Примерная программа наименование дисциплины





Скачать 173.71 Kb.
НазваниеПримерная программа наименование дисциплины
Дата публикации22.04.2015
Размер173.71 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > Биология > Примерная программа


Министерство образования и науки Российской Федерации


ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

Наименование дисциплины

«Биология»

Рекомендуется для направления подготовки -111100 «Зоотехния»

Квалификации (степень) выпускника – бакалавр

Москва 2010



  1. Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины - дать общие представления об основных общебиологических закономерностях.

Задачами дисциплины являются:

- дать общие представления о строении и принципах функционирования эукариотической клетки

- сформировать знания о процессах клеточного цикла и о способах размножения и разнообразии типов развития многоклеточных организмов

- объяснить основные механизмы эволюционного процесса

- раскрыть закономерности функционирования, развития, устойчивости и динамики надорганизменных систем


  1. Место дисциплины в структуре ООП: биология относится к математическому и естественнонаучному циклу дисциплин. Для изучения данной дисциплины студент должен обладать полным комплексом знаний и умений по биологии, предъявляемых в рамках биологического курса общеобразовательной школы. Данная дисциплина предшествует изучению таких дисциплин как: генетика и биометрия, зоология, морфология животных, физиология животных, разведение животных, технология первичной переработки продуктов животноводства, биоразнообразие позвоночных животных (дисциплина по выбору).




  1. Требования к результатам освоения дисциплины:

  • Процесс изучения дисциплины направлен на формирование компетенций:

  • использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности;

  • осознание сущности и значения информации в развитии современного общества;

  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;

  • умение навыков работы с компьютером, как средством управления информацией ;

  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ;

  • готовность использовать современные информационные технологии ;

  • способность к обоснованию принятия конкретных технологических решений с учетом особенностей общей биологии .


В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: структуру клетки и процессы метаболизма, способы размножения организмов и этапы онтогенеза, основные направления и механизмы эволюции животных; основные понятия и закономерности экологии.

Уметь: прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов; рационально использовать биологические особенности животных при производстве продукции, осваивать самостоятельно новые разделы фундаментальных наук, используя достигнутый уровень знаний.

Владеть: биологической номенклатурой и терминологией, биологическими методами анализа, приемами мониторинга животных, способами оценки и контроля морфологических особенностей животного организма, методами изучения животных.



  1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

1

Аудиторные занятия (всего)

36

36

В том числе:

-

-

Лекции

14

14

Практические занятия

12

12

Семинары (С)

-

-

Лабораторные работы (ЛР)

10

10

Самостоятельная работа (всего)

36

36

В том числе:

-

-

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

+

+

Другие виды самостоятельной работы

+

+










Вид промежуточной аттестации (зачет)

зачет

зачет

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

72

72

2

2



  1. Содержание дисциплины

    1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Живые системы:

клетка, организм.

Сущность жизни. Свойства живого. Уровни организации живого: молекулярный уровень, клеточный уровень, тканевой уровень, органный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. Клетка – основная форма организации живой материи: структурно-функциональная организация прокариотических клеток, структурно-функциональная организация эукариотических клеток. строение и функции ядра. Основные органоиды цитоплазмы. Хромосомы, хроматин, их химический состав. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Основные функции белков, липидов, углеводов. Размножение клеток. Митотический цикл клеток. Амитоз. Обмен веществ и превращение энергии: анаболизм и катаболизм. Поступление веществ в клетку. Этапы энергетического обмена. Использование энергии в клетке. Пластический обмен в растительной и животной клетках. Размножение, рост, индивидуальное развитие организмов. Половое и бесполое размножение. Способы полового размножения. Половой диморфизм. Гермафродитизм, онтогенез, его типы и периодизация. Этапы эмбрионального периода. Гисто- и органогенез, постэмбриональный период, его этапы. Типы постэмбрионального периода.

2.

Эволюция органического мира

Додарвиновский период развития биологии. Системы животного мира Аристотеля, Линнея, Ламарка. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина, движущие силы эволюции. Микроэволюция. Элементарные эволюционные факторы: мутационный процесс, комбинативная изменчивость, популяционные волны, поток и дрейф генов, естественный отбор. Видообразование: аллопатрическое и симпатрическое. Вид, его критерии.

3.

Экология и основы природопользования

Предмет и структура экологии. Факторальная экология, экологические факторы, их классификация. Общие закономерности действия абиотических факторов. Популяция. Классификация, свойства и структуры популяций. Среды обитания. Адаптации организмов к средам жизни. Экологическая ниша. Экологические системы: биоценоз, биогеоценоз, биотические отношения организмов в биоценозе. Структура биогеоценоза: видовая, трофическая, пространственная. Поток вещества и энергии в экосистеме. Рацион консументов, продуктивность экосистем. Устойчивость экосистем. Биологические сукцессии, их виды. Биосфера, ее границы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Компоненты биосферы. Живое вещество, его свойства и функции. Природные ресурсы. Охрана природных ресурсов и их воспроизведение. Антропогенное воздействие на биосферу.



5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующего) дисциплинами



п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

1.

Генетика и биометрия

+







2.

Зоология

+

+

+

3.

Биоразнообразие позвоночных животных (дисциплина по выбору)




+

+

4.

Морфология животных

+

+

+

5.

Физиология животных

+




+

6.

Разведение животных

+




+

7.

Технология первичной переработки продуктов животноводства







+




    1. Разделы дисциплин и виды занятий (час)



п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Практ.

занятия

Лаб.

занятия

Семинар

СРС

Всего

1.

Живые системы:

клетка, организм.

4

2

6

-

12

24

2.

Эволюция органического мира.


4

6

-

-

12

22

3

Экология и основы природопользования

6

4

4

-

12

26




Всего:

14

12

10




36

72



  1. Лабораторный практикум



п/п

№ раздела дисциплины

Наименование лабораторных работ

Трудоемкость (час.)

1.

1

Основы принципов микроскопических исследований. Изучение строения эукариотической клетки с использованием светового микроскопа.

6

2.

3

Изучение жизненных форм организмов (растений и животных) и их связь с условиями обитания

2

3.

3

Изучение особенностей роста численности организмов и влияние на него факторов среды (с использование культур простейших и мелких беспозвоночных)

2




Всего:




10



  1. Практические занятия (семинары)



п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудоемкость (час.)

1.

1

Обмен веществ и энергии в клетке. Автотрофные и гетеротрофные организмы. Аэробные и анаэробные организмы.

2

2.

2

Сущность и свойства жизни. Основные гипотезы происхождение жизни на Земле.

2

3.

2

Доказательства эволюции. Пути и направления эволюции.

4

4.

3

Факторы среды. Основные законы действия факторов на организм. Принципы адаптации организмов к факторам среды.

2

5.

3

Свойства и структура экосистем. Потоки энергии и круговорот веществ в экосистемах.

2




ВСЕГО:




12



  1. Примерная тематика курсовых проектов (работ): Не предусмотрены



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Биология: Учебник для ВУЗов. В 2-х книгах / под ред. В.Н. Ярыгина. – М.: Высшая школа, 2007. – 334 с.

2. Биология. Современный курс. 3-е изд., испр. и доп. / под ред. А.Ф. Никитина. – СПб.: СпецЛит, 2008. – 494 с.

3. Пехов А.П. Биология с основами экологии: Учебник. 5-е изд., стер. - СПб.: Издательство «Лань», 2007 – 672 с.

4. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Козлова Т.А. Биология. Учебник для ВУЗов. – М.: Academia, 2005. – 576 с.
б) дополнительная литература

1. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. «Учебник для студентов педагогических вузов – М.: Дрофа, 2004 – 416 с.

2. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. Учебное пособие для студентов университетов – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 2006 – 343 с.

3. Северцов А.С. Теория эволюции: Учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению 510600 «Биология» – М.: Владос, 2005 – 380 с.

4. Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е,, Мелехова О.П. Экология: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2003 – 624 с.
в) программное обеспечение:
г) базы данных библиотек, информационно-справочные и поисковые системы Интернета

1. University of Michigan. Museum of Zoology Animal Diversity Web (online) - http://animaldiversity.ummz.umich.edu/site/index.html

2. Википедия (электронный ресурс) - http://ru.wikipedia.org

3. http://biodidac.bio.uottawa.ca/

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Лабораторные аудитории оборудованные: микроскопами, бинокулярами, наглядными материалами, влажными и сухими препаратами (растений и животных), наборами микропрепаратов, лабораторной посуды; аудитория, оборудованная для демонстрации мультимедийных материалов, оборудование для показа учебных видеофильмов.



  1. Методические рекомендации по организации дисциплины:



Примеры оценочных средств для контроля знаний студентов:

Раздел I

Часть I Химический состав клетки. Строение и функции клетки.

Тест 1. Какой микроэлемент входит в состав гемоцианинов у беспозвоночных?

а) Марганец; в) медь;

б) Железо; г) молибден.

Тест 2. Молекулы, содержащие от 2 до 10 моносахаридных остатков, соединенных между собой гликозидными связями, являются молекулами:

а) олигосахаридов; в) хитина;

б) полисахаридов; г) крахмала.
Тест 3. В состав ДНК входят азотистые основания:

а) аденин, гуанин, цитозин, тимин;

б) гуанин, урацил, цитозин, тимин;

в) цитозин, аденин, тимин, урацил;

г) тимин, гуанин, аденин, урацил.
Тест 4. Энергия связей АТФ выделяется при разрыве связи между группами:

а) фосфатными; в) аминогруппами;

б) карбоксильными; г) фосфатными и карбоксильными.
Тест 5. К мембранным органеллам клетки относят:

а) комплекс Гольджи, рибосомы;

б) рибосомы, пластиды;

в) лизосомы, митохондрии;

г) комплекс Гольджи, рибосомы, лизосомы, митохондрии.
Тест 6. Длинные нитевидные молекулы ДНК, соединенные с гистонами, составляют основу:

а) хроматина; в) нуклеоплазмы;

б) ядрышка; г) ядерной оболочки.
Часть II. Обмен веществ и превращение энергии
Тест 7. В темновую фазу фотосинтеза происходит:

а) фотолиз воды, синтез АТФ, синтез углеводов;

б) выделение свободного кислорода, фотолиз воды, восстановление НАДФ, синтез АТФ;

в) восстановление НАДФ, фотолиз воды, синтез углеводов;

г) синтез углеводов.

Тест 8. Переписывание наследственной информации с ДНК на и-РНК называется:

а) транскрипцией; в) репликацией;

б) трансляцией; г) конъюгацией.
Тест 9. Реакцией энергетического обмена является:

а) синтез белков; в) фотосинтез;

б) расщепление жиров; г) синтез нуклеиновых кислот.
Часть III. Размножение клеток
Тест 10. Репликация молекул ДНК происходит в:

а) профазу митоза;

б) премитотический период интерфазы;

в) синтетический период интерфазы;

г) постмитатический период интерфазы.
Тест 11. В какой фазе митоза хроматиды расходятся и движутся к полюсам клетки:

а) профазе; в) телофазе;

б) анафазе; г) метофазе.
Тест 12. Фаза мейоза, в которой образуются биваленты, называется:

а) профаза I; в) метафаза I;

б) профаза II; г) телофаза I.
Часть IV. Формы размножения организмов. Онтогенез
Тест 13. Формой бесполого размножения является:

а) спорообразование; в) гермофродитизм;

б) партеногенез; г) онтогенез.
Тест 14. При оогенезе в результате первого деления мейоза образуются:

а) оогонии;

б) ооциты второго порядка и первое направительное тельце;

в) ооциты второго порядка и второе направительное тельце;

г) яйцеклетка и второе направительное тельце.
Тест 15. Процесс, который характеризуется перемещением части клеточного материала с поверхности бластулы внутрь, называется:

а) дроблением; в) гаструляцией;

б) амитозом; г) органогенезом.
Тест 16. Мышечная ткань и все виды соединительной ткани образуются:

а) эктодермы; в) мезодермы;

б) энтодермы; г) а+б+в
Раздел II.
Часть I. Додарвиновский период. Эволюционная теория Дарвина
Тест 17. Бинарную номенклатуру в систематику живых организмов ввел:

а) Ж.Ламарк; в) К.Линней;

б) Ч.Дарвин; г) Р.Бирхов.
Тест 18. Наиболее важной формой изменчивости, с точки зрения эволюционных изменений, Ч.Дарвин считал:

а) мутационную; в) наследственную;

б) модификационную; г) соотносительную.
Тест 19. Движущие силы эволюции, по Ч.Дарвину, - это:

а) естественный отбор и наследственность;

б) борьба за существование, естественный отбор, наследственность, изменчивость;

в) борьба за существование, наследственность, изменчивость;

г) наследственность, изменчивость.
Часть II. Доказательства эволюции. Пути и напрвления эволюции
Тест 20. Гомологичными органами у животных являются:

а) лапа тигра и передняя конечность крота;

б) крылья птицы и бабочки;

в) конечности таракана и лягушки;

г) крылья бабочки и передней конечности летучей мыши.
Тест 21. Переходной формой между пресмыкающимися и птицами являются:

а) хвостатый летающий ящер;

б) археоптерикс;

в) ихтиозавр;

г) стегоцефал.
Тест 22. Возникновение и расцвет класса птицы является примером:

а) арогенеза; в) катагенеза;

б) аллогенеза; г) нет правильного ответа.
Тест 23. Ароморфозы приводят к образованию новых:

а) видов; в) семейств;

б) родов; г) типов.

Часть III. Микроэволюция и видообразование
Тест 24. Направленный характер среди факторов микроэволюции имеет:

а) дрейф генов; в) естественный отбор;

б) миграция; г) мутации.
Тест 25. Элементарными эволюционными факторами, изменяющими генофонд популяции, являются:

а) мутации и комбинации, ведущие к появлению новых генотипов в популяции;

б) популяционные волны;

в) географическая или биологическая изоляция популяции;

г) мутации и комбинации, ведущие к появлению новых генотипов в популяции; популяционные волны; географическая или биологическая изоляция популяции;

Тест 26. Существование пяти видов лютиков, сформировавшихся в различных местообитаниях, является примером видообразования:

а) географического;

б) экологического;

в) географического, экологического;

г) нет правильного ответа, т.к. формирование различных видов лютиков не связано с видообразованием.
Раздел III.
Часть I. Экологические факторы среды обитания
Тест 27. Диапазон неблагоприятного воздействия фактора на организм называют зоной:

а) экологической; в) буферной;

б) пессимума; г) оптимума.
Тест 28. К проявлению действия абиотических факторов относят расселение:

а) лопуха большого;

б) одуванчика лекарственного;

в) череды;

г) дуба черешчатого.
Тест 29. Водная среда пополняется кислородом за счет:

а) химических реакций;

б) дыхания зоопланктона;

в) разложение органики;

г) фотосинтеза водорослей.
Часть II. Популяция и экосистемы

Тест 30. Одной из важнейших характеристик всех популяций является способность:

а) к питанию одной пищей;

б) к свободному перерещению;

в) скрещиваться и давать плодовитое потомство;

г) вступать в симбиотические связи.
Тест 31. Цепь питания экосистемы заканчивается:

а) редуцентами; в) консументами I порядка;

б) продуцентами; г) консументами II порядка.

32, 33 … не менее 100

Ответы к тестам

Раздел I. Часть I 1 – в, 2-а, 3-а, 4-а, 5-в, 6-а

Часть II 7-г, 8-а, 9-б

Часть III 10-в, 11-б, 12-а

Часть IV 13-а, 14-б, 15-в, 16-в
Раздел II. Часть I 17-в, 18-в, 19-б

Часть II 20-а, 21-б, 22-а, 23-г

Часть III 24-в, 25-г, 26-г
Раздел III. Часть I 27-б, 28-б, 29-г

Часть II 30-в, 31-а

Разработчики:
ФГОУ ВПО «МГАВМиБ»

имени К.И. Скрябина

Зав. кафедры зоологии, профессор Непоклонова М.И.
Доцент кафедры зоологии Евстигнеева Т.А.
Доцент кафедры зоологии Алпатов В.В.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины
Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины – изучение студентами основ и современного состояния генетики и биометрии и их использование...
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины стандартизация и сертификация...
Наименование дисциплины стандартизация и сертификация сельскохозяйственной продукции
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины «Технология первичной...
Изучение дисциплины базируется на знаниях морфологии, физиологии животных, биологической и физколлоидной химии, микробиологии и иммунологии,...
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины виноградарство рекомендуется...
Цель дисциплины формирование знаний и умений по биологии, экологии, технологии, основам ампелографии и селекции винограда
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины Механизация и автоматизация
Изучение дисциплины базируется на знаниях зоогигиены, кормопроизводства, ботаники и агрономии, экономики и организации, безопасности...
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины
Использование в отчётном году акционерным обществом видов энергетических ресурсов 20
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины Социально-экономическая статистика
Цели и задачи дисциплины: основная цель курса формирование общей информационной культуры, расчётно-экономических, аналитических и...
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины агрохимические методы исследований
...
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины «Микробиология и иммунология»
Охватывает семь этапов: · выяснение содержания понятий и терминов
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины «Анатомия животных»
Основная цель дисциплины при подготовке ветеринарных врачей состоит в том, чтобы дать студентам основополагающие морфологические...
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины «Разведение с основами частной зоотехнии»
Основная цель преподавания дисциплины всестороннее познание биологических особенностей сельскохозяйственных животных, показателей...
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины «Патологическая физиология»
Цель изучения дисциплины сформировать мировоззрение ветеринарного врача, развить логическое мышление при анализе структурных изменений...
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины Эконометрика
Материал учебной дисциплины предназначен для использования в курсах, связанных с количественным анализом реальных экономических явлений,...
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины Сельскохозяйственные...
В соответствие с этим, основная цель дисциплины: обучить студентов вопросам теоретической и практической специфики развития и функционирования...
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины «Биологическая химия»
К задачам дисциплины «Биологическая химия» относятся следующие направления в ее преподавании
Примерная программа наименование дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины «Ветеринарная радиобиология»
Ознакомить студентов с основами и методами радиоизотопных исследований и радиационной биотехнологии в сельском хозяйстве


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск