Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология»





Скачать 116.19 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология»
Дата публикации09.03.2016
Размер116.19 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Кротовская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено: Согласовано:

на заседании ОМО учителей Зам. директора по УВР




Протокол № 3

от «18» апреля 2013 г. 14 мая 2013г.

/


Рабочая программа

Предмет: биология

Класс: 11

Профиль: базовый
Всего часов на изучение

программы: 34


Количество часов в неделю: 1


Бородина Антонина Владимировна

учитель биологии

первая квалификационная категория

с. Кротово 2013-2014

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Общая биология» для 11класса составлена на основе программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) Авторы: Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина. Программа предусматривает изучение биологии в течение 34 часов(1час в неделю) и проведение практических и лабораторных работ, уроков-практикумов.

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы.

Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культурообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважению к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний;

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

      В результате изучения биологии на базовом уровне учащиеся должны
      понимать:

· основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

· строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; структуру вида и экосистем;

· сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирования приспособленности, образования видов, круговорота веществ и превращений энергии в экосистемах и биосфере;

· вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

      знать:
      биологическую терминологию и символику, основные структуры и функции клетки, роль основных органических и неорганических соединений, сущность обмена веществ, закономерности индивидуального развития и размножения организмов, основные законы наследственности и изменчивости, основы эволюционного учения, основы экологии и учения о биосфере;

      уметь:
      решать генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах; применять полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней. В процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.
Содержание курса.


ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ
(11 ч)

Тема 15. Экосистемы (7 ч)

      Предмет экологии. Экологические факторы среды. Взаимодействие популяций разных видов. Конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз. Сообщества. Экосистемы. Поток энергии и цепи питания. Экологическая пирамида. Биомасса. Свойства экосистем. Смена экосистем. Агроценозы.

Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы (2 ч)

      Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Круговорот химических элементов. Биогеохимические процессы в биосфере.

Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу (2 ч)

      Глобальные экологические проблемы. Общество и окружающая среда.
Демонстрации
      Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: экологические факторы и их влияние на организмы; межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренцию, симбиоз; ярусность растительного сообщества; пищевые цепи и сети; экологическую пирамиду; круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; строение экосистемы; агроэкосистемы; строение биосферы; круговорот углерода в биосфере; глобальные экологические проблемы; последствия деятельности человека в окружающей среде. Карта «Заповедники и заказники России». Динамическое пособие «Типичные биоценозы».
Лабораторные и практические работы
      1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности.
      2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
      3.   Решение экологических задач.

4. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.


ЭВОЛЮЦИЯ
(23ч)

Тема 10. Развитие эволюционных идей.
Доказательства эволюции (3 ч)

      Возникновение и развитие эволюционных представлений. Эволюционная теория Жана Батиста Ламарка. Чарлз Дарвин и его теория происхождения видов. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса (7 ч)

      Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Изоляция — эволюционный фактор. Приспособленность — результат действия факторов эволюции. Видообразование. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

Тема 12. Возникновение жизни на Земле (1 ч)

      Развитие представлений о возникновении жизни. Современные взгляды на возникновение жизни.

Тема 13. Развитие жизни на Земле (4 ч)

      Усложнение живых организмов в процессе эволюции. Многообразие органического мира. Значение работ Карла Линнея. Принципы систематики. Классификация организмов.

Тема 14. Происхождение человека (8 ч)

      Ближайшие родственники человека среди животных. Основные этапы эволюции приматов. Первые представители рода Homo. Появление человека разумного. Факторы эволюции человека. Человеческие расы.
Демонстрации
      Схемы, таблицы, рисунки и фотографии, иллюстрирующие: критерии вида (на примере разных пород одного вида животных); движущие силы эволюции; возникновение и многообразие приспособлений у растений (на примере кактусов, орхидей, лиан и т. п.) и животных (на примере дарвиновых вьюрков); образование новых видов в природе; эволюцию растительного мира; эволюцию животного мира; редкие и исчезающие виды; движущие силы антропогенеза; происхождение человека. Коллекции окаменелостей (ископаемых растений и животных).
Лабораторные и практические работы
      1. Описание особей вида по морфологическому критерию (на примере гербарных образцов).
      2. Выявление изменчивости у особей одного вида (на примере гербарных образцов, наборов семян, коллекции насекомых и т. п.).
      3. Выявление приспособлений организмов к среде обитания.

Экскурсия

  1. Способы размножения растений в природе (окрестности школы).

Учебно-методический комплект:

Учебник: Общая биология: Учебн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2003 – 303 с.: ил.

Дополнительная литература: 1. Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г. 2. Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г. 3. Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа, 2007

Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитериентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.- 128 с.

  1. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс», 2004

Интернет-ресурсы:

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
:

Сроки число

Тема

Кол-во часов

Темы уроков

Опорные знания

Биологические понятия (общие)

Биологические понятия (частные)

Методы и формы работы

Отработка умений включённых в ТУПВ ( кодификатор и спецификация)

Тематический контроль




1.Основы экология 11ч


Экосистемы 7ч

1.Введение.

Предмет экология

Методы и задачи экологии.

2.Экологические факторы. Неор-ганические сое-динения.

3.Поток энергии в целях питания.

Взаимодействие популяций

4.Потоки энергии в целях питания.

Свойства биогеоценоза.

5-6.Смена биогео-ценоза. Биогео-ценозы искус-ственные и есте-ственные.

7. Повторительно- обобщающий урок по теме «Экосистемы»

Экология, эволюционное учение

Биотические, абиотические

Пестициды. Биологические методы.

Устойчивость.

Экологические факторы

Биоценоз. Сообщество. Продуценты. Редуценты. Консументы.

Беседа, лекция, демонстрация

ПР«Составление цепей питания»

«Решение экологических задач

П.р «Выявл-ние антропогенных изменений в экосисте-мах своей местности.



7.1; 7.2; 7.3; 7.4; 7.5;

А24; А25; А26; А35; В3; В7; В8; С1; С2; С4;

тестирование




Биосфера. Охрана биосферы 2ч

Влияние деятельности человека на биосферу 2ч

8.Состав и функции биосферы.

9.Круговорот хими-ческих элементов. Биогеохимические процессы в био-сфере.

10.Глобальные экологические проблемы.

11. Общество и окружающая среда.

Эволюция животных и растений

Вид

Функции живого вещества в б/сфере, границы б/сферы, круговороты углерода, азота, влияние

Критерии вида, популяции

Рассказ с элементами беседы

экскурсия

7.6;

В7;

тест




2.Эволюция

23ч
Доказательства эволюции 3ч

12.Возникновение и развитие эволю-ционных идей.

13.Чарльз Дарвин и его теория проис-хождения видов

14Доказательства эволюции. Вид. Критерии вида.


Эволюция животных и растений

Эмбриология.

Рудименты.

Атавизмы.

Палеонтология

Критерии вида, популяции

Рассказ, беседы Л.Р.

« Изучение морфологического критерия вида на живых растениях или гербарных материалах».

6.1; 6.2;

А20; А21; А35; А36; В3;В7; В8; С4;

тест




Механизмы эволюционного процесса

15.Роль измен-чивости в эволю-ционном процессе.

16.Естественный отбор- направ-ляющий фактор эволюции.

17. Дрейф генов, изоляция- факторы эволюции.

18.Приспособленность

результат действия факторов эволюции

19. Видообразование.

20.Основные направления эволю-ционного процесса.

21.Тематический обобщающий урок. Зачет.


Механизмы эволюции

Ароморфоз. Идиоадаптация. Дегенерация

Маскировка. Мимикрия. Дивергенция. Конвергенция

Факторы среды

Чистые линии.

Стабилизирующий отбор. Движущий отбор.

Дрейф генов

Хромосомные мутации.

Комбинативная изменчивость.

Рассказ с элементами беседы
Л.Р«Выяв-ление изменчивости у особей одного вида»

Л.Р.

Приспособленность организмов к среде обитания»

6.3; 6.4

А22; А23; А35; А36; В3; В7; В8; С4;

тест




Возникновение жизни на Земле. Развитие жизни на Земле.

22.Развитие пред-ставлений о

возникновении жизни.

23.Развитие жизни в криптозое

24. Развитие жизни в палеозое

25.Развитие жизни в

мезозое и кайнозое.

26.Многообразие органического мира.

Классификация организмов.

Геохронологическая таблица

Эволюционные процессы

Рудименты. Атавизмы. Редукция. Антропогенез

Идиоадаптацияпрогресс, регресс, ароморфоз

Питекантроп. Синантроп. Неандерталец

Рассказ, беседа, лекция

6.5;

тест




Происхождение человека

27. Доказательства

происхождения человека от животных

28.Эволюция человека.

29.Первые люди

30. Современные люди.

31. Человеческие расы

Несостоятельность расизма.

32. Факторы эволюции человека.

33. Итоговый тест.

34.Повторение пройденного.

Геохронологическая таблица

Эволюционные процессы

этапы эволюции человека; биологические особенности человеческих рас

Идиоадаптация, прогресс, регресс, ароморфоз

Рассказ, беседа, лекция

6.6;

тест




Повторение






















Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconРабочая программа на 2015-2016 учебный год Учителя биологии Филипповой...
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconПояснительная записка (9 класс) Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология»
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в IX классах общеобразовательных школ и расчитана на 1 час классных...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели (результаты) освоения учебного предмета
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconПояснительная записка; Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Личностные, метапредметные и предметные цели( результаты),освоения учебного предмета
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconПояснительная записка Ведение рабочая программа по биологии для основной...
Истика учебного предмета, курса; сформулированы цели изучения предмета биология; описание ценностных ориентиров содержания учебного...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconПояснительная записка: общая характеристика учебного плана оу; ценностные...
Требования к уровню подготовки обучающихся (личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета)
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета Место...
Программа музыка; рассчитана на три года обучения, предназначена для общеобразовательных учреждений различного типа
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconПояснительная записка
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10 классе
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconСтруктура рабочей программы Пояснительная записка Общая характеристика...
Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconПояснительная записка Биология 10 класс Преподавание курса «Общая биология»
Общая биология: Учебник для учащихся 10 – 11 класса общеобразовательной школы. /Авторы: Д. К. Беляев, П. М. Бородин/ под редакцией...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconПояснительная записка Общая характеристика учебного предмета (курса)...
Предлагаемая рабочая программа составлена на основе рабочей программы по геометрии к учебнику «Геометрия 7-9 классы», авторы Л. С....
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconПояснительная записка рабочая программа учебного курса «Общая биология»
При разработке программы в основу положен Государственный образовательный стандарт по общей биологии, базовый уровень
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Пояснительная записка (цели и задачи курса, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане)
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconПояснительная записка Программа научно-технической направленности...
Программа научно-технической направленности «Общая биология» рассчитана на учеников 9 – 11 классов школ с общим и углубленным изучением...
Пояснительная записка рабочая программа учебного предмета «Общая биология» iconПояснительная записка рабочая программа учебного предмета биология разработана на основе
Федерального компонента Государственного Образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования РФ №1089 от...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск