«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни





Скачать 269.88 Kb.
Название«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни
Дата публикации13.08.2015
Размер269.88 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Биология > Реферат
ГБОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория»

Реферат

Металлы – элементы жизни

Автор: ученик 9 класса «Б»

Иванов Дмитрий

Руководитель: Давыдочкина С.В.

Москва.

2014 - 2015 гг.

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………………....…..…3

§1. Что такое металлы в живых организмах и общая информация о них……………...…….….4

1.1. Металлы элементы жизни……………………………………………………..………...….....4

1.2. Классификация биогенных элементов …………………………………………………….....5

1.3. Общие принципы воздействия металлов на организм……………………………………...6

§2. Уникальные особенности каждого металла в живых организмах…………………………..8

2.1. Легкие металлы s-подуровня.…………………………………………………………………8

2.2. Легкие d- металлы……………………………………………………………………….……10

2.3. Прочие металлы…………………………………………………………………………….....14

§3.Способы использования металлов в медицине и определение их содержания…….….......17

3.1 Металлы – полезные и опасные.…..………………………………………………….……....17

3.2 Способы качественного анализа металлов в биологических материалов…….….……..…18

3.3 Способы количественного определения металлов.……………………………………….…19

Заключение…………………………………………………………………………………….…...20

Список литературы………………………………………………………………………….….….21

Введение.

Объектом нашего исследования были выбраны металлы, которые можно назвать «Металлы – элементы жизни». Данная тема достаточно актуальна, так как роль металлов в истории нашей цивилизации трудно переоценить. Стоит только вспомнить бронзовый, медный, железный век. И в настоящее время жизнь невозможно представить без металлов, настолько широко они используются человечеством. Нам хотелось бы взглянуть на металлы под другим углом – на их биологическую роль во всех живых организмах. Недаром людей называют биологическими машинами.1

Элементы кальций , калий , натрий , магний , железо , цинк , медь , марганец , молибден , кобальт присутствуют в клетках и органических соединениях, выполняя свои уникальные функции. Изучением этих металлов занимается целая наука – бионеорганическая химия (наука, изучающая комплексы биополимеров или низкомолекулярных природных веществ с ионами металлов). Случайные ли это примеси или же они были заложены природой изначально, как составные части живого организма. Для чего нужны металлы биологическим системам? На эти вопросы предстоит ответить в своем исследовании.

Цель реферата – ознакомится с металлами, присутствующими в живых организмах, их свойствами и функциями. Также узнать об их влиянии на организм и рассказать о столь важной роли металлов в жизни клеток.

Задачи реферата следующие:

1) Рассказать о металлах жизни, как о биогенных элементах в целом.

2) Выделить функции и особенности каждого из металлов жизни.

3) Рассмотреть способы определения содержания металлов в биологических материалах и способы их применения в медицине.
Основными источниками для нашего исследования являются статьи из научных и образовательных журналов, рассказывающие о роли различных элементов, энциклопедии по химии и биологии, посвященные истории металлов и их роли в биологических системах, школьные и внешкольные учебники, сайты с научно-исследовательскими работами специалистов в данной области.

1Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. - М..: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1986. С. 125.

§1.

Что такое металлы в живых организмах и общая информация о них.

1.1. Металлы - элементы жизни.

Из множества элементов, существующих на нашей земле, лишь немногие участвуют в обмене веществ и жизни организма.

Элементы жизни включают в себя шесть неметаллов: водород, кислород, азот, углерод, фосфор и серу. И так же десять металлов: калий, магний, железо, цинк, медь, кальций, марганец, натрий, кобальт, молибден.2

В реферате мы хотим рассказать именно о десяти металлах, обеспечивающих жизнь клеток. Почему же именно эти десять? Как мы знаем, исходя из современной интерпретации периодической системы, классификация элементов проводится в соответствии с их электронной конфигурацией. Она основана на степени заполнения электронных орбиталей (s, p, d и f) электронами. В соответствии с этим, элементы подразделяют на s-,p-, d- и f- элементы. В организме человека присутствуют в основном ионы лёгких металлов Na+, K+,Mg2+,Ca2+, относящихся к s-элементам, ионы Mn2+, Fe2+, Co3+, Cu2+, Zn2+ относящиеся к d-элементам.

Но как можно увидеть, здесь представлены девять из десяти металлов. Десятый – молибден (Mo), является d-элементом, но, в отличии от других девяти, является тяжелым металлом, и входит в эту группу по другим причинам, но об этом позже ( §2.3).

S-элементов в организме человека намного больше, хотя обе группы выполняют огромную роль в течении физиологических и патологических процессов.

В организме человека уже давно и точно определился баланс оптимальных концентраций биологически важных соединений между их поступлением и выведением в результате жизнедеятельности. В результате чего, можно узнать о состоянии здоровья человека, просто проверив содержание этих элементов в крови и сравнив их с нормой.

Ярким примером тому служит уровень содержания железа, недостаток которого вызывает анемию. В наши дни медицина активно развивается в данном направлении, что позволяет людям предотвращать даже смертельно опасные болезни до их появления.

2Соченкова С.А. Накануне Урока: О роли макро- и микроэлементов в жизнедеятельности нашего организма: беседа врача. // Химия для школьников - 2008 - №3 -с.20..

1.2.

Классификация элементов в клетках.

На данный момент, ученые установили, что в клетках присутствует 81 элемент из периодической таблицы Д.И. Менделеева. Все эти элементы можно условно поделить на три группы: макроэлементы, микроэлементы и ультрамикроэлементы. 3

Макроэлементы – вещества, высоко распространенные в тканях, их содержание чаще всего выражается процентами и десятыми долями процентов.4 Макроэлементы включают в себя: железо, натрий, калий, магний, кальций, фосфор. Как можно увидеть, пять из шести наиболее распространенных в клетках элементов - металлы, а 4 из 5 металлов являются s –элементами.

Микроэлементы значительно уступают макроэлементам по содержанию, но не по важности. Содержание среднестатистического макроэлемента в тканях менее одной сотой процента. Наиболее яркими представителями микроэлементов являются: иод, фтор, марганец, алюминий, бром, кобальт, кремний, цинк, никель, мышьяк. Сюда же входят многие другие элементы, включая d-металлы.

Наименее распространенная группа – ультрамикроэлементы. Содержание их ничтожно мало. Наиболее яркие представители: свинец, ртуть, серебро, радий, рубидий. В эту группу входят многие тяжелые элементы, в больших количествах губительные для организма, что объясняет их низкое содержание.

Из всех трех групп, рассмотренных выше, можно выделить элементы, без которых жизнь не могла бы существовать. Их всего лишь четырнадцать: железо, цинк, йод, медь, кобальт, хром, молибден, никель, ванадий, селен, марганец, мышьяк, фтор и кремний. Они наиболее распространены в клетках и участвуют в построении нашего организм на ряду с углеродом и кислородом.

Шесть из них являются металлами-элементами жизни, что еще раз показывает их неоспоримую значимость для организма, незаменимость при работе клеток и обмене веществ, ведь без них ни одна биологическая система не могла бы существовать.

3Соченкова С.А. Накануне Урока: О роли макро- и микроэлементов в жизнедеятельности нашего организма: беседа врача. // Химия для школьников - 2008 - №3 -с.18.

4Там же. С 19.

1.3.

Общие принципы воздействия металлов на организм.

Для того, чтобы яснее понять, общие принципы воздействия металлов-элементов жизни на организм, их удобно разделить по группам и проанализировать каждую.

Сначала рассмотрим металлы s-элементы. К ним относятся металлы I и II групп периодической системы. Значение подобных металлов для организма огромно. Они участвуют в создании буферных систем организма, обеспечении необходимого осмотического давления (давление на раствор, при котором прекращается диффузия растворителя через мембрану) и возникновении мембранных потенциалов, в передаче нервных импульсов (натрий и калий), структурообразования (магний и кальций). Рассмотрим эти две пары подробнее.

Ионы натрия и калия распределены по всему организму человека. Подсчитано, что в человеческом организме содержится 250 грамм калия и 70 граммов натрия.5 От концентрации обоих ионов зависит проводимость нервов и сократительная способность мышц. Если представить организм как биологическую машину, то эти элементы будут играть роль проводов. С ними очень тесно связана медицина, в особенности невропатология, психиатрия и комбустиология (ожоговая невропатология). Вот некоторые факты: шок при тяжёлых ожогах обусловлен потерей ионов калия из клеток, введение ионов калия способствует расслаблению сердечной мышцы между сокращениями сердца, хлорид натрия служит источником для образования соляной кислоты в желудке, гидрокарбонат натрия (NaHCO3) – буферная соль, поддерживающая равновесие между кислотами и щелочами в жидких средах организма и служит переносчиком углерода. Лечение некоторых психических заболеваний, например аутизма, основано на замене ионов K+ и Na+ на ионы Li+.

Магний и кальций находятся во второй группе периодической системы Д. И. Менделеева и также относятся к s-элементам. Если ионы натрия и калия это провода, то ионы магния и кальция это заботливые руки инженера, налаживающие процесс. Они строят нуклеиновые кислоты. Большинство ферментативных процессов (процессов с участием энзимов) не проходит без их участия. Магний можно назвать центральным элементом энергетических процессов. Избыток магния играет роль депрессора нервного возбуждения, а недостаток – вызывает судороги.

По сравнению с рассмотренными выше s-элементами, d-элементы содержатся в организме в значительно меньших количествах. Однако их роль в жизнедеятельности любого организма невозможно переоценить.

5 Леенсон И.А. Превращение вещества. Химия. - М..:ОЛМА Медиа Групп, 2013. с. 70.

Ионы d-элементов (Zn, Mn, Fe, Cu, Co, Mo) имеют незаполненные d-электронные орбитали .Это обуславливает различные степени окисления металлов d-подуровней, их способность участвовать в различных окислительно-восстановительных превращениях, возможность образовывать комплексные соединения.

Основную пользу организму приносят не сами металлы, а их соединения, например сульфат цинка (ZnSO4·7H2O), хлорид цинка (ZnCl2), оксид марганца (Mn3O4 ), гидроксомарганат калия (K4[Mn(OH)6]) и перманганат калия (KMnO4), каждое со своими уникальными свойствами и функциями.

Отдельно можно выделить соединения марганца, они наиболее распространены в клетках. Так сульфат марганца отвечает за борьбу с атеросклерозом и улучшает память, а перманганат калия помогает крови свертываться и активно участвует в кроветворении, что делает это соединение крайне полезным при малокровии или анемии, нередко приводящим к летальному исходу.

§2.

Уникальные особенности каждого металла в живых организмах.

2.1

Легкие металлы s-подуровня (калий, кальций, магний, натрий.)

Калий (K)

По химическим свойствам калий является щелочным металлом и похож на «собратьев» (Na, Li, Rb, Cs, Fr), но с точки зрения биологической функции и использования его клетками живых организмов калий уникален.

Роль калия в организме человека велика. Калий содержится в основном в клетках, до сорока раз больше, чем в межклеточном пространстве. Существуют даже специальные клеточные механизмы, чтобы всасывать избыточный калий обратно в клетки. При недостатке калия развивается гипокалиемия и болезни сердечной и опорной мускулатуры, при избытке – язвы тонкого кишечника. Алкоголь вызывает пониженное освоение калия, витамин В6 - повышенное. Калий способствует выведению воды через почки и регулирует содержание воды в тканях.

Растения остро нуждаются в калии, ведь при его недостатке урожай уменьшается в разы, а рост заметно замедляется ,т.к. калий отвечает за выработку углеводов и синтез белков. Порядком 90% добываемых солей калия используют как удобрения.

Натрий (Na)

Слово natrium переводится как сода, что впрочем, и неудивительно, ведь сода это карбонат натрия. Его получают путем восстановления карбоната натрия углем и используют как сильный восстановитель.

Натрий необходим для нормального роста и поддержки состояния организма. Натрий оказывает немалое воздействие на организм, как самостоятельно, так и в сочетании с другими микро- и макроэлементами. К примеру, натрий взаимодействует с хлором, и предотвращает утечку жидкости из кровеносных сосудов в прилежащие к ним ткани. Натрий участвует в переносе различных веществ, к примеру, сахара и крови, к каждой клетке, генерирует нормальные нервные сигналы и принимает участие в мышечном сокращении, позволяя нам двигаться.

Доказано, что натрий выходит вместе с потом, поэтому потребность в нём клетки испытывают почти постоянно. Особенно это касается животных, ведущих активный образ жизни. При этом наш организм не способен вырабатывать натрий, следовательно, получить его можно только из пищи. Самый популярный и доступный источник натрия – это, хорошо известная нам поваренная соль (хлорид натрия).

Этот элемент ответственен за терморегуляцию в организме, расширяя и сужая сосуды. Также натрий выполняет ферментативную функцию, активируя энзимы (ферменты: каталаза, алкогольдегидрогеназа), активно участвующие в биохимических реакциях .

За сбалансированное содержание натрия в организме отвечают почки, они либо удерживают, либо выделяют натрий, в зависимости от его уровня содержания в организме.

Магний(Mg)

Биологическая роль магния огромна. На нем основывается синтез хлорофилла в растениях. Магний задействован во многих каталитических реакциях организма. Дефицит магния вызывает целый ряд болезней, включая диабет. С его помощью происходит синтез белка в клетках. Соли магния предотвращают спазмы и судороги.

Даже в яичной скорлупе присутствует магний, чем его больше, тем крепче скорлупа. Соли магния используют как слабительное, перекись (МgO2) – как дезинфицирующее средство, а чистую окись (MgO) применяют при повышенной кислотности желудочного сока. Во время стресса магний в организме расходуется, что дает нам еще одну причину быть спокойнее. В крови уставших людей содержится меньше магния, чем в крови отдохнувших. Магний помогает сокращаться сердечным мышцам, его недостаток может вызвать инфаркт.

Одним из источников поступления магния в организм, является жесткая питьевая вода. Солями магния также богаты фрукты и овощи (особенно персики, абрикосы и цветная капуста).

Дополнительный прием магния уменьшает боли людей, страдающих мигренью, а при нехватке магния в организме снижается прочность и твердость костей и зубов. Ощущения онемения и покалывания конечностей вызвано недостатком магния, метаболизм же невозможен без этого элемента.

Кальций (Ca)

Наверное, все знают, что употребление кальция хорошо влияет на зубы и кости человека, и это несомненно так. В организме человека кальций, в основном, содержится в костях скелета, позволяя нам сохранять жесткость костей при нагрузках, понижая риск переломов. Также кальций содержится в зубах и яичной скорлупе, укрепляя их и минерализируя. Схожую роль кальций выполняет во всех позвоночных обитателях земли. Если резервы минерального вещества в форме ионов истощены, извлекается кальций из костей для поддержания его уровня в крови. Каждый год происходит обновление костей в организме взрослого человека, благодаря выработке нового кальция.

Но на этом его польза не заканчивается. Кальций вносит немалый вклад в свертывание крови. Без него мы не смогли бы двигаться, ведь он - ключевой элемент в процессах сокращения мышечных клеток. Благодаря ему мы дышим, ходим, наше сердце бьется. Также кальций отвечает за координацию проницаемости клеточных мембран. Вот какую неоценимую роль выполняет кальций.

Он один из пяти самых распространенных в организме человека элементов. Количество кальция в организме человека составляет 1,4%, а его суточная норма приблизительно равна 800-1250 мг, содержится кальций во многих продуктах, но больше всего его в молоке и молочных продуктах, около 80% кальция поступает в организм с ними.6 Также он содержится во многих овощах, фруктах (инжир, курага) и рыбной продукции. Недостаток и избыток этого элемента могут вызвать ряд заболеваний таких как гипертензия (стойкое и значительное повышение давления в артериях).

2.2.

Легкие d- металлы (кобальт, медь, марганец, железо, цинк)

Кобальт (Co)

Кобальт хорошо известен как биогенный элемент. Хоть он и ядовит и радиоактивен, но жизненно необходим организму. Он основной элемент в построении витамина Б12 (участвующий в ферментативных реакциях и предотвращающий анемию). Сам кобальт стимулирует выработку эритроцитов костным мозгом, помогает усваиваться железу и стимулирует фагоцитоз (устранение вредоносных бактерий) лейкоцитов.

Кобальт активно помогает в синтезе белков, углеводов, жиров, а также ДНК и РНК, а также стимулирует обновление клеток организма. Он оказался надежным союзником врачей в их борьбе за жизнь людей. Крупицы изотопа кобальт-60, помещенные в медицинские «пушки», не причиняя вреда организму человека, бомбардируют гамма-лучами внутренние злокачественные опухоли, губительно влияя на быстроразмножающиеся больные клетки, приостанавливая их деятельность и тем самым ликвидируя очаги страшной болезни.7 В организм этот элемент попадает в основном из зеленого горошка, печени, фасоли, много кобальта содержится в птице и рыбе.

6Леенсон И.А. Превращение вещества. Химия. - М..:ОЛМА Медиа Групп, 2013.

7Венецкий С.И. Рассказы о металлах - М..: Металлургия, 1979. С.99.

Медь (Cu)

Медь концентрируется в костях, мышцах, мозге, крови, почках и печени и отвечает за работу каждого из этих органов. Неудивительно, что в клетках человеческого организма содержится до восьмидесяти граммов меди. Медь помогает синтезировать ферменты и белки, расти клеткам, укрепляться иммунной системе. Немаловажную роль этот элемент играет в процессе кроветворения. Железо превращается в гемоглобин благодаря меди.

Кожа упруга и эластична, в этом ей помогает коллаген, содержащий медь. Медь стимулирует работу эндокринной системы, в первую очередь гипофиза, что позволяет увеличивать активность инсулина в разы. При недостатке меди у человека развивается малокровие и анемия.

Люди издревле используют медь не только как металл, но и как лекарство. Кочевники использовали медную посуду, чтобы избежать заражения, а античные воины носили медную броню, чтобы их раны не гноились и быстрее заживали. Во время эпидемий, люди, чьи профессии были связаны с медью, оставались здоровыми.

На Руси медью лечили целый ряд заболеваний, таких как артрит и радикулит, ей же лечили раны, ушибы и переломы. Все это показывает свойства меди, как дезинфицирующего вещества, схожую роль она также выполняет и в организме.

Ученые выяснили, что в воде богатой медью, рыбы (эксперимент проводился на карпах) растут быстрее и живут дольше, чем в обычной воде. У некоторых морских обитателей (осьминоги, каракатицы, улитки) медь окрашивает кровь в голубой цвет.8

Марганец(Mn)

В больших количествах этот металл ядовит для организма, поэтому его содержание ничтожно мало. Несмотря на это, он содержится в каждой клетке любого живого существа. Он участвует в кроветворении, а также во многих нейрохимических процессах. Марганец помогает организму построить иммунную защиту. Этот металл способен вернуть мышцам тонус и чувствительность, а также снижает количество избыточного холестерина, не давая ему закупоривать сосуды, образуя тромбы.

Обмен витаминов C,E, В и формирование новых клеток происходит при участии марганца. Также он стимулирует рост и развитие хрящей. Марганец активно участвует в кроветворении и развитии клеток всех органов и тканей. Также марганец можно считать антиоксидантом, он поддерживает уровень сахара и восстанавливает структуру тканей. Этот металл содержится во многих фруктах, овощах и ягодах.

8Там же. С .119.

При дефиците марганца человек испытывает слабость, утомление, боль в мышцах. У детей с дефицитом марганца нарушается развитие.

При избытке марганца в организме рушится баланс многих необходимых организму элементов, таких как кальций, фосфор и железо, вызывая ослабления иммунитета.

Без марганца растения не смогли бы фотосинтезировать (эксперименты проводились на шпинате). Марганец разрушает яды, так укушенных каракуртом (огромным, смертельно ядовитым пауком) людей спасали с помощью солей марганца.

Железо(Fe)

«Прочие мужи ахейские меной вино покупали,
Те за звенящую медь, за седое железо меняли,
Те за воловые кожи или волов круторогих,
Те за своих полоненых. И пир уготовлен веселый…»9

Биогенная роль железа также высока, как и историческая. В организме оно встречается в виде двух катионов Fe2+ и Fe3+. Этот элемент в основном отвечает за белые и красные кровяные тельца. Красные называются эритроциты и содержат гемоглобин. Они ответственны за перенос кислорода в организме, без них мы не смогли бы дышать. Белые кровяные тельца называются лимфоцитами и строят иммунитет.

При недостатке железа организм заболевает анемией – малокровием, так как количество эритроцитов и лимфоцитов сокращается в разы. У детей дефицит железа может вызвать неправильное развитие мозга и даже смерть. Особо страдают при этом заболевании ткани эпителия (покрытия) , образуются экземы и дерматиты.

В организме железо тратится с интенсивностью 1 мг в день, суточная норма примерно 10 мг, так как усваивается только 10% поступившего железа.10 Поступает железо в организм в основном из гречневой крупы, сои, печени и некоторых фруктов, ягод и овощей.

Различают два типа железа гемовое и негемовое. Гемовое входит в состав гемоглобина и получается в основном из печени и мяса. Негемовое образует лимфоциты и участвует в межклеточных процессах и поступает в организм с растительной пищей.

9 Гомер. «Илиада» в пер. Н. Гнедича с предисловием. песнь 7. стих 470.

10Леенсон И.А. Превращение вещества. Химия. - М..:ОЛМА Медиа Групп, 2013. с. 78

Цинк(Zn)

Цинк— важный биогенный элемент, в живых организмах содержится в среднем 5·10-4% цинка.11 С помощью этого элемента синтезируется витамин Е. Цинк входит в состав большого числа ферментов и гормона инсулина.

Цинк отвечает за образование, рост и метаболизм (обмен веществ) клеток, синтез белков, заживление ран. Он активизирует иммунные реакции, направленные против бактерий, вирусов, опухолевых клеток и усваивает углеводы и жиры.

Этот элемент способствует поддержанию и улучшению памяти, вкусовой и обонятельной чувствительности, обеспечивает стабильность сетчатки и прозрачности хрусталика глаза.

Организм получает цинк главным образом из пищи. Суточная норма цинка 10-20 мг в день.12 Больше всего цинка содержится в говядине, свинине, курином мясе, отрубях, пшенице, грибах и устрицах.

Недостаток цинка вызывает ряд серьезных заболеваний, таких как атеросклероз, цирроз печени, рак, болезни сердца и многие другие, порой смертельные болезни.

Кроме всего прочего, цинк положительно влияет на память, волосы, зубы и синтез витамина А.

11Леенсон И.А. Превращение вещества. Химия. - М..:ОЛМА Медиа Групп, 2013., с. 90

12Там же. С.93

2.3.

Прочие металлы (Mo, Ni)

Следует выделить еще два металла, чьи уникальные особенности нуждаются в обозревании.

Молибден (Mo)

Молибден, как и всякий тяжелый металл (металл со значительным атомным весом), содержится в клетках в малых количествах, но тем не менее он является жизненно необходимым биогеном. Основная уникальная задача молибдена – промотировать (то есть усиливать свойства) витаминов (в основном С), синтез аминокислот, накопление азота в клетках, анаболические процессы.

Молибден защищает зубную эмаль и предотвращает кариес. Этот элемент помогает выработке гемоглобина. Суточная потребность в молибдене около 9 мг.

При недостатке молибдена в тканях организма наблюдается значительное ослабление иммунной системы, загрязняются клетки, и ухудшается состав крови. При избытке может возникнуть отложение солей в суставах и подагра.

Молибден часто используется в медицине, так как его сплавы (чаще всего комохром) безвредны для организма, и из них например изготавливаются протезы .

Никель.(Ni)

Известный биохимик Д. Уильямс выделил и исследовал десять биогенных металлов жизни.13 Современная наука оспаривает его позицию, выделяя также одиннадцатый металл - никель.

Никель - тяжелый, ядовитый металл, в больших количествах вредный для организма. Однако последние исследования указывают на относительно высокое содержание никеля и его немалое участие в биологических процессах.

Этот элемент содержится в клетках печени, почек, поджелудочной железы, гипофиза и легких. Никель участвует в активировании ферментативных реакций гидролиза, а также реакций с участием карбоксильной группы (-COOH). Также никель продлевает действие инсулина и участвует в обмене многих веществ и витаминов С и В12. Никель ядовит, поэтому его избыток может привести к отравлению и ряду других отклонений. Недостаток никеля вызывает сахарный диабет (из-за ослабленного действия инсулина), понижения уровня гемоглобина и замедление роста и развития организма.

13Венецкий С.И. Рассказы о металлах - М..: Металлургия, 1979. С.99.

Сводная таблица значений металлов жизни для организма человека и основные источники поступления в организм.

Металл

Значени для организма.

Последствия для организме при избытке/недостатке.

Источники поступления в организм .

Калий

-выведение воды через почки

-регуляция воды в тканях.

Недостаток: гипокалиемия.

Избыток: язвы тонкого кишечника.

Продукты, содержащие витамин В6.

Натрий

-передача нервных сигналов.

-отвечает за мышечную активность

-терморегуляция.

Недостаток: обезвоживание.

Избыток: клеточная дегидратация.

Поваренная соль. Пищевая сода.

Магний

-фотосинтез, задействован в каталитических реакциях.

Недостаток: инфаркт, тахикардия, диабет. Избыток: сонливость, заторможенность.

Персики, абрикосы, цветная капуста, жесткая вода.

Кальций

-прочность костей -свертывания крови

Недостаток: гипертензия. Избыток: жажда, тошнота, судороги.

Инжир, курага, виноград, рыба.

Кобальт

-синтез эритроцитов и витамина В12. -стимулирует фагоцитоз лейкоцитов

Недостаток: анемия, слабость, акобальтоз.

Избыток: ухудшение работы нервной системы и мышц сердца.

Горох, фасоль, печень, морепродукты.

Медь

-синтез ферментов и белков

-кроветворение

Недостаток: малокровие и анемия.

Избыток: бессонница, боль в мышцах.

Осьминоги, каракатицы, карпы, устрицы, мидии.

Марганец

-поддерживает тонус мышц

-предотвращает закупоривание тромбов.

Недостаток: слабость, утомление, боль в мышцах. Избыток: ослабление иммунитета.

Фрукты, овощи , в первую очередь яблоки.

Железо

-синтезирует белые и красные кровяные тельца

-кроветворение.

Недостаток: анемия, удушье, малокровие.

Избыток: артрит, отравление органов, сахарный диабет.

Различная растительная пища, в первую очередь крупы.

Цинк

-синтез гормонов, белков, инсулина и витамина Е.

Недостаток: цирроз, рак, болезни сердца и печени.

Избыток: ломкость и выпадение волос, тошнота.

Говядина, свинина, куриное мясо, отруби.

Молибден

-промотирование (усиление) витаминов -синтез аминокислот -защита эмали

Недостаток: ослабление иммунной системы, загрязнение клеток.

Избыток: отложение солей в суставах и подагра.

Печень, горох, фасоль.

Никель

-катализ действия инсулина

-катализ реакций с участием витаминов С и В12 .

Недостаток: сахарный диабет, понижение уровня гемоглобина.

Избыток: отравление клеток никелем.


Горох, фасоль, чечевица.


§3.

Способы использования металлов в медицине и определение их содержания в биологических материалах.

3.1.Металлы – полезные и опасные.

Несомненно, польза металлов жизни для организмов невероятно велика, но, тем не менее, они могут быть как полезными, так и опасными элементами. Некоторые из них – радиоактивные частицы и их содержание не должно превышать тысячных долей. Для сохранения баланса элементов у людей, нужно тщательно следить за веществами, поступающими в организм, как с бактериологической, так и с химической точек зрения.

Все металлы содержатся в организме не в свободной форме, а в форме ионов разных степеней окисления. Этим часто пользуются современная медицина, так при недостаточном количестве ионов железа, а вследствие гемоглобина, приводящему к анемии, врачи вводят больному положительно заряженные частицы этого элемента, давая ему молочнокислую или аскорбиновую кислоту. При избыточном содержании железа, больному вводят фосфаты или карбонат кальция.

Тем не менее, бесконтрольное введение в организм соединений различных ионов металлов приводит к печальным последствиям. Так, даже хорошо известная все поваренная соль (NaCl), содержащая ионы натрия – не безвредна, ежедневное употребление этого вещества, в количестве более 10 граммов приводит к развитию гипертонии, а существенное превышение дневной дозы может оказаться смертельным для организма.14

Некоторые металлы – элементы жизни – токсичны по своей природе. Наиболее опасные из них – магний (Mg) и цинк (Zn). Попав в легкие, ионы магния вызывают, так называемую литейную лихорадку. Вследствие воздействия летучего оксида магния на легочные ткани организма, возникают болезненные ощущения и удушье, что, порой, приводит к летальному эффекту. Покровные ткани, главным образом кожа, также страдают от магния. Его ионы вызывают дерматиты при касании, а при подкожном введении могут вызвать серьезный паралич мышц.

Цинк, играющий важную роль в метаболизме, намного опаснее магния. Оксид цинка и пыль его металлической формы вызывают патологические воспаления тканей, приводят к образованию язв, дерматитов и экзем. При попадании катионов цинка в легкие возможен летальный исход, смертельная концентрация оксида цинка в воздухе – более 0,005 мг/л. 15 Вода с содержанием цинка – опасна для желудочно-кишечного тракта.

14Венецкий С.И. Рассказы о металлах - М..: Металлургия, 1979. С.65.

15Леенсон И.А. Превращение вещества. Химия. - М..:ОЛМА Медиа Групп, 2013., с. 108.

Помимо магния и цинка, все металлы второй группы периодической системы – в разной степени обладают токсичными свойствами и пагубны для организма. Примеси железа в воде – встречаются повсеместно, разрушая организм быстрее многих опасных металлов, а токсичность никеля стоит на одном уровне с токсичностью свинца.

3.2.Способы качественного анализа металлов в биологических материалах.

Исследование функций ионов металлов жизни в организмах требуют разработки все более точных методов как качественного, так и количественного анализа содержания катионов металлов в организме.

Химические способы анализа – громоздкие и трудоёмкие, за последние десять лет развитие и широкое распространение получили физико-химические методы. Они основаны на поглощении и отражении света разными ионами, избирательной адсорбции и радиоактивности.

Самый простой способ выявления металлов – удалить все биологические примеси. Чаще всего от них избавляются путем накаливания, так как при высокой температуре белки, жиры и углеводы разрушаются, затем выгорает углерод. Остаток накаливания растворяют в азотной кислоте ,а ее избыток устраняется раствором аммиака.

После всех реакций, остается гораздо более простая задача – проанализировать раствор неорганических веществ (солей). Существует множество качественных реакций для обнаружения катионов металлов в растворе. Чаще всего пользуются реакциями обмена, с образованием осадков, специфичных для каждого металла.

В аналитической химии пользуются в основном комплексными соединениями ионов металлов с органическими веществами. Данным методом можно обнаружить искомый ион, даже в присутствии других ионов металлов.

Ион железа (Fe2+) в соединении с органическим веществом дипиридилом приобретает ярко красный цвет, а ион (Fe3+) обнаруживается путем добавления диоксидисульфобензола. Его цвет варьируется от красного до иссиня-черного в зависимости от кислотности среды, в которой проводится реакция. Для более точного определения данного катиона используется менее распространенный гекса-цианоферрат калия (K4Fe(CN)6), придающий соединению катиона синий цвет, вне зависимости от кислотности среды (K4Fe(CN)6 -> Fe4[Fe(CN)6]).

Магний выявляют хинализарином, окрашивающим его в сине-фиолетовые тона, а цинк – дитизоном, придающим ему пурпурно-красный цвет.

Соединения, выявляющие металлы называют лигандами. Лиганды чаще всего - сложные органические соединения, хотя есть и исключения, к примеру – рубеановая кислота, служащая лигандой для кобальта.

3.3.Способы количественного определения металлов.

Чтобы изучить свойства металлов и восстановить их баланс в организме, качественного анализа недостаточно. Нужно узнать точное содержание и соотношение различных катионов в органическом материале. Современная химия пользуется фотометрическими методами.

Принцип, лежащий в основе фотометрирования довольно прост. Представим, что катион какого- либо металла жизни соединен с лигандом и приобрел характерную окраску. Нам известно, из какого количества биоматериала получен данный объем раствора, но неизвестна концентрация комплекса во всем объеме вещества.

Для того, чтобы узнать концентрацию необходимо приготовить точно такой же комплекс в чистом виде и растворить его в уже известном нам объеме воды. Далее необходимо сравнить интенсивность окраски у контрольного образца и исходного, и если они одинаковы, мы можем сделать вывод о том, что их концентрации равны. Если же окраски различаются, необходимо приготовить еще один контрольный раствор, так, чтобы окраски совпадали.

Получить новый раствор, можно по формуле 2,31*g*I/I0 = -k*l*с, где I0-интенсивность потока света, падающего перпендикулярно поверхности раствора, l-толщина слоя раствора, I-интенсивность потока света, прошедшего через один слой раствора, k – коэффициент поглощения, а с - искомая концентрация вещества. В наши дни процесс фотометрирования полностью автоматизирован.

Другой путь определения содержания металлов заключается в использовании методов спектрального анализа. Для того, чтобы получить спектр испускания вещества, нужно подвести к нему энергию и возбудить атомы. Полученное излучение направляют на призму спектрографа, где оно выходит в виде множества линий, по последней из которых можно определить количество металлов жизни.

Исследование свойств ионов и комплексов металлов – элементов жизни ведет к раскрытию широких перспектив в биологии, медицине, химии и многих аспектах жизни человека, в том числе позволяет разрабатывать методы управления процессами жизни.16

16 Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. - М..: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1986. С. 125.

Заключение.

Подведем итоги проделанной работы: в реферате были обобщены сведения о металлах элементах жизни, об их свойствах и функциях, доказана значимость и опровергнута случайность появления металлов жизни в клетках живых организмах. В первой главе раскрыто понятие металлов жизни, рассказано об их сходствах и различиях.

Во второй главе данной работы описан каждый из металлов – элементов жизни. Там же приведены функции, последствия при недостатке и избытке и способы получения каждого из них. Заключением ко второму параграфу служит таблица, обобщающая и наглядно показывающая особенности каждого из одиннадцати металлов жизни.

В третьем параграфе описаны перспективы исследования металлов жизни для медицины, биохимии и прочих направлений, а также способы их использования на благо людям, для выявления и предотвращения болезней, порой смертельных для человека.

Более того, в реферате подробно описаны методы выявления металлов – элементов жизни в тканях живых организмов. Обобщены сведения о технологиях их выявления и соответствующие формулы. Рассказано о лигандах, являющихся неотъемлемой частью анализа металлов жизни и приведены некоторые из них.

Список литературы.

Леенсон И.А. Превращение вещества. Химия. - М..:ОЛМА Медиа Групп, 2013.

Николаев Л.А. Металлы в живых организмах. - М..: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1986.

Венецкий С.И. Рассказы о металлах - М..: Металлургия, 1979.

Соченкова С.А. Накануне Урока: О роли макро- и микроэлементов в жизнедеятельности нашего организма: беседа врача. // Химия для школьников - 2008 - №3 -с.18-25.

Куркова Т.Н. В мире веществ и реакций : Вещества - Хамелеоны // Химия для школьников - 2009 - №4 - с.53-57.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни icon«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни
В своем реферате я объясню, зачем нам необходимы определенные металлы и почему без некоторых не можем существовать ни мы, ни окружающие...
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни icon«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни
В своем реферате я объясню, зачем нам необходимы определенные металлы и почему без некоторых не можем существовать ни мы, ни окружающие...
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни iconРеферат «Нанотехнологии в медицине» Сопова Софья 2011г. Гоу гимназия...

«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни iconХронотоп в романе Лермонтова ''Герой нашего времени
Гбоу гимназия города Москвы Гимназия №1505 "Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория"
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни icon«Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» реферат
Задачи, стоявшие перед М. В. Ломоносовым, в области упорядочения стилистической системы русского языка
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни iconГоу гимназия 1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»...

«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни icon«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» реферат...
В своём реферате, я хочу изучить строение и принцип работы нейронных сетей, процесс их обучения
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни iconМосковская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория» «Московский...
Руководитель – К. Х. Н., доцент кафедры «Органическая химия мгпу» Ройтерштейн Дмитрий Михайлович
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни iconМосковская Городская Педагогическая Гимназия-лаборатория реферат...
«Риски, связанные с деятельность и технологическим прогрессом человечества»
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни icon«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Сатирические средства изображения помещиков и чиновников в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни icon«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»
Целью моей работы является рассмотреть основные версии расстрела царской семьи и сделать вывод о том, какая из них в наибольшей степени...
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни icon«Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» г. Москвы Диплом
Диплом посвящен исследованию стихотворений поэтов-декабристов с позиции сохранения и продолжения в них традиций «высокого штиля»...
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни icon«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» реферат Лекарства и яды
У каждого лекарства, будь то аспирин или диол есть своя история, своя сфера применения и свои специфические свойства. Также и у ядов...
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни iconГоу «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория №1505»...
Солнечной системы, и более всего узнать, существует ли такая планета, которая очень похожа на нашу, и на которой может существовать...
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни iconМосковская область, г. Серпухов городская педагогическая конференция доклад
Раскрыть на конкретных примерах роль детей военного времени в приближении великой Победы
«Московская городская педагогическая гимназия–лаборатория» реферат Металлы – элементы жизни iconМосковская Педагогическая Гимназия-лаборатория Ускорители, коллайдеры...
Я выбрал эту тему, потому что она одна из самых популярных тем в наше время, так как с помощью Большого адронного коллайдера ученые...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск