Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования





НазваниеГосударственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования
страница1/4
Дата публикации10.03.2016
Размер0.52 Mb.
ТипДиплом
100-bal.ru > Биология > Диплом
  1   2   3   4



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛОРУССКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПОЛИКЛИНИЧЕСКОЙ ПЕДИАТРИИ

ПОПОВА ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА
КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ВНУТРИУТРОБНЫХ (TORCH) ИНФЕКЦИЙ НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Минск БелМАПО

2006

УДК 616.9-053.31.36-022.7]-036.1-07-08

ББК 57.33Я7

П58

Рекомендовано в качестве учебно-методического пособия

УМС Белорусской медицинской академии последипломного образования

протокол № 6 от 21.11. 2006г.

Автор:

к.м.н., доцент кафедры поликлинической педиатрии

БелМАПО О.В. Попова
Рецензенты:

к.м.н., доцент кафедры детских болезней № 2 БГМУ Е.А. Баранаева,

к.м.н., заместитель главного врача по медицинскорй части Минской областной детской клинической больницы И.В. Лазарчик.


Попова О.В.

П58 Клиника, диагностика и лечение внутриутробных (TORCH) инфекций новорожденных и детей первого года жизни: Учеб.-метод. пособие/ О.В. Попова. – Минск: БелМАПО, 2006. – 41 с.
ISBN 985-499-136-9
В учебно-методическом пособии приведены современные данные о распространенности внутриутробных инфекций, возможных путях инфицирования ребенка. Дана характеристика клинической картины внутриутробных инфекций у новорожденных и детей раннего возраста в зависимости от сроков инфицирования. Представлены критерии лабораторной диагностики, современные подходы к лечению различных нозологических форм заболевания.

Пособие предназначено для врачей-педиатров стационаров (инфекционных отделений патологии детей периода новорожденности, грудного возраста), педиатров амбулаторно-поликлинического звена, врачей-слушателей курсов повышения квалификации БелМАПО.

УДК 616.9-053.31.36-022.7]-036.1-07-08

ББК 57.33Я7

ISBN 985-499-136-9 © Попова О.В., 2006

©Оформление БелМАПО
ВНУТРИУТРОБНОЕ ИНФИЦИРОВАНИЕ
Под внутриутробным инфицированием плода и новорожденного понимают патологическое состояние, формирующееся под влиянием многих неблагоприятных факторов, среди которых ведущее место занимает инфекционная патология матери и связанное с ней микробное внутриутробное инфицирование околоплодных вод, плаценты, пуповины, плода на фоне изменения иммунологической реактивности новорожденного.

Инфекционные заболевания и процессы, вызванные возбудителями, проникшими к плоду от инфицированной матери до родов или во время прохождения ребенка по родовым путям, называют внутриутробными инфекциями (ВУИ), или «TORCH-инфекцией» — Toxoplasma (токсоплазма), Rubella (краснуха), Cytomegalovirus (цитомегаловирус), Herpes (герпес). Они могут быть анте- или интранатальными. Их следует отличать от постнатальных (госпитальных) инфекций новорожденных.

Внутриутробные инфекции следует различать по 3 основным классам возбудителей: I — бактерии, II — вирусы и III — простейшие (токсоплазмы, трихомонады, плазмодии).

Современные исследования показали, что наиболее часто внутриутробное заражение плода вызывают именно вирусные инфекции матери. Спектр видов вирусов, вызывающих врожденную патологию, постоянно расширяется. Кроме вирусов краснухи, простого герпеса, цитомегаловируса, ее могут вызвать вирусы ветряной оспы, гепатита В и С, гриппа, аденовирусы, энтеровирусы и некоторые другие.

Среди бактерий ведущими возбудителями ВУИ плода и новорожденного в настоящее время являются грамотрицательные факультативно анаэробные бактерии: эшерихии, клебсиеллы, протей и другие колиформные бактерии. В последние годы в развитии патологии плода и новорожденного возросла роль стрепптококков группы B.

В настоящее время среди бактерий выделены виды возбудителей ВУИ у плода, ранее невстречавшиеся при перинатальных инфекциях. Таковыми являются Haemophylus influenzae, α-гемолитические стрептококки, неспорообразующие анаэробы. Кроме того, возбудителями ВУИ плода и новорожденного могут быть микоплазмы, хламидии, грибы. Микоплазмы в классификации микроорганизмов занимают промежуточное положение между риккетсиями и вирусами. Одной из основных отличительных особенностей микоплазм является отсутствие ригидной клеточной стенки со всеми ее компонентами, что при внутриклеточном паразитизме обуславливает устойчивость к терапевтическим агентам, воздействующими на поверхностные структуры микробных клеток. Хламидии занимают промежуточное положение между грамотрицательными бактериями и вирусами и способны к внутриклеточному паразитированию.

В последние годы среди женщин отмечается увеличение частоты влагалищного кандидоза. Грибковая инфекция может не только обусловить оральные и кожные проявления кандидоза у новорожденных, но и вызвать тяжелую патологию плода на разных стадиях его развития.

Существует 5 основных путей проникновения возбудителя в организм плода: восходящий, нисходящий, гематогенный, трансдецидуальный и смешанный. Наибольший риск представляет восходящий путь инфицирования.

Факторами риска развития внутриутробного инфицирования в а н т е н а т а л ь н о м периоде являются:

1. Отягощенный акушерский анамнез — выкидыши, мертворождения, предыдущие преждевременные роды, смерть предыдущих детей в неонатальном периоде, аборты.

2. Патологическое течение беременности — гестозы, угроза прерывания беременности, многоводие, истмикоцервикальная недостаточность и ее хирургическая коррекция, анемия беременных, обострение хронических инфекционных и соматических заболеваний, ОРВИ во второй половине беременности.

3. Генитальная патология — урогенитальная инфекция, кольпит, эндоцервициты.

4. Патология со стороны плаценты.

5. Перенесенные инфекционные заболевания во время беременности.

В и н т р а н а т а л ь н о м п е р и о д е к факторам риска развития ВУИ относятся:

1. Осложненное течение родов — инфекционные заболевания в родах (урогенитальная инфекция, бессимптомная бактериурия, цистит, обострение хронических очагов инфекции, ОРВИ, пиелонефрит), лихорадка, дородовое излитие околоплодных вод (безводный период более 6 часов), многократные влагалищные исследования, затяжные роды.

2. Рождение ребенка в асфиксии, с аспирацией, проведение реанимационных мероприятий.

3. Инфекционный процесс у матери в послеродовом периоде.

4. Переохлаждение ребенка.

5. Нарушение санитарно-эпидемического режима и ухода.

Характер и тяжесть инфекционного процесса у плода определяется стадией его внутриутробного развития в момент инфицирования — (предимплантационный, эмбриональный, ранний и поздний фетальные, интра- и неонатальные). В период органогенеза и плацентации возникают инфекционные эмбриопатии. Они обуславливают формирование у эмбриона пороков развития, либо его гибель. С 4-го до начала 7-го месяца гестационного периода у плода появляется специфическая чувствительность к возбудителям инфекции. При фетопатиях септической этиологии могут формироваться пороки развития. Они являются результатом пролиферативных и альтернативных процессов, приводящих к сужению и обтурации каналов и отверстий. На внедрение возбудителя инфекции после 27-й недели гестационного периода плод отвечает специфической реакцией в виде лейкоцитарной инфильтрации, тканевых и гуморальных изменений. В результате возможны возникновение внутриутробной инфекции и гибель плода, невынашивание беременности или задержка развития плода.

Несмотря на решающее значение временного фактора в развитии ВУИ, на него также оказывают влияние: 1) вид и степень вирулентности возбудителя; 2) массивность инфицирования; 3) тропизм возбудителя к тканям и органам; 4) пути проникновения возбудителя; 5) способность организма матери предотвращать заболевание плода; 6) срок гестации; 7) способность плода к иммунному ответу; 8) характер течения беременности; 9) внутриутробная и интранатальная гипоксия; 10) массивная лекарственная терапия во время беременности.

Реализация внутриутробного инфицирования в инфекционный процесс у новорожденных зависит от его стадии и характера, от состояния иммунитета, для которого в таких случаях свойственен низкий уровень как специфических, так и неспецифических факторов.

При инфицировании плода незадолго до рождения, проявления инфекционного процесса зависят от стадии болезни:

- если на момент родов заболевание находится в начальной фазе, то инфекция манифестирует в течение первых 3 суток раннего неонатального периода;

- если роды произошли в конечную стадию болезни, чаще развивается синдром дезадаптации в раннем неонатальном периоде и возможно формирование хронического процесса на фоне развития вялотекущей латентной инфекции.

Диагностика ВУИ основывается на совокупности результатов анамнестических, клинических и лабораторно-инструментальных исследований.

