Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело





НазваниеРабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело
страница1/4
Дата публикации10.08.2015
Размер0.53 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Липецкий медицинский колледж»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Микробиология и техника микробиологических исследований

для специальности

32.02.01 Медико-профилактическое дело


2014год

Рабочая программа  учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 32.02.01 Медико-профилактическое дело.

Организация – разработчик: ГАПОУ «Липецкий медицинский колледж»

Разработчик:

Егармина Н.В. – преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ «ЛМК»
Рецензенты:

Мищук И.В. – к.б.н., преподаватель микробиологии высшей квалификационной категории
ОДОБРЕНА

Цикловой методической комиссией

и утверждена на заседании ЦМК

протокол № от 2014

председатель ЦМК Тюменцева Л.В.



Согласовано

Заместитель директора по учебной работе

____________Корнаухова Т.А.




СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



4

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


7

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАМЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


30

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ


36


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

микробиология и техника микробиологических исследований


    1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью ППССЗ, в соответствии с ФГОС по специальности СПО 32.02.01 Медико-профилактическое дело, базовый уровень образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Микробиология и техника микробиологических исследований» относится к профессиональному циклу общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • принимать, регистрировать, отбирать пробы объектов внешней среды и пищевых продуктов.

  • Готовить исследуемый материал, питательные среды, реактивы и оборудование для проведения микроскопических, микробиологических и серологических исследований

  • проводить микробиологические исследования проб объектов внешней среды и пищевых продуктов

  • оценивать полученный результат и вести документацию. ________________________________________________________________

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • классификацию и морфологию микроорганизмов, способы их идентификации

  • задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в микробиологической лаборатории.

__________________________________________________________________
1.4. Перечень формируемых компетенций


Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологических обследований коммунальных объектов земельных участков, жилых и общественных зданий и сооружений с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.

ПК 1.2

Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.

ПК 1.4

Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по общей и коммунальной гигиене.

ПК 1.5

Участвовать в проведении социально – гигиенического мониторинга и других статистических наблюдений с использованием информационных технологий.

ПК 2.1

Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологических обследований промышленных объектов с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.

ПК 2.3

Производить отбор проб для проведения лабораторных исследований и испытаний.

ПК 2.4

Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене труда.

ПК 3.1

Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологического обследования организаций пищевой промышленности, общественного питания, торговли с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.

ПК 3.3

Производить отбор образцов продовольственного сырья и пищевых продуктов для проведения лабораторных исследований и испытаний.

ПК 3.5

Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене питания.

ПК 4.1

Участвовать в проведении санитарно – эпидемиологического обследования образовательно – воспитательных учреждений для детей и подростков с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования.

ПК 4.2

Производить отбор образцов для проведения лабораторных исследований и испытаний.

ПК 4.4

Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации по гигиене детей и подростков.

ПК 5.2

Участвовать в проведении эпидемиологических расследований очагов инфекционных и паразитарных заболеваний
с отбором образцов различных факторов среды, биологического материала и выполнении комплекса первичных противоэпидемических мероприятий.


ПК 5.3

Участвовать в проведении эпидемиологических обследований объектов с отбором проб.


ПК 5.5

Участвовать в ведении делопроизводства, проводить регистрацию, учет и статистическую обработку информации
по эпидемиологии и паразитологии.


ПК 5.7

Участвовать в проведении дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий на объектах и в очагах инфекционных (паразитарных) заболеваний, контролировать качество
их проведения и оформлять соответствующую документацию.


ПК 5.8

Осуществлять элементы эпидемиологического надзора
за внутрибольничными инфекциями и вести делопроизводство помощника эпидемиолога лечебно-профилактического учреждения.


ПК 5.9

Участвовать в организации производственного контроля
за соблюдением санитарных норм и правил, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в учреждениях здравоохранения.


ОК 13

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 14

Вести утвержденную учетно – отчетную документацию


1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 222 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 148 часов; самостоятельной работы обучающегося 74 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДСЦИПЛИНЫ

МИКРОБИОЛОГИЯ И ТЕХНИКА МИКРОБИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

222

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

148

в том числе:




- лабораторные работы

66

- контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

74

в том числе:




- подготовка информационного сообщения

11

- составление опорного конспекта

18

- составление сводных (обобщающих) таблиц по темам

10

- составление глоссария (не менее 20 слов)

6

- подготовка и защита рефератов

10

- создание учебных материалов - презентаций

14

- составление кроссвордов

5

Итоговая аттестация в форме экзамена


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических исследований


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Раздел I:

Общая микробиология







Тема I.1 «Предмет микробиологии. История ее развития»

Содержание учебного материала

Микробиология как наука. Медицинская микробиология - дисциплина, изучающая экологическую систему «макроорганизм – микроорганизм» в определенных условиях внешней среды. Задачи и достижения медицинской микробиологии. Основные этапы исторического развития. Роль А. Левенгука, Л. Пастера, Р. Коха в становлении микробиологии. Роль И.Мечникова и П. Эрлиха в развитии иммунологии. Открытие патогенных простейших, вирусов, прионов. Роль отечественных микробилогов (Е.Н.Павловского, П.Ф. Здродовского, М.И,Чумакова, Л.А. Зильбера, З.В. Ермольевой и др.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Написание реферата «Тайны третьего царства», подготовка презентаций о микробиологах. Написание реферата «Современный этап развития микробиологии»

2




Тема I.2 «Морфология микроорганизмов»

Содержание учебного материала

Основные принципы классификации микроорганизмов. Современная международная классификация Берджи. Протисты: эукариоты (простейшие, грибы), прокариоты (бактерии, спирохеты, риккетсии, хламидии, микоплазмы). Морфология и ультраструктура бактерий. Основные форма и величина, полиморфизм бактерий. Морфология грибов, спирохет, простейших, риккетсий, микоплазм, вирусов.

3

1

Лабораторная работа №1 «Освоение методик изучения микробиологического мазка. Микроскопирование с иммерсией»
Ознакомление с лабораторной посудой и ее назначением. Требования к чистоте лабораторной посуды. Демонстрация сухих красок и приготовление рабочих растворов красок. Приготовление микроскопического мазка из агаровой и бульонной культур. Фиксация и окраска по Граму. Микроскопирование с иммерсией. Оформление протокола с зарисовкой выявленных форм.
Лабораторная работа № 2 « Освоение техники приготовления и микроскопирования препаратов «висячая» и «раздавленная» капля. Определение подвижности бактерий».
Техника приготовления и микроскопия препаратов «висячая» и «раздавленная» капля. Определение подвижности бактерий.

Окрашивание препаратов по методу Ожешко. Капсульные и спорообразующие формы бактерий. Демонстрация окраски по Цилю – Нильсену.

6


6


3


3



Контрольная работа

Тестовый контроль по теме «Морфология микроорганизмов»

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

Составление сводной таблицы «Патогенные кокки», Подготовка презентации «Патогенные нейссерии». «Стрептококковые инфекции», «Стафилококковые инфекции». Составление глоссария микробиологических терминов по теме.

8




Тема I.3 «Химический состав микробной клетки. Физиология микроорганизмов»

Содержание учебного материала

Химический состав микробной клетки. Питание микроорганизмов. Типы питания. Характеристика питательных сред для выращивания микроорганизмов. Дыхание бактерий. Аэробы и анаэробы. Ферменты. Методы изучения ферментативной активности бактерий и использование их для идентификации микроорганизмов. Рост и размножение микробов. Образование пигментов, ароматических веществ, витаминов, токсинов.

4

2

Лабораторная работа №3 «Приготовление плотной питательной среды. Изучение культуральных свойств микроорганизмов»
Демонстрация сухих и готовых питательных сред. Приготовление плотной питательной среды. Посев на плотные питательные среды петлей и тампоном (газоном, штрихом, уколом в столбик). Выделение чистой культуры. Изучение культуральных свойств микроорганизмов..

Подбор сред для изучения ферментации бактерий.

6

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление глоссария микробиологических терминов. Составление сводной таблицы «Характеристика питательных сред и их применение». Подготовка сообщения на тему: «Современные технологии в микробиологической практике»

5




Тема I.4 «Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. Вирусы бактерий (бактериофаги). Изменчивость микроорганизмов»

Содержание учебного материала

Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы в природных условиях и искусственном воздействии. Физические факторы. Температурный режим. Стерилизация и ее виды. Влияние химических факторов на микроорганизмы. Понятие о дезинфекции. Виды дезинфекции. Основные дезинфицирующие вещества и их применение. Механизм действия дезинфицирующих средств.

Влияние биологических факторов. Симбиоз и антагонизм в мире микроорганизмов. Вирусы бактерий. Морфология и химический состав, биологические свойства фагов. Распространение в природе, получение и практическое применение фагов.

Понятие о фенотипической и генотипической изменчивости. Направленная изменчивость и ее практическое применение в медицине. Лекарственно устойчивые формы бактерий. Значение изменчивости бактерий в лабораторной диагностике инфекционных заболеваний.


4

2

Лабораторная работа № 4 « Изучение видов стерилизации. Освоение подготовки лабораторной посуды к стерилизиции»
Стерилизация и ее виды. Работа автоклава и сухожарового шкафа. Подготовка лабораторной посуды к стерилизации. Дезинфицирующие растворы (карболовая кислота, хлорамин, лизол). Приготовление 2% раствора хлорной извести. Проведение дезинфекции рук и рабочего места.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Подготовка сообщения и презентации на тему «Требования к стерилизации и дезинфекции», «Контроль качества». Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика влияния антибиотиков на микроорганизмы» и самостоятельно сделать выводы.

Изучение наборов и заполнение таблицы «Сравнительная характеристика вакцин», «Сравнительная характеристика бактериофагов»

3




Тема I.5. «Нормальная микрофлора человека»

Содержание учебного материала

Нормальная микрофлора тела человека. Значение отдельных представителей аутофлоры для организма. Микрофлора ротовой полости, желудочно - кишечного тракта, кожи, слизистых. Понятие о дисбактериозе, причины развития дисбактериоза, последствия для организма.

1

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Распределение микроорганизмов в теле человека».

1




Тема I.6. «Учение об инфекции»

Содержание учебного материала

Понятия «инфекция», «инфекционные болезни», Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Патогенность и вирулентность. Единицы измерения вирулентности. Факторы вирулентности. Условно - патогенные (оппортунистические) микроорганизмы. Экзо- и эндотоксины. Характеристика, получение и применение токсинов. Роль микроорганизмов внешней среды и социальных условий в возникновении и развитии инфекционных заболеваний. Экзогенные инфекции. Источники инфекции, пути передачи, входные ворота. Эндогенные инфекции. Пути распространения микробов и токсинов в организме. Динамика развития инфекционного процесса. Носительство патогенных микробов. Формы инфекции.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление глоссария по теме «Учение об инфекции». Составление кроссвордов на тему «Инфекционный процесс»

1












Тема I.7. «Учение об иммунитете»

Содержание учебного материала

Естественная устойчивость организма к факторам внешней среды. Иммунная система организма. Виды и формы иммунитета. Барьеры иммунитета. Защитная роль кожи, слизистых оболочек, лимфатических узлов. Гуморальные факторы защиты: система комплемента, Лейкины, нормальные антитела, лизоцим, интерферон. Клеточные факторы защиты. Т- и В- лимфоциты. Фагоциты. Виды фагоцитирующих клеток. Механизм фагоцитоза. Учения И.И. Мечникова о фагоцитозе. Значение воспаления в борьбе с патогенными микроорганизмами. Роль нормальной микрофлоры в защите организма от инфекции. Специфический приобретенный иммунитет. Антигены. Свойства, химическая характеристика. Полноценные и неполноценные антигены (гаптены). Детерминантные группы (эпитопы).Антигенная структура бактериальной клетки (O, V, K, H – антигены). Протективные антигены. Антитела. Классы иммуноглобулинов. Свойства. Структура.

4

1

Контрольная работа

Тестовый контроль по теме «Иммунология»

1

2

Лабораторная работа № 5 «Постановка реакции непрямой агглютинации, кольцепреципитации. Определение чувствительности к антибиотикам методом дисков».
Реакции агглютинации на стекле, в пробирках. Постановка реакции непрямой агглютинации, кольцепреципитации. Определение чувствительности к антибиотикам методом дисков.

4

3

Самостоятельная работа обучающихся

Составление глоссария по разделу иммунология. Написание рефератов по разделу «иммунология», подготовка сообщения «Современная номенклатура лимфоцитов».

5




Тема I.8 «Специфическая иммунопрофилактика и иммунотерапия инфекционных болезней»

Содержание учебного материала

История вакцинации. Препараты для создания активного и пассивного иммунитета. Вакцины живые, убитые, химические. Ассоциированные вакцины. Аутовакцины. Анатоксины. Способы приготовления вакцин и анатоксинов. Методы вакцинации. Ревакцинация. Вакцинопрофилактика и вакцинотерапия.

Сыворотки антитоксические и антивирусные. Гамма – глобулин. Способы приготовления и хранения антитоксинов. Серопрофилактика и серотерапия. Развитие вакцинно-сывороточного дела.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика вакцин и сывороток». Подготовка сообщения «Вакцинация – ЗА и ПРОТИВ»

1




Тема I.9 «Аллергия и анафилаксия»

Содержание учебного материала

Аллергия. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов. Анафилактический шок. Понятие о сывороточной болезни. Способы предупреждения анафилактического шока и сывороточной болезни. Атопия. Инфекционная аллергия. Сенсибилизация и десенсибилизация. Аллергические реакции и их диагностическое значение .

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Составление списка наиболее распространенных аллергенов.

1




Тема I.10 «Химиотерапия и химиопрофилактика инфекционных болезней. Антибиотики»

Содержание учебного материала

Понятие о химиотерапии и химиопрофилактике. Общая характеристика химиотерапевтических препаратов. Основные группы антимикробных химических веществ. История открытия антибиотиков (работы И.И. Мечникова, А. Флеминга). Работы отечественных ученых (З.В. Ермольева, Н.А. Красильников, Б.П. Токин и др.). Классификация антибиотиков. Получение антибиотиков. Понятие об антибактериальном спектре действия антибиотиков. Свойства антибиотиков. Механизмы их действия на микроорганизмы. Побочные действия при антибиотикотерапии. Методы определения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся

Заполнение таблицы «Классификация антибиотиков»

1



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconРабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических...
Автор: преподаватель высшей квалификационной категории ооау спо «лмк»председатель цмк опд тюменцева Л. В
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconПримерная программа учебной дисциплины Микробиология и техника микробиологических...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconТехника лабораторных исследований
Примерная программа учебной дисциплины «Аналитиче­ская химия и техника лабораторных исследований» разработана на основе Федерального...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconРабочая программа по гигиене детей и подростков для специальности...
«Общая гигиена» для специальности 060105«Медико-профилактическое дело», подготовленной в соответствии с государственным образовательным...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconРабочая программа учебной дисциплины: Инфекционные заболевания с...
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconРабочая программа по патологической анатомии, клинической патологической...
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании кафедр патологической анатомии от «26» августа 2013г. Протокол №22
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconУчебно-методическое пособие по учебной практике для студентов специальности...
Медико-профилактическое дело проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconРабочая программа «внутренние болезни. Общая физиотерапия. Эндокринология»...
«медико-профилактическое дело» подготовки (квалификация (степень) «специалист»), утвержденного приказом Министерства образования...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconПримерная программа учебной дисциплины Инфекционные болезни с курсом...
Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее фгос)...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconРабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры глазных болезней от «18»
«Медико-профилактическое дело» (060105), с учетом рекомендаций основной образовательной программы высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconРабочая программа Дисциплина: стоматология Факультет: медико-профилактический...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности: медико-профилактическое дело 060105, утвержденным приказом...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconРабочая программа Название дисциплины биологическая химия шифр специальности...
Министерства образования и науки РФ от 12 августа 2010 г.) а также с Примерной программой изучения биохимии по специальности 060105...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconРабочая программа Патологическая физиология Специальность 060105 «Медико-профилактическое дело»
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности 060105 «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconРабочая программа социология 060105 Факультет: медико-профилактический...
Рабочая программа разработана в соответствии с фгос впо по специальности «Медико-профилактическое дело», утвержденным приказом Министерства...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconРабочая программа по дисциплине: Военная гигиена для специальности...
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования...
Рабочая программа учебной дисциплины микробиология и техника микробиологических исследований для специальности 32. 02. 01 Медико-профилактическое дело iconРабочая программа по дисциплине: гистология. Цитология, эмбриология...
Для специальности 060105 медико-профилактическое дело, квалификация – «специалист» (код 65)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск