Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии»





Скачать 139.98 Kb.
НазваниеПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии»
Дата публикации09.03.2016
Размер139.98 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс

Изучение курса «Основы общей биологии» проводится в течение одного учебного года в 9 классе. Это обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, о разнообразии биосистем, закономерностях живой природы и о зависимостях. в ее процессах и явлениях. Хотя в содержание курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей исторического развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимостей этих явлений и роли их в культуре человечества.

Содержание программы отражает состояние науки и ее вклад в решение современных проблем общества.

Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе данного курса существенное место занимает тема «Основы экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.

Значительное место в курсе «Основы общей биологии» отведено лабораторным работам, которые позволяют подкрепить теорию наблюдениями и выполнением простейших исследований свойств живой природы и состояния окружающей среды. Учителя, опираясь на свой творческий опыт, могут широко использовать в этом курсе уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-лекции, уроки-конференции, уроки ролевой (или деловой) игры и др.

В федеральном базисном плане для основного общего образования на изучение биологии в 9 классе рассчитано на 68 учебных часов (из расчета по 2 ч/нед.).

Учащиеся должны знать:
Базовый уровень
• Основные отличия живых организмов от объектов неживой природы. Уровни организации живой материи.

• Морфологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни.

• Биологический смысл митоза. Положения клеточной теории строения организмов.

• Многообразие форм и распространенность бесполого размножения. Половое размножение и его биологическое значение.

• Основы генетики и селекции. Генотип и фенотип организма, генофонд.

• Этапы эмбрионального развития растений и животных. Биологическая продолжительность жизни.

• Эволюционное учение. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции . Происхождение человека.
Учащиеся должны уметь:
Базовый уровень

– готовить краткие сообщения на заданную тему с использованием дополнительной литературы.
• Объяснять основные свойства живых организмов.


• Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле.

• Пользоваться рисунками и схемами представленными в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке.

• Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

• Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение.

• Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи.

• Различать и охарактеризовать различные периоды онтогенеза.

• Анализировать видовой состав биоценозов.

• Практически применять сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыболовства и т.д.

Темы рефератов и докладов.

1. Вклад в создание системы природы Карлом Линнеем.

2. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

3. Возникновение теории Ч.Дарвина.

4. Покровительственная и предупреждающая окраска.

5. Приспособительное и демонстративное поведение.

б. Мимикрия.

7. Забота о потомстве.

8. Физиологические адаптации.

9. Жизнь в архейскую и протерозойскую эры.

10. Стадии эволюции человека.

11. Опыты Грегора Менделя.

12. Коллекция Н.И.Вавилова.

13. Селекция растений, животных и микроорганизмов.

14. Структура биосферы.

15. Круговорот веществ в природе.

16. Интенсивность действия факторов среды

17. Природные ресурсы и их использование.

18. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

19. Охрана природы.




Литература для учащихся:

1.И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс – М., 2009.

2.Т.А. Колова, В.С. Кучменко Биология «Общие закономерности», рабочая тетрадь - М., 2004.

3.Н.А. Лемезова «Пособие для биологии для поступающих в ВУЗы> - М., 1993.

4.А.И. Опарин «Как зародилась жизнь на Земле» - М., 1949.

5.А.П. Пехов «Биология и общая генетика» - М., 1994

6.В.Н. Сойфер «Арифметика наследствённости» - М., 1990.
Литература для учителя:

1.Н.В. Базилинская «Задачи по генетике» - Владимир, 1973

2.И.В. Болгова «Сборник задач по общей биологии» - М., 2006

3.Л.В. Борисова Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику В.Б.Захарова — М., 2006

4.В.Б. Захаров Биология «Общие закономерности» - М., 2006.

5.Н.А. Лемезова «Пособие по биологии для поступающих в ВУЗы» - М., 1995.

6.А.И. Опарин «Как зародилась жизнь на Земле» - М., 1999.

7.А.П. Пехов «Биология и общая генетика» - М., 1994

8.В.Н. Сойфр «Арифметика наследственности» - М., 1970.

9.И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс – М., 2004.

10.Т.А. Колова, В.С. Кучменко Биология «Общие закономерности», рабочая тетрадь - М., 2004.

11.И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс – М., 2009.

Тематическое планирование




п/п

Название раздела, темы урока

Кол-во

часов

Лаб.

Раб.

Элементы

образ-го

минимума

Формы

контроля

1



Введение в основы общей

биологии ( 3 ч)

Урок 1. Биология – наука о живом мире

Урок 2. Общие свойства живых организмов Многообразие форм живых организмов

Урок 3. Входной контроль



1
1
1




  • Уровни организации живой материи

  • Биосистема

  • Эволюция

  • Биосфера

Устный опрос

Письменный опрос

Фронтальный опрос

Контрольная работа №1

2


Основы учения о клетке

(10 ч)

Урок 4. Цитология — наука, изучающая клетку.

Многообразие клеток

Урок 5. Химический состав клетки

Урок 6. Белки и нуклеиновые кислоты

Урок 7. Строение клетки

Урок 8. Органоиды клетки и их функции

Урок 9. Обмен веществ — основа существования клетки

Урок 10. Биосинтез белков в живой клетке

Урок 11. Биосинтез углеводов — фотосинтез

Урок 12. Обеспечение клетки энергией

Урок 13. Контрольная работа №2



1

1
1
1

1
1
1
1
1
1


1

  • Цитология

  • Клетка

  • Органические соединения

  • Обмен веществ – метаболизм

  • Анаболизм

  • Катаболизм

  • Расщепление

  • Органоиды клеток

  • Ферменты

  • Полимеры

  • ДНК

  • РНК

  • Клеточное дыхание

  • Прокариоты

  • Эукариоты

  • Биосинтез

  • Фотосинтез




Устный опрос

Письменный опрос

Фронтальный опрос

Лаб. работа №1

Контр. раб №2

3

Размножение и индивидуальное развитие

организмов (онтогенез)

( 4 ч)

Урок 14. Размножение организмов

Урок 15. Деление клетки. Митоз

Урок 16. Образование половых клеток. Мейоз

Урок 17. Индивидуальное развитие организмов — онтогенез

1
1
1
1




  • Селекция

  • Центр происхождения

  • Искусственный отбор

  • Гибридизация

  • Скрещивание

  • Мутагенез

  • Полиплоидия

  • Гетерозис

  • Генная инженерия

  • Клеточная инженерия

Устный опрос

Письменный опрос

Фронтальный опрос


4

4. Основы учения о наследственности

и изменчивости ( 12 ч)

Урок 18. Наука генетика. Из истории развития генетики

Урок 19. Основные понятия генетики

Урок 20. Генетические опыты Г.Менделя

Урок 21. Генетические опыты Г. Менделя

Урок 22. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя

Урок 23. Сцепленное наследование генов и кроссинговер

Урок 24. Взаимодействие генов и их множественное действие

Урок 25. Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

Урок 26. Наследственная (генотипическая) изменчивость

Урок 27. Другие типы изменчивости

Урок 28. Наследственные болезни человека

Урок 29. Контрольная работа №3


1
1
1
1

1
1

1

1

1

1
1
1



  • Генетика

  • Ген

  • Генотип

  • Фенотип

  • Доминантный признак

  • Рецессивный признак

  • Аллель

  • Мутация

  • Скрещивание

  • Сцепленное наследование

  • Хромосома

  • Х – хромосома

  • У – хромосома

  • Гамета

  • Гибрид

  • Наследственность

  • Изменчивость

  • Норма реакции

Устный опрос

Письменный опрос

Фронтальный опрос

Контрольная работа №3

5



Основы селекции растений, животных и микроорганизмов ( 5 ч)

Урок 30. Генетические основы селекции организмов

Урок 31. Особенности селекции растений

Урок 32. Центры многообразия происхождения культурных растений

Урок 33. Особенности селекции животных

Урок 34. Основные направления селекции микроорганизмов


1
1
1

1
1




  • Митоз

  • Мейоз

  • Онтогенез

  • Клеточный цикл

  • Зигота

  • Хромосома

  • Кроссинговер

  • Диплоидная клетка

  • Гаплоидная клетка

  • Гамета

Устный опрос

Письменный опрос

Фронтальный опрос


6

19н


19н
20н

6. Происхождение жизни

и развитие органического

мира ( 5 ч)

Урок 35. Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

Урок 36. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле

Урок 37. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

Урок 38. Этапы развития жизни на Земле



1

1

1


1





  • Абиогенез

  • Биогенез

  • Химическая эволюция

  • Биологическая эволюция

  • Коацерваты

  • Эры

Устный опрос

Письменный опрос

Фронтальный опрос


7



Учение об эволюции ( 11ч )

Урок 39. Идея развития органического мира в биологии

Урок 40. Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

Урок 41. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор

Урок 42. Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность

организмов к среде обитания

Урок 43. Современные представления об эволюции органического мира

Урок 44. Вид, его критерии и структура

Урок 45. Процесс образования видов:

видообразование

Урок 46. Макроэволюция — результат микро- эволюций

Урок 47. Основные направления эволюции

Урок 48. Основные закономерности эволюции

Урок 49. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов


1

1

1


1


1

1
1

1
1
1
1



Л.Р2



  • Эволюция

  • Микроэволюция

  • Макроэволюция

  • Вид

  • Популяция

  • Видообразование

  • Борьба за существование

  • Естественный отбор

Устный опрос

Письменный опрос

Фронтальный опрос

Лаб работа №2


8


Происхождение человека

(антропогенез) ( 6ч )

Урок 50. Место человека в системе органического мира

Урок 51. Доказательства эволюционного происхождения человека

Урок 52. Этапы эволюции вида Человек разумный

Урок 53. Биосоциальная сущность вида Человек разумный

Урок 54. Человеческие расы, их родство и происхождение

Урок 55. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли



1
1

1
1

1
1




  • Антропогенез

  • Австралопитек

  • Архантроп

  • Палеоантроп

  • Неоантроп

  • Человек разумный

  • Раса

  • Биосоциальное сущность человека

Устный опрос

Письменный опрос

Фронтальный опрос


9


Основы экологии ( 11ч )

Урок 56. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

Урок 57. Закономерности действия факторов среды на организмы

Урок 58. Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

Урок 59 . Биотические связи в природе

Урок 60. Популяции как форма существования видов в природе

Урок 61. Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

Урок 62. Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

Урок 63. Понятие о биогеоценозе, экосистеме и биосфере

Урок 64. Развитие и смена биогеоценозов

Урок 65. Основные законы устойчивости живой природы

Урок 66. Рациональное использование и ее охрана.


1


1

1

1
1

1

1

1

1
1
1



  • Среды жизни

  • Экологические факторы

  • Биоценоз

  • Биогеоценоз

  • Биосфера

  • Экосистема

  • Биологический круговорот веществ

  • Пищевая сеть

  • Численность

  • Плотность

  • Смена сообществ

Устный опрос

Письменный опрос

Фронтальный опрс.

Контр. Раб №4



10

34н

Заключение ( 2ч )

Урок 67,68. Заключение по курсу «Основы общей биологии»


2










11

ИТОГ

68

6




Лаб. работа – 2

Кон. работа №4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconРабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе...
Растения, бактерии, грибы, лишайники». Авторы: И. Н. Пономарёва, Н. М. Чернова. В соответствии с альтернативным учебником, допущенным...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconПояснительная записка рабочая программа составлена с учетом Федерального...
На- граф, 2010. – 176 с Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И. Н. Биология: 9 класс: Учебник для...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconПояснительная записка 9 класс рабочая программа составлена с учетом...
На- граф, 2010. – 176 с Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Пономарева И. Н. Биология: 9 класс: Учебник для...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе: Государственного...
Государственного стандарта общего образования; федерального компонента образовательного стандарта по экономике; примерной программы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconРабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка...
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconПояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на...
Овладение учащимися знаниями о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconРабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Стандарта...
...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconРабочая программа по биологии для 10, 11 классов пояснительная записка...
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе...
А также на основе Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б....
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального...
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта и Примерной программы основного общего...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconПояснительная записка рабочая программа по биологии для 6 класса...
Рабочая программа по биологии для 6 класса составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. За основу программы взята программа И. Н. Пономарева, Н. М. Чернова «Основы общей биологии» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск