Рабочая программа производственной практики





Скачать 204.24 Kb.
НазваниеРабочая программа производственной практики
Дата публикации25.05.2015
Размер204.24 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации


«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________ проф.________Т.А.Бажукова доцент__________О.А.Анциферова

«___»_______________20__ г. «___»_______________20__ г.

Рассмотрено на заседании кафедры

Протокол № ___

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Наименование производственной практики - Помощник лаборанта

_______________________________________________________________

Направление подготовки 060105 Медико-профилактическое дело

Курс -3 Семестр - 6

Продолжительность 2 недели 14 дней

Кафедра микробиологии, вирусологии и иммунологии

Трудоемкость 108 (час.) 3 (зач. ед.)


Архангельск, 2013


  1. Цели и задачи производственной практики

Цели и задачи производственной практики соотносятся с общими целями ФГОС ВПО по направлению подготовки. В данном разделе отмечается, в какой области обеспечивается фундаментальная подготовка студентов, конкретизируются цели и задачи, установленные ФГОС ВПО по направлению подготовки.

Фундаментальная подготовка студентов осуществляется в разделе Клиническая лабораторная диагностика.

Цель - освоение принципов и навыков использования диагностических алгоритмов постановки клинического, гигиенического и эпидемиологического диагноза при изучении состояния здоровья населения и среды его обитания.

Задачи:

  1. Закрепить знания по умению постановки и проведения лабораторного исследования с учетом профиля лаборатории, приобретение навыков использования диагностических тестов.

  2. Проведе­ние санитарно-просветительной и противоэпидемической работы, ведение медицинской документации лаборатории;

  3. Приобрести навыки по технике постановки различных диагностических тестов, умению интерпретировать результаты проведенных лабораторных исследований в диагностике состояния здоровья населения при различных формах патологии с использованием современных лабораторных методов с учетом чувствительности и специфичности, допустимой вариации лабораторных методов;

  4. Роиобрести навыки по диагностике состояния среды обитания человека при проведении различных лабораторных методов исследования объектов окружающей среды (вода, воздух, почва, пищевые продукты, предметы обихода и т.п.);

  5. освоение навыков постановки эпидемиологического диагноза для организации и проведения противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний;

  6. написание рефератов по современным научным проблемам в области диагностики;



  1. Требования к уровню освоения содержания практики

Требования к уровню освоения практики соотносятся с квалификационными характеристиками специалиста в соответствии с ФГОС ВПО.

Компетенции, формируемые в результате производственной практики:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-3

способен и готов к деятельности и общению в публичной и частной жизни, к социальному взаимодействию: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности, уважению и принятию Другого; к социальной мобильности

ОК-4

способен и готов осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные акты по работе с конфиденциальной информацией

ОК-7

владеет культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу

ОК-8

готов к самостоятельной, индивидуальной работе, способен к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации

ПК -№

Профессиональные компетенции

ПК-1

Общепрофессиональные:

готов работать в команде, владеет способами разрешения конфликтов; умеет оценить политику государства, в том числе в области здравоохранения, владеет политической культурой; готов к кооперации с коллегами; умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения при различных мнениях, принимать ответственные решения в рамках своей профессиональной компетенции

ПК-3

способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий

ПК-4

владеет основами делопроизводства с использованием и анализом учетно-отчетной документации

ПК-5

владеет компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готов работать с информацией из различных источников, применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач

ПК-9

способен и готов предвидеть опасности для здоровья, причиной которых могут стать используемые технологические процессы, операции и применяемое оборудование, и давать рекомендации по их планированию и проектированию; распознавать и интерпретировать появление в производственной среде химических, физических и биологических факторов и других типов воздействий, которые могут повлиять на здоровье и самочувствие работников

ПК-11

способен и готов анализировать санитарно-гигиенические последствия катастроф и чрезвычайных ситуаций

ПК-13

способен и готов к проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы исследований пищевых продуктов, пищевого сырья, проектной документации, строительных и других материалов, посуды, тары, упаковки, изготовленных из полимерных и синтетических материалов, металлов, сплавов, предметов детского обихода и издательской продукции с целью решения вопроса о возможности их использования

ПК-14

способен и готов к проведению гигиенического и эпидемиологического надзора за состоянием среды обитания, объектов производства и реализации продуктов питания, хозяйственно-питьевого водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства, ЛПУ, детских учреждений и др.

ПК-17

Диагностическая деятельность:

способен и готов определять степень воздействия на организм работника вредных факторов, расследовать причины профессиональных заболеваний и отравлений

ПК-19

способен и готов к использованию современной диагностической аппаратуры и проведению лабораторной, лучевой и функциональной диагностики

ПК-20

способен и готов поставить предварительный клинический диагноз


ПК-24

психолого-педагогическая деятельность, гигиеническое воспитание:

способен и готов применять гигиеническую терминологию, основные понятия и определения, используемые в профилактической медицине

ПК-25

способен и готов проводить санитарно-просветительскую работу с населением по вопросам профилактической медицины, работу с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, вести поиск, превращать полученную информацию в средство для решения профессиональных задач

ПК-26

способен и готов реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, другим медицинским персоналом, пациентами и их родственниками

ПК-27

способен и готов к обучению медицинского персонала правилам общения и взаимодействия с населением, коллективом и партнерами

ПК-37

Научно-исследовательская деятельность:

способен и готов к научно-обоснованному применению современных методик сбора и обработки информации о состоянии здоровья населения, деятельности различных типов медицинских учреждений и их подразделений, анализу информации в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения

В результате прохождения производственной практики обучающийся, должен:

знать (в соответствии с задачами практики в области теории);

правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;

основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм; физические основы функционирования медицинской аппаратуры;

химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;

строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека;

законы генетики ее значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы понимания патогенеза и этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний;

биосферу и экологию, феномен паразитизма и биоэкологические заболевания;

классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье человека, методы микробиологической диагностики; применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов;

основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

структуру и функции иммунной системы человека, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики; методы оценки иммунного статуса, показания к применению иммунотропной терапии;

научные основы гигиенического нормирования вредных факторов;

методы гигиенических исследований объектов окружающей среды;

показатели состояния среды обитания и здоровья населения в системе СГМ; методы установления причинно-следственных связей между состоянием среды обитания и здоровьем населения;

нормативные, нормативно-технические, правовые и законодательные документы в пределах профессиональной деятельности;

санитарно-эпидемиоло­гические требования к качеству и безопасности пищевых продуктов и пищевого сырья;

принципы гигиенического нормирования химических, физических и биологических факторов среды обитания человека в условиях населенных мест;

гигиенические требования к качеству питьевой воды; санитарно-гигиенические требования к качеству воды водоемов, атмосферного воздуха, почвы;

принципы организации и содержание профилактических мероприятий по предупреждению или уменьшению степени неблагоприятного влияния на человека факторов среды обитания в условиях населенных мест;

принципы гигиенического нормирования вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса; меры профилактики их вредного воздействия.

современные методы клинического, лабораторного, инструментального обследования больных, их диагностические возможности;

современные методы различных видов лабораторного анализа;

диагностическую информативность лабораторных симптомов и синдромов – понятия специфичности, чувствительности тестов, прогностической значимости; ассортимент лабораторных методов с учетом организационной структуры учреждений здравоохранения;

алгоритмы лабораторной диагностики различных заболеваний в клинике внутренних болезней, при хирургической и акушерско-гинекологической патологии
уметь (в соответствии с задачами практики в области применения теоретических знаний);

пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;

работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);

анализировать гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у человека;

интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики для выявления патологических процессов в органах и системах человека;

производить основные физические измерения, работать на медицинской аппаратуре;

самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей; прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии;

использовать компьютерные медико-технологические системы в процессе профессиональной деятельности;

пользоваться набором средств сети Интернет для профессиональной деятельности;

провести забор биологического материала от пациента и объектов среды обитания на различные виды исследований;

определить показатели и провести анализ влияния отдельных объектов и факторов окружающей среды и промышленного производства на человека или среду

провести микроскопическое исследование материала, его посев на питательные среды, определить морфологические, тинкториальные, культуральные, антигенные, генетические и биохимические свойства, провести серологическую и генетическую диагностику;

самостоятельно работать с учебной, научной и справочной литературой; делать обобщающие выводы.

