I. физиология головного мозга человека 12





НазваниеI. физиология головного мозга человека 12
страница1/25
Дата публикации26.06.2013
Размер2.97 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Биология > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

ВВЕДЕНИЕ 2

Почему нужно знать физиологию головного мозга психологу? 2

Успехи в исследовании мозга человека в настоящее время 5

Нейробиологический подход к исследованию нервной системы человека 9

Часть I. ФИЗИОЛОГИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА 12

1. РАЗВИТИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА 13

ФОРМИРОВАНИЕ МОЗГА ОТ МОМЕНТА ОПЛОДОТВОРЕНИЯ ДО РОЖДЕНИЯ 13

2. КЛЕТКА – ОСНОВНАЯ ЕДИНИЦА НЕРВНОЙ ТКАНИ 16

ГЛИЯ — МОРФОЛОГИЯ И ФУНКЦИЯ 17

НЕЙРОН 18

ВОЗБУЖДЕНИЕ НЕЙРОНА 20

ПРОВЕДЕНИЕ ВОЗБУЖДЕНИЯ 23

СИНАПС 25

МЕДИАТОРЫ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 29

ОПИАТНЫЕ РЕЦЕПТОРЫ И ОПИОИДЫ МОЗГА 35

3. АКТИВИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ МОЗГА 36

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ СНА 36

ПСИХИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ВО СНЕ 41

4 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛЯЦИИ ВЕГЕТАТИВНЫХ ФУНКЦИЙ И ИНСТИНКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ 43

ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 43

ВЕГЕТАТИВНЫЕ ЦЕНТРЫ МОЗГОВОГО СТВОЛА 47

ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ГОЛОВНОГО МОЗГА 47

ФИЗИОЛОГИЯ ГИПОТАЛАМУСА 49

КОНТРОЛЬ ФУНКЦИЙ ЭНДОКРИННОЙ СИСТЕМЫ 50

РЕГУЛЯЦИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА 55

КОНТРОЛЬ ВОДНОГО БАЛАНСА В ОРГАНИЗМЕ 56

РЕГУЛЯЦИЯ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ 56

РЕГУЛЯЦИЯ ПОЛОВОГО ПОВЕДЕНИЯ 58

НЕРВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ СТРАХА И ЯРОСТИ 60

ФИЗИОЛОГИЯ МИНДАЛИНЫ 60

ФИЗИОЛОГИЯ ГИППОКАМПА 61

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ МОТИВАЦИЙ 61

СТРЕСС 63

Часть II. КОГНИТИВНЫЙ МОЗГ 64

5. ФИЗИОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЙ 64

РЕФЛЕКТОРНЫЙ УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДВИЖЕНИЙ 65

ФИЗИОЛОГИЯ МОЗЖЕЧКА 85

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ СТРИАРНОЙ СИСТЕМЫ 91

НИСХОДЯЩИЕ СИСТЕМЫ ДВИГАТЕЛЬНОГО КОНТРОЛЯ 94

6. ФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ СИСТЕМ 103

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 110

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ СЛУХОВОЙ СИСТЕМЫ 123

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ СОМАТОСЕНСОРНОЙ СИСТЕМЫ 128

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ СЕНСОРНЫХ ПУТЕЙ СПИННОГО МОЗГА 131

ФИЗИОЛОГИЯ ТРОЙНИЧНОГО НЕРВА 134

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ ОБОНЯТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 139

НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ ВКУСА 142

7. ВЫСШИЕ ФУНКЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ 144

АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА 146

ВИСОЧНЫЕ ОТДЕЛЫ МОЗГА И ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ 150

ЗАТЫЛОЧНЫЕ ОТДЕЛЫ МОЗГА И ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ 152

УЧАСТИЕ КОРЫ В ОРГАНИЗАЦИИ НАГЛЯДНЫХ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СИНТЕЗОВ 154

ЛОБНЫЕ ДОЛИ МОЗГА И РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 157

Приложения 159

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ 164

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 168


УДК 159.9

ББК88

Ш95

Шульговский В. В.

