Скачать 173.71 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины «Биология» Рекомендуется для направления подготовки -111100 «Зоотехния» Квалификации (степень) выпускника – бакалавр Москва 2010
Задачами дисциплины являются: - дать общие представления о строении и принципах функционирования эукариотической клетки - сформировать знания о процессах клеточного цикла и о способах размножения и разнообразии типов развития многоклеточных организмов - объяснить основные механизмы эволюционного процесса - раскрыть закономерности функционирования, развития, устойчивости и динамики надорганизменных систем
В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: структуру клетки и процессы метаболизма, способы размножения организмов и этапы онтогенеза, основные направления и механизмы эволюции животных; основные понятия и закономерности экологии. Уметь: прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов; рационально использовать биологические особенности животных при производстве продукции, осваивать самостоятельно новые разделы фундаментальных наук, используя достигнутый уровень знаний. Владеть: биологической номенклатурой и терминологией, биологическими методами анализа, приемами мониторинга животных, способами оценки и контроля морфологических особенностей животного организма, методами изучения животных.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующего) дисциплинами
а) основная литература 1. Биология: Учебник для ВУЗов. В 2-х книгах / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2007. – 334 с. 2. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. А.Ф. Никитина. – СПб.: СпецЛит, 2008. – 494 с. 3. Пехов А.П. Биология с основами экологии: Учебник. 5-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2007 – 672 с. 4. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Козлова Т.А. Биология. Учебник для ВУЗов. – М.: Academia, 2005. – 576 с. б) дополнительная литература 1. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. «Учебник для студентов педагогических вузов – М.: Дрофа, 2004 – 416 с. 2. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. Учебное пособие для студентов университетов – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 2006 – 343 с. 3. Северцов А.С. Теория эволюции: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 510600 «Биология» – М.: Владос, 2005 – 380 с. 4. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е,, Мелехова О.П. Экология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2003 – 624 с. в) программное обеспечение: г) базы данных библиотек, информационно-справочные и поисковые системы Интернета 1. University of Michigan. Museum of Zoology Animal Diversity Web (online) - http://animaldiversity.ummz.umich.edu/site/index.html 2. Википедия (электронный ресурс) - http://ru.wikipedia.org 3. http://biodidac.bio.uottawa.ca/ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Лабораторные аудитории оборудованные: микроскопами, бинокулярами, наглядными материалами, влажными и сухими препаратами (растений и животных), наборами микропрепаратов, лабораторной посуды; аудитория, оборудованная для демонстрации мультимедийных материалов, оборудование для показа учебных видеофильмов.
Примеры оценочных средств для контроля знаний студентов: Раздел I Часть I Химический состав клетки. Строение и функции клетки. Тест 1. Какой микроэлемент входит в состав гемоцианинов у беспозвоночных? а) Марганец; в) медь; б) Железо; г) молибден. Тест 2. Молекулы, содержащие от 2 до 10 моносахаридных остатков, соединенных между собой гликозидными связями, являются молекулами: а) олигосахаридов; в) хитина; б) полисахаридов; г) крахмала. Тест 3. В состав ДНК входят азотистые основания: а) аденин, гуанин, цитозин, тимин; б) гуанин, урацил, цитозин, тимин; в) цитозин, аденин, тимин, урацил; г) тимин, гуанин, аденин, урацил. Тест 4. Энергия связей АТФ выделяется при разрыве связи между группами: а) фосфатными; в) аминогруппами; б) карбоксильными; г) фосфатными и карбоксильными. Тест 5. К мембранным органеллам клетки относят: а) комплекс Гольджи, рибосомы; б) рибосомы, пластиды; в) лизосомы, митохондрии; г) комплекс Гольджи, рибосомы, лизосомы, митохондрии. Тест 6. Длинные нитевидные молекулы ДНК, соединенные с гистонами, составляют основу: а) хроматина; в) нуклеоплазмы; б) ядрышка; г) ядерной оболочки. Часть II. Обмен веществ и превращение энергии Тест 7. В темновую фазу фотосинтеза происходит: а) фотолиз воды, синтез АТФ, синтез углеводов; б) выделение свободного кислорода, фотолиз воды, восстановление НАДФ, синтез АТФ; в) восстановление НАДФ, фотолиз воды, синтез углеводов; г) синтез углеводов. Тест 8. Переписывание наследственной информации с ДНК на и-РНК называется: а) транскрипцией; в) репликацией; б) трансляцией; г) конъюгацией. Тест 9. Реакцией энергетического обмена является: а) синтез белков; в) фотосинтез; б) расщепление жиров; г) синтез нуклеиновых кислот. Часть III. Размножение клеток Тест 10. Репликация молекул ДНК происходит в: а) профазу митоза; б) премитотический период интерфазы; в) синтетический период интерфазы; г) постмитатический период интерфазы. Тест 11. В какой фазе митоза хроматиды расходятся и движутся к полюсам клетки: а) профазе; в) телофазе; б) анафазе; г) метофазе. Тест 12. Фаза мейоза, в которой образуются биваленты, называется: а) профаза I; в) метафаза I; б) профаза II; г) телофаза I. Часть IV. Формы размножения организмов. Онтогенез Тест 13. Формой бесполого размножения является: а) спорообразование; в) гермофродитизм; б) партеногенез; г) онтогенез. Тест 14. При оогенезе в результате первого деления мейоза образуются: а) оогонии; б) ооциты второго порядка и первое направительное тельце; в) ооциты второго порядка и второе направительное тельце; г) яйцеклетка и второе направительное тельце. Тест 15. Процесс, который характеризуется перемещением части клеточного материала с поверхности бластулы внутрь, называется: а) дроблением; в) гаструляцией; б) амитозом; г) органогенезом. Тест 16. Мышечная ткань и все виды соединительной ткани образуются: а) эктодермы; в) мезодермы; б) энтодермы; г) а+б+в Раздел II. Часть I. Додарвиновский период. Эволюционная теория Дарвина Тест 17. Бинарную номенклатуру в систематику живых организмов ввел: а) Ж.Ламарк; в) К.Линней; б) Ч.Дарвин; г) Р.Бирхов. Тест 18. Наиболее важной формой изменчивости, с точки зрения эволюционных изменений, Ч.Дарвин считал: а) мутационную; в) наследственную; б) модификационную; г) соотносительную. Тест 19. Движущие силы эволюции, по Ч.Дарвину, - это: а) естественный отбор и наследственность; б) борьба за существование, естественный отбор, наследственность, изменчивость; в) борьба за существование, наследственность, изменчивость; г) наследственность, изменчивость. Часть II. Доказательства эволюции. Пути и напрвления эволюции Тест 20. Гомологичными органами у животных являются: а) лапа тигра и передняя конечность крота; б) крылья птицы и бабочки; в) конечности таракана и лягушки; г) крылья бабочки и передней конечности летучей мыши. Тест 21. Переходной формой между пресмыкающимися и птицами являются: а) хвостатый летающий ящер; б) археоптерикс; в) ихтиозавр; г) стегоцефал. Тест 22. Возникновение и расцвет класса птицы является примером: а) арогенеза; в) катагенеза; б) аллогенеза; г) нет правильного ответа. Тест 23. Ароморфозы приводят к образованию новых: а) видов; в) семейств; б) родов; г) типов. Часть III. Микроэволюция и видообразование Тест 24. Направленный характер среди факторов микроэволюции имеет: а) дрейф генов; в) естественный отбор; б) миграция; г) мутации. Тест 25. Элементарными эволюционными факторами, изменяющими генофонд популяции, являются: а) мутации и комбинации, ведущие к появлению новых генотипов в популяции; б) популяционные волны; в) географическая или биологическая изоляция популяции; г) мутации и комбинации, ведущие к появлению новых генотипов в популяции; популяционные волны; географическая или биологическая изоляция популяции; Тест 26. Существование пяти видов лютиков, сформировавшихся в различных местообитаниях, является примером видообразования: а) географического; б) экологического; в) географического, экологического; г) нет правильного ответа, т.к. формирование различных видов лютиков не связано с видообразованием. Раздел III. Часть I. Экологические факторы среды обитания Тест 27. Диапазон неблагоприятного воздействия фактора на организм называют зоной: а) экологической; в) буферной; б) пессимума; г) оптимума. Тест 28. К проявлению действия абиотических факторов относят расселение: а) лопуха большого; б) одуванчика лекарственного; в) череды; г) дуба черешчатого. Тест 29. Водная среда пополняется кислородом за счет: а) химических реакций; б) дыхания зоопланктона; в) разложение органики; г) фотосинтеза водорослей. Часть II. Популяция и экосистемы Тест 30. Одной из важнейших характеристик всех популяций является способность: а) к питанию одной пищей; б) к свободному перерещению; в) скрещиваться и давать плодовитое потомство; г) вступать в симбиотические связи. Тест 31. Цепь питания экосистемы заканчивается: а) редуцентами; в) консументами I порядка; б) продуцентами; г) консументами II порядка. 32, 33 … не менее 100 Ответы к тестам Раздел I. Часть I 1 – в, 2-а, 3-а, 4-а, 5-в, 6-а Часть II 7-г, 8-а, 9-б Часть III 10-в, 11-б, 12-а Часть IV 13-а, 14-б, 15-в, 16-в Раздел II. Часть I 17-в, 18-в, 19-б Часть II 20-а, 21-б, 22-а, 23-г Часть III 24-в, 25-г, 26-г Раздел III. Часть I 27-б, 28-б, 29-г Часть II 30-в, 31-а Разработчики: ФГОУ ВПО «МГАВМиБ» имени К.И. Скрябина Зав. кафедры зоологии, профессор Непоклонова М.И. Доцент кафедры зоологии Евстигнеева Т.А. Доцент кафедры зоологии Алпатов В.В. |
Примерная программа наименование дисциплины Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины – изучение студентами основ и современного состояния генетики и биометрии и их использование... | Примерная программа наименование дисциплины стандартизация и сертификация... Наименование дисциплины стандартизация и сертификация сельскохозяйственной продукции | ||
Примерная программа наименование дисциплины «Технология первичной... Изучение дисциплины базируется на знаниях морфологии, физиологии животных, биологической и физколлоидной химии, микробиологии и иммунологии,... | Примерная программа наименование дисциплины виноградарство рекомендуется... Цель дисциплины формирование знаний и умений по биологии, экологии, технологии, основам ампелографии и селекции винограда | ||
Примерная программа наименование дисциплины Механизация и автоматизация Изучение дисциплины базируется на знаниях зоогигиены, кормопроизводства, ботаники и агрономии, экономики и организации, безопасности... | Примерная программа наименование дисциплины Использование в отчётном году акционерным обществом видов энергетических ресурсов 20 | ||
Примерная программа наименование дисциплины Социально-экономическая статистика Цели и задачи дисциплины: основная цель курса формирование общей информационной культуры, расчётно-экономических, аналитических и... | Примерная программа наименование дисциплины агрохимические методы исследований ... | ||
Примерная программа наименование дисциплины «Микробиология и иммунология» Охватывает семь этапов: · выяснение содержания понятий и терминов | Примерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных» Основная цель дисциплины при подготовке ветеринарных врачей состоит в том, чтобы дать студентам основополагающие морфологические... | ||
Примерная программа наименование дисциплины «Разведение с основами частной зоотехнии» Основная цель преподавания дисциплины всестороннее познание биологических особенностей сельскохозяйственных животных, показателей... | Примерная программа наименование дисциплины «Патологическая физиология» Цель изучения дисциплины сформировать мировоззрение ветеринарного врача, развить логическое мышление при анализе структурных изменений... | ||
Примерная программа наименование дисциплины Эконометрика Материал учебной дисциплины предназначен для использования в курсах, связанных с количественным анализом реальных экономических явлений,... | Примерная программа наименование дисциплины Сельскохозяйственные... В соответствие с этим, основная цель дисциплины: обучить студентов вопросам теоретической и практической специфики развития и функционирования... | ||
Примерная программа наименование дисциплины «Биологическая химия» К задачам дисциплины «Биологическая химия» относятся следующие направления в ее преподавании | Примерная программа наименование дисциплины «Ветеринарная радиобиология» Ознакомить студентов с основами и методами радиоизотопных исследований и радиационной биотехнологии в сельском хозяйстве |