методами получения биологического материала для исследования – получение венозной крови, мочи при катетеризации мочевого пузыря, мазков из зева, полостных жидкостей, выпотов и т.д.; методами прикроватной диагностики (определение глюкозы, использование мочевых полосок и др.;) с использованием «сухой химии»;

основными лабораторными и инструментальными диагностическими методами, применяемыми в диагностике профессиональных болезней и при проведении профилактических медицинских осмотров; техникой оказания неотложной помощи при острых профессиональных отравлениях;

методиками забора материала для цитологического исследования (мазки-отпечатки, соскоб, пункционная биопсия);
владеть (в соответствии с задачами практики в области формирования практических умений).

базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;

информацией о принципах стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента;

навыками постановки предварительного диагноза на основании результатов лабораторного и инструментального обследования;

методами органолептического исследования воды, пищевых продуктов, полимерных материалов; методикой сбора, обработки и анализа данных о факторах среды обитания и здоровье населения;

методами санитарно-гигиенического контроля, проведения санитарно-гигиенического надзора и санитарной экспертизы водоснабжения, питания, размещения населения в чрезвычайных ситуациях и условий труда специалистов-спасателей;

оценкой эффективности противоэпидемических мероприятий; методами эпидемиологической диагностики госпитальных инфекций, современными методами диагностики паразитарных заболеваний;

методами контроля качества питьевой воды, атмосферного воздуха, воды водоемов, почвы; методикой выбора источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения;

методами оценки качества состояния искусственной среды обитания человека;

методами предупреждения воздействия вредных факторов производственной среды на организм человека; методикой изучения состояния здоровья работающих.


  1. Объем дисциплины и виды учебных работ

Общая трудоемкость дисциплины составляет _3___ зачетных единиц

Виды учебной работы

Трудоемкость

(час.)

Практическая работа

72

Самостоятельная работа

36

Общая трудоемкость

108


  1. Содержание производственной практики

Перечень работ производственной практики.

Работа в подразделениях

Трудоемкость (часы/дни)

Работа в профильной лаборатории

66/11

Работа в библиотеке по подбору литературы по теме реферата (самостоятельная работа)


18/3

Самостоятельная работа по выполнению реферата

18/3

Работа с НТД

3/0,5

Работа с документами лаборатории

3/0,5


5.Перечень практических навыков



Разделы и содержание

Уровень усвоения

1
Принимать и регистрировать анализы в лаборатории

3-4

2

Проводить подготовку оборудования для выполнения лабораторных исследований

3-4

3

Выполнение гематологических анализов

2-3

4

Выполнение биохимических анализов

2-3

5

Выполнение исследований системы гемостаза

2-3

6
Выполнение иммунологических исследований

2-3

7
Выполнение бактериологических исследований

2-3

8
Выполнение вирусологических исследований

2-3

9

Выполнение иммунологических исследований

2-3

10

Выполнение цитологических исследований

2-3

11

Выполнение молекулярно-генетических исследований (ПЦР)

2-3

12

Выполнение санитарно-гигиенических исследований

2-3

13

Заполнение и ведение журналов регистрации и выполнения анализов

2-3

14

Участие в проведении контроля качества лабораторных исследований (внутрилабораторный контроль)

1-2

15

Участие в проведении контроля качества лабораторных исследований (внешний контроль)

1-2

16

Оценка результатов анализов

2

17

Освоение современных методик лабораторного исследования

1-2

18

Формирование компьютерногобанка лабораторных данных ( работа с компьютерными программами)

1-2

19

Заполнение и ведение документации

3-4

20

Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности в лаборатории

3-4

Соответствие уровней участия: 1 – теоретическое знание манипуляции

2 – участие в выполнении манипуляции

3 – практическое выполнение манипуляции под контролем

4 – самостоятельное выполнение манипуляции

6. Формы контроля

Формы контроля, содержание контрольных мероприятий, кем осуществляются.

Формы контроля:

- устные (собеседование)

- письменные (проверка рефератов).

Перечень тем рефератов, вопросы к зачету приводятся в 4 разделе Учебно-методического комплекса учебной практики «Средства оценки компетенций».

Перечень тем рефератов

  1. Вопросы обеспечения качества лабораторных исследований

  2. Современные лабораторные технологии (ИФА. Проточная цитометрия, ПЦР-диагностика, ДНК-чипы и др.)

  3. Современные возможности бесприборной экспресс-диагностики в клинической практике.

  4. Организация рабочих мест и техника безопасности КДЛ.

  5. Автоматизация ведения контроля качества с использованием компьютерных технологий (современные лабораторные информационные системы).

  6. Современные аспекты диагностики инфекционных заболеваний. Значение преаналитического этапа.

  7. Лабораторная диагностика опухолевого процесса, важнейшие аспекты тестирования опухолевых маркеров.

  8. Принципы лабораторного исследования сосудисто-тромбоцитарного звена системы гемостаза

  9. Лабораторная диагностика нарушений обмена белков

  10. Лабораторная диагностика нарушений углеводного обмена

  11. Лабораторная диагностика нарушений липидного обмена

  12. Современный диагностический алгоритм ИППП

  13. Проточная цитометрия. Принцип метода. Показания к применению.

  14. Исследование пищевой продукции для целей санитарно-эпидемиологической экспертизы и подтверждения соответствия

  15. Исследование продукции медицинского назначения для целей санитарно-эпидемиологической экспертизы и поддверждения соответствия

  16. Исследование товаров для детей с целью проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и подтверждения соответствия

  17. Исследование парфюмерно-косметической продукции для целей санитарно-эпидемиологической экспертизы и подтверждения соответствия

  18. Исследование средств для дезинфекции с целью проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы и подтверждения соответствия

  19. Исследования объектов и факторов внешней среды обитания (вода питьевая, открытых водоемов, сточная и техническая вода)

  20. Исследования объектов и факторов внешней среды обитания (промышленные объекты и рабочие места)

  21. Исследования объектов и факторов внешней среды обитания: жилые и общественные здания (воздух, предметы обихода и т.п.)

  22. Исследования объектов и факторов внешней среды обитания (лечебно-профилактические учреждения)

  23. Исследования объектов и факторов внешней среды обитания (почва)

  24. Клиническая микробиология. Проблемы антибиотикорезистетности.

  25. Принципы контроля качества (современные лабораторно-информационные системы (ЛИС)

  26. Внешний контроль качества в КДЛ, выявление систематических ошибок и мероприятия по их устранению

7. Учебно-методическое обеспечение практики

Приводится учебно-методическая, учебная и научная литература. Список учебной литературы по производственной практике состоит из двух частей: основной и дополнительной.

7.1. Основная литература

  1. Кишкун Л.А. Клиническая лабораторная диагностика.- М.: 2010.- 976с.

  2. Камышников В.С. Справочник по клинико-биохимическим исследованиям и лабораторной диагностике.- М.:, «МЕДпресс-информ», 2009.- 899с.


В список основной литературы (не более 5 наименований) следует включать базовые издания: учебники, учебные пособия и тексты лекций, имеющиеся в библиотеке СГМУ в достаточном для обеспечения учебного процесса количестве экземпляров в соответствии с нормативами обеспеченности (по ФГОС).

7.2. Дополнительная литература

  1. Кишкун А.А. Руководство по лабораторным методам диагностики. -М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007.- 800с.

  2. Руководство по гигиене питьевой воды и питьевого водоснабжения / Мазаев В.Т., Ильницкий А.П., Шлепнина Т.Г. Учебник, М. – 2008.

  3. Камышников В.С. Методы клинических лабораторных исследований- М.:»МЕДпресс-информ».-2009.-752с.

  4. Никулин Б.А.. Пособие по клинической биохимии М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2007.-256с.

  5. Юрковский О.И. Общеклинические анализы в практике врача-том 1, М.:Медицина,2008.- 112с.

  6. Руководство по медицинской микробиологии. Общая и санитарная микробиология. Под.ред. проф. Лабинской А.С.- М.: «БИНОМ», 2008.-1080с.

  7. Виноградов А.Б. медицинская паразитология.часть1,2,3 Простейшие.Гельминты, Членистоногие. Учебное пособие- М.: «Феникс» 2006.-282с


В список дополнительной литературы (не более 10 наименований) включается прочая учебная, справочная и научная литература для углубленного изучения.

7.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

1. Справочник по клинической лабораторной диагносике.- под.редакцией профессора Ю.Ю.Елисеевой. литературное агентство «Научная книга», информационные материалы, 2006. (www.ravnovesie.com, www.salebook.ru)

2. Лабораторная информационная система WHONET 5.0 (www.who.int/drugresistance/whonetsoftware)

3. информационно-справочные и поисковые системы rospotrebnadzor.ru, bibliomed.ru, fsvok.ru, ramld.ru, diama.ru, terramedica.spb.ru, mcfrbook.ru, clinlab.ru, labinfo.ru, medlabs.ru, scsml.rssi.ru, it-medical.ru, med-lib.ru, ribk.net, rsl.ru, elibrary, consilium-medicum.com, infamed.com, medtrust.ru, medlinks.ru, medbiolink.ru, rusmedserv.com, molbiol.edu.ru, www.medline.ru, elsevier.com, medpoisk.ru
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

Зав.кафедрой микробиологии, вирусологии и иммунологии

Бажукова Т.А.
























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись





































Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа производственной практики iconУчебно-методического комплекса производственной практики рабочая...
Целью биохимической практики является приобретение навыков работы в основных подразделениях клинико-диагностической лаборатории (в...
Рабочая программа производственной практики iconРабочая программа производственной практики студентов V курса «помощник...
Цели производственной практики закрепление знаний и совершенствование практических умений врача по специальности «медико-профилактическое...
Рабочая программа производственной практики iconРабочая программа производственной практики «Помощник врача стационара»
Приложение к программе производственной практики составлена в соответствии с требованиями гос впо к м н., доцентом А. В. Барановым...
Рабочая программа производственной практики iconРабочая программа производственной практики «Помощник врача стационара»
Приложение к программе производственной практики составлена в соответствии с требованиями гос впо по специальности Лечебное дело...
Рабочая программа производственной практики iconМетодические материалы для студентов 4 курса по прохождению производственной...
В программе производственной практики изложены цели, задачи, организация производственной практики в качестве помощника врача стационара...
Рабочая программа производственной практики iconОтчет по производственной практике должен быть сдан и защищен в течение...
Методическое руководство по прохождению производственной практики студентами специальностей 351300 «Коммерция (торговое дело)» рассмотрены...
Рабочая программа производственной практики iconРабочая программа практики
При разработке рабочей программы учебной (производственной) практики в основу положены
Рабочая программа производственной практики iconПоложение о требованиях к оформлению журналов учебной и производственной...
Журнал учебной и производственной практики государственный нормативный документ, вести который обязан каждый мастер производственного...
Рабочая программа производственной практики iconПрограмма производственной практики по специальности: 230115 «программирование...
Программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)...
Рабочая программа производственной практики iconУчебно-методический комплекс производственной практики, научно-производственной,...
Производственной практики, научно-производственной, педагогической и научно-исследовательской практик
Рабочая программа производственной практики iconУчебно-методический комплекс производственной практики, научно-производственной,...
Производственной практики, научно-производственной, педагогической и научно-исследовательской практик
Рабочая программа производственной практики iconПрограмма первой производственной практики по дисциплине «Экология»
Программа первой производственной практики по дисциплине «Экология» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта...
Рабочая программа производственной практики iconУчебно-методический комплекс по производственной практике Помощник врача
Методические рекомендации для руководителей по проведению производственной практики (Приложение 2)
Рабочая программа производственной практики iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В методическом руководстве приведен перечень практических навыков и манипуляций, которыми должны овладеть студенты после прохождения...
Рабочая программа производственной практики iconМетодические рекомендации по прохождению практики (учебной, производственной...
Программа практики (учебной, производственной и преддипломной), для студентов, обучающихся по направлению 070600. 62 «Дизайн». М.:...
Рабочая программа производственной практики iconМинздравсоцразвития России Отдел производственной практики Кафедра детской стоматологии
Дневник заполняется ежедневно и отражает содержание и объем работы студента. В конце записи каждого дня должна быть подпись врача...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск