Скачать 51.39 Kb.
|
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии. Происходящая перестройка системы среднего образования имеет своей целью создание максимально благоприятных условий для успешного обучения, воспитания и развития учащихся с учетом их интересов и способностей В связи с этим, в условиях массовой школы возникла необходимость такой организации обучения, которая учитывала бы индивидуальные способности учащихся, их интересы, склонности. Современная концепция образования предполагает, что готовность к будущей деятельности является внутренней, индивидуальной потребностью личности и не может полностью определяться извне. Для того, чтобы готовность учиться стала внутренней потребностью необходимо много условий, одним из которых является наличие познавательного интереса, так как он связан с основной фундаментальной деятельностью – с учением, познавательной деятельностью, влияние которой на развитие человека нельзя переоценить. Познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств. Познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение школьника к предметной области и деятельности, связанной с ее изучением. Проблема формирования и развития познавательного интереса у школьников изучалась в разные годы психологами, педагогами и методистами. Познавательный интерес представляет собой многозначное явление и ученые рассматривали его как средство обучения( Ю.К.Бабанский, И.Д. Синельникова и др.) как мотив деятельности (Г.И.Щукина, Л.И.Ботович, Н.Г.Морозова и др.) как устойчивое качество личности (Г.И.Щукина и др.) Для проведения целенаправленной работы по формированию познавательного интереса мною проведены исследования Познавательная активность.
Мотивация учения
Для меня сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности? Народная мудрость гласит: « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками. В преподавании биологии использую элементы современных образовательных технологий: технология здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ технология, исследовательский подход в обучении. Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся. Под творческой деятельностью обучающихся можно понимать всякую деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации. Начиная с 6-го класса предлагаю небольшие исследования по определенным темам. Например: при изучении темы «Лишайники» определить вид лишайника по натуральным объектам. При выполнении виртуальной лабораторной работы по Земноводным ( Разработка урока на сайте школы) учащиеся проводят исследования и устанавливают связь между строением и образом жизни лягушки. При изучении семян двудольных и однодольных исследуют строение семян фасоли и кукурузы. Очень эффективно влияют на развитие познавательной активности проблемные вопросы, которые предполагают применять знания в новой ситуации. «Откуда у растения появляются корни, стебли и листья?», «Влияет ли качество семян на проростки?», «Почему земноводные так называются», «Что будет с лягушкой, если у нее высохнет кожа?», «Если в две банки поместить лягушек и в одну положить живых насекомых, а в другую неживых, что произойдет?» В течение нескольких лет я провожу работу со старшеклассниками по организации исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса к биологии. Школьниками проведена следующая исследовательская работа: «Осанка школьника» -2007г., «Изучение санитарно-гигиенической роли фитонцидов комнатных растений» -2008г., «Инфекционные заболевания, их особенность влияния на организм на примере лептоспироза» -2009г., «Влияние мобильного телефона на организм человека»-2008г., «Причины употребления алкоголя школьниками» - 2010 г., «Правда о молоке», «Что нас защищает от холода», «Пищевые добавки» - 2011 г. Результат этой работы: участие в школьных и районных учебно - исследовательских конференциях «Юность Поморья». В 2010 году Варавина Даша ученица 9 класса и в 2011 году Чернакова Виктория – ученица 9 класса заняли призовое третье место. Варавина Даша и Ковалева Кира приняли участие в районном конкурсе компьютерных презентаций «Человек и природа» в 2009 году. Силантьева Виктория приняла участие в конкурсе мини – рефератов «Планета Земля: вчера, сегодня и завтра» в 2010 году в рамках проекта «Достойным землякам – достойную память». Жизнь современного человека уже трудно представить без компьютера. Преимущества информационных компьютерных технологий многообразны: это и возможность более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективная проверка знаний и многообразие организационных форм в работе с учащимися, методических приемов в работе учителя. Учащимся очень нравятся задания по подготовке презентаций по различным темам. Это также способствует развитию познавательного интереса. Таким образом, современные педагогические технологии помогают реализовать задачу развития познавательного интереса к биологии. Учитель биологии МБОУ «Левковская СОШ №7» Вельский район Чернакова Нина Евгеньевна |
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и Развитие познавательного интереса посредством занимательного и игрового материала на уроках русского языка в 6 классе | Галина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования... Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15 | ||
Повышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности... | Из опыта работы учительницы истории и обществознания головинской... Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе | ||
«Развитие познавательного интереса на уроках географии» ... | Казанскийиздательскийдо м Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | ||
Газоноведение Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | Марусин А. В Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | ||
Внеклассное мероприятие по биологии и химии «Интеллект 2012» Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | Уральский институт Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | ||
Факультет социологии Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | В. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | ||
Арс Паулина Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | Программа биологического и экологического воспитания учащихся Приложение... «Развитие познавательного интереса к биологии как средство повышения качества обучения школьников» | ||
Квн. Профессия археолог Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии | Ключ царя Соломона Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии |