Лечебное дело – Микробиология, вирусология
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины
МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ Рекомендуется для направлений подготовки специальности:
060101 Лечебное дело
Квалификация (степень) выпускника: «специалист»
1. Цели и задачи изучения дисциплины:
Цель – освоение студентами теоретических основ и закономерностей взаимодействия микро- и макроорганизма, практических навыков по методам профилактики, микробиологической, молекулярно-биологической и иммунологической диагностики, основным направлениям лечения инфекционных и оппортунистических болезней человека
Задачи:
формирование у студентов общих представлений о строении и функционировании микробов как живых систем, их роли в экологии и способах деконтаминации, включая основы дезинфектологии и техники стерилизации;
- освоение студентами представлений о закономерностях взаимодействия организма человека с миром микробов, включая современные представления об иммунном ответе на инфекционные и неинфекционные агенты (антигены);
изучение принципов и приёмов интерпретации полученных результатов при проведении микробиологических, молекулярно-биологических и иммунологических исследований биологических жидкостей, вирус-содержащих материалов и чистых культур микробов;
обучение студентов методам проведения профилактических мероприятий по предупреждению бактериальных, грибковых, паразитарных и вирусных болезней;
изучение основных направлений лечения инфекционных и оппортунистических болезней человека (бактериальных, грибковых, паразитарных, вирусных);
формирование у студентов навыков работы с научной литературой;
ознакомление студентов с принципами организации работы в микробиологической лаборатории, с мероприятиями по охране труда и технике безопасности;
формирование у студентов представлений об условиях хранения химических реактивов и лекарственных средств.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Микробиология, вирусология» относится к циклу математических, естественнонаучных дисциплин.
Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются:
в цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе дисциплинами: философия, биоэтика, психология и педагогика, история медицины, латинский язык;
в цикле математических, естественнонаучных, дисциплин в том числе дисциплинами: физика, математика; медицинская информатика; химия; биология; биохимия; анатомия; гистология, эмбриология, цитология; нормальная физиология;
Дисциплина является базовой для: инфекционных болезней, фтизиатрии, дерматовенерологии, акушерства и гинекологии, факультетская терапия, профессиональные болезни; госпитальная терапия, эндокринология; поликлиническая терапии; педиатрии, общая хирургия, лучевая диагностика; факультетская хирургии, урология; госпитальная хирургия, детская хирургия, травматологии и ортопедии, стоматологии, онкологии, лучевой терапии; офтальмология. 3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у выпускника следующих компетенций:
способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);
способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, использовать для их решения соответствующий физико-химический и математический аппарат (ПК-2);
способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);
способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными (ПК-7);
способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);
способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);
способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);
способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
способностью и готовностью к участию в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
историю микробиологии, вирусологии, основные этапы формирования данных наук;
правила техники безопасности и работы в микробиологических лабораториях, с реактивами и приборами, лабораторными животными;
классификацию, морфологию и физиологию микробов и вирусов, их биологические и патогенные свойства, влияние на здоровье населения;
особенности формирования процессов симбиоза организма человека с микробами, роль резидентной микрофлоры организма в развитии оппортунистических болезней;
особенности генетического контроля патогенности и антибиотикорезистентности микробов, механизмы выработки резистентности и способы её определения;
роль отдельных представителей микробного мира в этиологии и патогенезе основных инфекционных заболеваний человека;
методы микробиологической диагностики, применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов, принципы их получения и применения.
Уметь:
пользоваться биологическим оборудованием; соблюдать технику безопасности, работать с увеличительной техникой (микроскопами, стерео- и простыми лупами), интерпретировать данные микроскопии;
интерпретировать результаты наиболее распространённых методов лабораторной диагностики – микробиологических, молекулярно-биологических и иммунологических;
обосновать необходимость клинико-иммунологического обследования больного взрослого и подростка;
обосновывать с микробиологических позиций выбор материала для исследования при проведении диагностики инфекционных и оппортунистических заболеваний;
обосновывать выбор методов микробиологической, серологической и иммунологической диагностики инфекционных и оппортунистических заболеваний; интерпретировать полученные результаты;
использовать полученные знания для определения тактики антибактериальной, противовирусной и иммунотропной терапии; применить принципы экстренной профилактики и антитоксической терапии пациентов;
анализировать действие лекарственных средств – антибиотиков и иммунобиологических препаратов – по совокупности их свойств и возможность их использования для терапевтического лечения пациентов различного возраста;
соблюдать технику безопасности и правила работы с материалом, представляющим биологическую опасность.
Владеть:
основными методами стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежании инфицирования врача и пациента;
навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного обследования (микробиологического и иммунологического) взрослого населения и подростков;
методикой интерпретации результатов микробиологического и иммунологического исследования, определения антимикробной активности антибиотических препаратов и микробиологически обоснованными правилами их применения для лечения больных;
основными навыками работы с материалом, содержащим патогенные и условно-патогенные микроорганизмы;
методами подбора противомикробных и иммунобиологических препаратов для адекватной профилактики и лечения инфекционных и неинфекционных заболеваний;
основными навыками работы с современными приборами, применяемыми для диагностики инфекционных заболеваний.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет _ зачетных единиц.
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| III
| IV
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
| Лекции (Л)
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
| Семинары (С)
|
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
| Самостоятельная работа
|
|
|
| В том числе:
|
|
|
| Курсовой проект (работа)
|
|
|
| Расчетно-графические работы
|
|
|
| Реферат
|
|
|
| Самостоятельная подготовка доклада/презентации
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации
| Экзамен
|
| Экзамен
| Общая трудоемкость часы
зачетные единицы
|
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование
раздела дисциплины
| Содержание раздела
|
1
| 2
| 3
| 1.
| Общая медицинская микробиолоигя
| Предмет и задачи медицинской микробиологии, вирусологии, иммунологии. Историческое единство развития трёх наук. Открытия А. Левенгука, Л. Пастера, Р. Коха.
Связь микробиологии с другими дисциплинами. Значение микробиологии, вирусологии и иммунологии в подготовке врача.
Систематика микробов. Принципы систематики. Понятия вид, штамм, культура, клон, популяция. Современные приёмы систематики – рестрикционный анализ, типирование ДНК и 16S-рибосомальной РНК.
Морфология микробов. Основные признаки прокариотической клетки. Ультраструктура и химический состав бактерий. Строение оболочки бактерий. Различия в строении грамположительных и грам-отрицательных бактерий. Химический состав, строение и роль капсулы и споры. Протопласты, сферопласты, L-формы бактерий и микоплазмы.
Характеристика микроскопического метода исследования. Различные способы и приёмы микроскопического исследования бактерий. Способы приготовления нативных и фиксированных препаратов. Простые и сложные способы окраски мазков. Окраска бактерий по Граму, механизм и практическое значение. Окраска бактерий по Цилю-Нильсену, механизм и практическое значение. Выявление спор и капсулы у бактерий. Значение микроскопического метода в диагностике заболеваний.
Физиология микробов. Представления о бактериальной клетке, как живой системе. Питание и дыхание прокариотов. Конститутивные и индуцибельные ферменты бактерий. Механизмы поступления питательных веществ в прокариотическую клетку. Механизм перемещения субстратов через цитоплазматическую мембрану. Катаболизм, амфиболизм и анаболизм у аэробных и анаэробных бактерий. Типы фосфорилирования
Характеристика процессов роста и размножения у бактерий. Фазы развития бактериальной популяции. Биотехнология. Пищевая и промышленная микробиология.
Характеристика бактериологического метода исследования. Питательные среды. Чистые культуры и их получение. Этапы бактериологического метода исследования. Способы идентификации выделенной культуры, определения её чувствительности к антибиотикам. Способы культивированя аэробных и анаэробных бактерий.
Особенности метаболизма и принципы культивирования микоплазм, хламидий, риккетсий, спирохет, грибов.
| 2.
| Экология микробов (микроэкология)
| Распространение микробов в окружающей среде. Роль микробов в круговороте веществ в природе.
Микрофлора почвы, воды, воздуха, бытовых и медицинских объектов, организма животных и человека. Санитарная микробиология.
Уничтожение микробов в окружающей среде. Дезинфектология. Принцип деконтаминации.
Понятия дезинфекции и стерилизации. Физические основы и закономерности деконтаминации в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий, кислотоустойчивых бактерий и спор, грибов, вирусов и прионов.
Асептика и антисептика. Физические и химические факторы деконтаминации. Понятие об антибиотиках, антисептиках, дезинфектантах.
Предстерилизационная обработка материалов и оборудования в клинической практике.
Способы стерилизации и дезинфекции в медицине. Дезинфекция высокого и низкого уровня. Классификация медицинских изделий и инструментов по степени эффективности деконтаминации - критические, полукритические и некритические изделия и инструменты. Аппаратура.
Методы контроля эффективности стерилизации и дезинфекции.
| 3.
| Генетика бактерий
| Строение бактериального генома. Особенности взаимосвязи генотипа и фенотипа у прокариот.
Современные представления о механизмах репликации хромосомной ДНК у бактерий. Полуконсервативный способ.
Роль плазмид и других мобильных генетических элементов в жизнедеятельности бактерий.
Характеристика основных форм изменчивости. Информативные и неинформативные факторы внешней среды.
Механизмы наследуемой и ненаследуемой изменчивости. Фенотипическая и генотипическая изменчивость. Модификации и мутации.
Виды рекомбинативной изменчивости у бактерий. Характеристика процессов трансформации, коньюгации, трансдукции и лизогенной конверсии.
Роль различных видов изменчивости в эволюции бактерий. Механизмы возникновения и распространения лекарственной устойчивости на уровне клетки и популяции. R-плазмиды и их роль в устойчивости.
История изучения видов изменчивости у бактерий. Понятия прототроф, ауксотроф, значение при изучении изменчивости.
Бактериофаг. Понятие о вирулентных и умеренных фагах. Классификация, механизмы взаимодействия бактериофага с клеткой. Лизогения и лизогенная конверсия.
Трансдукция. Понятия профаг, дефектный фаг. Практическое значение фагов в биологии и медицине. Генная инженерия и биотехнология.
Генетическая основа молекулярно-биологических методов диагностики (плазмидный профиль, рестрикционеный анализ, риботипирование, использование микрочипов, разновидности ПЦР: в реальном времени, branch-PCR)
| 4.
| Общая вирусология
| Понятие о вирусе и вирионе. Современные принципы классификации и номенклатуры вирусов.
Особенности структурной организации вирусов. Вирус- существо или вещество?
Этапы взаимодействия вируса с клеткой. Понятие вирогении. Способы проникновения вируса в клетку.
Особенности репродукции ДНК и РНК содержащих вирусов. Особенности взаимодействия ретровирусов с клеткой.
Способы культивирования вирусов.
Вироиды и прионы, их роль в патологии.
Общая характеристика механизмов изменчивости вирусов.
| 5.
| Симбиоз человека с микробами. Учение об инфекции
| Микрофлора организма человека и ее функции. Симбиоз и антибиоз. Антибиотики. Классификация. Антибактериальная химиотерапия. Мишени для антибиотиков в прокариотической клетке. Бактериоцины.
Микроэкология организма человека. Понятия экологическая ниша, биотоп. Микробиоценоз. Факторы регуляции микробиоценозов. Положительная и отрицательная роль нормальной (резидентной) микрофлоры организма. Пробиотики (эубиотики).
Учение о биоплёнках. Биоплёнки и механизмы их образования. Адгезия и коаггрегация бактерий. Понятие о кворум-сенсинг факторах. Роль в организме.
Этапы симбиоза микробов с макроорганизмов. Факторы симбиоза, определяющие адгезию, колонизацию, инвазию, токсичность и т.п. Характеристика патогенов, резидентов и гетеробионтов. Экзогенная и эндогенная, первичная и вторичная инфекция. Инфекционная и оппортунистическая болезнь.
Понятия патогенности и вирулентности. Характеристика факторов вирулентности микробов. Сравнительная характеристика экзо- и эндотоксинов бактерий. Генетический контроль факторов патогенности у микробов. Роль плазмид. Патогенные свойства риккетсий, хламидий, микоплазм, грибов, простейших, вирусов.
Особенности патогенеза вирусных болезней.
Учение об инфекционном процессе. Гетерогенность человеческой популяции с точки зрения восприимчивости к инфекции.
Понятие о патогенезе инфекционной болезни. Определение понятий дисбиоз, дисбактериоз, оппортунистическая болезнь, реинфекция, суперинфекция, микст-инфекция. Ремиссия и рецидив. Бактерионосительство.
Роль внешней среды в инфекционном процессе. Пути передачи инфекционных заболеваний.
| 6.
| Медицинская иммунология
| История развития иммунологии. Открытия Л.Пастера, Э.Беринга, Ф.Бернета, П.Эрлиха, И.И.Мечникова и др. Инструктивные и конструктивные теории иммунитета. Современные направления иммунологии.
Неспецифические факторы защиты организма человека. Понятие о врождённом иммунитете. Клеточные и гуморальные факторы доиммунной защиты. Toll-рецепторы. Общая характеристика системы комплемента и пути активации. Фагоцитоз, современные методы определения фагоцитарной активности гранулоцитов и макрофагов. Естественные киллеры и их роль в неспецифической защите организма.Факторы неспецифической противовирусной резистентности. Интерфероны, механизм действия.
Антигены. Характеристика бактериальных антигенов. Определение понятий антиген, гаптен, эпитоп, антигенная детерминанта.
Иммунная система организма человека и основные ее функции. Понятия иммунитет, иммунологическая реактивность, иммунный ответ. Иммунокомпетентные клетки, их морфогенез и дифференцировка. Маркеры, антигены и рецепторы иммунокомпетентных клеток. Общая характеристика суперсемейства иммуноглобулинов. Рецепторы и молекулы клеточной адгезии. Пролиферация и апоптоз.
Имммуноглобулины и антитела. Классификация. Химический состав, структура и функции антител. Понятия домена, активного центра, паратопа. Изотипы, аллотипы и идиотипы антител. Антиидиотипические антитела. Аутоантитела. Гибридомы и моноклональные антитела.
Роль воспаления в формировании иммунной реакции организма. Механизм антигеннезависимого этапа формирования антигенспецифических рецепторов Т- и В-лимфоцитов. HLA-рестрикция иммунного ответа. Схема и последовательность процессов формирования иммунной реакции организма (антигензависимый этап). Теория клеточной кооперации. Роль антиген-распознающих рецепторов и корецепторов. Эффекторные механизмы иммунного ответа. Фагоцитоз, опсонизация и комплемент-зависимый лизис бактерий. Первичный и вторичный иммунный ответ. Иммунологическая память и толерантность. Роль антител в противовирусной резистентности. Иммунные явления при вирусных болезнях. Клеточная и антителозависимая цитотоксичность.
Серологические реакции. Механизм реакций агглютинации, преципитации, лизиса, связывания комплемента.Получение иммунных сывороток. Серологический метод диагностики инфекционных болезней, его цели. Современные приёмы серодиагностики и сероидетификации. Иммунофлюоресцентный, иммуноферментный и радиоиммунный анализ.
Аллергия. Аллергические реакции. Основные отличия типов гиперчувствительности: немедленного и замедленного. Сенсибилизация и десенсибилизация.
Особенности антибактериального, противовирусного, противогрибкового и других видов иммунитета. Иммунологические аспекты эмбриогенеза.
Иммунный статус и его оценка. Первичные и вторичные иммунодефициты. Иммунопатология. Аутоагрессия. Механизмы цитотоксического действия. Аутоантитела.
Иммунопрофилактика, иммунотерапия и иммунокоррекция. Иммунотропные препараты. Вакцины и их виды. Анатоксины. Адъюванты. Календарь прививок. Показания и противопоказания к вакцинации. Иммунобиологические препараты, содержащие антитела. Иммуномодулирующая терапия и иммуномодуляторы. Другие виды биопрепаратов - бактериофаги, пробиотики (эубиотики) и их применение в медицине.
| 7.
| Частная медицинская
микробиология
.
| Грамположительные и грамотрицательные кокки (стафило-, стрепто-, энтеро-, пептострептококки, нейссерии, моракселлы, вейллонеллы)
Грамотрицательные факультативно- анаэробные и аэробные палочки (энтеробактерии, гемофилы, эйкенеллы, псевдомонады, бруцеллы, бартонеллы, франциселлы, коксиеллы, легионелы, бордетеллы, вибрионы).
Грамотрицательные облигатно-анаэробные палочки (бактероиды, превотеллы, порфиромонады, фузобактерии)
Грамположительные спорообразующие палочки (клостридии раневой инфекции, столбняка, ботулизма и псевдомембранозного колита, бациллы)
Грамположительные правильной формы палочки (лактобактерии, листерии)
Грамположительные неправильной формы палочки и ветвящиеся (нитевидные) бактерии (коринебактерии, микобактерии, актиномицеты, пропионибактерии, бифидобактерии, эубактерии)
Спирохеты и другие спиральные, изогнутые бактерии (трепонемы, боррелии, лептоспиры, кампилобактерии, хеликобактерии, спириллы, волинеллы)
Риккетсии. Хламидии. Эрлихии. Анаплазмы. Микоплазмы.
Патогенные грибы. Мицелиальные и дрожжеподобные грибы.
Патогенные простейшие.
| 8.
| Частная медицинская вирусология
| ДНК-геномные вирусы (оспы, герпеса, адено-, папиллома-, парво-, гепатитов ТТV и В). Прочие ДНК-вирусы - возбудители вирусных инфекций.
РНК-геномные вирусы (гриппа, везикулярного стоматита, ящура, бешенства, рота- корона- тога-, энтеро-, ВИЧ). Возбудители арбовирусных инфекций, гепатита С, кори, краснухи, эпидемического паротита. Прочие РНК-вирусы – возбудители вирусных инфекций.
Онкогенные вирусы (роль герпес-, папиллома-, ретровирусов, вирусов гепатита В, С в канцерогенезе).
Вирусы и прионы – возбудители медленных инфекций.
| 9.
| Клиническая микробиология
| Нормальная или резидентная микрофлора организма человека. Синергизм и антагонизм.
Симбиоз микробных ассоциаций слизистых оболочек и макроорганизма. Стабилизирующая и агрессивная микрофлора организма.
Основные биотопы организма человека и особенности состава микрофлоры.
Понятия: внутрибольничная инфекция, оппортунистическая инфекция.
Этиология, патогенез и особенности клинической картины оппортунистических болезней.
Диагностика оппортунистических болезней и дисбиозов.
Особенности профилактики и лечения оппортунистических болезней.
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи обеспечиваемые
(последующими) дисциплинами
№
п/п
| Наименование
обеспечиваемых
(последующих)
дисциплин
| №№ разделов данной дисциплины, необходимых
для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1.
| Инфекционныеболезни
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Фтизиатрия
| +
| +
| +
|
| +
| +
| +
|
| +
| 4
| Дерматовенерология
|
| +
| +
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 5
| Акушерство и гинекология
|
| +
| +
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 6
| Терапия (госпитальная, факультетская, поликлиническая)
|
| +
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 7
| Педиатрия
|
| +
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 8
| Хирургия (общая, факультетская, госпитальная, детская, урология)
|
| +
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 9
| Травматология и ортопедия
|
| +
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 10
| Онкология, лучевая терапия
|
| +
|
|
| +
| +
| +
| +
| +
| 11
| Офтальмология
|
|
| +
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Название раздела дисциплины
| Л
| ПЗ
| ЛР
| С
| СРС
| Всего
часов
| 1.
| Общая медицинская микробиология
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Экология микробов (микроэкология).
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Генетика бактерий
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Общая вирусология
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Симбиоз человека с микробами. Учение об инфекции
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Медицинская иммунология
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Частная медицинская микробиология
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Частная медицинская вирусология
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Клиническая микробиология
|
|
|
|
|
|
|
6. Лабораторный практикум:
№
п/п
| № раздела
дисциплины
| Наименование лабораторных работ
| Трудоемкость
(час)
| III
| IV
| 1
| 1
| Микроскопический метод исследования: простые и сложные способы окраски
|
|
| 2
| 2
| Методики дезинфекции и стерилизации
|
|
| 3
| 1
| Бактериологический метод исследования. Выделение чистых культур аэробных и анаэробных бактерий. Идентификация чистых культур
|
|
| 4
| 6
| Комплементнезависимые и комплементзависимые серологические реакции. Иммуно-ферментный анализ
|
|
| 5
| 6
| Иммунный статус и методы его изучения.
|
|
| 6
| 3
| Молекулярно-биологический метод диагностики. Полимеразная цепная реакция.
|
|
| 7
| 1,7
| Методы выделения, культивирования и идентификации грибов.
|
|
| 8
| 5
| Методы определения чувствительности к антибиотикам.
|
|
| 9
| 4
| Методы вирусологии.
|
|
| 14
| 7
| Диагностика стафило- и стрептококковых инфекций. Определение факторов патогенности. Идентификация
|
|
| 15
| 7
| Диагностика эпидемического менингита и гонореи
|
|
| 17
| 7
| Диагностика дифтерии
|
|
| 18
| 7
| Диагностика туберкулёза
|
|
| 19
| 7
| Диагностика сифилиса
|
|
| 21
| 7
| Диагностика анаэробных инфекций
|
|
| 22
| 7
| Диагностика кишечных инфекций
|
|
| 23
| 7
| Диагностика особо опасных бактериальных инфекций, риккетсиозов, хламидиозов, эрлихиозов и микоплазмозов
|
|
| 25
| 8
| Диагностика ОРВИ и гриппа
|
|
| 26
| 8
| Диагностика парентеральных гепатитов, герпес- и ВИЧ-инфекции
|
|
| |