Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет





НазваниеМинистерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет
страница1/37
Дата публикации26.08.2013
Размер4.58 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37
Министерство здравоохранения Российской Федерации

Ростовский государственный медицинский университет

А. О. Бухановский [Ю. А. Кутя вин) М. Е. Литвак

ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

Пособие для врачей

Издание третье, переработанное и дополненное

Ответственный редактор доктор медицинских наук, профессор А. О. Бухановский

Ростов-на-Дону

Издательство лечебно-реабилитационного научного центра «Феникс» Издательство «Феникс»

2003



УДК 616.89(075) Б 94

Утверждаю.

Председатель секции

по психиатрии ученого совета

Минздрава России Т. Б. Дмитриева.

30.06.1998 г. Протокол № 3

Рецензенты:

заслуженный деятель науки РФ,

доктор медицинских наук, профессор Б. В. Шостакович,

доктор психологических наук, профессор ^7. Н. Ермаков

Бухановский А. О. и др. Б 94 Общая психопатология: Пособие для врачей / А. О. Бухановский, [юГ2~К^^ви^], М. Е. Литвак. — 3-е изд.,

перераб. и доп. — Ростов н/Д: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2003.- 416 с: ил.

В пособии для врачей дана методология диагностическою процесса в психиатрии, систематизированы сведения о психопатологических симптомах, о структуре и динамике основных продуктивных и негативных синдромов, включающих эти симптомы, об основных формах патологии личности. При описании симптомов рассматриваются психопатологические синдромы, в которые они входят. Приведена феноменология основных и атипичных вариантов синдромов. Предложены критерии их дифференциальной диагностики. Раскрыто клиническое значение синдромов.

Рассчитано на психиатров, наркологов и психотерапевтов, проходящих постдипломное обучение, интернов, клинических ординаторов, аспирантов и врачей смежных дисциплин. Будет полезно студентам медицинских вузов и психологических факультетов.

ISBN 5-222-03657-Х

УДК 616.89(075)

© Лечебно-реабилитационный научный

центр «Феникс», 1992 © Издательство лечебно-реабилитационного

научного центра «Феникс», 2003 © Обложка, изд-во «Феникс», 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

От авторов ...,...,............................................................................7

Предисловие ко второму изданию (А.О.Бухановский)...............9

ОБЩА» ПСИХОПАТОЛОГИЯ В СВЕТЕ

ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ

МЕТОДОЛОГИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА В ПСИХИАТРИИ .....................................11

1.1. Подходы к пониманию психической нормы

и психической патологии, психического здоровья

и психической болезни (А. Я. Перехов)...................................11

1.2. Основные положения методологии диагностического процесса в психиатрии (переработана А. О. Бухановским).... 18

1.3. Психотический и непсихотический

уровень психических расстройств (А. О. Бухановский)..........49

2 ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ (ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ СЕМИОТИКА) .........................52

2.1. Симптомы патологии чувственного познания....................52

2.2. Симптомы патологии памяти..............................................70

2.3. Симптомы патологии рационального познания.................82

2.4. Симптомы патологии эмоций...........................................112

2.5. Симптомы патологии волевой сферы и внимания...........121

3 ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ...................141

3.1. Позитивные психопатологические синдромы..................141

3.1.1. Астенический синдром................................................141

3.1.2. Синдромы аффективных расстройств.........................143

3.1.3 Невротические и неврозоподобные синдромы............154

3.1.4. Паранойяльные синдромы. Галлюцинозы..................163

3.1.5. Аффективно-параноидные, параноидные, парафренные, люцидные кататонические синдромы............173

3.1.6. Синдромы нарушенного сознания..............................183

3.1.7. Парамнестические синдромы......................................209

3.1.8. Судорожные синдромы (пароксизмальные выключения сознания)...........................................................211

3.1.9. Психоорганический синдром......................................216

3.2. Личность и основные формы ее патологии.....................219

3.2.1. Астеническая форма....................................................228

3.2.2. Психастеническая форма............................................229

3.2.3. Гипотимическая форма...............................................230

3.2.4. Гипертимическая форма.............................................231

3.2.5. Истерическая форма...................................................232

3.2.6. Возбудимая (эпилептоидная) форма...........................234

3.2.7. Паранойяльная форма.................................................235

3.2.8. Шизоидная форма (патологически замкнутые)..........236

3.2.9. Аутизм (А. О. Бухановский)......................................237

3.3. Синдромы негативных психопатологических расстройств.....245

3.3.1. Врожденный психический дефект (олигофрения)......246

3.3.1.1. Дебильность...........................................................246

3.3.1.2. Имбецильность.......................................................247

3.3.1.3. Идиотия..................................................................247

3.3.2. Приобретенный психический дефект.........................248

3.3.2.1. Истощаемость психической деятельности............250

3.3.2.2. Субъективно осознаваемая измененность «Я»......251

3.3.2.3. Объективно определяемые изменения личности ... 252

3.3.2.4. Дисгармония личности (включая шизоидизацию).. 254

3.3.2.5. Снижение энергетического потенциала................255

3.3.2.6. Снижение уровня личности...................................256

3.3.2.7. Регресс личности...................................................257

3.3.2.8. Амнестические расстройства................................258

3.3.2.9. Тотальное слабоумие (глобарная деменция).........259

3.3.2.10. Психический маразм............................................260

ОСНОВНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ДЕТСКОГО И ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

(А. И. Ковалев).......................................................263

4.1. Синдром невропатии........................................................264

4.2. Синдром детского аутизма...............................................265

4.3 ГипердинамическиГ: синдром............................................268

4.4. Синдром детских патологических страхов.......................270

4.5. Синдром дисморфомании.................................................271

4.6. Синдром нервной анорексии............................................273

4.7. Синдром психического инфантилизма.............................276

4.8. Синдром гебоидности.......................................................278

5 ОБЩАЯ НАРКОЛОГИЯ (А. С. Андреев).............................................................282

5.1. Наркологические симптомы, симптомокомплексы и состояния............................................282

5.2. Наркологические синдромы.............................................290

5.2.1. Опьянение....................................................................290

5.2.1.1. Психический компонент опьянения.....................291

5.2.1.2. Соматоневрологаческий компонент опьянения.....295

5.2.1.3. Алкогольное опьянение.........................................296

5.2.2. Большой наркоманический синдром..........................299

5.2.2.1.Синдром измененной реактивности.......................299

5.2.2.2. Синдром зависимости............................................299

5.2.3 Последствия хронической интоксикации

алкоголем и другими психоактивными веществами.............302

5.2.3.1. Расстройства психической сферы.........................302

5.2.3.2 Соматоневрологические нарушения.......................304

ФУНКЦИОНАЛЬНО Л0КАЛИЗАЦИ0ННЫЕ

6 АСПЕКТЫ ПАТОЛОГИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(А. Я. Перехов, О. К. Труфанова)...............................306

6.1. Функциональная асимметрия головного

мозга и общая психопатология (А. Я. Перехов)....................306

6.2. Нейропсихологические синдромы нарушений высших психических функций при локальных поражениях коры

больших полушарий головного мозга (О. К. Труфанова).........321

приложвше (подготовлено А. О. Бухановским) Общая психопатология в сертификационных экзаменах по психиатрии для специальностей «психиатрия», «наркология», «психотерапия», «сексопатология»....................351

1. Положение о сертификации врачей и сертификационном экзамене. О занятии медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации. Приказ Министерства здраюохранения Российской Федерации

от 20.05.97 № 156 (извлечения); Об итогах совещания

с руководителями кадровых служб. Приказ

Министерства здравоохранения Российской Федерации

от 14.05.98 № 162 (извлечения).................................................353

2. Вопросы тестового контроля сертификационного экзамена по психиатрии

(раздел 2. Общая психопатология)..........................................368

3. Ответы на вопросы тестового контроля сертификационного экзамена по психиатрии

(раздел 2. Общая психопатология)..........................................410

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

411

ОТ АВТОРОВ

Совершенствование знаний общей психопатологии диктуется требованиями каждодневной психиатрической практики и необходимостью повышения качества подготовки специалистов, включая постдипломное образование психиатров, наркологов, психотерапевтов. Поиск и выделение психопатологических симптомов, ихтипирование, определение синдромо-генеза, синдромокинеза и синдромотаксиса, нозологическая диагностика заболевания, прогноз, лечение, тактика реадаптации и реабилитации, медико-социальная защита пациентов и общества тесно связаны с методологией диагноза и начинаются с общей психопатологии, которой и посвящено это пособие для врачей.

Мы постарались учесть богатейший опыт наших предшественников, работавших на кафедре Ростовского государственного медицинского университета — одной из старейших кафедр психиатрии. Это академик АН УССР А. И. Ющенко, профессора М. Я. Серейский, Н. Н. Корганов, Ю. С. Николаев, М.П. Невский, член-корреспондент АМН СССР А. А. Меграбян. В книге отражен и наш личный многолетний клинический и педагогический опыт. В ней рассмотрены оригинальные методические подходы, разработанные в процессе постдипломной подготовки врачей по психиатрии, наркологии и психотерапии, показана роль и место общей психопатологии в диагностическом процессе, упорядочены и систематизированы сведения о психиатрической семиотике — «азбуке» психиатрии, а также о позитивных и негативных пси-

хопатологических синдромах личности, основных формах ее патологии.

Мы выражаем глубокую признательность сотрудникам кафедры и клиники психиатрии: профессору В.М. Коваленко, доцентам О. Я. Силецкому и В. А. Китьян, ассистентам В. Г. Заике, В. Л. Капустянскому, заведующим отделениями — заслуженному врачу РСФСР М.И. Пудовиковой и А. И. Шевелеву, ординаторам С. П. Кравцовой и А. М. Лиману за поддержку и ценные замечания, учтенные при создании этой книги.

ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ

Неожиданно для нас первое издание «Общей психопатологии» разошлось за три месяца, и выявилась настоятельная потребность в его переиздании.

Наше время отмечено печатью неуклонного роста распространенности психических расстройств — как классических так и атипичных, многие из которых все более и более напоминают соматическую патологию (психосоматические болезни, сенестопатозы, ипохондрические состояния, неврозы, ларви-рованные субдепрессии и пр.). В связи с этим растет роль и важность знаний по общей психопатологии в системе образования врачей различных специальностей (как вузовского, так и постдипломного) и соответственно актуальность преподавания данного предмета.

В пособии А. О. Бухановским существенно переработана глава «Общая психопатология в свете основных положений методологии диагностического процесса в психиатрии». В ней впервые рассмотрены представления о соотношении нормы и патологии, здоровья и болезни, о психотическом и непсихотическом уровне психических расстройств, а также введен новый подраздел «Подходы к пониманию психической нормы и патологии, здоровья и болезни», написанный А. Я. Пе-реховым. В книгу вошли новые главы. «Основные психопатологические синдромы детского и подросткового возраста» написана А. И. Ковалевым, «Общая наркология» — А. С. Андреевым, «Функцйонаяьно-локализационные аспекты патологии психической деятельности» — А. Я. Переховым и О. К. Тру-

фановой. А. О. Бухановским подготовлено приложение. В нем впервые даны материалы по сертификации специалистов — психиатров, наркологов, психотерапевтов, сексопатологов, вопросы тестового контроля, а также ответы к ним. Здесь же приводятся извлечения из соответствующих нормативных документов.

Коллектив авторов за истекшее время понес большую утрату: ушел из жизни Ю. А. Кутявин — один из наиболее талантливых ростовских психиатров, воистину правофланговый в коллективе преподавателей факультета повышения квалификации кафедры психиатрии Ростовского государственного медицинского университета. Утрата эта невосполнима, но коллеги и ученики Юрия Алексеевича подхватили перо, выпавшее из рук Учителя. Это доцент А. Я. Перехов, ассистенты кафедры А. С. Андреев, А. И. Ковалев, доцент О. К. Тру-фанова.

Надеемся на то, что этот труд окажется полезным для наших коллег, что станет самой большой наградой для авторов. Будем благодарны за любые замечания и предложения, которые постараемся учесть при издании книги.

Наш адрес: 344022, Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский,

316, кафедра психиатрии.

Тел.: (8632) 65-31-10, 53-79-66, 53-79-33.

Факс:(8632)53-06-11.

Телекс: E-mail: buh@jeo.ru

ОБЩАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ

IB СВЕТЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ МЕТОДОЛОГИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА В ПСИХИАТРИИ

1.1. ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ

ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЫ И ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ, ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ПСИХИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ

Человек как биосоциальное явление в качестве объекта психиатрии рассматривается как диалектическое единство двух подструктур: организменной (биологической) и личностной (социальной). Организм как биологическая подструктура может находиться в двух биологических альтернативных состояниях — нормальном или патологичном. Личность как социальная подструктура также может находиться в двух социальных состояниях — здоровом и больном. Следовательно, широко применяемые в психиатрии термины («патологическая личность» или «патологическое развитие личности») представляются не до конца корректными. Состояния соматической и душевной сферы (психических функций) могут быть оценены в критериях нормы и патологии, состояния духовной сферы — только в критериях здоровья и болезни. Психические функции (восприятие, мышление, память и т. д.) бывают патологичными или нормальными, а человек — только психически здоровым или психически больным, хотя в обыденной жизни понятия

12

Глава 1

«психически ненормальный» и «психически больной» являются синонимами.

В реальной медицинской практике патология весьма часто совпадает с болезнью, а норма — со здоровьем. Но нередки случаи, когда происходит расхождение. Например, у человека, находящегося в выраженном алкогольном или наркотическом опьянении, отмечаются признаки патологии практически всех психических функций, но больным он не является (как и человек, находящийся в трансовом состоянии). Это «особое» состояние самосознания, рассматриваемое в рамках психологии, а не как психопатологический синдром пароксизмального помрачения сознания, например, шаман или «вновь рождающийся» при ребефинге (психотерапевтическая методика), также не являются больными, но у них проявляются признаки патологии. У лиц без признаков патологии психических функций могут обнаруживаться грубые нарушения поведения, приводящие к социальной дезадаптации (аморальные поступки, жестокость, эмоциональная тупость, асоциальные и антисоциальные установки, и т. д.), в результате чего может быть диагностировано психическое расстройство. Кстати, обязательным критерием диагностики психопатий по Ганнушкину является критерий социальной декомпенсации.

Психиатрическая практика постоянно дает яркие свидетельства того, что человека нельзя рассматривать как абстрактную унифицированную совокупность жестко зафиксированных биологических и социально-психологических свойств. Наряду с определенными общими и устойчивыми жизненными проявлениями, характерными для всех людей, каждый человек обладает большим разнообразием индивидуальных особенностей и реакций, свойственных только ему. Поэтому при рассмотрении человека как объекта психиатрии в плане дихотомического деления здоровья — болезни следует уделять особое внимание проблеме индивидуальности в различных ее аспектах (биологическом, психологическом, социальном) и

Общая психопатология...

13

проявлениях (в диалектическом единстве врожденных и приобретенных, устойчивых и постоянно меняющихся свойств).

В психиатрии существует два основных крайних направления, рассматривающих проблему соотношения психического здоровья и болезни.

Нозоцентризм— мышление врача ориентировано на поиск болезни или патологии. Проявляется тем, что любой отклоняющийся от ожидаемого признак человеческой психики квалифицируется как признак болезни, симптом или синдром. Доведенное до крайности и абсурда нозоцентри-ческое мышление во всем многообразии психической деятельности человека находит девиантность, «скрытые», «недоразвитые» или явные психические болезни. Подобный подход ведет к «профессиональному кретинизму», ортодоксальности, патернализму и, часто сочетаясь с гипердиагностикой психических болезней, способствует нарушению прав человека.

Нормоцентризм мышление врача ориентировано на поиск только саногенных факторов. При таком подходе даже самые отклоняющиеся формы поведения психологизируются, объясняются ситуацией, воспитанием, социальной действительностью и не выводятся за рамки психического здоровья. Абсолютизация этого принципа лежит в основе антипсихиатрии.

Современное отношение к проблеме психического здоровья должно исходить из принципа «презумпции психического здоровья»: никто не может быть объявлен психически больным до тех пор, пока это не будет убедительно доказано и не будет установлен общепринятый диагноз психического расстройства. Никто не должен доказывать отсутствие у себя психической болезни и оправдываться. Гражданин изначально для всех (в том числе для государственных органов) психически здоров и не обязан подтверждать это.

Существует несколько подходов к разграничению психического здоровья и психической болезни, или расстройства:

14

Глава 1

1. Биологический. Жизнь человека сводится к «природной целесообразности», т. е. человек должен вести себя так, как это «определено» природой или Богом. Примером биологического подхода может явиться разграничение «нормального» или «ненормального» сексуального поведения человека. Если оно направлено не на продолжение рода, а только для получения чувственного удовольствия, появляется возможность диагностировать «сексуальное и психическое нездоровье». В частности, еще Крафт-Эбинг предлагал диагностировать психическую болезнь у замужних женщин в случае их промискуитетного поведения.

2. Естественнонаучный. При таком подходе возникает готовность к диагностическому заключению по отдельным фактам: патология родов, обнаружение на ЭЭГ повышенной судорожной готовности, выявление на компьютеротомограм-ме кисты прозрачной перегородки, и т. п. При этом диагностируется не обнаруженная патология, а психическая болезнь.

3. Социальный. Любое проявление социальной декомпенсации, антисоциальное поведение, какова бы ни была их причина, диагностируется как психическое расстройство (концепция Ч. Ломброзо). В частности, любая суицидальная попытка трактуется как проявление душевного расстройства.

4. Экспериментально-психологический. Та или иная ненормативность психической функции, ее отклонение от среднестатистических показателей приводит к обнаружению «ненормальности». Особенно часто это происходит при сочетании нескольких таких отклоняющихся показателей, и тогда предлагается выносить заключение о психическом расстройстве.

На самом деле диагностируется психическое расстройство или болезнь исключительно с помощью клинико-феномено-логического и клинико-психопатологического метода, структурно-динамического анализа и является прерогативой клинической психиатрии, которая неотделима от биологической, социальной, этнокультуральной психиатрии, а также клинической психологии. Понятие психической болезни появляет-

Общая психопатология...

15

ся при нарушениях в области душевной патологии (эндогенные заболевания), а не в области соматики или духовности, хотя патология здесь также может приводить к нарушению психического здоровья (экзогенные, соматогенные и психогенные заболевания). Изолированное рассмотрение телесного и духовного — компетенция не клинической психиатрии: в первом случае эта задача биологии, морфологии, физиологии, соматической медицины, во втором — психологии, социологии, философии. Однако ни те, ни другие не имеют юридического и профессионального права решать вопрос о наличии или отсутствии у данного человека психической болезни.

Вектор норма—патология носит характер континуума. В реальной жизни в популяции существуют плавные переходы от одного состояния к другому. Вектор здоровье—болезнь континуумом не является, и здесь можно отметить ступене-образность переходов.

Степени состояния психического здоровья были описаны С. Б. Семичовым в 1979 г. При этом принципиального различия между нормой и здоровьем автором, вьщелившим пять степеней состояния психического здоровья, не делалось. Фактически речь идет не о здоровье, а о норме, что мы постоянно и подчеркиваем, указывая в скобках слово «норма».

1. Идеальное здоровье (норма), или эталон, — не встречающееся в реальной жизни гипотетическое психическое состояние, все составляющие которого соответствуют некоторым теоретическим нормам, гармонично интегрированы, создают условия для полной психосоциальной адаптации и психического комфорта в реальной природной и социальной действительности и соответствуют нулевой вероятности психической болезни или психической нестабильности.

2. Среднестатистическое здоровье (норма) — показатель, который является производным усредненных психологических характеристик конкретно избранной и изученной (по полу, возрасту, социальному положению, территории проживания, и т. п.) популяции. Как каждый статистически ус-

16

Глава 1

тановленный показатель, он вероятностен, допускает определенную степень колебаний (со знаком «+/-») и отклонений от идеального здоровья. Тем самым этот показатель предполагает определенный риск психического расстройства, и в исключительных случаях краевые отклонения в состоянии такого здоровья могут соответствовать краевым вариантам некоторых заболеваний, например неврозоподобным расстройствам при сосудистых заболеваниях, клинике алкоголизма в определенной социальной прослойке, и т. п.

Зо Конституциональное здоровье (норма) — соотнесение определенных, довольно специфических типов психического состояния здоровых людей с тем или иным типом теле-сно-организменной конституции (конструкции, устройства). С этим согласуется мнение о том, что подобные сочетания создают предрасположение к определенному кругу заболеваний. Последнее даже послужило основанием для их терминологического обозначения (типирования): эпилептоидный (атлетоидный), циклоидный (пикнический), шизоидный (леп-тосомный) тип.

4. Акцентуация — вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заостренностью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит ее к определенной дисгармонии. Акцентуация, не препятствуя адаптации личности в социальной среде, в большей или меньшей степени суживает границы этой адаптации и тем самым предопределяет ситуационную уязвимость личности, увеличивает риск возникновения психических расстройств, как правило, психогенных. К акцентуациям могут быть отнесены некоторые аномалии личности, односторонняя одаренность, явления непатологического психического дизонтогенеза, и пр.

5. Предболезнь — появление первых, разрозненных, эпизодических, синдромально незавершенных признаков психической патологии, дисфункции, являющихся причиной и условием нерезких нарушений социальной адаптированное™.

Общая психопатология...

17

Общее здоровье определяется как состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических недостатков, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие (по ВОЗ).

Основные критерии общего здоровья:

• структурная и функциональная сохранность органов и систем;

• свойственная организму индивидуально достаточно высокая приспособляемость к изменениям в типичной для него природной и социальной среде;

• сохранность привычного самочувствия. Психическое здоровье — одна из важнейших составляющих общего здоровья.

Критерии психического здоровья (по ВОЗ):

• осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

• критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;

• соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

• способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

• способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;

• способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Как и в любом общем определении и в этом определении общего здоровья выявляется ряд существенных недостатков, особенно когда речь идет о психическом здоровье. В частности, понятия душевного и социального благополучия слишком широкие и не соответствуют практическому пониманию здоровья. И психически здоровый человек свое душевное состояние и социальное положение в определенные трудные

18

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconРеанимация и интенсивная терапия
Министерство здравоохранения российской федерации государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconСеминарские занятия по курсу “Биомедицинская этика”
...
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconРоль аномалий гена bcr-abl в развитии резистентности к терапии иматинибом...
Работа выполнена в Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ростовский государственный...
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconТихоокеанский государственный медицинский университет Министерства...
Публичный доклад о результатах деятельности Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования...
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации государственное...
Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика и фразеология” в нетрадиционной форме
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconМинистерство образования и науки российской федерации ростовский...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Бурятский государственный университет» по специальности 08. 00....
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconЗакона Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. №3266-1
Настоящие правила приема в государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский...
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconЗакона Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992г. №3266-1
Настоящие правила приема в государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кубанский...
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconРеанимация и интенсивная терапия
«северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconМетодические указания для студентов
«Иркутский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconТесты по дисциплине: Менеджмент Для специальности(ей)
«казанский государственный медицинский университет министерства здравоохранения российской федерации»
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет icon54 часа Зачет 1 семестр Всего 108 часов
«Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconРабочая программа по дисциплине на 2013/14 учебный год
«Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconРабочая программа по дисциплине на 2013/14 учебный год
«Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconРабочая программа по дисциплине на 2013/14 учебный год
«Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации Ростовский государственный медицинский университет iconВысшего профессионального образования «кубанский государственный...
Заведующий кафедрой скорой медицинской помощи, мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф фпк и ппс гбоу впо...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск