Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии





Скачать 51.39 Kb.
НазваниеРазвитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии
Дата публикации09.06.2015
Размер51.39 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии.

Происходящая перестройка системы среднего образования имеет своей целью создание максимально благоприятных условий для успешного обучения, воспитания и развития учащихся с учетом их интересов и способностей

В связи с этим, в условиях массовой школы возникла необходимость такой организации обучения, которая учитывала бы индивидуальные способности учащихся, их интересы, склонности.

Современная концепция образования предполагает, что готовность к будущей деятельности является внутренней, индивидуальной потребностью личности и не может полностью определяться извне.

Для того, чтобы готовность учиться стала внутренней потребностью необходимо много условий, одним из которых является наличие познавательного интереса, так как он связан с основной фундаментальной деятельностью – с учением, познавательной деятельностью, влияние которой на развитие человека нельзя переоценить. Познавательный интерес взаимодействует с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств.

Познавательный интерес выражает достаточно ясно отношение школьника к предметной области и деятельности, связанной с ее изучением.

Проблема формирования и развития познавательного интереса у школьников изучалась в разные годы психологами, педагогами и методистами.

Познавательный интерес представляет собой многозначное явление и ученые рассматривали его как средство обучения( Ю.К.Бабанский, И.Д. Синельникова и др.) как мотив деятельности (Г.И.Щукина, Л.И.Ботович, Н.Г.Морозова и др.) как устойчивое качество личности (Г.И.Щукина и др.)

Для проведения целенаправленной работы по формированию познавательного интереса мною проведены исследования

Познавательная активность.

Вопросы, заданные учащимся

Класс

Ответы

Интересно ли вам на уроках биологии







мне очень интересно

5

6




6

10




7

6




8

5




9

8

не очень интересно

5

3




6

3




7

-




8

11




9

4

совсем не интересно

5

-




6

-




7

-




8

-




9

-

Мотивация учения

Классы

Просто хочу хорошую оценку по биологии

знания понадобятся в жизни

не хочу изучать предмет, но надо

5

2

2

-

6

3

7

3

7

-

6

-

8

6

7

3

9

4

8

-



Для меня сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Народная мудрость гласит: « Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками.

В преподавании биологии использую элементы современных образовательных технологий: технология здоровьесбережения, проблемного обучения, ИКТ технология, исследовательский подход в обучении.

Принцип активизации деятельности учащихся в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.

Исследовательская деятельность является одной из форм творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в

качестве составной части проблемы развития творческих способностей учащихся.

Под творческой деятельностью обучающихся можно понимать всякую деятельность, которая осуществляется не по заранее заданному алгоритму, а на основе самоорганизации, способности самостоятельно планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, перестройку своих действий в зависимости от возникшей ситуации.

Начиная с 6-го класса предлагаю небольшие исследования по определенным темам. Например: при изучении темы «Лишайники» определить вид лишайника по натуральным объектам. При выполнении виртуальной лабораторной работы по Земноводным ( Разработка урока на сайте школы) учащиеся проводят исследования и устанавливают связь между строением и образом жизни лягушки. При изучении семян двудольных и однодольных исследуют строение семян фасоли и кукурузы.

Очень эффективно влияют на развитие познавательной активности проблемные вопросы, которые предполагают применять знания в новой ситуации. «Откуда у растения появляются корни, стебли и листья?», «Влияет ли качество семян на проростки?», «Почему земноводные так называются», «Что будет с лягушкой, если у нее высохнет кожа?», «Если в две банки поместить лягушек и в одну положить живых насекомых, а в другую неживых, что произойдет?»

В течение нескольких лет я провожу работу со старшеклассниками по организации исследовательской деятельности для активизации познавательного интереса к биологии.

Школьниками проведена следующая исследовательская работа: «Осанка школьника» -2007г., «Изучение санитарно-гигиенической роли фитонцидов комнатных растений» -2008г., «Инфекционные заболевания, их особенность влияния на организм на примере лептоспироза» -2009г., «Влияние мобильного телефона на организм человека»-2008г., «Причины употребления алкоголя школьниками» - 2010 г., «Правда о молоке», «Что нас защищает от холода», «Пищевые добавки» - 2011 г.

Результат этой работы: участие в школьных и районных учебно - исследовательских конференциях «Юность Поморья». В 2010 году Варавина Даша ученица 9 класса и в 2011 году Чернакова Виктория – ученица 9 класса заняли призовое третье место. Варавина Даша и Ковалева Кира приняли участие в районном конкурсе компьютерных презентаций «Человек и природа» в 2009 году. Силантьева Виктория приняла участие в конкурсе мини – рефератов «Планета Земля: вчера, сегодня и завтра» в 2010 году в рамках проекта «Достойным землякам – достойную память».

Жизнь современного человека уже трудно представить без компьютера. Преимущества информационных компьютерных технологий многообразны: это и возможность более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективная проверка знаний и многообразие организационных форм в работе с учащимися, методических приемов в работе учителя.

Учащимся очень нравятся задания по подготовке презентаций по различным темам. Это также способствует развитию познавательного интереса.

Таким образом, современные педагогические технологии помогают реализовать задачу развития познавательного интереса к биологии.

Учитель биологии МБОУ «Левковская СОШ №7» Вельский район

Чернакова Нина Евгеньевна

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconРазвитие познавательного интереса посредством занимательного и
Развитие познавательного интереса посредством занимательного и игрового материала на уроках русского языка в 6 классе
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconГалина Васильевна Дополнительная литература как средство формирования...
Возможности дополнительной литературы в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках природоведения. 15
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconПовышение познавательного интереса на уроках информатики при решении творческих задач
Ки является повышение познавательного интереса. Ведь наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconИз опыта работы учительницы истории и обществознания головинской...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках истории и во внеклассной работе
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии icon«Развитие познавательного интереса на уроках географии»
...
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconКазанскийиздательскийдо м
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconГазоноведение
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconМарусин А. В
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconВнеклассное мероприятие по биологии и химии «Интеллект 2012»
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconУральский институт
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconФакультет социологии
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconВ. Ю. Скосарь, г. Днепропетровск
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconАрс Паулина
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconПрограмма биологического и экологического воспитания учащихся Приложение...
«Развитие познавательного интереса к биологии как средство повышения качества обучения школьников»
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconКвн. Профессия археолог
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках биологии iconКлюч царя Соломона
Цель – формирование и развитие познавательного интереса к предмету химии и биологии


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск