животных. Научение без подкрепления. Условия, необходимые для выработки условного рефлекса. Классификация условных рефлексов. Причины пластичности поведения на основе условного рефлекса. Торможение условных рефлексов. 24

12. 24

13. 24

14. 25

15. 25

16. 26

17. 26

5. Образовательные технологии 27

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 31

6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций 31

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 36

7.1. Основная литература 36

7.2. Дополнительная литература 37

7.3. Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям 37

7.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 37

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 37

8.1 Требования к аудиториям (помещениям, местам) для проведения занятий 37

8.2 Требования к специализированному оборудованию 38

9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины 38

Виды и формы отработки пропущенных занятий 39

10. Методические рекомендации преподавателям по организации обучения по дисциплине 39

Аннотация

«Этология с основами зоопсихологии» – одна из важнейших естественно-научных дисциплин, без которой невозможно понимание поведения и психики животных, механизмов их адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды организма. Изучение дисциплины «Этологии с основами зоопсихологии» совершенно необходимо в учебном процессе для бакалавров, т.к. развивает образное мышление и помогает творческому росту будущих специалистов. Знания, полученные студентами в процессе освоения данной дисциплины, позволят разрабатывать технологии содержания животных в искусственных условиях с учетом их потребностей, что является необходимым условием реализации продуктивного, декоративного или спортивного потенциала животных.

Для лучшего усвоения материала по дисциплине «Этология с основами зоопсихологии» установлена следующая форма контроля: контрольные работы, коллоквиумы, экзамен. Трудоемкость дисциплины – 3 зачетные единицы.

Преподаватели – профессорско-преподавательский состав кафедры морфологии и физиологии животных.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconРабочая программа учебной дисциплины основы ветеринарии для подготовки...
«Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)», «Кормление животных и технология кормов», «Разведение, генетика...
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconРабочая программа учебной дисциплины цитология, гистология и эмбриология...
«Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)», «Кормление животных и технология кормов», «Разведение, генетика...
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconРабочая программа учебной дисциплины химия биологическая для подготовки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния» и примерной учебной...
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconРабочая программа учебной дисциплины морфология животных для подготовки...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины базовой части профессионального цикла б. 2 студентам очной формы
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconРабочая программа учебной дисциплины экология для подготовки бакалавров...
«Технология производства и переработки продукции растениеводства», «Технология производства и переработки продукции животноводства»,...
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconРабочая программа учебной дисциплины технология первичной переработки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», утверждённого приказом...
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconРабочая программа учебной дисциплины физиология крупного рогатого...
Проректор по учебной работе, заместитель председателя умо по агрономическому образованию д т н
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconРабочая программа учебной дисциплины методы разведения и содержания...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 3 студентам очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconРабочая программа учебной дисциплины гидротехника для подготовки...
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки 111100. 62 «Зоотехния», утвержденной приказом...
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconРабочая программа учебной дисциплины производство продукции растениеводства...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока б. 8 Фгос впо студентам
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо (спо) по направлению...
Фгос впо (спо) по направлению 111100. 62 Зоотехния (профиль «Технология производства продуктов животноводства (овцеводство)») и примерной...
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconРабочая программа учебной дисциплины агрометеорология (курс по выбору)...
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв. 1 студентам очной формы обучения
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100....
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100. 62 Зоотехния (профиль «Технология производства продуктов животноводства»)...
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100....
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100. 62 Зоотехния (профиль «Технология производства продуктов животноводства»)...
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100....
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100. 62 Зоотехния (профиль «Технология производства продуктов животноводства»)...
Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии для подготовки бакалавров по профилям: «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» iconПрограмма разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100....
Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению 111100. 62 Зоотехния (профиль «Технология производства продуктов животноводства»)...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск