Код
| Наименование результата обучения
|
ПК 1.1
| Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологических обследований коммунальных объектов земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
|
ПК 1.2
| Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
|
ПК 1.4
| Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по общей и коммунальной гигиене.
|
ПК 1.5
| Участвовать в проведении социально – гигиенического мониторинга и других статистических наблюдений с использованием информационных технологий.
|
ПК 2.1
| Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологических обследований промышленных объектов с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
|
ПК 2.3
| Производить отбор проб для проведения лабораторных исследований и испытаний.
|
ПК 2.4
| Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене труда.
|
ПК 3.1
| Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
|
ПК 3.3
| Производить отбор образцов продовольственного сырья и пищевых продуктов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
|
ПК 3.5
| Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене питания.
|
ПК 4.1
| Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологического обследования образовательно – воспитательных учреждений для детей и подростков с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.
|
ПК 4.2
| Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.
|
ПК 4.4
| Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене детей и подростков.
|
ПК 5.2
| Участвовать в проведении эпидемиологических расследований очагов инфекционных и паразитарных заболеваний с отбором образцов различных факторов среды, биологического материала и выполнении комплекса первичных противоэпидемических мероприятий.
|
ПК 5.3
| Участвовать в проведении эпидемиологических обследований объектов с отбором проб.
|
ПК 5.5
| Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по эпидемиологии и паразитологии.
|
ПК 5.7
| Участвовать в проведении дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий на объектах и в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний, контролировать качество их проведения и оформлять соответствующую документацию.
|
ПК 5.8
| Осуществлять элементы эпидемиологического надзора за внутрибольничными инфекциями и вести делопроизводство помощника эпидемиолога лечебно-профилактического учреждения.
|
ПК 5.9
| Участвовать в организации производственного контроля за соблюдением санитарных норм и правил, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в учреждениях здравоохранения.
|
ОК 13
| Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
|
ОК 14
| Вести утвержденную учетно – отчетную документацию
|
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень
освоения
|
1
| 2
| 3
| 4
|
Раздел I:
| Общая микробиология
|
|
|
Тема I.1 «Предмет микробиологии. История ее развития»
| Содержание учебного материала
Микробиология как наука. Медицинская микробиология - дисциплина, изучающая экологическую систему «макроорганизм – микроорганизм» в определенных условиях внешней среды. Задачи и достижения медицинской микробиологии. Основные этапы исторического развития. Роль А. Левенгука, Л. Пастера, Р. Коха в становлении микробиологии. Роль И.Мечникова и П. Эрлиха в развитии иммунологии. Открытие патогенных простейших, вирусов, прионов. Роль отечественных микробилогов (Е.Н.Павловского, П.Ф. Здродовского, М.И,Чумакова, Л.А. Зильбера, З.В. Ермольевой и др.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся
Написание реферата «Тайны третьего царства», подготовка презентаций о микробиологах. Написание реферата «Современный этап развития микробиологии»
| 2
|
|
Тема I.2 «Морфология микроорганизмов»
| Содержание учебного материала
Основные принципы классификации микроорганизмов. Современная международная классификация Берджи. Протисты: эукариоты (простейшие, грибы), прокариоты (бактерии, спирохеты, риккетсии, хламидии, микоплазмы). Морфология и ультраструктура бактерий. Основные форма и величина, полиморфизм бактерий. Морфология грибов, спирохет, простейших, риккетсий, микоплазм, вирусов.
| 3
| 1
|
Лабораторная работа №1 «Освоение методик изучения микробиологического мазка. Микроскопирование с иммерсией» Ознакомление с лабораторной посудой и ее назначением. Требования к чистоте лабораторной посуды. Демонстрация сухих красок и приготовление рабочих растворов красок. Приготовление микроскопического мазка из агаровой и бульонной культур. Фиксация и окраска по Граму. Микроскопирование с иммерсией. Оформление протокола с зарисовкой выявленных форм. Лабораторная работа № 2 « Освоение техники приготовления и микроскопирования препаратов «висячая» и «раздавленная» капля. Определение подвижности бактерий». Техника приготовления и микроскопия препаратов «висячая» и «раздавленная» капля. Определение подвижности бактерий.
Окрашивание препаратов по методу Ожешко. Капсульные и спорообразующие формы бактерий. Демонстрация окраски по Цилю – Нильсену.
| 6
6
| 3
3
|
Контрольная работа
Тестовый контроль по теме «Морфология микроорганизмов»
| 1
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся
Составление сводной таблицы «Патогенные кокки», Подготовка презентации «Патогенные нейссерии». «Стрептококковые инфекции», «Стафилококковые инфекции». Составление глоссария микробиологических терминов по теме.
| 8
|
|
Тема I.3 «Химический состав микробной клетки. Физиология микроорганизмов»
| Содержание учебного материала
Химический состав микробной клетки. Питание микроорганизмов. Типы питания. Характеристика питательных сред для выращивания микроорганизмов. Дыхание бактерий. Аэробы и анаэробы. Ферменты. Методы изучения ферментативной активности бактерий и использование их для идентификации микроорганизмов. Рост и размножение микробов. Образование пигментов, ароматических веществ, витаминов, токсинов.
| 4
| 2
|
Лабораторная работа №3 «Приготовление плотной питательной среды. Изучение культуральных свойств микроорганизмов» Демонстрация сухих и готовых питательных сред. Приготовление плотной питательной среды. Посев на плотные питательные среды петлей и тампоном (газоном, штрихом, уколом в столбик). Выделение чистой культуры. Изучение культуральных свойств микроорганизмов..
Подбор сред для изучения ферментации бактерий.
| 6
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся
Составление глоссария микробиологических терминов. Составление сводной таблицы «Характеристика питательных сред и их применение». Подготовка сообщения на тему: «Современные технологии в микробиологической практике»
| 5
|
|
Тема I.4 «Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Вирусы бактерий (бактериофаги). Изменчивость микроорганизмов»
| Содержание учебного материала
Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы в природных условиях и искусственном воздействии. Физические факторы. Температурный режим. Стерилизация и ее виды. Влияние химических факторов на микроорганизмы. Понятие о дезинфекции. Виды дезинфекции. Основные дезинфицирующие вещества и их применение. Механизм действия дезинфицирующих средств.
Влияние биологических факторов. Симбиоз и антагонизм в мире микроорганизмов. Вирусы бактерий. Морфология и химический состав, биологические свойства фагов. Распространение в природе, получение и практическое применение фагов.
Понятие о фенотипической и генотипической изменчивости. Направленная изменчивость и ее практическое применение в медицине. Лекарственно устойчивые формы бактерий. Значение изменчивости бактерий в лабораторной диагностике инфекционных заболеваний.
| 4
| 2
|
Лабораторная работа № 4 « Изучение видов стерилизации. Освоение подготовки лабораторной посуды к стерилизиции» Стерилизация и ее виды. Работа автоклава и сухожарового шкафа. Подготовка лабораторной посуды к стерилизации. Дезинфицирующие растворы (карболовая кислота, хлорамин, лизол). Приготовление 2% раствора хлорной извести. Проведение дезинфекции рук и рабочего места.
| 2
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовка сообщения и презентации на тему «Требования к стерилизации и дезинфекции», «Контроль качества». Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика влияния антибиотиков на микроорганизмы» и самостоятельно сделать выводы.
Изучение наборов и заполнение таблицы «Сравнительная характеристика вакцин», «Сравнительная характеристика бактериофагов»
| 3
|
|
Тема I.5. «Нормальная микрофлора человека»
| Содержание учебного материала
Нормальная микрофлора тела человека. Значение отдельных представителей аутофлоры для организма. Микрофлора ротовой полости, желудочно - кишечного тракта, кожи, слизистых. Понятие о дисбактериозе, причины развития дисбактериоза, последствия для организма.
| 1
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся
Заполнение таблицы «Распределение микроорганизмов в теле человека».
| 1
|
|
Тема I.6. «Учение об инфекции»
| Содержание учебного материала
Понятия «инфекция», «инфекционные болезни», Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Патогенность и вирулентность. Единицы измерения вирулентности. Факторы вирулентности. Условно - патогенные (оппортунистические) микроорганизмы. Экзо- и эндотоксины. Характеристика, получение и применение токсинов. Роль микроорганизмов внешней среды и социальных условий в возникновении и развитии инфекционных заболеваний. Экзогенные инфекции. Источники инфекции, пути передачи, входные ворота. Эндогенные инфекции. Пути распространения микробов и токсинов в организме. Динамика развития инфекционного процесса. Носительство патогенных микробов. Формы инфекции.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся
Составление глоссария по теме «Учение об инфекции». Составление кроссвордов на тему «Инфекционный процесс»
| 1
|
|
|
|
|
Тема I.7. «Учение об иммунитете»
| Содержание учебного материала
Естественная устойчивость организма к факторам внешней среды. Иммунная система организма. Виды и формы иммунитета. Барьеры иммунитета. Защитная роль кожи, слизистых оболочек, лимфатических узлов. Гуморальные факторы защиты: система комплемента, Лейкины, нормальные антитела, лизоцим, интерферон. Клеточные факторы защиты. Т- и В- лимфоциты. Фагоциты. Виды фагоцитирующих клеток. Механизм фагоцитоза. Учения И.И. Мечникова о фагоцитозе. Значение воспаления в борьбе с патогенными микроорганизмами. Роль нормальной микрофлоры в защите организма от инфекции. Специфический приобретенный иммунитет. Антигены. Свойства, химическая характеристика. Полноценные и неполноценные антигены (гаптены). Детерминантные группы (эпитопы).Антигенная структура бактериальной клетки (O, V, K, H – антигены). Протективные антигены. Антитела. Классы иммуноглобулинов. Свойства. Структура.
| 4
| 1
|
Контрольная работа
Тестовый контроль по теме «Иммунология»
| 1
| 2
|
Лабораторная работа № 5 «Постановка реакции непрямой агглютинации, кольцепреципитации. Определение чувствительности к антибиотикам методом дисков». Реакции агглютинации на стекле, в пробирках. Постановка реакции непрямой агглютинации, кольцепреципитации. Определение чувствительности к антибиотикам методом дисков.
| 4
| 3
|
Самостоятельная работа обучающихся
Составление глоссария по разделу иммунология. Написание рефератов по разделу «иммунология», подготовка сообщения «Современная номенклатура лимфоцитов».
| 5
|
|
Тема I.8 «Специфическая иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных болезней»
| Содержание учебного материала
История вакцинации. Препараты для создания активного и пассивного иммунитета. Вакцины живые, убитые, химические. Ассоциированные вакцины. Аутовакцины. Анатоксины. Способы приготовления вакцин и анатоксинов. Методы вакцинации. Ревакцинация. Вакцинопрофилактика и вакцинотерапия.
Сыворотки антитоксические и антивирусные. Гамма – глобулин. Способы приготовления и хранения антитоксинов. Серопрофилактика и серотерапия. Развитие вакцинно-сывороточного дела.
| 2
| 2
|
Самостоятельная работа обучающихся
Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика вакцин и сывороток». Подготовка сообщения «Вакцинация – ЗА и ПРОТИВ»
| 1
|
|
Тема I.9 «Аллергия и анафилаксия»
| Содержание учебного материала
Аллергия. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов. Анафилактический шок. Понятие о сывороточной болезни. Способы предупреждения анафилактического шока и сывороточной болезни. Атопия. Инфекционная аллергия. Сенсибилизация и десенсибилизация. Аллергические реакции и их диагностическое значение .
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся
Составление списка наиболее распространенных аллергенов.
| 1
|
|
Тема I.10 «Химиотерапия и химиопрофилактика инфекционных болезней. Антибиотики»
| Содержание учебного материала
Понятие о химиотерапии и химиопрофилактике. Общая характеристика химиотерапевтических препаратов. Основные группы антимикробных химических веществ. История открытия антибиотиков (работы И.И. Мечникова, А. Флеминга). Работы отечественных ученых (З.В. Ермольева, Н.А. Красильников, Б.П. Токин и др.). Классификация антибиотиков. Получение антибиотиков. Понятие об антибактериальном спектре действия антибиотиков. Свойства антибиотиков. Механизмы их действия на микроорганизмы. Побочные действия при антибиотикотерапии. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам.
| 2
| 1
|
Самостоятельная работа обучающихся
Заполнение таблицы «Классификация антибиотиков»
| 1
|
|