Скачать 350.19 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7» С. РАГУЛИ АПАНАСЕНКОВСКОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Утверждено педагогическим советом Протокол № ____ от ____________ Председатель п/с ____________ (В.В. Ламанова) РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ Ступень: основное общее образование, 9 класс Статус: общеобразовательная; Срок реализации: 1 год Планирование составлено на основе: программы для общеобразовательных учреждений (новый общеобразовательный стандарт). Биология. Общая биология. 9 класс Автор: В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И.Сонин; М., «Дрофа», 2010 г. Учитель _________ (Г.В. Пугач)
Рабочая программа по биологии составлена на основе авторской программы для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой, Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся и рассчитана на 68 часов, в соответствии годового календарного графика. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся. Их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой. Во время изучения курса рекомендуется применять такие формы обучения, как дискуссии, рефераты, доклады. В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле. Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития учащихся. При разработке программы учитывались межпредметные связи. Для курса биологии особенно важны межпредметные связи с курсами физики, химии и географии, поскольку в основе многих биологических процессов и явлений лежат физико-химические процессы и явления, а большинство общебиологических теоретических понятий межпредметны по своей сущности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на данной ступени основного общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации. В рабочую программу внесены изменения из резервного времени: Раздел I. «Эволюция живого мира на Земле» -26 ч. Тема «Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора» - 4 ч. Тема «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора» - 4 ч. Тема «Микроэволюция» -3 ч. Раздел II. «Структурная организация живых организмов» - 10 ч. Тема «Обмен веществ и преобразование энергии в клетке» - 2 ч. Тема «Строение и функции клеток» - 6 ч. Раздел III. «Размножение и индивидуальное развитие организмов» - 6 ч. Тема «Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)» -4 ч. Раздел IV. «Наследственность и изменчивость организмов» - 15 ч. Тема «Закономерности наследования признаков» - 8 ч. Тема «Закономерности изменчивости» - 3 ч. Раздел V. «Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии» - 11 ч. Тема «Биосфера, ее структура и функции» - 9 ч. Тема «Биосфера и человек» - 2 ч. Срок реализации программы – 1 год. Рабочая программа реализуется при работе с УМК:
2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение (1 ч) Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли. Раздел I. Эволюция живого мира на Земле (26 ч) Тема 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 ч) Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Тема 2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 ч) Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
Тема 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (4 ч) Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений». Тема 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (4 ч) Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Тема 5. Микроэволюция (3 ч) Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Изучение приспособленности организмов к среде обитания. Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. Тема 6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 ч) Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс (А.Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Тема 7. Возникновение жизни на Земле (2 ч) Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Тема 8. Развитие жизни на Земле (6 ч) Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Модели скелетов человека и позвоночных животных.
Эволюция. Вид. Популяция; их критерии. Борьба за существование. Естественный отбор как результат борьбы за существование в конкретных условиях среды обитания. «Волны жизни». Макроэволюция. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса; ароморфозы, идиоадаптации, общая дегенерация. Теория академика А.И. Опарина о происхождении жизни на Земле. Развитие животных и растений в различные периоды существования Земли. Постепенное усложнение организации и приспособление к условиям среды живых организмов в процессе эволюции. Происхождение человека. Человеческие расы, их единство. Критика расизма.
Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи. Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами. Давать аргументированную критику расизма. Раздел II. Структурная организация живых организмов (10ч) Тема 9. Химическая организация клетки (2 ч) Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Тема 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (2 ч) Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино – и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Тема 11. Строение и функции клеток (6 ч) Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях). Клеточная теория строения организмов.
Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом.
Раздел III. Размножение и индивидуальное развитие организмов (6 ч) Тема 12. Размножение организмов (2 ч) Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Тема 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 ч) Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра).
Раздел IV. Наследственность и изменчивость организмов (15 ч) Тема 14. Закономерности наследования признаков (8 ч) Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Решение генетических задач и составление родословных. Тема 15. Закономерности изменчивости (3 ч) Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой (размеры листьев растений, антропометрические данные учащихся). Тема 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов (4 ч) Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
Раздел V. Взаимоотношения организмов и среды (11 ч) Тема 17. Биосфера, ее структура и функции (9 ч) Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.
Тема 18. Биосфера и человек (2 ч) Природные ресурсы и их использование. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и с/х для правильной организации лесоводства, рыболовства, для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования. 3. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПО БИОЛОГИИ (4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ) В результате изучения биологии учащиеся 9 класса должны: знать/понимать:
уметь
5. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Система контроля учебных достижений учащихся включает разные варианты поурочного контроля (тесты, программированные опросы, работа в рабочей тетради, лабораторные работы) и тематический контроль (повторительно-обобщающие уроки и зачеты). Выбор формы контроля зависит от психофизических особенностей учащихся и ориентирован на выполнение минимума биологического образования в основной школе. Рабочая программа предполагает использование следующих форм контроля: Индивидуальный опрос (решение кроссворда, сообщение, решение биологических задач, составление и заполнение схем и таблиц, работа с дидактическим материалом). Обучающему предлагаются вопросы таким образом, чтобы ответ был представлен небольшим рассказом. Это способствует развитию речи и достаточно глубоко проверяет знания по пройденному материалу. Фронтальный опрос. Проводится со всем классом. Вопросы предполагают краткий ответ. Контрольные работы (в текстовой форме и тестирование). Тестовые задания бывают:
Биологический диктант:
Анализ ответа одноклассника по плану:
|
Рабочая программа по биологии 10 класса (базовый уровень) 2 ступень... Программы основного общего образования по биологии для 10 11 класса «Общая биология» авторов И. Б. Агафонова, В. И. Сивоглазов | Рабочая учебная программа по биологии для 7 класса (наименование... Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Биология. Многообразие живых организмов» авторов Н. И. Сонина, Е.... | ||
Рабочая программа по биологии ступень Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... | Рабочая программа по биологии ступень Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... | ||
Рабочая программа по биологии ступень Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... | Рабочая программа по биологии ступень Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... | ||
Рабочая программа по биологии ступень Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... | Рабочая программа по биологии ступень Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №7» С. Рагули апанасенковского района ставропольского... | ||
Рабочая программа I вида По кубановедению Ступень обучения (класс) 3 ступень обучения, среднее (полное) общее образование, 10 -11классы | Рабочая программа по биологии 10 11 класс третья ступень образования Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ n 1312 от 09.... | ||
Рабочая программа по биологии 6 9 класс вторая ступень образования Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённый приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03.... | Рабочая программа по биологии Ступень обучения класс Программа разработана на основе авторской программы И. Н пономаревой: Программы. М: Вентана-Граф, 2005 | ||
Рабочая программа по биологии Ступень обучения класс Программа разработана на основе авторской программы И. Н пономаревой: Программы. М: Вентана-Граф, 2005 | Рабочая программа по биологии (II ступень обучения) ... | ||
Учащиеся 1 ступень 2 ступень 3 ступень Всего | Рабочая программа по биологии 6 а класс Рабочая программа учебного курса по биологии 6 а класса (далее – рабочая программа) составлена на основе примерной программы среднего... |