План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц»





Скачать 106.66 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц»
Дата публикации10.06.2015
Размер106.66 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > Биология > План-конспект
План-конспект урока по биологии в 7 классе

Тема «Экологические группы птиц»

Цели:

Образовательные:

-раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп;

-показать на конкретных примерах приспособленность птиц к среде обитания;

-повторить и закрепить знания об особенностях разных сред жизни

Воспитательные:

-развивать познавательный интерес к предмету;

-расширять кругозор учащихся;

-формировать экологическую культуру школьников

Развивающие:

Продолжить работу по обучению учащихся - отбирать главное, используя различные источники информации;

-оформлять творческую работу в виде проекта;

-публично защищать результаты творческой деятельности;

- развивать мышление, решая биологические задачи;

Развивать коммуникативные умения:

-работать в группе, взаимодействуя друг с другом, не бояться совершения ошибок, ощущать комфортность.

Тип урока: комбинированный

Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, метод проектной деятельности, беседа, групповая работа, взаимоконтроль.

Оборудование: Таблица «Класс птицы», коллаж Птицы, фотографии птиц, рисунки, буклет «Птица 2013», технологические карточки урока.

Ход урока

1.Организационный момент: (1мин)

- Приветствие. Положительный эмоциональный настрой на урок

- Проверка готовности учащихся к уроку (деление на группы)

Вводное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок по теме: «Экологические группы птиц». Я желаю вам интересного урока и плодотворной работы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океанов. Они радуют нас стремительным лёгким полётом, красивым пением, разнообразной окраской оперения

На прошлых уроках вы познакомились с характеристикой птиц, раскрыли особенности их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания, познакомились с классификацией птиц.

Целью нашего урока является выделение экологических групп птиц в связи с различиями условий их обитания. Каковы приспособления птиц к этим условиям?

2. Изучение нового материала. Работа в группах. Технология личностно-коммуникативного обучения.

У учащихся на столе лежат инструктивные карточки урока, с которыми они работают.

Вопрос. На основе каких признаков внешнего строения животного можно сказать, что это – птица? ( Птицы – это единственная группа животных, пользующаяся двумя способами передвижения: полёт с помощью крыльев и передвижение по земле, деревьям и воде с помощью задних конечностей. Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, теплокровные, с интенсивным обменом веществ.)

Учитель: Глядя на различных птиц, невозможно спутать древесных и водоплавающих, лесных и степных птиц. По тому, в каких местах живут птицы и чем питаются, они объединяются в экологические группы.

Вопрос. Что называют экологической группой животных?

Экологическая группа – группа животных, у которых в данных условиях существования выработались определённые, общие черты строения и поведения. По каким признакам может производится отбор? (по типу питания, по месту обитания, гнездования)

По типу питания

По местам обитания

Растительноядные птицы

Водоплавающие птицы

Насекомоядные птицы

Птицы побережий водоёмов и болот

Хищные птицы

Птицы степей и пустынь

Всеядные птицы

Птицы леса

Падалееды

Птицы открытых водных пространств

Вопрос: Где могут обитать птицы?

Информационная викторина: (5 минут)

1)Эта птица на зиму не улетает. От мороза спасается, зарываясь в снег. Может питаться хвоёй и даже грибами (глухарь)

2)Эти птицы одни из самых популярных в мифологии Греции. Их впрягал Аполон в свою колесницу. В эту птицу превращался Зевс-громовержец. (Лебедь)

3).Какая птица символизирует доброту , счастье, дом? (Аист)

4).Это самый экзотический и удивительный представитель нашей фауны. Стая птиц напоминает розовые облака. ( Фламинго)

5)Они плохо ходят по земле и редко садятся на воду, разбойничают, выхватывая рыбу у других птиц. Сами чёрные, раздувают красные зобы. Так, в старину называли корабли. (Фрегат).

6).Они – все дети ночи. Во тьме сверкают очи.

Обличье человечье, да два крыла в заплечье.

Полёт её беззвучен, пролёт в лесу изучен.

Клюв с когтем очень прочен, а слух её, так точен. (Сова)

7)Какая птица своей песней отгоняла от ложа китайского императора смерть, если верить Х.К.Андерсену? (соловей)

Осмысление блока новой информации. Технология проектной деятельности, с элементами игрового обучения

Выполнение мини-проекта. Работа в группе (12 – 15 минут)

Задание: Инструктивная карточка.

1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.

2.Рассмотрите формы клювов, лап, оперения птиц.

3.Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.

4.Подберите интересные факты о жизни птиц. Составьте загадку «По словесному портрету догадайся, кто же это».

Экологическая группа птиц по месту обитания

Виды птиц

Образ жизни и приспособления к месту обитания

Птицы леса

Дятел, синица, клёст, королёк, тетерев, рябчик, глухарь, поползень, синица

Укороченные закруглённые крылья, длинные хвосты. Это позволяет птицам быстро взлетать и лавировать между деревьями, Крепкие ноги у куриных, тонкие лапки с острыми коготками у синиц, длинный тонкий клюв Крепкий хвост у дятла.

Птицы степей и пустынь

Дрофа, журавли, страусы.

Сильные ноги и длинная шея позволяет им вовремя заметить опасность и скрыться от врагов. Растительноядные, насекомоядные.

Птицы побережий, водоёмов и болот

Цапля, ходулочник, аист, кулики, вальдшнеп, бекас, фламинго

Длинные тонкие ноги и шея, большой клюв. Эти особенности дают им возможность, добывая корм, сохранять туловище от намокания. Есть особый пух, который превращается в порошок, покрывающий перья, защита от намокания. Хищники

Водоплавающие птицы

Утки, гуси, лебеди, чомга, утка – кряква, утка – мандаринка, серый гусь, лебедь-шипун, чирок.

Уплощённое лодкообразное тело, перепонки на лапах, а ноги сдвинуты далеко назад, клюв широкий(цедильный аппарат), оперение густое, водоотталкивающее, сильно развит пух и подкожный слой жира. Всеядны.

Птицы открытых водных воздушных пространств

Буревестник, альбатрос, чайки-поморники, бакланы, пеликаны, фрегаты.

Длинные широкие крылья, планирующий полёт, клювы с загнутым концом. Хищники. Хорошие ловцы рыбы, ныряют. Много времени проводят в открытом море.












Каждая группа работает по своей инструктивной карточке.

После подготовки учащиеся защищают свой проект (3 минуты), рассказывая о наиболее характерных признаках птиц изученной экологической группы.

Информация частично заносится в карточки

Выводы


3.Закрепление.

Решение экологических задач:

1)Некоторые крупные морские птицы могут «сопровождать» в морях теплоходы, подолгу преследуя их. Почему?

2)Почему цапля, прежде чем съесть рыбу, подкидывает её?

3)Найдите в стихах биологическую неточность.

А это - весёлая птица синица, которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится, в доме, который построил Джек

4)Травка зеленеет , солнышко блестит, ласточка с весною, в сени к нам летит. Дам тебе я зёрен, а ты песню спой, что из стран далёких принесла с собой.

5) Почему моряки, находясь ,долгое время в плавании, так радуются птицам, кружащим в воздухе?

6)Какая птица может дольше обходиться без пищи: зерноядная или насекомоядная?

Работа с карточками: 1)Определите, клювы каких птиц изображены на

рисунках. К каким экологическим группам они относятся?

2)Определите по лапам, где живут данные птицы.

3) Зоошутка.
4. Домашнее задание: параграф 52. Заполнить таблицу до конца

Вопрос: Чем дневные хищники отличаются от ночных ?(самостоятельное изучение).

Информация к размышлению. Орлан белохвост – Птица 2013 года

5.Рефлексия:

-Что сегодня на уроке мне понравилось больше всего?

-Самым сложным для меня сегодня было….

- Сегодня я понял……

- Сегодня на уроке я почувствовал……

- Какие выводы ты сделал для себя?

- Самое интересное выступление….

Оценки !!!


Экологическая группа птиц по месту обитания

Виды птиц

Образ жизни и приспособления к месту обитания

Птицы леса







Птицы степей и пустынь







Птицы побережий и болот







Водоплавающие птицы







Птицы открытых водных воздушных пространств









Экологическая группа птиц по месту обитания

Виды птиц

Образ жизни и приспособления к месту обитания

Птицы леса







Птицы степей и пустынь







Птицы побережий и болот







Водоплавающие птицы







Птицы открытых водных воздушных пространств









Проект урока биологии в 7 « А» классе

Характеристика класса:

В 7-А классе обучается 29 человек. Из них – 18 девочек и 11 мальчиков.

Работаю в данном классе первый год. Ребята работоспособные, активные, старательные. Мотивированы на успех, на получение не только хороших отметок, но и знаний. Третью четверть закончили без троек.

Тема урока: «Экологические группы птиц», согласно календарно-тематическому планированию.

Занимаемся по учебно-методическому комплексу под редакцией Д.И.Трайтака и С.В.Суматохина «Биология. Животные. 7класс».

Тип урока: комбинированный

Форма урока: работа учащихся в группах

Технологии: личностно-коммуникативного обучения, элементы технологии игрового обучения, проектной деятельности.

Цели урока:

1.Образовательные

-раскрыть особенности образа жизни и строения птиц разных экологических групп;

-показать на конкретных примерах приспособленность птиц к среде обитания;

2.Воспитательные:

-развивать познавательный интерес к предмету;

-расширять кругозор учащихся;

-формировать экологическую культуру школьников

Развивающие:

Продолжить работу по обучению учащихся - отбирать главное, используя различные источники информации;

-оформлять творческую работу в виде проекта;

-публично защищать результаты творческой деятельности;

- развивать мышление, решая биологические задачи;

Развивать коммуникативные умения:

-работать в группе, взаимодействуя друг с другом, не бояться совершения ошибок, ощущать комфортность.

Позиция учителя на уроке: собеседник, консультант, координатор, слушатель, равноправный участник взаимодействия.

Структура урока:

-вводное слово учителя, определение темы и целей урока;

-определение задач, стоящих перед каждой группой

-у учащихся на столе лежат инструктивные карточки урока, с которыми они работают

-элемент вызова

Изучение нового материала. Работа в группах. Выполнение проекта: оформление, обсуждение, защита.

-закрепление

-домашнее задание

-рефлексия

Смена видов деятельности:

-работа с технологическими карточками

-заполнение таблиц

-анализ текстовой информации, обсуждение в группе

-оформление проекта, «активный слушатель:

Здоровьесберегающая технология: свободная поза, активные движения, комфортность.

Технологическая карта урока Тема «Экологические группы птиц»

1.Изучение нового материала. Работа в группах

-Что называют экологической группой животных?

Экологическая группа – группа животных, у которых в данных условиях существования выработались определённые, общие черты строения и поведения.

Информационная викторина

1)Эта птица на зиму не улетает. От мороза спасается, зарываясь в снег. Может питаться хвоёй и даже грибами. 2)Эти птицы, одни из самых популярных в мифологии Греции. Их впрягал Аполлон в свою колесницу. В эту птицу превращался Зевс-громовержец. 3).Какая птица символизирует доброту , счастье, дом? 4).Это самый экзотический и удивительный представитель нашей фауны. Стая птиц напоминает розовые облака. 5)Они плохо ходят по земле и редко садятся на воду, разбойничают, выхватывая рыбу у других птиц. Сами чёрные, раздувают красные зобы. Так, в старину называли корабли. 6).Они – все дети ночи. Во тьме сверкают очи.

Обличье человечье, да два крыла в заплечье.

Полёт её беззвучен, пролёт в лесу изучен.

Клюв с когтем очень прочен, а слух её, так точен. 7)Какая птица своей песней отгоняла от ложа китайского императора смерть, если верить Х.К.Андерсену?

2.Выполнение мини-проекта. Работа в группе ( сотрудничество, взаимопомощь,)

Задание: Инструктивная карточка.

1.Определите черты приспособленности данных птиц к среде обитания.

2.Рассмотрите формы клювов, лап, оперение птиц. 3.Сделайте вывод о принадлежности рассмотренных птиц, к данной экологической группе.

4.Подберите интересные факты о жизни птиц. Составьте загадку «По словесному портрету догадайся, кто же это».

ЗАЩИТА ПРОЕКТА

Заполните карточку ( заполнение во время защиты проектов )

Экологическая группа птиц по месту обитания

Виды птиц

Образ жизни и приспособления к месту обитания

Птицы леса







Птицы степей и пустынь







Птицы побережий и болот







Водоплавающие птицы







Птицы открытых водных воздушных пространств









3. Закрепление

Решение экологических задач:

1)Некоторые крупные морские птицы могут «сопровождать» в морях теплоходы, подолгу преследуя их. Почему?

2)Почему цапля, прежде чем съесть рыбу, подкидывает её?

3)Найдите в стихах биологическую неточность.

А это - весёлая птица синица, которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится, в доме, который построил Джек.

4) Почему моряки, находясь ,долгое время в плавании, так радуются птицам, кружащим в воздухе?

5)Какая птица может дольше обходиться без пищи: зерноядная или насекомоядная?

Работа с карточками: Карточка №1 – «Клювы» 1)Определите, клювы каких птиц изображены на рисунках. К каким экологическим группам они относятся?

клюв

птица

Экологическая группа

клюв

птица

Экологическая группа

1







5






2







6







3







7







4







8









2) Карточка № 2 «Лапы птиц» Определите по лапам экологические группы птиц

1

2

3

4

5

6



















Д/З : параграф 52, таблица. Чем дневные хищники отличаются от ночных?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconКонспект урока. Тема: «Многообразие птиц» Цель : Изучить систематические...
Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным...
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconМногообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц
Цель: сформировать у учащихся знания о многообразии и систематических группах птиц, раскрыть особенности образа жизни и строения...
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconУрока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход) Тема урока:...
Мочалова Л. С. Сценарий урока биологии в 7 классе (системно-деятельностный подход)
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconТема урока: Водоемы
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconТема урока : «Звук [ж]. Буквы Ж,ж»
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconКонспект урока по биологии в 11 классе по теме «Глобальные экологические проблемы человечества»
Средства обучения: магнитная доска, мел, компьютер, проектор, экран, авторская power-point-презентация, отпечатанный сжатый конспект...
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconПлан-конспект урока знаки: (меньше), =(равно)
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconКонспект урока математики в 1 классе по учебнику Л. Г. Петерсон
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconУрок: Экологические группы птиц по местам обитания
Птицы за счет получения новой информации. Сформировать знания об экологических группах птиц по местам обитания; особенностях строения...
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconКонспект урока. Тема: «Многообразие птиц»
Сформировать знания о многообразии и систематических группах птиц, особенностях строения и образа жизни птиц, относящихся к разным...
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconПлан урока в 8 классе по теме: Озера, болота, подземные воды
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconУрок-повторение Тема «Экологические группы птиц»
...
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconПлан урока Методы обучения
План-конспект открытого урока по биологии в 8 классе «Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме»
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconКонспект урока риторики во 2 классе. Тема: Опорные слова
План конспект открытого урока русского языка во 2 классе, проведенного 14 марта 2012 г
План-конспект урока по биологии в 7 классе Тема «Экологические группы птиц» iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск