Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования»





НазваниеРоненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования»
страница1/58
Дата публикации16.04.2015
Размер6.3 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58


Научное редактирование: Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования»

Сборник материалов региональной научно – практической конференции «Твое здоровье – дело твоих рук»

Данный сборник представляет собой результат научно – исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений, расположенных в Тверской области, выполненных под руководством педагогов школ. Данный сборник является хорошим ориентиром для учащихся в выборе тем и достойным методическим пособием для педжагогов в работе с одаренными детьми.

Содержание

  1. Физическое здоровье и его формирование. стр. 3-46

  2. Формирование модели правильного социального поведения стр. 46-100

  3. Психология здоровья и вопросы демографии. стр. 100 - 187

  4. Формирование моделей здорового поведения. стр. 187 - 219

  5. Экология человека и окружающей среды. стр. 219 - 349


Физическое здоровье и его формирование.
Ильин Павел, Цигарев Сергей

учащиеся 11 класса МОУ «СОШ №9 Сонковского района»

руководитель: учитель химии Матвеева И.Н.

Мониторинг физического здоровья учащихся младших классов.

Здоровье – не все,

но все без здоровья ничто.

Сократ

Здоровье – это совокупность физических и духовных качеств человека.

Здоровье человека есть бесценный дар природы, который, увы, как и всё, доставшиеся нам даром, мы бездумно растрачиваем и осознаём, что «выкупить» его обратно нам не дано ни за какие деньги… Растрачивать наше здоровье мы начинаем ещё в детстве, в школе, с безумной щедростью расплачиваясь им за неверный образ жизни – ненужные переутомления, отсутствие должного режима труда и отдыха, курение и алкоголь.

Всемирной организацией здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а «состояние полного физического, духовного и социального благополучия ».

По данным ВОЗ, здоровье человека только на 10% определяется мед. помощью, в то время как 40% задаются наследственностью и экологией, а 50% - образом жизни. Из этого следует, что организация ЗОЖ должна начинаться в семье, в школе, хотя именно в этом возрасте жизнь и здоровье кажутся безграничными и неисчерпаемыми.

Пренебрежительное отношение к здоровью, незнания и нежелание вести ЗОЖ говорит и о болезни общества. Чтобы сохранить главную ценность жизни – здоровье человека, его надо оберегать смолоду, с первых дней жизни.

Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья (чаще всего под ЗОЖ они понимают отсутствие вредных привычек). Это одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующая принципам ЗОЖ, а значит и причина их низкого уровня здоровья.

Мониторинг по оценке здоровья школьников позволяет понимать и находить причины наступления болезней. Задача в том, чтобы найти способы воздействия различных факторов на человека, оценить свое здоровье, образ жизни и подумать о том, как его изменить.

Актуальность исследования связана с проблемой сохранения и укрепления здоровья, которая является одним из приоритетных направлений развития России. Ухудшение здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере жизни. По данным исследований Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания.

Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. Физическое развитие осуществляется по объективным законам: единства организма и условий жизни, условий наследственности и изменчивости, взаимной связи функциональных и морфологических характеристик, по законам возрастной смены фаз и периодов развития. В первую очередь оно оценивается с использованием антропометрии по состоянию опорно-двигательной системы. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и коллектива учащихся их соответствия возрастным нормам.

Цель исследовательской работы состояла в определении уровня физического здоровья учащихся 3 классов.

Перед нами стояло несколько задач:

  • проведение тестирования по различным методикам;

  • анализ результатов проведенных тестов;

  • сформулировать общие выводы и рекомендации.

СУБЪЕКТАМИ нашего исследования стали учащиеся 3а и 3 б классов, а предметом показатели их физического здоровья.

При проведении данной работы нами была выстроена следующая гипотеза:

уровень физического развития не всех школьников соответствует даже средним показателям.

Методика антропометрических измерений.

Антропометрические исследования включают измерения длины тела (роста), массы, окружности грудной клетки и определение. Это позволяет дать оценку индивидуального здоровья и коллектива учащихся, их соответствия возрастным норм.

Для оценки соматического здоровья учащихся мы использовали несколько показателей (индексов): индекс Кетле, индекс Руфье, индекс Шаповаловой.

Метод нахождения индекса Кетле.

Для оценки физического развития в последние годы широко используется метод нахождения индекса Кетле (веса – ростового показателя). Индекс показывает взаимосвязь между ростом и весом ребенка, показывает, на сколько гармонично развитие организма с этой точки зрения.

Для определения этого показателя необходимо вес (в кг.) разделить на квадрат роста (в м.). Должная величина индекса Кетле составляет:

- для детей 9 – 10 лет обоего пола – 17;

- для детей 11 лет – 18;

- для детей 12 лет – 19.

При оценке показателей показатели выше нормы имеют- 13 % учащихся, норма - 34 % , ниже нормы -53 %



Показатели выше и ниже нормы свидетельствуют о нарушении питания, проявляющемся как избытком массы тела, так и ее дефицитом.В большинстве случаев дефицит массы также обусловлен слабым развитием мышц.

Метод нахождения индекса Руфье.

Способность адаптации сердечно-сосудистой и дыхательной систем прослеживается с помощью индекса Руфье.

Для определения индекса у испытуемого подсчитывается частота пульса в покое за 15 сек(Р ), затем ему предлагается за 45 сек сделать 30 глубоких приседаний, выбрасывая руки вперед. После упражнения испытуемый садится, у него подсчитывается пульс в первые 15 сек (Р последние 15 сек (Р ) первой минуты восстановительного периода.

Индекс Руфье = [ (Р +Р + Р ) – 200)] / 10

Оценка результатов:

низкий уровень – 14 и выше;

ниже среднего – 11-13;

средний – 6-10;

выше среднего – 5-4;

высокий – 3 и ниже.

После подсчетов были получены следующие результаты: 13% учащихся имеют низкий уровень, у 27% учащихся показатель ниже среднего, у 53% - средний и лишь 7% имеют показатель выше среднего.



Низкая оценка индекса Руфье говорит о недостаточном уровне адаптации ССС. Такие дети нуждаются в значительном увеличении суточного объема двигательной активности.

Метод нахождения индекса Шаповаловой.

Индекс Шаповаловой показывает, на сколько высокое развитие имеют двигательные качества школьника (здесь прослеживается развитость силы, быстроты и выносливости, а также функциональные возможности кардио-респираторной системы).

Показатели индекса: 30% учащихся –низкий, 47% - средний и 23% учащихся имеют высокий уровень.



Низкая оценка свидетельствует о недостаточном развитии силы, быстроты, выносливости. Это группа по возникновению нарушений осанки, искривления позвоночника, уплощения стоп. Высокие показатели этого индекса выявлены у учащихся регулярно занимающихся спортом.


Статистические исследования.

Индекс здоровья класса.

Индекс здоровья оценивается в процентах по отношению детей, не болевших ни разу в году, к общему числу наблюдаемых детей. В 3 «а» классе из 14 человек не болели 3 ученика (21,4%) , а в 3 «б» - из 16 человек – 4 ученика (25%).



Анкета-выбор «Цветик-семицветик».

Ученикам была предложено из семи лепестков ( сила, ум, красота, богатство, слава, смелость, здоровье) выбрать самый важный для себя. Выбор был следующим:



Наиболее распространенными ответами были – здоровье , сила и ум.

Результаты и их обсуждение.

Показатели здоровья являются наиболее объективными и надежными критериями благоприятного и неблагоприятного влияния факторов внешней среды на рост и развитие организма.

Существенное влияние на формирование здоровья ребенка оказывает индивидуальная конституция растущего организма, а также его реактивность, унаследованная от родителей и изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.

Проведенное исследование показало, что число болеющих учащихся довольно высоко. Из 30 человек за учебный период не болели лишь 7 человек. Далеко не все учащиеся соответствуют норме по массово-ростовому индексу Кетле, что обусловлено слабым развитием мышц. Сердечно-сосудистая и дыхательная системы у 60% адаптируется в различных средах. У остальных физические возможности в той или иной мере ограничены. Средний и высокий уровень развитости двигательных качеств выявлен у 70% учащихся.

Данные мониторинга подтвердили выдвинутую гипотезу: не все учащиеся имеют показатели соматического здоровья в пределах нормы.

На основе полученных результатов предлагаются адекватные комплексы по укреплению здоровья, исходя из личных пристрастий ученика (бег, бег на месте, скакалка, аэробика, лыжи, велосипед). Родители имеют возможность узнать состояние физического здоровья своего ребенка и принять действенные меры по его укреплению.

Такая система позволит учащимся стать активными участниками процесса собственного оздоровления и поможет вызвать их интерес к урокам физической культуры, к своему здоровью.
Заключение.

Ребенок, рано утративший здоровье, это человек с комплексом проблем, так как на пути его развития и самореализации возникает непреодолимая преграда – болезнь, борьба с которой может отнять все силы.

Ребенок не должен расплачиваться утратой своего физического, психического и нравственного здоровья за получаемые в школе знания.

Состояние здоровья человека зависит не только от внешних условий, но от его собственного отношения к здоровью. Конечно же, начинать его необходимо со школы, так как роль школы в сохранении и укреплении здоровья является ведущей.

Жизнь ставит новую задачу – сформировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдения необходимого режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, употребление спиртных напитков, токсикомания). Иными словами, здоровью надо учить.

Как ни странно, в наш информационный век школьники обладают скудными знаниями о возможностях своего организма, способах поддержания здоровья. Эта одна из главных причин поведения учащихся, не соответствующего принципам здорового образа жизни, а значит, и причина их низкого уровня здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно сформировать у учащихся валеологическую грамотность, ценностное отношение к здоровью.
Список литературы:

1.Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. – М.: «Аспект Пресс», 2001

2.Познать себя (Самоконтроль физкультурника). – М.: «Советский спорт», 1990

3.www.effecton.ru//117htme

4.www.pesneznaika.ua/pz2/24

Эйвазова Фарида Баба кызы
Автор: Цыганкова Марина,

ученица 11 А класса МОУ ГСОШ г. Калязина.

Руководитель: Степина Лариса Васильевна

учитель биологии.

Танцы – это жизнь!

Танец - совершенно особый вид искусства. Было бы крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпровождения.

Танец, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического здоровья. Используемые в хореографии движения оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета, грамотной манеры поведения в обществе. Танец – это и средство общего развития ребенка, его индивидуально- психологических способностей, двигательных умений и навыков, использование на занятиях физических упражнений , различной музыки, гимнастики, ритмики, игры. импровизации и т.д. позволяет создавать условия разностороннего развития личности юного танцора, его чувственно- эмоциональной сферы.

А еще танцы - прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье.

Так как я сама занимаюсь танцами, эта тема является для меня интересной, и хотелось бы более подробно изучить положительное влияние танцев на здоровье школьников и использовать этот проект как альтернативу пагубным пристрастиям молодежи.

Объектом исследования данной работы являются учащиеся 5, 8, 10, 11 классов МОУ ГСОШ г. Калязина.

Предмет исследования:

Влияние танцев на культуру здоровья психического, эмоционального и физического развития школьника.

Цель исследования: влияние танцев на здоровье и эмоциональное состояние школьников.

Задачи исследования:

1-изучить теоретические сведения по данному вопросу.

(Научное значение танцев.)

2-Разработать материалы для диагностики по показателям физического здоровья школьников, посещающих занятия, и не занимающихся танцами учащихся, тесты.

3-Провести исследования среди учащихся по данным материалам, с целью выяснения положительного влияния танцев на организм школьника.

4- Проанализировать все результаты, сделать выводы и дать рекомендации.

Методы исследования: проведение статистических исследований, анкетирование, тестирование, наблюдения.
База исследования: МОУ ГСОШ г. Калязина.

План работы: 1- введение.

2-история танца.

3-Влияние танца на здоровье. Исследования.

4-Влияние танца на психику и эмоциональное состояние. Исследование.

5- Выводы.

История танца…

Танец по своей сути является выражением абсолютно всех чувств и эмоций, которые известны человеку. Наши древние предки сопровождали особыми танцами все события, которые происходили в их жизни. В момент рождения ребенка исполнялись специальные танцы, которые должны были призвать благосклонность духов и богов. В момент смерти человека исполняли погребальный танец, при помощи которого умершего провожали в иной мир. Свадьба так же отмечалась танцем, который был предназначен как для молодой жены, так и для ее супруга. Он был их благословением на долгую жизнь, предвещал рождение множества сильных детей. Более того, все эти танцы также предназначались для того, чтобы отгонять злых духов от людей.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального сознания . Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, так как каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражается его душа, его история и характер. Изучение танцев должно стать такой же потребностью, как и изучение родного языка, мелодий , песен, традиций, так как в этом заключены основы национального характера.

У разных народов мира танец имел разное предназначение: В Испании и Австрии создались такие прекрасные танцы как танго и вальс, первые парные танцы, которые получили в последствии широкое распространение. Восточный танец очень древний ( истоки его прослеживаются на фресках древних храмов Месопотамии), эти танцы посвящались плодородию и рождению новой жизни, имели религиозное направление, некоторые из движений танца сохранились и в современном танце живота. Рождение танцевального искусства в Индии носит религиозный характер и зародилось в глубокой древности около 5тыс. лет назад. Считается, что мир был создан танцующим богом Шивой и в храмах носил характер молитвы. Танец являлся своеобразным безмолвным общением языком движений и жестов, в котором присутствовали выражения слов, чувств эмоций.

Современные танцы: Латина, танец живота, брейк данс, хип - хоп, R&B. Их корни уходят в прошлое.

Люди начинают заниматься танцами по различным соображениям. Кого-то привлекает хорошая компания, кого-то – эстетическое удовольствие, а для кого-то главным аргументом является положительное влияние танцев на состояние организма. Этот вид искусства постигается не за один год, ему обучаются с детства.

Увлекательные занятия такими танцами как, танец живота, клубные танцы, латина, salsa, фламенко и многие другие научат детей и взрослых слышать музыку. А также разбираться в стилях музыки, отличать фокстрот от вальса, самбу от мамбы. Проявится чувство ритма, ритм станет частью их жизни. Все, наверное, часто видели, как люди искусства умеют интересно и незаурядно выглядеть, даже если они не впечатляют. Ответ на этот особый секрет, нам помогут дать танцы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   58

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconПеречень методических разработок
Составители: М. Ю. Ярославцева, заведующая лабораторией педагогической диагностики
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconАнализ работы по здоровьесбережению по мбоу «Верхнеошминская сош» за 2012-2013 учебный год
Основной целью здоровьесберегающего сопровождения являлось сохранение и укрепление здоровья детей через обучение, и воспитание, формирование...
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconОльга Геннадьевна Алехина учитель логопед Ольга Владимировна Гридина...
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями...
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconУчебно-методический комплекс дисциплины инновационные аспекты теории...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconПрограмма школьного курса и календарно-тематическое планирование факультатива «Религии мира»
Авторы: Яшина О. Н., к ист н., зав лабораторией истории и культуры религий мира
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconОсновная профессиональная образовательная программа
Тского возраста (заведующая кафедрой д м н., проф. Р. З. Уразова), ортопедической стоматологии (заведующая кафедрой д м н., проф....
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconКвалификации работников народного образования. К нам в гимназию приехали...
«Вокруг тебя мир…» и «Международное гуманитарное право» в образовательный процесс. Во встрече также приняла участие научный руководитель...
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconПример оформления оглавления
ПСихолого-педагогические аспекты проектирования школьного Web-сайта
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconИнновационные формы работы на уроках музыки. Цель современного музыкального...
Цель: познакомить учащихся со значением устно – поэтического и музыкального творчества русского народа (на примере «Снегурочки» А....
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconI. Портфолио документов: Эссе
Вова Перякин- начальник по строительству в Чувашии; Света Пальчёнкова, Ирина Вдовёнкова, Ольга Чекашкина в Москве; Марина Панкова...
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconАнкета на выявление особенностей психологического сопровождения кууд уважаемый психолог!
Просим вас ответить на вопросы, касающиеся сопровождения коммуникативных ууд в сош
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconФгу «нниито» Минздравсоцразвития России
«инновационные аспекты научно-исследовательских разработок в области вертебрологии, травматологии и ортопедии, нейрохирургии, нейроонкологии»,...
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconПрограмма учебного курса для основной школы. Пояснительная записка
Коренное обновление школьного образования, осуществляемое в стране, затронуло все аспекты преподавания истории. Процесс этот усложняется...
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconПроект эколого- просветительского лагеря «Шаг в XXI век»
Плотникова Ольга Антоновна, учитель биологии моу сш п. Шапша, руководитель Школьного лесничества «Муравей»
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconТезисы, регистрационную форму участника, рефераты
«инновационные аспекты научно-исследовательских разработок в области вертебрологии, травматологии и ортопедии, нейрохирургии, нейроонкологии»,...
Роненсон Ольга Давидовна, заведующая лабораторией «Инновационные аспекты здоровьесберегающего сопровождения школьного образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература — один из важнейших предметов в системе школьного образования, в котором органиче­ски сочетаются интеллектуальные, эстетические...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск