ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Б. Заходер «Мохнатая азбука»._______________________________________
(Тема урока)
| ФИО (полностью)
| Якубовская Елена Сергеевна
|
| Место работы
| МКОУ «СОШ № 20»
|
| Должность
| Учитель начальных классов
|
| Предмет
| Литературное чтение
|
| Класс
| 3 класс
|
| Тема и номер урока в теме
| «Ребятам о зверятах», первый урок.
|
| Базовый учебник
| Р.Н.Бунеев «Капельки солнца»
|
Цель урока: знакомство со стихотворением «Мохнатая азбука» Б.В. Заходера.
9. Задачи:
- обучающие: знакомство с творчеством Б.В.Заходера, его книгами, жизнью и повадками животных;
-развивающие: развивать навык выразительного, правильного, сознательного чтения; навык работы с текстом;
-воспитательные: воспитывть интерес к творчеству Б.В.Заходера, бережное отношение к животным.
Тип урока: изложение нового материала
Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная
Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства (проектор, компьютер)
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| Орг. момент
| 3
| -Подравняйтесь. Садитесь. Урок литературного чтения.
| 6
| 7
| 2
| Проверка домашнего задания
|
| -На прошлом уроке мы говорили о семьях людей, о мамах и папах, о девочках и мальчиках. Сегодня на урок вы принесли рисунки зайкиной полянки и приготовили рассказ о жизни зайчика Пуса. Кто хочет пойти рассказать о полянке зайчика Пуса?
|
Рассказы двух учеников.
|
| 3
4
| Сообщение темы и цели урока
Подготовительная работа перед чтением нового текста.
|
| -Не случайно мы с вами рассказали сегодня о зайце Пусе и его жизни на солнечной полянке в лесу. Именно Пус поможет нам перевернуть страничку и попасть в новый раздел книги в мир животных. Он знает всех зверей в лесу, знает их повадки, их жизнь. Сначала Катюша и Вова рассказали Пете ожизни детей, о семье, об играх и игрушках. А теперь Петя расскажет им о животных. Откройте учебник на с. 113. Прочитайте название раздела. Посмотрите, как много зверей нарисовано на с. 113. Кто они, узнали?
Где живут?
Где можно их всех увидеть?
Сегодня мы отправимся в путешествие по зоопарку, где много разных животных , а продолжим на следующем уроке.
-Куда торопятся животные? Переверните страницу. Догадались?
Конечно, они торопятся попасть в «Мохнатую азбуку». Рис. 1(в учебнике)
Прочитайте, о чём спрашивает Катюша Петю Зайцева.
Рис. 2.
|
«Ребятам о зверятах».
Лиса, гадюка и др.
В лесу.
В зоопарке.
В «Мохнатую азбуку».
О чём мечтает Петя.
|
|
|
|
|
Рис. 2. Что отвечает Петя? Прочитайте.
Рис. 3. Прочитайте, какую проблему решает Петя Зайцев.
-Неужели есть такие учебники для зверят?
Что советует Катя , какую книгу она нашла для Пети?
-Именно туда, в «Мохнатую азбуку»,торопились попасть животные со с.113.
Прочитайте фамилию автора.
-Какие его произведения читали?
-Сегодня я вам принесла книги Б.Заходера. Посмотрите.
-Это портрет Б. Заходера. Кто хочет рассказать о жизни и творчестве Б.Заходера.
Обратите внимание на слова Б. Заходера. Прочитайте.
Как понимаете?
-Какие буквы в этой азбуке?
Я прочитаю вступление к этой азбуке, а вы
|
Хочет открыть лесную школу.
Нужны лесные учебники.
Нет. Книгу Б.В.Заходера «Мохнатая азбука».
Б. Заходер.
«Два и три», «Кит и кот».
Читают названия книг.
Рассказ подготовленного ученика о жизни и творчестве Б.Заходера. «Ведь если смеются товарищи дети, становится сразу светлее на свете.» Цель написания произведений Б.Заходера-доставить детям, маленьким читателям радость. Звериные.
|
|
5
6
7
8
|
Первичное чтение
Выяснение смысла прочитанного
Подготовка к выразительному чтению
Выразительное чтение
|
|
Приготовьтесь ответить на вопрос:
какие буквы живут в этой азбуке, что они умеют делать?
(читаю вступление)
-Какие буквы живут в азбуке? Что они умеют делать? -О ком же эта азбука?
-Животные в благодарность приготовили сюрпризы, а, какие, вы узнаете в конце урока.
-Что такое азбука?
Что такое алфавит?
-Кто расскажет алфавит?
-Кто открывает «Мохнатую азбук»?
Демонстрация слайда.
-Прочитайте про себя.
Кто прочитает вслух?
-На букву Б у нас…
Демонстрация слайда.
-Прочитайте про себя.
-Кто прочитает вслух?
- Кого напоминает это животное?
-Почему это «жвачное» животное?
|
Живые, с хвостами, с ушами.
Бегать, летать, ползать, плавать, кусать, хватать.
О животных.
Книга, по которой учат буквы. Расположение букв в определённой последовательности.
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё,Ж…
Аист.
Читают про себя. Чтение вслух. Бизон.
Читают про себя. Чтение вслух. Быка. Давно, животным, у которых не было острых когтей и клыков, приходилось остерегаться врагов: они быстро хватали пищу и убегали, не пережёвывая пищу, а потом в безопасном месте пережёвывали пищу в своё удовольствие. Поэтому в процессе выживан
|
|
|
|
|
-Показался ли вам бизон грубым и мрачным, как Б.Заходеру?
-Как понимаете слово «резон»?
-Почему же нет никакого смысла держать дома бизона?
-На букву В…
Демонстрация слайда.
-Прочитайте про себя.
-Кто прочитает вслух?
-Почему верблюд решил, что он жираф?
Что вызвал он у всех?
-Почему? -Как верблюд относится ко всем, кто смеётся над ним?
-Какой характер у верблюда?
-На букву Г…
Демонстрация слайда.
-Прочитайте про себя.
-Прочитайте вслух.
Шутливое, маленькое стихотворение. Почему гадюки кусают за ноги?
-Почему змеи кусаются?
| безопасном месте пережёвывали пищу в своё удовольствие. Поэтому в процессе выживания появился особый способ принятия пищи у всех жвачных животных: коров, овец, коз, верблюдов, оленей, антилоп и др.
Смысл. Бизон- животное жвачное- грубое и мрачное. Верблюд.
Чтение про себя. Чтение вслух. Ходил задрав голову высоко. Смех. Ходил, никого не замечая.
Плюёт на всех.
Гордый, важный. Гадюка.
Чтение про себя. Чтение вслух.
Принято у змей. Думают, что мы- враги, а врагов кусают- защищаются так.
|
|
|
|
| -Что предлагает сделать Б.Заходер, если встретитесь с гадюкой?
-Возможно ли это?
-В какой строчке пошутил Б.Заходер?
-Кто прочитает ещё раз с использованием шутливого тона?
-О ком следующее четверостишие?
-Прочитайте про себя.
-Кто прочитает вслух?
-Почему автор не скучает в разлуке с гадюкой?
-При повторном чтении выберите самостоятельно тон, определив настроение автора.
-Прочитайте.
-Какое животное на букву Д?
Демонстрация слайда.
-Прочитайте про себя.
-Кто прочитает вслух?
-Где встретил Ёж Дикобраза?
-Что воскликнул Ёж?
-Не кажется ли вам смешным, что именно Ёж задал такой вопрос Дикобразу?
-Что общего между ежом и дикобразом?
-Почему дикобраз получил такое название?
-Каким тоном нужно читать стихотворение?
-Кто прочитает?
| Ноги в руки.
В прямом смысле- нет, а в переносном «брать ноги в руки»- бежать.
В последней.
Повторное чтение.
О гадюке. Чтение про себя. Чтение вслух. Она кусает за ноги.
Чтение про себя.
Чтение вслух.
Дикобраз.
Чтение про себя. Чтение вслух.
В лесах Кавказа. «На кого же ты похож?»
Да, дикобраз похож на ежа.
Иголки.
Странный, дикий вид, похож на ежа, но длинные иглы.
Шутливым.
Чтение вслух.
|
|
9
|
Физкультминутка.
|
| -Следующая буква алфавита…
-Кого из животных нашёл Б.Заходер на
Букву Е?
Демонстрация слайда.
-Прочитайте.
-Кто прочитает вслух?
-Обратите внимание на слова «у ней». Мы так говорим?
-Как правильно сказать?
-Почему Б.Заходер употребил эти слова именно так?
-Почему Б.Заходер назвал эту зверюшку «бедняжкой»?
-Почему он стыдит людей?
-При повторном чтении постарайтесь передать тон и настроение.
«Попрыгать, поиграть..» -Прочитайте название следующего животного в азбуке
-На какую он букву?
-Прочитайте.
-Кто прочитает вслух?
-Почему ежу нужны иголки? -Прочитайте, как Заходер это объясняет.
-Каким тоном нужно прочитать это четверостишие.
-Кто прочитает?
-Следующая буква алфавита …
-Кто в «Мохнатой азбуке»на букву Ж?
Демонстрация слайда.
| Е. Ехидну.
Чтение про себя.
Чтение вслух.
Нет.
У неё.
Для рифмы. Наружность незавидная. Назвали ехидной, хоть она безобидна. Чтение вслух.
-Ёж.
Ё. Чтение про себя.
Чтение вслух. Защищаться от лисы, волка , медведя.
Чтение вслух.
Хитро, с улыбкой.
Чтение вслух.
Ж Жираф.
|
|
10
11
|
Домашнее задание
Итог урока
|
|
-Прочитайте.
-Кто прочитает вслух?
-Как автор относится к жирафу?
-Почему Заходеру нравится жираф?
-Как вы понимаете «кроткий нрав»?
-Кто боится жирафа?
-Как вы понимаете «успех не вскружил головы»?
-Чем питается жираф?
-Прочитайте выразительно, попробуйте передать интерес поэта к животному, а последнюю строчку прочитайте с сомнением, неуверенно.
-Кого собрал Заходер в «Мохнатой азбуке»?
-О каком животном больше понравилось стихотворение? Нарисуйте дома это животное.
-Что узнали нового?
-Чем бы хотели заниматься на следующем уроке?В благодарность животные приготовили свои портреты ребятам, которые активно путешествовали по зоопарку вместе с Заходером?(оценивание
учащихся)
|
Чтение про себя.
Чтение вслух. Нравится.
Высокий рост и кроткий нрав.
Спокойный, тихий, беззлобный.
Даже львы. Не зазнался.
Листьями, травой.
Получение призов.
|
|
Приложение к плану-конспекту урока
__________________________________________
(Тема урока) Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| Животные
| демонстрирование
| Презентация
| http://www.proshkolu.ru/user/Elenayac/file/3565849/
| |