Ш95

Основы нейрофизиологии:

Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2000.— с. 277.
ISBN 5-7567-0134-6

В книге изложены современные представления о функции клеток и нервной регуляции, а также о комплексной иерархической регуляции основных видов деятельности организма. В основу книги положены курсы лекций, прочитанных автором в течение ряда лет в МГУ им. М. В. Ломоносова и Гуманитарном институте.

Для студентов, аспирантов педагогических и гуманитарных университетов.
УДК 159.9 ББК88

ISBN 5-7567-0134-6 © «Аспект Пресс», 2000

ВВЕДЕНИЕ

Почему нужно знать физиологию головного мозга психологу?


Психология — одна из древнейших наук в современной системе научного знания. Она возникла как результат осознания человеком самого себя. Само название этой науки — психология (psyche — душа, logoc — учение) — указывает, что основное ее предназначение — познание своей души и ее проявлений — воли, восприятия, внимания, памяти и т. д. Нейрофизиология — специальный раздел физиологии, изучающий деятельность нервной системы, возникла намного позже. Практически до второй половины XIX века нейрофизиология развивалась как экспериментальная наука, базирующаяся на изучении животных. Действительно, «низшие» (базовые) проявления деятельности нервной системы одинаковы у животных и человека. К таким функциям нервной системы относятся проведение возбуждения по нервному волокну, переход возбуждения с одной нервной клетки на другую (например, нервную, мышечную, железистую), простые рефлексы (например, сгибания или разгибания конечности), восприятие относительно простых световых, звуковых, тактильных и других раздражителей и многие другие. Только в конце XIX столетия ученые перешли к исследованию некоторых сложных функций — дыхания, поддержания в организме постоянства состава крови, тканевой жидкости и некоторых других. При проведении всех этих исследований ученые не находили существенных различий в функционировании нервной системы как в целом, так и ее частей у человека и животных, даже очень примитивных. Например, на заре современной экспериментальной физиологии излюбленным объектом была лягушка. Только с открытием новых методов исследования (в первую очередь электрических проявлений деятельности



Рис. 1. Локализация функций в мозге человека.

1, 2, 3 — желудочки мозга, в которых локализованы соответственно воображение, мышление и память.
нервной системы) наступил новый этап в изучении функций головного мозга, когда стало возможным исследовать эти функции, не разрушая мозг, не вмешиваясь в его функционирование, и вместе с тем изучать высшие проявления его деятельности — восприятие сигналов, функции памяти, сознания и многие другие.

Как уже указывалось, психология как наука намного старше, чем физиология, и на протяжении многих веков психологи в своих исследованиях обходились без знаний физиологии. Конечно, это связано прежде всего с тем, что знания, которыми располагала физиология 50—100 лет тому назад, касались только процессов функционирования органов нашего тела (почек, сердца, желудка и др.), но не головного мозга. Представления ученых древности о функционировании головного мозга ограничивались только внешними наблюдениями: они считали, что в головном мозге — три желудочка, и в каждый из них древние врачи «помещали» одну из психических функций (рис. 1).

Перелом в понимании функций головного мозга наступил в XVIII столетии, когда стали изготавливать очень сложные часовые механизмы. Например, музыкальные шкатулки исполняли музыку, куклы танцевали, играли на музыкальных инструментах. Все это приводило ученых к мысли, что наш головной мозг чем-то очень похож на такой механизм. Только в XIX веке окончательно



Рис. 2. Ответная реакция, по Декарту.
было установлено, что функции головного мозга осуществляются по рефлекторному (reflecto — отражаю) принципу. Однако первые представления о рефлекторном принципе действия нервной системы человека были сформулированы еще в XVIII столетии философом и математиком Рене Декартом. Он полагал, что нервы представляют собой полые трубки, по которым от головного мозга, вместилища души, передаются животные духи к мышцам. На рис. 2 видно, что мальчик обжег ногу, и этот стимул запустил всю цепь реакций: вначале «животный дух» направляется к головному мозгу, отражается от него и по соответствующим нервам (трубкам) направляется к мышцам, раздувая их. Здесь без труда можно увидеть простую аналогию с гидравлическими машинами, которые во времена Р. Декарта были вершиной достижения инженерной мысли. Проведение аналогии между действием искусственных механизмов и деятельностью головного мозга — излюбленный прием при описании функций мозга. Например, наш великий соотечественник И. П. Павлов сравнивал функцию коры больших полушарий головного мозга с телефонным узлом, на котором барышня-телефонистка соединяет абонентов между собой. В наше время головной мозг и его деятельность чаще всего сравнивают с мощным компьютером. Однако любая аналогия весьма условна. Не вызывает сомнений, что головной мозг действительно выполняет огромный объем вычислений, но принцип его деятельности отличен от принципов действия компьютера. Но вернемся к вопросу: зачем психологу знать физиологию головного мозга?

Вспомним идею рефлекса, высказанную еще в XVIII веке Р. Декартом. Собственно зерном этой идеи было признание того, что реакции живых организмов обусловлены внешними раздражениями благодаря деятельности головного мозга, а не «по воле Божьей». В России эта идея была с воодушевлением воспринята научной и литературной общественностью. Вершиной этого был выход в свет знаменитого труда Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863), оставившего глубокий след в мировой культуре. Свидетельством служит тот факт, что в 1965 г., когда исполнилось столетие со дня выхода этой книги в свет, в Москве под патронажем ЮНЕСКО прошла международная конференция, на которой присутствовали многие ведущие нейрофизиологи мира. И. М. Сеченов впервые полно и убедительно доказал, что психическая деятельность человека должна стать объектом изучения физиологами.

И. П. Павлов развил эту мысль в виде «учения о физиологии условных рефлексов». Ему принадлежит заслуга в создании метода экспериментального исследования «высшего этажа» головного мозга — коры больших полушарий. Этот метод назван «методом условных рефлексов». Он установил фундаментальную закономерность — предъявление животному (И. П. Павлов проводил исследования на собаках, но это верно и для человека) двух стимулов — вначале условного (например, звук зуммера), а затем безусловного (например, подкармливание собаки кусочками мяса). После некоторого числа сочетаний это приводит к тому, что при действии только звука зуммера (условного сигнала) у собаки развивается пищевая реакция (выделяется слюна, собака облизывается, скулит, смотрит в сторону миски), т. е. образовался пищевой условный рефлекс (рис. 3). Собственно этот прием при дрессировке был давно известен, но И. П. Павлов сделал его мощным инструментом научного исследования функций головного мозга.

Физиологические исследования в сочетании с изучением анатомии и морфологии головного мозга привели к однозначному заключению — именно головной мозг является инструментом нашего сознания, мышления, восприятия, памяти и других психических функций.

Основная трудность исследования заключается в том, что психические функции чрезвычайно сложны. Психологи исследуют эти функции своими методами (например, при помощи специальных тестов изучают эмоциональную устойчивость человека, уровень



Рис. 3. И. П. Павлов на опыте по изучению физиологии условных рефлексов.
умственного развития и другие свойства психики). Характеристики психики исследуются психологом без «привязки» к мозговым структурам, т. е. психолога интересуют вопросы организации самой психической функции, но не то. как работают отдельные части головного мозга при осуществлении этой функции. Только относительно недавно, несколько десятилетий назад, появились технические возможности для исследования методами физиологии (регистрация биоэлектрической активности головного мозга, исследование распределения тока крови и др., подробнее см. далее) некоторых характеристик психических функций — восприятия, внимания, памяти, сознания и др. Совокупность новых подходов к исследованию головного мозга человека, сфера научных интересов физиологов в области психологии и привели к появлению в пограничной области этих наук новой науки — психофизиологии. Это обусловило взаимопроникновение двух областей знаний — психологии и физиологии. Поэтому физиологу, который исследует функции головного мозга человека, необходимы знания психологии и применение этих знаний в своей практической работе. Но и психолог не может обойтись без регистрации и исследования объективных процессов головного мозга с помощью электроэнцефалограмм, вызванных потенциалов, томографических исследований и пр. Какие же подходы к исследованию физиологии головного мозга человека привели ученых к современной сумме знаний?

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

I. физиология головного мозга человека 12 iconОтветы на вопросы к экзамену "Физиология высшей нервной деятельности"
Высшая нервная деятельность- условно-рефлекторная деятельность ведущих отделов головного мозга (у человека и животных- больших полушарий...
I. физиология головного мозга человека 12 iconНарушения мозгового кровообращения при опухолях головного мозга
Клинико-диагностические особенности с кровоизлиянием в опухоль головного мозга в зависимости от её гистологической структуры 55
I. физиология головного мозга человека 12 iconФизиология двигательных функций на уровне ствола мозга Анатомические характеристики ствола
Физиологи анатомически объединяет три отдела головного мозга: продолговатый мозг, мост и средний мозг, совместная деятельность которых...
I. физиология головного мозга человека 12 icon1. Предмет. Задачи, методы нейропсихологии
Знание основных понятий нейропсихологии, основных принципов структурной и функциональной организации головного мозга, нейропсихологических...
I. физиология головного мозга человека 12 iconСтволовая часть головного мозга План
Мозг является самым важным и ценным органом человека. С помощью мозга осуществляется восприятие окружающего мира; мозг хранит воспоминания;...
I. физиология головного мозга человека 12 iconОтек головного мозга это универсальная реакция мозговой ткани на...
Отек мозга может быть местным (фокальным), если развивается, например, в зоне ушиба мозга, в дальнейшем может распространиться на...
I. физиология головного мозга человека 12 iconУрок 58 Дата проведения Тема: «Сон и сновидения»
Оборудование: таблицы с изображением головного мозга, схем безусловных и условных рефлексов, электроэнцефалограммы бодрствующего...
I. физиология головного мозга человека 12 iconВ. С. Ротенберг Функции парадоксального сна и регуляция моноаминов...
Функции парадоксального сна и регуляция моноаминов головного мозга. Приложение концепции поисковой активности1
I. физиология головного мозга человека 12 iconМеждународной молодежной научной школы «Организация познавательной...
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
I. физиология головного мозга человека 12 iconПрезиденту России Путину Владимиру Владимировичу
Ран. Я договорился с ней на 16. 02. 2009 г. Мне сделали магнито-резонансную томографию головного мозга и выяснилось, что никакой...
I. физиология головного мозга человека 12 iconГ. А. Петров анатомия и физиология человека модуль «физиология»
Г. А. Анатомия и физиология человека. Модуль «Физиология»: сборник заданий для текущего и рубежного контроля знаний студентов, обучающихся...
I. физиология головного мозга человека 12 iconФизиология человека и животных: физиологические механизмы адаптации
Целью преподавания дисциплины «Физиология человека» является овладение студентами системой знаний об основах анатомии и физиологии...
I. физиология головного мозга человека 12 iconУрока: комплексный. Технологии: проблемные, личностно-ориентированные, икт
Задачи: дать понятие о высшей нервной деятельности, отметить работы Сеченова И. М. и Павлова И. П. в изучении работы мозга и формировании...
I. физиология головного мозга человека 12 iconI. Общая физиология Занятие № Физиология нервных и нервно-мышечных...
Учебник «Физиология человека» (Под ред. Покровского В. М. и Коротько Г. Ф.). М.: Медицина, 2001(Т. 1); 2003; 2011
I. физиология головного мозга человека 12 iconОрганические заболевания головного мозга. Экзогенные и соматогенные...
Тема: Органические заболевания головного мозга. Экзогенные и соматогенные расстройства. Инструкция для вопросов №№361 — 373
I. физиология головного мозга человека 12 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Физиология организма в целом. Клиническая физиология. Нормальная физиология. Физиология труда. Физиология спорта и физической культуры....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск