Психиатрия





НазваниеПсихиатрия
страница1/48
Дата публикации04.09.2013
Размер9.07 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Биология > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48
КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХИАТРИЯ

Под редакцией профессора Н. Е. БАЧЕРИКОВА





КИЕВ «ЗДОРОВЬЯ»

1989




ББК 56.14я2 К49

УДК 619.89

Авторы:

Н. Е. БАЧЕРИКОВ, К. В. МИХАЙЛОВА,

В. Л. ГАВЕНКО, С. Л. РАК,

Г. А. САМАРДАКОВА, П. Т. ЗГОННИКОВ,

А. Н. БАЧЕРИКОВ, Г. Л. ВОРОНКОВ

В справочном пособии рассмотрены методо­логические и теоретические основы современной клинической психиатрии, изложены основные теоретические и практические вопросы общей психо­патологии. Дан критический анализ наиболее рас­пространенных представлений об этиологии и па­тогенезе психических заболеваний, описаны их симптоматика, дифференциальная диагностика, принципы лечения и социально-трудовой реабили­тации больных с этой патологией.

Для психиатров, невропатологов, психофизио­логов и врачей-клиницистов других профилей.

Рецензенты

проф. В. П. Белов

канд. мед. наук В. В. Дунаевский

канд. мед. наук В. Д. Стяжкин

4108110()0(М)64 КМ209(04)-89


ISBN 5-311-00334-0
Издательство «Здоровья», 1989

ОТ АВТОРОВ

В «Основных направлениях развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в двенадцатой пятилетке и на период до 2000 года» подчеркивается необходимость совершенствова­ния методов профилактики, диагностики и лечения наиболее распро­страненных заболеваний, в частности психических.

Успехи современной клинической психиатрии неоспоримы, о чем свидетельствуют значительные достижения в исследовании этиологии и патогенеза психических заболеваний, в уточнении их клинических проявлений, а также существенное расширение терапевтических и со­циально-реабилитационных возможностей, постоянное совершенствова­ние организационных форм оказания психиатрической помощи населе­нию, проведение психогигиенических и психопрофилактических меро­приятий. Однако одновременно с этим наблюдается и постоянный рост требований к клинической психиатрии. С одной стороны, появились новые особенности психической патологии, наметилась тенденция к увеличению числа некоторых видов психических расстройств, в част­ности пограничных, происходит патоморфоз клинических признаков ранее известных болезней, с другой — остается настоятельной необхо­димость в повышении эффективности терапии и психопрофилактики.

Советские психиатры могут решать насущные теоретические и ле­чебно-профилактические вопросы, опираясь на социально-экономическую структуру социалистического общества, государственную и бесплат­ную систему здравоохранения. Этому способствуют исторически сло­жившиеся материалистические и социально-гигиенические традиции отечественной психиатрии, творческое использование с позиций мар­ксистско-ленинской философии достижений физиологических и других исследований материального субстрата психической деятельности, до­стижений отечественной и зарубежной теоретической и клинической ме­дицины, психологии и психиатрии.

Отечественные психиатры И. М. Балинский (1827—1902), И. П. Мержеевский (1838-1908), В. X. Кандинский (1849—1889), С. С. Корса­ков (1854—1900), В. П. Сербский (1855—1917), В. М. Бехтерев (1857— 1927), В. П. Осипов (1871—1947), П. Б. Ганнушкин (1875—1933), В. А. Гиляровский (1876—1959), В. П. Протопопов (1880—1957), А. В. Снежневский (1904—1987) стремились к обоснованию нозологи­ческого подхода в изучении сущности психических заболеваний: к ма -






териалистическому пониманию их этиологии и патогенеза, принципов терапии и профилактики. Современный уровень развития советской пси­хиатрии в значительной мере обусловлен исследованиями И. М. Сече­нова (1829—1905), И. П. Павлова (1849—1936), Л. А. Орбели (1882— 1958), П. К. Анохина (1898—1974) и других советских физиологов, успехами медицины и биологии, социологии и философии. Психиатры нашем страны всегда с глубоким интересом относились к исследовани­ям зарубежных ученых: Ф. Пинеля (1745—1826), Б. Мореля (1809— 1872), Ж. Маньяна (1835—1915), Р. Крафта-Эбинга (1840—1902), Э. Крепелина (1856—1926), П. Жане (1859—1947), Э. Блейлера (1857— 1939), К, Бонгеффера (1868—1948), Э. Кречмера (1888—1964), В. Майера-Гросса (1899—1961) и др., заимствуя у них подлинно научные кон­цепции и подвергая принципиальной критике все идеалистические тен­денции. Советская психиатрия никогда не замыкалась в узконациональных рамках. Сохраняя свою самобытность, она была и остается продолжательницей передовых идей отечественной и зарубежной био­логии и медицины, психологии и психиатрии.

Важным итогом современных достижений психиатрии, а также на­уки о человеке и среде его обитания является подтверждение того фак­та, что биологическое и социальное, эндогенное и экзогенное нельзя ни противопоставлять, ни переоценивать в ущерб друг другу, как это делают представители фрейдизма,неофрейдизма, экзистенциализма, антипсихиатрни, что природу психического заболевания в каждом кон­кретном случае можно понять только при учете всех предрасполагаю­щих, причинных и провоцирующих факторов.

Для дальнейшего развития клинического и профилактического ас­пектов психиатрии имеют значение следующие доказательства: 1) на­следственные, конституциональные и другие биологические особеннос­ти организма и личности, а опосредованно и ее социально-психологи­ческие характеристики могут меняться под влиянием промышленных, медикаментозных интоксикаций, проникающей радиации и др.; 2) осо­бенности структуры личности и нервно-психических реакций человека, находясь в определенной зависимости от биологических задатков, не просто определяются разнообразными социальными факторами, а под­вергаются существенным изменениям в связи с ростом темпов техниче­ского и общественного прогресса, перестройкой структуры межличност­ных отношений к индивидуальной нервно-психической реактивности; 3) в клиническом оформлении многих психопатологических состоя­ний и в содержании болезненных переживаний находят отражение не только биологические особенности патологического процесса, но и прошлый жизненный и социальный опыт больного, влияние на него конкретных природно-биологическнх, социальных и других факторов. Это значит, что при рассмотрении наиболее актуальных проблем пси­хиатрии необходимо учитывать фило- и онтогенетические взаимодейст­вия биологических и социальных факторов как в норме, так и при патологии, участие вновь возникающих экзогенных воздействий в эти-


4

ологии, патогенезе и оформлении клинической картины психических за­болеваний.

Благодаря многочисленным клиническим и экспериментальным ис­следованиям в нашей стране и за рубежом психиатрия достигла зна­чительных успехов в научном понимании природы психических бо­лезней, что нашло отражение в «Руководстве по психиатрии» под редакцией А. В. Снежневского (1983). Однако предмет внимания пси­хиатрии настолько сложен и тесно связан с методологическими пробле­мами, что даже среди психиатров, стоящих на одних и тех же фило­софских позициях, не всегда существует единство взглядов в вопро­сах диагностики.

В современной психиатрии возникли определенные трудности, об­условленные ее особым местом среди медицинских дисциплин, связью с психологией, социологией и философией.

Назрела необходимость теоретической интеграции не только пси­хиатрической информации, полученной различными научными коллек­тивами и направлениями, но и информации, доставляемой смежными клиническими и фундаментальными теоретическими дисциплинами. Сле­дует выработать твердую позицию к возникающим тенденциям одно­сторонней теоретической оценки генеза психических заболеваний, но­зологического догматизма в диагностике, расширения или сужения диагностики эндогенных и экзогенных психозов, попыткам возврата к учению о едином психозе, дискредитации учения И. П. Павлова о выс­шей нервной деятельности, а также к некритичному отношению к пси­хоаналитическим и другим концепциям идеалистического толка, что будет способствовать дальнейшему развитию клинической психиатрии.

Перспективными необходимо считать мультидисциплинарность пси­хиатрических исследований и системный подход к познанию человека и его психической патологии, с позиций которого человек представля­ется как открытая саморегулирующаяся система, имеющая свои под­системы от молекулярно-генетического до социально-психологического уровней, и одновременно как подсистема, входящая в более сложные системы — природу и общество. К настоящему времени уже установ­лены: 1) двойственность, биосоциалькость сущности человека, взаимо­действие двух сложных подсистем (организма и личности), трех уров­ней организации психической деятельности (психофизиологического, индивидуально-психологического и социально-психологического); 2) тес­ное взаимодействие человека и окружающей среды в определении ос­новных его свойств, непосредственное или опосредованное влияние меняющихся социальных, социально-экономических и экологических условий; 3) сочетание в картине психического заболевания проявле­ний болезненного расстройства, компенсации и защиты, фило- и онто­генетически приобретенных адаптационных механизмов; 4) патоморфоз психических расстройств, связанный со многими факторами, в том числе с опосредованным влиянием изменений в окружающей природно-биологической и социальной средах.

5

Системный подход положен в основу представленного в данной книге анализа наиболее распространенных в психиатрии теоретиче­ских и клинических концепций, систематизированного изложения всех разделов общей и частной психопатологии. Учтена также необходи­мость несколько иного, нетрадиционного подхода к пониманию сути и медико-социальной значимости некоторых психиатрических проблем в условиях коренного изменения отношения к ряду важнейших на­правлений экономического и социального строительства в нашей стра­не, наметившегося в последние годы в связи с перестройкой. Особую актуальность, в частности, приобрели проблемы диагностики и лече­ния различных видов интоксикационной, соматогенной и психогенной психической патологии, разработки новых аспектов психогигиены и психопрофилактики.

В данной книге, в отличие от предыдущих изданий подобного ти­па (учебников и руководств), особое внимание уделено в теоретиче­ской части анализу теорий соотношения эндогенного и экзогенного в формировании личности и возникновении психической патологии; в практической (клинической) части — клиническому описанию не только психотических, но и непсихотических вариантов психических рас­стройств различного генеза, а также их дифференцированному лече­нию. В отдельных главах дано описание современных проблем клини­ческой суицидологии, социально-трудовой реабилитации и экспертизы психических заболеваний.

Авторский коллектив надеется, что книга будет полезной как для психиатров и врачей других специальностей в их повседневной прак­тической деятельности, так и для научных работников, интересующих­ся проблемами психической патологии.


6

ГЛАВА 1

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХИАТРИИ

СООТНОШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО

В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ В НОРМЕ

И ПРИ ПАТОЛОГИИ

Совокупность психических качеств человека (характеристика лич­ности) — это результат взаимодействия эволюционно обусловленных структурно-функциональных особенностей головного мозга и организма в целом с социальными и другими факторами окружающей среды. Та­ким образом, психические расстройства могут возникать лишь вслед­ствие нарушения этого взаимодействия — как результат неполноцен­ности морфологической организации или функциональной недостаточно­сти мозга, неблагоприятных внешних воздействий, повреждающих голов­ной мозг или превышающих уровень его функциональной устойчивости. Любое психическое расстройство предстает как расстройство лич­ности, обусловленное внутренними и внешними причинами.

Психическая патология — это результат патогенного неблагополу­чия взаимоотношений человека (организма и личности) с окружающей природной и социальной средой. Она является специфически челове­ческой патологией, весьма широко распространенной среди населения: до 10—15 % населения нашей планеты нуждается в психиатрической помощи (Б. Д. Петраков, 1972). В последнее время интерес к пробле­мам психиатрии возрос как среди психологов и психиатров, так и среди философов, социологов, генетиков, физиологов, представителей других медицинских специальностей. Это можно объяснить рядом фак­торов: 1) тенденцией к росту распространенности и разнообразием пси­хических расстройств и заболеваний, особенно пограничных; 2) зави­симостью возникновения психической патологии от изменяющихся социально-экономических, гигиенических, природных, производственных, бытовых и других условий; 3) несовершенством знаний причин, усло­вий и факторов формирования особенностей личности, обусловливаю­щих те или иные формы социального поведения человека в норме и при способствующих психопатологических состояниях; 4) недостаточностью знаний этиологии и патогенеза ряда психических заболеваний, а также трудностью их дифференциальной диагностики; 5) большим медицин­ским и социальным значением психической патологии; 6) попытками использования психиатрии как орудия идеологического и политического шантажа со стороны реакционных кругов Запада.

Во многих странах мира активно изучают причины и последствия психической патологии, основное внимание уделяют взаимодействию

7

предрасположенности человека к психопатологическим реакциям и влияния окружающей среды. Однако при этом нередко наблюдаются пессимистические взгляды на влияние научно-технического прогресса на психическое здоровье людей; переоценка биологического или со­циального фактора в возникновении психических и психосоматических заболеваний (биологический и социологический редукционизм); трак­товка сущности психических расстройств с позиций фрейдизма и нео­фрейдизма, экзистенциализма, единого психоза, континуума «норма — патология» и антипсихиатрии; попытки дискредитации марксистско-ле­нинского диалектического подхода к решению проблем формирования личности и возникновения психических заболеваний.

В то же время только методологически правильная, научно обосно­ванная теория может обеспечить в лечебно-диагностическом процессе правильную оценку роли наследственности, приобретенных биологиче­ских свойств организма, конституционально-психологических и соци­ально-психологических особенностей личности больного, воздействий инфекционных, психотравмирующих и других факторов, социально-эко­номических условий в возникновении этих заболеваний.

В зависимости от методологических и теоретических установок сформировались различные диагностические направления: нозо- и син-дромологическое, психодинамическое. Они по-своему решают диагно­стическую проблему, но в каждом из них отмечаются одни и те же крайности — тенденции или к признанию преимущественно биологиче­ских основ и причин психических заболеваний, или к преувеличению роли социальных и семейных факторов (например, антипсихиатрия). Справедливо заметил Н. Szewczyk (1979), что к данному вопросу не­обходимо подходить с позиций марксистско-ленинской диалектики — системно и при изучении психопатологии учитывать: 1) единство био­лого-соматического и психосоциального факторов; 2) динамику разви­тия личности; 3) индивидуальную значимость жизненной ситуации и конкретных социальных факторов; 4) возможность активного самовы­ражения личности в норме и при патологических состояниях. Наибо­лее существенным, по-видимому, является представление о том, в какой мере биологическое, соматическое и нервно-психическое наследование оказывает влияние на психологические и социально-психологические характеристики личности, на особенности их развития и угасания, сложные формы социального поведения человека и возникновение пси­хических расстройств.

Так, определенная степень конституциональных особенностей, задат­ков способностей, тип высшей нервной деятельности, предрасположен­ность к некоторым соматическим, нервным и психическим заболеваниям обусловливают огромную зависимость их реализации от социальных условий.

Вопрос о соотношении биологического и социального в структуре личности и психических расстройств, по существу, является отраже-

8

нием основного философского вопроса о соотношении материи и сознания.

В трудах основоположников марксизма-ленинизма вопрос о со­отношении материи и сознания, биологического и социального нашел подлинно научное, материалистическое разрешение, а это в свою очередь оказало влияние на развитие учения о психических болезнях (В. М. Морозов, 1961; Г. И. Царегородцев, 1966; Ю. П. Лисицин, 1968; М. Г. Ярошевский, 1976; К. К. Платонов, 1977, и др.). К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе»' четко указал на материалистические истоки чувственной деятельности человека, на действительность, силу и по­сюсторонность его мышления, созидающий характер и тесную связь с окружающей социальной средой. Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» пи­сал, что «мышление и сознание — это продукты человеческого мозга и что сам человек — продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней»2. В работе «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин показал, что «существование материи не зависит от ощу­щения. Материя есть первичное. Ощущение, мысль, сознание есть выс­ший продукт особым образом организованной материи»3. В «Диалек­тике природы» Ф. Энгельс писал: «Развитие мозга и подчиненных ему чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и к умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейше­му развитию»4.

Таким образом, диалектический и исторический материализм стал научной основой для понимания закономерностей развития человека, роли социальных факторов в формировании личности, биологических и социальных факторов в возникновении психической патологии. Од­нако и в последнее время ведется борьба между материалистическими и идеалистическими тенденциями в понимании причин и механизмов развития психических функций и их расстройств. Это можно объяснить сложностью предмета исследования и неизбежностью классового под­хода к решению возникающих проблем. Известно, что лишь в XIX в. окончательно сформировалось убеждение о том, что психическое рас­стройство возникает вследствие нарушения функций головного мозга, а не конфликтов в сфере совести, религиозной морали и т. д. Однако сущность этих функций, механизмы их развития, формирования и де­компенсации рассматриваются с различных методологических позиций, в результате чего создаются теории, иногда не имеющие ничего обще­го с наукой. Наиболее сложным является вопрос о соотношении био­логических и социальных факторов.

Еще недостаточно изучен механизм возникновения идеального (пси­хического) из материального (головного мозга), взаимосвязи сомати-
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   48

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Психиатрия iconРабочая программа подготовки специалистов в интернатуре по специальности «Психиатрия»
Рабочая программа подготовки специалистов в интернатуре по специальности «Психиатрия» составлена на основании Образовательного стандарта...
Психиатрия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психиатрия с основами наркологии»
Дисциплина «Психиатрия с основами наркологии» относится к циклу дисциплин специализации
Психиатрия iconРабочая программа обязательной дисциплины «психиатрия-наркология»
Б1) «Педагогика»составлена на основаниифгос-3 впопо направлению подготовки (ординатура), утвержденного приказом Министерства образования...
Психиатрия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Судебная психиатрия»
Учебно–методический комплекс по дисциплине «Судебная психиатрия» подготовлены в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Психиатрия iconРабочая программа дисциплины ф8 Судебная психиатрия

Психиатрия iconМетодические указания по подготовке контрольных работ в процессе...
В процессе изучения курса «Судебная медицина и психиатрия» студенты – заочники должны овладеть определёнными знаниями и практическими...
Психиатрия iconРабочая программа дисциплины судебная медицина и психиатрия фтд. 03
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психиатрия icon«Судебная психиатрия» «Forensic psychiatry»
Степанова С. В., кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры банковского и страхового дела
Психиатрия iconМетодические указания для клинических интернов к практическому и...
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Психиатрия iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Неврология и психиатрия»
Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин и является обязательной для изучения
Психиатрия iconПрограмма дисциплины «Судебная психиатрия»
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры уголовного права и криминологии (протокол №3 от «18» декабря 2007г.)
Психиатрия iconПрограмма дисциплины «Судебная психиатрия»
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры уголовного права и криминологии (протокол №9 от «17» мая 2010г.)
Психиатрия iconМетодические рекомендации по преподаванию специальности учебная программа...
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию Российской Федерации
Психиатрия iconБредовые и галлюцинаторно-бредовые психозы у пациентов пожилого возраста...
Примерная рабочая программа по биологии для 5 класса по программе Вахрушева и Ловягина
Психиатрия iconРабочая программа дисциплины судебная психиатрия Образовательная...

Психиатрия iconПримерная программа дисциплины психиатрия и наркология для специальностей:...
Составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами по соответствующим специальностям высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск