Скачать 280.44 Kb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе - федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по биологиидля общеобразовательных учреждений утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года №1089 - примерной программы основного общего образования по биологии - приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31.03.2014 №253 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014/15 учебный год" - на основе методического письма «Особенности преподавания учебного предмета «Биология» в 2014/2015 учебном году» - на основе учебного плана МБОУ «СОШ №7» на 2014/2015учебный год. Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования побиологии. Цели и задачи: Основная цель курса: формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Задачи:обучениябиологии в 9 классе: - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе. - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Место предмета в учебном плане На основе учебного плана МБОУ «СОШ №7»на 2014-2015 учебный год по предмету «Биология» для 9 класса планирование рассчитано всего на 68 часов, 2 часа в неделю, 34 учебных недель. Требования к уровню подготовки В результате изучения предмета учащиеся 9 классов должны: знать/понимать - особенности жизни как формы существования материи; - роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации; - фундаментальные понятия биологии; - сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости; - основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза; - соотношение социального и биологического в эволюции человека; - основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека; уметь - пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека; - давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам; - работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований; - решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале; - работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат; - владеть языком предмета. Содержание курса Раздел 1. Биология как наука.методы биологии Введение (1 час) Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, практической деятельности людей. Раздел 2.Система, многообразие и эволюция живой природы(21час) Учение об эволюции органического мира (14 час) Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы.Работы К.Линнея о систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость и борьба за существование. Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба с неблагоприятными условиями. Результат эволюции: многообразие видов Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Лабораторная работа № 1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания Развитие жизни на Земле (7 час) Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Раздел 2. Признаки живых организмов(11час) Структурная организация живых организмов Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов. Особенности химического состава живых организмов. Микро и макроэлементы, их вклад в образование неорганических и органических веществ. Неорганические вещества, входящие в состав клетки, их роль в организме. Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов. Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. Прокариотические клетки; форма и размеры. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Гены и хромосомы. Деление клеток. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов как доказательство их родства, единства живой природы.. Нарушения в строении и функционировании клеток одна из причин заболеваний организмов. Лабораторная работа №2. Изучение клеток бактерий Лабораторная работа№3.Изучение клеток и тканей растений на готовых микропрепаратах и их описание( Раздел 3.Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 час.) Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. Эмбриональный период развития. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов(18час.) Генетика –наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Основные понятия генетики.Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание; третий закон Менделя — закон независимого комбинирования. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные заболевания и их предупреждения. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов Лабораторная работа№4. Изучение изменчивости. Построение вариационного ряда и кривой Практическая работа № 1. Решение генетических задач и составление родословной Раздел 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды(13часов) Экология –наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среды. Среда – источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организм. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организм. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей , потребителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе Биосфера –глобальная экосистема. Структура биосферы. В. И. Вернадский –основоположник учения о биосфере. Роль человека в биосфере. Агроэкосистемы. Особенности агроэкосистемы. Агроценозы Татарстана. Экологические проблемы, влияние на собственную жизнь, жизнь людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление «Озоновых дыр», загрязнение окружающей среды». Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды, влияние собственных поступков на организмы и экосистемы. Природные ресурсы Татарстана. Охрана природы и основы рационального природопользования в РТ. Красная книга РТ Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Лабораторная работа № 5. Составление схем передачи веществ и энергии(цепей питания) Лабораторная работа № 6. Изучение и описание экосистемы своей местностиВыявление типов взаимодействия разных факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье Лабораторная работа №7. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы Форма промежуточного контроля:итоговая тестовая контрольная работа за курс 9 класса Уровень обучения: базовый Срок реализации программы: один учебный год. Режим работы школы: шестидневная рабочая неделя, уроки по 45 минут. Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение. 1. С. Г. Мамонтов, В. Б. Захаров, Н. И. Сонин « Биология. Общие закономерности. 9 класс» - М.: Дрофа,2009. 2.М. М. ГуменюкБиология 9 класс. Поурочные планы к учебнику. 3. Уроки биологии Кирилла и Мефодия 9 класс Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» 4. Интернет – ресурсы: http://school.yandex.ru/ http://www.zdorovie.ru/ http://www.bio.1september.ru/ http://www.bio.nature.ru/ http://www.edios.ru/ http://www.km.ru/educftion Календарно-тематическое планирование
|
Пояснительная записка рабочая программа учебного курса биологии 5... Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся... | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Сунагатуллина... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 6 класса... Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего... | Пояснительная записка рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе Рабочая программа ориентирована на использование учебника авторов И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, Т. Е. Лощилиной, П. В. Ижевского... | ||
Рабочая программа по биологии 6 класса Учитель: Казакова Лидия Викторовна... Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования... | ||
Пояснительная записка. Статус документа рабочая программа курса биологии... Он является продолжением курса ботаники и частью специального цикла о животном мире | Пояснительная записка рабочая программа по биологии в 6 классе составлена... Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов В. Б. Захарова,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 6 класса... Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы».... | Рабочая программа «биология. Бактерии. Грибы. Растения» 6 класс. Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учётом примерной программы основного общего образования по биологии, учебному плану маоу партизанская... | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11 класса... Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 классы... | Пояснительная записка рабочая программа составлена с учётом Федерального... Биология, 5-11 классы. М.: Дрофа, 2010/., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования... | ||
Рабочая программа по биологии 8 класс Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по... | Пояснительная записка рабочая программа по русскому языку для 9 класса... |