Клиническая диагностика ВУИ. Комплексный анализ клинических и анамнестических данных можно провести с помощью коэффициента дифференциальной диагностики ВУИ (табл. 1) или балльной оценки, предложенной Г.А. Шишко и соавт. (табл. 2).

Диагностические коэффициенты по таблице 1 следует суммировать. При сумме коэффициентов 21 и более баллов вероятность ВУИ очень велика, поэтому необходимо проводить лабораторные исследования. При 20-13 — диагноз ВУИ сомнителен, при 12 баллах и меньше — диагноз ВУИ маловероятен.

Таблица 1

Вычислительная таблица, дифференциальной диагностики

внутриутробной инфекции у новорожденных

в раннем неонатальном периоде

(Т.А. Агафонова, Т.В. Баутина)


п/п

Диагностический признак

Диагностический коэффициент

Информативность признака

1

2

3

4

1

Инфекции мочеполовой системы (острые и хронические) у матери

4,8

0,5

2

ОРЗ и другие инфекции у матери во второй половине беременности

4,1

0,43

3

Отягощенный акушерско-гинекологический анамнез у матери (мертворождения, выкидыш, смерть ребенка в перинатальном периоде)

4,0

0,65

4

Угроза прерывания беременности в поздние сроки

7,0

0,75

5

Кесарево сечение

-4,3

0,51

6

Акушерские манипуляции в родах

-3,4

0,52

7

Оценка по шкале Апгар 0/4 балла на 1-ой минуте

-4,5

1,01

8

Сохранение низкой оценки по шкале Апгар на 5-ой минуте или снижении ее

6,2

0,5

9

Недоношенность

4,6

0,71

10

Задержка внутриутробного развития

5,2

0,5

11

Ухудшение состояния в первые часы жизни

5,0

0,78

Продолжение табл. 1


1

2

3

4

12

Бледносерый колорит кожи

9,0

1,7

13

Повышение температуры тела в первые сутки жизни

4,6

0,59

14

Склередема

12,0

1,89

15

Гипербиллирубинемия выше 205 мкмоль/л в раннем неонатальном периоде при отсутствии иммунологической несовместимости матери и ребенка

10,0

2,59

16

Подозрение на кишечную непроходимость

6,0

1,23

17

Экзантема при рождении и в первые сутки

3,7

0,46

18

Синдром возбуждения ЦНС в первые часы после рождения

-4,3

1,1

19

Двигательные расстройства и мышечная дистония

3,8

0,62

20

Отечный синдром

5,7

1,04

21

Прогрессирующий гидроцефальный синдром

7,1

0,4

22

Расстройства дыхания при рождении и в первые три дня жизни

6,0

0,93

23

Геморрагический сндром

5,3

1,16

24

Гепатоспленомегалия

7,2

2,07

25

Анемия

5,6

1,4

26

Тромбоцитопения менее 150X109

3,5

0,48

27

Моноцитоз более 15%1

7,0

1,15

Оценка риска развития ВУИ у новорожденного по табл. 2 значительно проще, высоко информативна и оптимальна для практической работы.

Определенная сумма баллов соответствует конкретной степени риска развития инфекционного заболевания:

0 баллов — минимум риска;

1-2 балла — умеренная степень риска;

3 балла и более — высокая степень риска.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconКлинико-лабораторные и иммунологические особенности острых гепатитов...
А. А. Ключарева, Белорусская медицинская академия последипломного образования, кафедра инфекционных болезней
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconВ. С. Коровкин Белорусская медицинская академия последипломного образования
Различают лептоменингит- воспаление мягкой и паутиной оболочек, арахноидит- воспаление паутиной оболочки и пахименингит- воспаление...
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconНа основании решения Ученого Совета игмапо от 27 июня 2013 г с 1...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Иркутская государственная медицинская...
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconМинистерство здравоохранения Российской Федерации Государственный...
Орловский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconИ социальному развитию государственное образовательное учреждение...
...
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconГбоу впо «Иркутский государственный медицинский университет»
Гбоу дпо «Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования»
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconДагестанская медицинская академия
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconДагестанская медицинская академия
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconФедеральное агенство по здравоохранению и социальному развитию государственное...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconКировская государственая медицинская академия
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования icon«кировская государственная медицинская академия»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение об ординатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Кировская государственная...
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconГосударственное бюбжетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Государственное учреждение образования белорусская медицинская академия последипломного образования iconМинздравсоцразвития России Государственное бюджетное образовательное...
Положение о клинической интернатуре в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск