ПРИЛОЖЕНИЕ Б Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный технический университет
им. И.И. Ползунова» ПАМЯТКА
для студентов направления 260800 «Технология продукции и организация общественного питания по изучению дисциплины
«БИОХИМИЯ» (3 семестр)
Составила
Ходырева З. Р. Утверждаю
Заведующий кафедрой ТПП
________________М.П.Щетинин
« 01 » июня 2011 года
Дисциплина «Биохимия» общим объемом 180 часов: лекции – 34 часа, лабораторные работы – 34 часа, практические занятия -17 часов, самостоятельная работа - 95 часов, в том числе в период сессии 45 часов, форма промежуточной аттестации – экзамен.
В процессе изучения дисциплины будут рассмотрены следующие темы. 1 Содержание дисциплины Модуль 1 Тема 1. Биологические структуры живых систем
Общие сведения о биохимии, предмет и задачи курса, основные этапы развития биохимии. Строение растительной и живой клетки. Органеллы клетки, их функции. (2 часа;[1-6])
Тема 2. Вода и минеральные вещества растений Вода и водородные связи, функции и свойства воды. Минеральные вещества, их классификация и свойства. (2 часа;[1-6])
Тема 3. Азотсодержащие вещества растений и животных организмов – белки. Характеристика азотсодержащих веществ. Общая характеристика белков и их классификация. Физические и биологические свойства белков. (2 часа;[1-6])
Аминокислоты как структурные единицы белка. Общее строение и свойства аминокислот. Классификация и роль аминокислот в молекуле белка. Строение белковой молекулы (полипептидная и пространственная теории). (2 часа; [1-6])
Структура и конформации молекул белка. Форма белковой молекулы. Белки мышц и соединительных тканей. Физические свойства белков. Белковый и небелковый азот. Методы определения белка. Изменения белков. Белки растений. Белки молока. Белки мяса. Белки рыбы. (2 часа;[1-6])
Тема 4. Азотсодержащие вещества растений – нуклеиновые кислоты. Характеристика составных частей нуклеиновых кислот. Строение, биологические функции и физико-химические свойства ДНК и РНК. Значение обмена азота. Основные пути синтеза аминокислот. (2 часа;[1-6])
Биосинтез белков в клетке, основные пути распада белков в растениях. Синтез РНК, ДНК. Генная инженерия. Репликация, транскрипция и трансляция. Мутации. Трансгенные растения и животные. (2 часа; [1-6])
Модуль 2
Тема 5. Ферменты. Характеристика ферментов и механизм их действия. Центр ферментов и механизм их действия. Активность ферментов. Факторы, влияющие на активность. (2 часа; [1-6])
Классификация ферментов. Основные ферменты сырья растительного и животного происхождения, и их роль в обмене веществ. Мультифермнентные системы, используемые в пищевой промышленности. (2 часа;[1-6])
Тема 6. Углеводы. Общая характеристика углеводов и их классификация. Моно-олиго-полисахариды, их особенности, основные представители. (2 часа;[1-6])
Характеристика слизей, целлюлозы и других полисахаридов. Биохимия фотосинтеза и его биологическая роль. Превращение углеводов. (2 часа;[1-6])
Тема 7. Липиды. Общая характеристика липидов. Простые липиды, их характеристика и строение. «Числа» жира, гидролиз и прогоркание. (2 часа;[1-6])
Воски, фосфатиды, стероиды, их характеристика и особенности. Пигменты растений. Эфирные масла растений. Изменения липидов при варке. Изменения липидов при жарке. (2 часа;[1-6])
Тема 8. Витамины. Характеристика витаминов, их роль в обмене веществ. Характеристика водорастворимых витаминов. (2 часа;[1-6])
Характеристика жирорастворимых витаминов. Использование витаминов в отраслях пищевой промышленности, витаминизация продуктов питания. (2 часа;[1-6])
Тема 9 Дыхание растений. Общая характеристика дыхания. Факторы, влияющие на интенсивность дыхания. Брожение в растениях. (2 часа; [1-6])
Связь процессов дыхания и брожения. Механизм и особенности дыхания. (2 часа; [1-6]) Тематика лабораторных работ приведена в таблице 1:
Таблица 1
Номер
занятия
| Содержание лабораторных работ
| Об, час.
| Рекомендуемая литература
| Занятие 1
| №1Определение влажности и содержания сухих веществ.
| 4
| [1-7]
| Занятие 2
| №2 Качественные реакции на белковые вещества.
| 4
| [1-7]
| Занятие 3
| № 3 Определение содержания белка методом Кьельдаля.
| 4
| [1-7]
| Занятие 4
| №4 Определение ферментативной активности каталазы.
| 4
| [1-7]
| Занятие 5
| № 5 Определение содержания крахмала методом Эверса. Определение содержания полисахаридов крахмала: амилозы и амилопектина.
| 4
| [1-7]
| Занятие 6
| №6 Определение содержания редуцирующих сахаров в пищевых продуктах.
| 4
| [1-7]
| Занятие 7
| № 7 Определение содержания целлюлозы в пищевых продуктах.
| 4
| [1-7]
| Занятие 8
| № 8 Определение содержания жира в пищевых продукта экстракционно-весовым методом.
| 4
| [1-7]
| Занятие 9
| № 9 Качественные реакции на витамины.
| 4
| [1-7]
| Тематика практических занятий приведена в таблице 2:
Таблица 2 – Практические занятия
Номер
занятия
| Содержание практического занятия
| Об, час.
| Рекомендуемая литература
| Занятие 1
| Составление пептидов и полипептидов.
| 2
| [1-6,8]
| Занятие 2
| Расчет количества сахаров в процессе гидролиза полисахаридов
| 2
| [1-6,8]
| Занятие 3
| Расчет количества вносимого крахмала и крахмалсодержащего сырья в пищевые продукты по коэффициенту замены
| 2
| [1-6,8]
| Занятие 4
| Коллоквиум№1. Катаболизм ацилглицеролов
| 2
| [1-6,8]
| Занятие 5
| Биосинтез ацилглицеролов.
| 2
| [1-6,8]
| Занятие 6
| Расчет количественных потерь витаминов в процессе приготовления кулинарных блюд
| 2
| [1-6,8]
| Занятие 7
| Коллоквиум №2.
| 2
| [1-6,8]
| Занятие 8
| Учебная дискуссия: Современные методы исследования физико-химических и химических свойств сырья, пищевых продуктов и кулинарных изделий
| 2
| [1-6,8]
| Занятие 9
| Итоговое занятие
| 1
| [1-6,8]
|
2 Литература и учебно-методические материалы Перечень основной литературы
1. Биохимия: учеб. для вузов по направлению "Технология продуктов питания" и направлениям "Пр-во продуктов питания из раст. сырья" и "Технология продовольств. продуктов спец. назначения и обществ. питания" / В. Г. Щербаков и др.; - Изд. 3-е, испр. и доп. - СПб. : ГИОРД, 2005. - 467 с. (70).
2. Жеребцов, Н.А. Биохимия: Учебник/Н.А. Жеребцов, Т.Н. Попова.- Изд-во Воронежского государственного университета, 2002.-696 с. (30).
3. Горбатова, К.К. Биохимия молока и молочных продуктов/К.К. Горбатова.-СПб.:ГИОРД, 2004.-320 с. (20).
4. Данилова Н.С. Физико-химические и биохимические основы производства мяса и мясных продуктов.-М.: КолосС, 2008.-280с. (2+ксерокопии на кафедре). Перечень дополнительной литературы
5. Казаков, Евгений Дмитриевич. Биохимия зерна и хлебопродуктов : учеб. пособие для вузов по специальности 270100 "Технология хранения и перераб. зерна" направления 655600 "Пр-во продуктов питания из растит. сырья" / Е. Д. Казаков, Г. П. Карпиленко. - 3-е перераб. и доп. изд. - СПб. : ГИОРД, 2005 (15).
6. Кольман Я.Я., Рем К.К. Наглядная биохимия / Перевод с нем. Л.В. Козлова, Е.С. Левиной, П.Д. Решетова. – М.: Мир, 2000. – 470 с. (3+эл.вариант на кафедре). Перечень методических указаний и материалов,
используемых в учебном процессе
7. Мелёшкина Л.Е., З.Р. Ходырева Учебно-методическое пособие к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Биохимия» для бакалавров очной и заочной формы обучения по направлению 260800 «Технология продукции и организация общественного питания» / Алт.гос.техн.ун-т им.И.И.Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2012. – 150 с. (50).
8. З.Р. Ходырева Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине «Биохимия» для бакалавров очной и заочной формы обучения по направлению 260800 «Технология продукции и организация общественного питания» / Алт.гос.техн.ун-т им.И.И.Ползунова. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2012. – 40 с. (50). Периодические издания (журналы)
Биохимия
Прикладная биохимия и микробиология
Пищевая промышленность
Хлебопечение России
Кондитерское производство
Масложировая промышленность
Виноделие и виноградарство
Молочная промышленность
Мясная индустрия
Рыбная промышленность
Пиво и напитки
Производство спирта и ликероводочных изделий
Хранение и переработка сельскохозяйственного сырья
Питание и общество
30.Вопросы питания.
График контроля Модуль
| Контрольное
испытание
| Время проведения
| Вес в итоговом рейтинге
| Примечание
| 1
| Защита лабораторной работы 1
| 3 неделя
| 0,05
| 2 вопроса
| Защита лабораторной работы 2
| 5 неделя
| 0,05
| 2 вопроса
| Коллоквиум №1
| 5 неделя
| 0,15
| 3 вопроса
| Защита лабораторной работы 3
| 7 неделя
| 0,05
| 2 вопроса
| Защита лабораторной работы №4
| 9 неделя
| 0,05
| 2 вопроса
| 2
| Защита лабораторной работы №5
| 11 неделя
| 0,05
| 2 вопроса
| Защита лабораторной работы №6
| 13 неделя
| 0,05
| 2 вопроса
| Коллоквиум №2
| 13 неделя
| 0,1
| 3 вопроса
| Защита лабораторной работы №7
| 15 неделя
| 0,05
| 2 вопроса
| Защита лабораторной работы №8,9
| 17 неделя
| 0,05
| 2 вопроса
| Итоговое занятие
| 17 неделя
| 0,05
| Сдача всех оформленных лабораторных работ, отсутствие пропусков
| Экзамен
| Сессия
| 0,3
| 3 вопроса
| Примечания:
Каждое из перечисленных выше испытаний оценивается по 100- бальной шкале. Любое контрольное испытание, выполненное после срока окончания модуля без уважительной причины, оценивается ниже на 10 баллов.
Пропущенные занятия необходимо отработать в ближайшее после пропуска занятий время, заранее договорившись с преподавателем.
пропуск по уважительной причине – переписать конспект пропущенной лекции, защитить материал пропущенной лекции на ближайшем занятии;
пропуск по неуважительной причине – переписать конспект пропущенной лекции, защитить материал пропущенной лекции на ближайшем занятии, а также написать и защитить реферат по пропущенной теме.
К экзамену допускаются те студенты, которые не имеют задолженностей по пропущенным лекциям, лабораторным и парктическим работам, успешно защитившие все лабораторные и написавшие реферат.
Экзамен – «Автомат» по дисциплине «Биохимия» выставляется студентам которые не имеют задолженностей по пропущенным лекциям, лабораторным работам, практическим занятиям; защитившие все лабораторные и практические работы в срок, и написавшие и коллоквиумы.
4 Шкала оценок и правила вычисления рейтинга В АлтГТУ принята 100-балльная шкала оценок. Именно эти оценки учитываются при подсчете рейтингов, назначении стипендии и в других случаях. Традиционная шкала будет использоваться только в зачетных книжках. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 75 баллов и выше – «отлично», 50-74 балла – «хорошо», 25-49 баллов – «удовлетворительно», менее 25 баллов – «неудовлетворительно». Успеваемость студента оценивается с помощью текущего рейтинга (во время каждой аттестации) и итогового рейтинга (после сдачи зачета).
Порядок вычисления семестрового (предэкзаменационного или предзачетного) рейтинга по дисциплине:
Rсем = 0,9RД+ Бп, (1)
где R Д– текущий рейтинг на конец семестра, вычисленный по результатам контрольных точек;
Бп – дополнительные баллы за посещаемость занятий, определенные по следующей схеме:
П ≤ 50% - Бп = 0
50% < П ≤ 60% - Бп = 2
60% < П ≤ 70% - Бп = 4
70% < П ≤ 80% - Бп = 6
80% < П ≤ 90% - Бп = 8
90% < П ≤ 100% - Бп = 10 П – процент посещения занятий студентом с начала семестра.
Текущий рейтинг по дисциплине Rд вычисляется по формуле: Rд = (Σ Ri · pi )/(Σ pi ), (2)
где Ri – оценка за i-ую контрольную точку; pi – вес этой контрольной точки.
Суммирование проводится по всем контрольным точкам с начала семестра до момента вычисления рейтинга. При расчете текущего рейтинга (1-ая и 2-ая аттестации) из полученного по формуле (1) результата вычитается за каждую пропущенную и неотработанную лекцию и каждое пропущенное и неотработанное практическое занятие: по уважительной причине – 1 балл, без уважительной причины – 2 балла.
Пример. Пусть студент N получил следующие оценки: защита лабораторной работы №1 – 45, защита л.р. №2 – 76, коллоквиум №1 – 50, защита л.р. №3 –70 баллов, защита л.р.№4 -65. Студент пропустил первую лекцию (2 неделя семестра) без уважительной причины и отработал ее на 8-ой неделе семестра. Остальные лекции и лабораторные занятия студент не пропускал.
На 1-ой аттестации (7 неделя) его рейтинг Rдтек1 равен Rдтек1 = (45 0,10 / 0,10) – 2 = 45.
На 2-ой аттестации (13 неделя) его рейтинг Rдтек2 равен
Rдтек2 = (45 0,10 + 76 0,10 + 50 0,30 ) / (0,10 + 0,10 + 0,30) = 54,2 ≈ 54,0
Перед сдачей зачета вычисляется семестровый рейтинг Rдсем
Rдсем = (45 0,10 + 76 0,10+ 50 0,30 + 70 0,10 + 65 х 0,10)/ (0,10+0,10+0,30+0,10 +0,10) = 58,0
На зачете ответ студента N был оценен в 80 баллов (Rдзач = 80) .
Итоговый рейтинг, учитывающий ответ студента на зачете, Rдитог составит
Rдитог = 58 0,70 + 80 · 0,30 = 64,6 ≈ 65,0.
Rсем = 0,9RД+ Бп = 0,9 • 65 + 8 = 67,5 ≈ 67,0.
Таким образом, по данной дисциплине студент имеет: Rдсем =58, Rдзач = 80, Rдитог = 65. В зачетной книжке делается запись «зачтено».
5 Возможности повышения рейтинга
Для студентов с высоким текущим рейтингом по их желанию может быть организовано углубленное изучение предмета, выдано дополнительное творческое задание. В этом случае проводится дополнительный контроль – представление и защита отчета по заданию. После проведения такого контроля (с оценкой R*) текущий рейтинг пересчитывается по формуле
R*дтек = Rдтек + [(100 - Rдтек) · ( R* - 50) / 100], (3)
где R*дтек – новое, улучшенное значение рейтинга; Rдтек – текущий рейтинг по дисциплине;
R* – оценка дополнительного задания; R*>50, при R*≤50 рейтинг повышать не следует.
Деканат, учитывая рейтинги студента по каждой дисциплине, вычисляет комплексные рейтинги, вывешивает рейтинг листы специальности |