Скачать 115.39 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Утверждаю Директор Биологического института _________________С.П. Кулижский _________________________________ «_____»_ _____________________2009 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭТОЛОГИЯ» Направление 020200 «Биология» Специальность 020200 «Биология» Статус дисциплины: 700 CД (федеральный компонент) Томск – 2009 Одобрено кафедрой _зоологии позвоночных и экологии Протокол № 62 от «12» февраля 2009 г. Зав. кафедрой ____________________ _Н.С.Москвитина__ Рекомендовано методической комиссией Биологического института Председатель методической комиссии М.В. Олонова «______» ____________2009 г. Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению (020200 - Биология), утвержденного 10 марта 2000 г. Общий объем курса 44 часа. Из них – лекционные 26 ч., семинарские занятия – 6 ч, самостоятельная работа студентов – 12 ч. Экзамен во втором семестре. Общая трудоемкость курса 1,3 зач. ед. Составители: д.б.н., профессор Л. П. Агулова Рецензент: к.б.н., доцент Л.Б.Кравченко I. Организационно-методический раздел Цель курса – ознакомить студентов с совокупностью современных знаний о поведении животных, которые, помимо теоретической важности, необходимы для понимания особенностей образа жизни животных и разработки проблем охраны животного мира и рационального природопользования, а также для познания человеком биологических корней его собственной психики и поведения. Задачи учебного курса: рассмотреть эволюцию отношения человека к животным, основные понятия науки о поведении животных, ее общепринятые подразделения, структуру и формы поведения, методики изучения поведения. Одной из основных задач курса является изложение основ классической этологи, заложенных школами К. Лоренца и Н. Тинбергена. Наряду с этим, значительное внимание уделяется современной разработке некоторых проблем классической этологии, таким как особенности общественного поведения и коммуникация, генетический контроль поведения. Требования к уровню освоения курса. По завершении курса студенты должны четко представлять, какие методы и подходы существуют для изучения поведения животных, знать основные положения классической этологии, иметь представление о структуре сообществ и механизмах ее поддержания, знать современные теоретические и экспериментальные достижения в области генетики поведения и асимметрии мозга. II. Содержание курса (Темы и их краткое содержание) Тема 1. Введение в курс «Этология» Основные понятия и термины. Эволюция отношения человека к животным. Классификация форм поведения животных по Д. Дьюсбери. Тема 2. Основные направления науки о поведении животных и представители этих направлений Физиология высшей нервной деятельности (И.П. Павлов). Сравнительная или экспериментальная психология (Э. Торндайк). Зоопсихология (К.Ф. Рулье, В.А. Вагнер, Н.Н. Ладыгина-Котс). Бихевиоризм (Дж.Уотсон, Б.Ф. Скиннер) и необихевиоризм (Э. Толмен, У. Хантер). Гештальтпсихология (В. Келер). Генетика поведения (А. Йеркс, М.П. Садовникова- Кольцова, И.П. Павлов, Л.В. Крушинский, К. Литтл). Социобиология (Э. Уилсон). Этология (К. Лоренц, О. Хейнрот, У. Кра(э)йг, Н. Тинберген и др). Нейроэтология (Э. фон Хольст). Тема 3 Методы и подходы в изучении поведения животных Условия проведения наблюдений за поведением животных. Способы описания поведения. Регистрация этограмм. Частотный метод регистрации индивидуального поведения и контактов особей в группах, метод корреляционных матриц. Сравнение этограмм, графическое изображение этограмм. Типы коммуникации и методы их изучения. Физиологические, биохимические, иммунологические, молекулярно-генетические методы в этологии. Тема 4. Классическая этология в трудах К. Лоренца и его школы К. Лоренц. Биография. Основные положения классической этологии. Структура поведенческого акта: Поисковое поведение. Завершающий акт. Значение понятия о завершающем акте для изучения эволюции поведения. Врожденный разрешающий механизм и ключевые раздражители. Запечатление и критические периоды онтогенеза. Спонтанность поведения. Гипотеза К.Лоренца о внутренних механизмах инстинктивных действий и ее нейрофизиологическая база. Тема 5. Классическая этология в работах Н. Тинбергена и его школы Н. Тинберген. Краткая биографическая справка. Иерархическая теория инстинкта. Конфликтное поведение. Тема 6. Общественное поведение животных Исследование общественного поведения животных в свете работ К. Лоренца и Н. Тинбергена. Основные типы сообществ. Одиночный образ жизни. Агрегации или скопления. Анонимные сообщества. Индивидуализированные сообщества. Примеры организации сообществ у животных разных видов (грызуны, хищные млекопитающие, приматы). Понятие социальности в исследованиях млекопитающих. Социальность в терминах пространственного распределения особей. Социальность в терминах разделения репродуктивных усилий. Социальность как степень специализации к плотности социальной среды. Агрессия. Определение. Девять типов агрессии. Межвидовая агрессии (агрессивность хищника по отношению к жертве, контратаки жертвы против хищника, критическая реакция). Внутривидовая агрессия (территориальная агрессия, конкурентная агрессия). Биологический смысл агрессивного поведения. Теории агрессии. Структура сообществ и механизмы ее поддержания. Иерархия доминирования. Роль агрессии в поддержании структуры сообщества. Ритуалы и демонстрации. Сложные системы иерархии. Лабильность иерархической структуры в индивидуализированных сообществах. Доминирование и репродуктивный успех. Иерархия ролей и «разделение труда» в социальных группировках животных. Развитие социального поведения в онтогенезе. Социальное поведение беспозвоночных. Типы сообществ беспозвоночных. Сравнительные исследования происхождения эусоциальности. Краткая характеристика сообществ эусоциальных насекомых. Роль индивидуума в функционировании сообщества эусоциальных насекомых: изоморфизм сложных форм поведения. Коммуникация и язык животных. Как работают сигналы. Язык животных и методы его изучения. Попытки прямой расшифровки языка животных. Танцы пчел. Язык восточноафриканских верветок. Естественные языки шимпанзе и дельфинов. .Теоретико – информационный подход к исследованию языка животных (на примере муравьев). Тема 7. Генетика поведения Предмет науки. Задачи генетики поведения. Понятие признака в генетике поведения. Краткая история вопроса. Плейотропия. Изменчивость признаков поведения. Выбор признаков для анализа. Использование инбредных линий в генетике поведения. Изменчивость фиксированных комплексов действий и микроэволюционные изменения поведения. Изменчивость поведения, связанная с различной экспрессивностью признака. Причины и следствия при анализе влияния отдельных генов. Влияние внешних условий на изменчивость признака. Материнский эффект. Количественные признаки в генетике поведения. Некоторые общие положения. Метод аллельного скрещивания. Метод рекомбинантных инбредных линий. Метод картирования локусов количественных признаков. Некоторые экспериментальные стратегии при изучении генетического контроля нормального поведения. Проблема «генотип – среда». Генетика поведения простых объектов. Кишечная палочка. Генетика поведения некоторых видов насекомых. Медоносная пчела. Дрозофила. Нарушения развития мозга мыши. Неврологические мутации. Экспрессия генов в мозге. Генетические исследования поведения млекопитающих. Исследования генетики поведения собак. Краткий обзор генетических исследований поведения грызунов. Генетический контроль ориентировочно-исследовательского поведения грызунов. Агрессивность. Способность к обучению. Линии Трайона. Генетические исследования условной реакции активного избегания. Использование трансгенных мышей в исследовании роли генотипа в процессе обучения. Влияние одиночных генов на поведение. Ген альбинизма. Влияние перестроек кариотипа на поведение мышей. Влияние на поведение мутаций генов, вызывающих неврологические отклонения. Трансгенные мыши. Исследование поведения мышей – «нокаутов». Строение мозга и действие генов. Генетическая изменчивость массы мозга. Генетическая изменчивость площади iipMF поля САЗ гиппокампа. Генетический контроль размеров мозолистого тела. Генетическая изменчивость числа нервных элементов и поведение. Эволюционные преобразования мозга и поведения III.Распределение часов курса по темам и видам работ
Примерная тематика рефератов и семинаров для самостоятельной работы
Контрольные задания
IV.Форма итогового контроля – зачет. V.Учебно – методическое обеспечение курса. Курс подготовлен в форме презентации. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная
Дополнительная
VI. ЛИСТ ПЕРЕУТВЕРЖДЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
|
Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество»... Рабочая программа по курсу «реформы, бюрократия, власть и общество» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа дисциплины «зоология позвоночных» Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до... Рабочая программа по курсу «история сибири (с древнейших времен до 1917 г.)» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по курсу «Культурология» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Культурология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Философия» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа дисциплины «зоология позвоночных» Рабочая программа по курсу «Зоология позвоночных» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего... | Геоинформационные технологии в исторических исследованиях Рабочая программа по курсу «гис-технологии в исторических исследованиях» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по курсу «Муниципальный менеджмент» составлена... Рабочая программа по курсу «Муниципальный менеджмент» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «История русской литературы первой трети XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного... | ||
Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена... Рабочая программа по курсу «Основы этнологии антропологии» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по курсу «Новейшая история стран Азии и Африки... ... | ||
Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI конец XVIII... Рабочая программа по курсу «История России (60-е гг. XVI – конец XVIII вв.)» составлена на основе требований Государственного образовательного... | Рабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена... Рабочая программа по курсу «Основы радиожурналистики» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа по курсу «Технология видеопроизводства» составлена... Рабочая программа по курсу «Технология видеопроизводства» составлена на основании требований Государственного образовательного стандарта... | Рабочая программа по курсу «История России первой половины XIX века»... Рабочая программа по курсу «История России первой половины XIX века» составлена на основе требований Государственного образовательного... |