Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание»





Скачать 90.06 Kb.
НазваниеКонспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание»
Дата публикации10.10.2013
Размер90.06 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > Биология > Закон
Конспект урока по биологии.

Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные

Г. Менделем. Моногибридное скрещивание».
Подготовила: Горшкова О.А.

учитель биологии

МАОУ СОШ №3 г. Пушкино

литература, 10 класс

Махоткина Елизавета

Программа:
Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.»

Урок № 4 в теме «Закономерности наследственности и изменчивости»
Цели урока:
Обучающие:

Помочь учащимся целостно представить проект изучения темы «Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости».

Обеспечить освоение знаний об истоках генетики, истории её возникновения как гибридологической науки.

Организовать деятельность учащихся по углублению знаний о материальных носителях наследственности.

Обеспечить у старшеклассников убеждённость в том, что знания основных понятий генетики необходимы для понимания биологических закономерностей.

Познакомить с логикой научного открытия.

Способствовать формированию ключевых биологических компетентностей.
Развивающие:

Развивать личностно-смысловое отношение к генетике.

Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по предмету с использованием различных источников информации и информационных технологий.

Способствовать формированию коммуникативных навыков работы, развитию монологической речи.

Вырабатывать навыки самооценки.
Воспитательные:
Воспитывать убеждённость в возможностях познания законов генетики и использования достижений науки на благо развития цивилизации.
Продолжить формирование у учащихся навыков самостоятельной деятельности, взаимоконтроля и самоконтроля.

Воспитывать коммуникативные способности у старшеклассников.

Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация к уроку.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1.Организационный момент: приветствие и настрой учащихся.
2. Изучение нового материала.
Тема нашего урока: генетика – наука о …. Ребята, продолжите, о чём это наука? (учащиеся говорят).
Высвечивается тема и записывается в тетрадь. А какова же наша цель? (учащиеся высказывают своё мнение). На слайде постепенно выходят цели урока:
1. Сформировать знания о генетике как науке, о наследственности и изменчивости организмов.
2. Познакомиться с историей, основными методами и задачами генетики.
3. Раскрыть сущность гибридологического метода.
4. Способствовать развитию познавательного интереса к изучаемым проблемам генетики.
5. Воспитывать информационную культуру.
Предлагается план урока, который учащиеся записывают в тетрадь.
Краткая история развития генетики.
Из биографии Грегора Менделя.
Роль других наук в возникновении генетики.
Работы Г. Менделя
Методы генетики.
Сущность гибридологического метода.
Модель генетики как науки, её разделы.
Сравнение классических и современных идей о природе гена.
Значение генетики.
Ставится проблемный вопрос: Почему живое на нашей планете существует в виде множества неисчерпаемых форм, а не представляет собой один вид, состоящий из сходных между собой особей? (выслушиваются мнения ребят).
http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/undefined-0/istorija-razvitija-genetiki-gibridologicheskij-metod
Раздел «Основы генетики» вы уже изучали в 9 классе. Давайте проверим ваши базовые знания. На слайдах 5 вопросов, за 3 минуты вы выполняете тест.
1.)Кто из учёных первым открыл закономерности, по которым признаки организмов передаются из поколения в поколение?
А) В. Мишер
Б) А. Уотсон
В) Г.Мендель
2) Какая наука изучает закономерности наследования признаков организмов?
А) Цитология
Б) Генетика
В) Дарвинизм
3.)Что такое генетика?

А) Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов?

Б) Наука, изучающая строение клетки.

В) Наука о жизни.
Что такое ген?
А) Совокупность наследственных факторов, которую организм получает от родителей.
Б) Элементарная единица наследственности, представляющая собой участок ДНК хромосом
В) Совокупность внешних и внутренних признаков.
5) Что такое гибрид?
А) Родительская особь.
Б) F1.
В) Организм, получающийся в результате скрещивания особей, различающихся наследственными задатками.
Предлагаю теперь вам проверить себя и оценить (на слайде правильные ответы и критерии оценок).
1-В
2-Б
3-А
4-Б
5-В
Критерии оценок:
Без ошибок- 5
1 ошибка - 4
2 ошибки - 3
3 и более - 2

А какова же история классической генетики? Давайте её рассмотрим (сообщения учащихся). Остановиться на учёных (на слайде портреты учёных).
Иозеф Готлиб Кельрейтер (1733-1806) – первые исследования по гибридизации в России. Занимался главным образом получением межвидовых гибридов. Не обратил внимание на наследование отдельных признаков, что помешало ему открыть закономерности наследования.
Французский исследователь Сарже (1763-1851)- первый ввёл представление о контрастных, или альтернативных (взаимоисключающих) признаках и построил ряды контрастных пар родительских признаков для некоторых видов растений.
Грегор Мендель - чешский исследователь. В 1866 году вышел в свет его труд «Опыты над растительными гибридами», в котором изложены закономерности наследования, открытые им в результате восьмилетних исследований на различных сортах гороха.
1900 год - официальная дата рождения науки, когда сразу в 3-х лабораториях
Г. Де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо друг от друга «переоткрыли законы наследования признаков, установленные Грегори Менделем.
- Как вы думаете, каковы же причины, приведшие к успеху Менделя? Поработайте с учебником на странице 138 и найдите ответ.
Личностные качества (аккуратность, скрупулёзность, педантичность, аналитический ум)
Впервые применил математические методы и статистическую обработку материала в биологии.
Удачный выбор объекта.
Ребята, а почему именно горох посевной был выбран объектом исследований Менделя? (ответы учащихся, найденные в учебнике)
- имеет короткий жизненный цикл;
- большое количество потомков;
- особое строение цветка, которое позволяет контролировать опыление;
-наличие альтернативных признаков (окраска венчика цветка, семян, форма семени, окраска боба);
- возможность создавать чистые линии т.к. является строгим самоопылителем.
О горохе даже слагались стихи, вот одно из них. Давайте его прочитаем.


А.Кушнер
Вот кто поработал во славу науки - горох!
Зеленых и желтых цветков для неё, не жалея,
Вот кто для генетики мок под дождями и сох
Под ветром, кого увлекала и грела идея!
И, пышный, цеплялся, и, цепкий, по палочке полз,
Стараясь для Грегора признак явить доминантный.
Вот кто в беспросветном сцепленье зацепок и лоз
В наследственность верил и гибко считал варианты.
И ежели друга найти в поколенье другом
Не смог, не печалься, быть может, найдешь его
Средь желтых цветов стебелёк, зацепив рукавом,
Заметишь зеленый, обласкан приветствием этим.
На развитие генетики оказали влияние и другие естественные науки (сообщение ученика).
Биология – учение Ч. Дарвина и клеточная теория.
Физика - идея элементарности, атомарности, дискретности.
Статистика - раздел математики.
А логика любого научного открытия такова :
Идея Факты и явления Гипотезы Законы Теории
– В чём же заключается вклад Менделя?
Показал, что наследуются не признаки, а факторы (задатки).
Показал, что наследственность не слитная, а дискретная.
Вывел первые законы.
Ввёл новые понятия (доминантность, рецессивность).
Ввёл буквенные обозначения и запись схемы скрещивания.
Ввёл новый методический подход: упростил проведение эксперимента, выбрав альтернативные признаки. Изучил наследование каждого признака в отдельности, выявил статистические закономерности, дал правильную биологическую интерпретацию. Впервые применил гибридологический метод.
Любая наука имеет свои методы исследования :
Методы делятся на специфические (гибридологический метод) и неспецифические (цитогенетический, иммуногенетический, онтогенетический, популяционно-статистический и генеалогический).
Учитель даёт пояснение каждому методу.
– В чём же сущность гибридологического метода (В учебнике найдите характеристику этого метода и его этапы)
Гибридологический метод - это анализ, характеристика наследования признака с помощью скрещиваний. Этот метод включает в себя несколько этапов:
Проверка признака на константность в течение 2-3-х лет.
Изучение отдельных альтернативных признаков.
Строгий количественный учёт всех потомков в каждом поколении по каждому признаку.
Индивидуальный посемейный анализ всего потомства от каждого скрещивания.
Современная генетика- наука комплексная и имеет следующие разделы:
Биохимическая;

Физиологическая;

Экологическая;

Эволюционная;

Генетика микроорганизмов;

Популяционная генетика;

Молекулярная генетика и др.
Итак, генетика – это наука о закономерностях наследственности и изменчивости. А какова же модель этой науки? Попытайтесь её нарисовать в своих конспектах (приложение 1).Один учащийся выходит к интерактивной доске и рисует схему на пустом слайде.
Сегодня на уроке мы с вами повторили очень много основных понятий генетики: наследственность, изменчивость, генотип, фенотип, гибридологический метод, гены. Это наш понятийный аппарат урока.
Задание для учащихся (им раздаются листочки с текстом)
Сравните классические и современные идеи о природе гена и сформулируйте современное определение гена.


классические идеи о природе гена

современные идеи о природе гена

Ген - морфологический объект, участок хромосомы.

Ген - единица мутации. Функции и рекомбинации.

Ген- неделимая единица.

Ген осуществляет свою функцию автономно, изолированно от других генов.

Ген - устойчивая структура, способная мутировать под влиянием преимущественно внутренних факторов.


Ген - физико-химический объект. Участок молекулы ДНК

Ген – единица функции, мутации, и рекомбинаций; последней подвергаются и более мелкие единицы.

Ген делим, обладает сложной структурой.

Гены взаимодействуют, и их действие зависит от положения в хромосомах.

Мутации происходят под влиянием как внешних, так и внутренних факторов.

Кроме хромосомных генов, есть внехромосомные, находящиеся в хлоропластах и митохондриях (у эукариотов) и плазмидах (у прокариотов).





.

Ген - это материальная и функциональная единица наследственности, которая определяет развитие признака или функции.
А теперь выполним терминологический диктант. Необходимо соотнести определения с терминами.
Внимательно прочтите определения и соотнесите их с терминами:
Наука о закономерностях наследственности и изменчивости –
Совокупность всех генов организма –
Совокупность всех признаков организма –
Явление преобладания у гибридов признаков одного из родителей –
Признак, не проявляющийся у гибридов первого поколения –
Особи, не дающие расщепления признака в следующем поколении –
Особи, дающие расщепление признака в следующем поколении –
Наследственный фактор –
Различные состояния гена, определяющие различные формы одного и того же признака –
Основоположник генетики –
Термины:
Ген
Генетика
Гомозигота
Гетерозигота
Доминирование
Фенотип
Генотип
Рецессивный ген
Аллели
Г. Мендель
Проблемный вопрос учащимся
Почему многим учёным в течение длительного времени не удавалось выяснить закономерности наследования признаков от родительских форм к потомкам, не смотря на то, что они проводили большое количество опытов по гибридизации растений и животных?
http://interneturok.ru/ru/school/biology/10-klass/undefined-0/zakonomernosti-nasledovanija-monogibridnoe-skreshivanie
http://www.shishlena.ru/biblioteka-faylov/multimediynie-posobiya-k-urokam/obschaya-biologiya-10-11-klassi/osnovi-genetiki/perviy-zakon-mendelya/download
Формулируется домашнее задание.
Проработать параграф 3.10
Составить тест или кроссворд, используя генетические термины.
Подготовить сообщения:
- Значение генетики для медицины.
-Значение генетики для сельского хозяйства.
- Значение генетики для микробиологической промышленности и биотехнологии.
Рефлексия (на слайде вопросы), учащиеся отвечают на листочках.
Какие вопросы изучаемой темы показались вам наиболее интересными и значимыми?
Какие вопросы вызвали затруднения в понимании?
Какой материал данной темы нуждается в дополнительной доработке?
По каким вопросам вы хотели бы получить дополнительные сведения, новейшую научную информацию?
Какие вопросы вы сами хотели бы включить в изучение по данной теме?
Подводятся итоги урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconУрок 25 Тема: Закономерности наследования признаков, установленные...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова....
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconПамятка. Основные понятия генетики
Датой «рождения» генетики можно считать 1900 год, когда Г. Де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо...
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Датой «рождения» генетики можно считать 1900 год, когда Г. Де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо...
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconПрограмма рассчитана на 1 час классных занятий в неделю при изучении...
Датой «рождения» генетики можно считать 1900 год, когда Г. Де Фриз в Голландии, К. Корренс в Германии и Э. Чермак в Австрии независимо...
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconУрок в 9 классе Тема: «Генетика пола. Сцепленное наследование»
Образовательная: Ознакомить учащихся с теорией наследования пола, с характером наследования признаков сцепленных с полом
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» icon«Закономерности наследования признаков»
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова....
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconЗакономерности наследования количественных и качественных признаков
Общая генетика ориентирует на научно-исследовательскую, производственную и информационно-просветительскую виды профессиональной деятельности,...
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconЗакономерности наследования признаков по Г. Менделю, сцепленное наследование...
Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина). Программа курса рассчитана на 35 часов, согласно новому базисному учебному плану для общеобразовательных...
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconКонспект урока «Тема, идея, проблема текста»
Цель урока: знание грамматических признаков глагола, его синтаксической роли в предложении и правописания
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconПояснительная записка в школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики»
В школьном курсе общей биологии раздел «Основы генетики» является одним из самых сложных, поэтому для лучшего его усвоения обучающимися...
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconМетодические рекомендации к практическому занятию №2 Тема: «размножение. Гаметогенез»
Это необходимое условие выживания вида и преемственности поколений внутри вида. При размножении клеток осуществляются механизмы,...
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconЖукова Надежда Николаевна учитель биологии, химии моу «Нижнекулойская...
Конспект урока по общей биологии в 11 классе по программе Сонина Н. И. «Горизонты гибридизации»
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconТема урока: Водоемы
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconТема урока : «Звук [ж]. Буквы Ж,ж»
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconКонспект урока тема " Галогены" 9 б класс
Цель урока: на примере галогенов показать характерные свойства неметаллов, закономерности изменения неметаллических свойств в подгруппе....
Конспект урока по биологии. Тема: «Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание» iconКонспект урока по биологии. 9 класс. Тема урока : Обобщение знаний по теме: «Дыхание»
Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск