Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии





Скачать 276.89 Kb.
НазваниеГерменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии
страница1/3
Дата публикации11.10.2013
Размер276.89 Kb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Биология > Конспект
  1   2   3


Вольфганг В. Кайль
(Wolfgang W. Keil)

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ ЭМПАТИЯ В КЛИЕНТО-ЦЕНТРИРОВАННОЙ ТЕРАПИИ


from: Esser U., Pabst H., Speierer G.-W: (Eds.):

The power of the person-centered approach.

Köln, GwG, 1996, pp. 65-80


Перевод с немецкого: Elisabeth Zinschitz
КОНСПЕКТ
Я поддерживаю гипотезу о том, что эмпатия в клиентоцентрированной терапии, для того чтобы быть эффективной, должна выполнять герменевтическую функцию. Термин «герменевтический» понимается в интерпретации GADAMER’а. Согласно ему, герменевтическая эмпатия пытается обнаружить целостность внутреннюю логику клиента, когда встречается с неполным переживанием последнего. Соответственно, эмпатическое понимание терапевта содержит больше, чем изначальное самопонимание клиента. На это герменевтическое измерение указывают точка зрения ROGERS'а об эмпатии и концепциия воспроизведения (concept of reconstituting) GENDLIN'а. Тем не менее в контексте теории межличностного взаимодействия ROGERS'а герменевтический ключ к осознанию инконгруэнтности клиента дают только конгруэнтное не-принятие и не-понимание терапевта. Кроме того, глубокое эмпатическое понимание инконгруэнтности, а также принятие того, на что (в данный момент) нельзя ответить позитивным отношением, становится возможным благодаря пониманию биографического контекста и обладанию эмпатическими знаниями (о психических расстройствах). В заключение, я рассматриваю инконгруэнтные реакции терапевта. Они не дают доступа к личности клиента, но должны помочь терапевту попытаться достигнуть более адекватного самопонимания.
0. ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о том, что действительно эффективно в психотерапии, лежит в основе возникновения и дальнейшего развития клиентоцентрированной психотерапии. Открытие того, что простая передача знаний от эксперта клиенту практически не помогает, побудило ROGERS’а перенести основное внимание на субъективное переживание клиента. Эффективный подход к этому он сформулировал в 1957 году в своей гипотезе о шести условиях, которые необходимы и достаточны, чтобы достигнуть изменений посредством терапии. Основные условия – три хорошо известных терапевтических базовых позиции. "Определенный вид отношений " - тот, что обычно включает эти базовые позиции терапевта - это фактор, который способствует личному развитию и изменению. Все три базовых позиции – необходимые предпосылки для благотворных отношений любого вида; но в психотерапии, тем не менее, эмпатия по некоторым причинам выходит на передний план. ROGERS (1982, p. 26) оценивал базовые позиции как исполняющие факторы (effectuating-factors), - они отличаются от тех, которые работают, например, в повседневной жизни. Он утверждает что в терапии наиболее, по-видимому, значима эмпатия, которая и продвигает терапевтический процесс. В повседневной же жизни важнее конгруэнтность, чья-либо истинность (genuineness), - это часто проявляется, когда возникает проблема отношений. Для психотерапии, следовательно, особенно важно детальное понимание эмпатии как исполняющего фактора.
1. ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ЭМПАТИИ
Терапевтический исполняющий фактор, - эмпатия, - согласно знаменитому определению ROGERS’а, должна быть тонким и точным методом понимания клиента в его "внутренней системе координат ". Это определение подчеркивает, что клиента нужно понять так полно и точно, как возможно, как он понимает, или, по меньшей мере, должен понимать себя сам. Эмпатическое понимание подразумевает отношения в точности 1 : 1: что есть в клиенте, должно быть и в терапевте – как если бы, но только "как если бы", он (терапевт) был клиентом. Тогда возникает вопрос: не должен ли терапевт понимать намного больше или не должен ли он значительно отличаться от того, как клиент понимает сам себя? На это можно ответить, что психотерапия, в принципе, является герменевтическим делом. Это означает, что эмпатическое понимание обязательно должно продвигаться дальше отношений 1 : 1 и должно включать "больше", нежели самопонимание клиента (на момент встречи с терапевтом). Герменевтическое "больше"представляет собой попытку при конфронтации с чем-то "неполным" или "неистинным" найти или восстановить "цельное" или "истинное". Конкретная герменевтическая процедура имеет вид так называемого герменевтического круга. С одной стороны, терапевт составляет суждение о (пока отсутствующем) целом по различным его частям, но, с другой стороны, он продолжает делать выводы об уже существующих частях – и том, как они укладываются в целое – исходя из (еще предстоящего) целого. Эта процедура повторяется, пока из неполного не сформируется целое, - что ощущается как нечто логически согласованное и эмоционально очевидное.

SCHLEIERMACHER и DILTHEY рассматривают герменевтический круг исключительно как объекты, подлежащие интерпретации, т.е. отдельный текст, его автор и их общий контекст. GADAMER расширил эту концепцию: интерпретатор не может быть нейтрален по отношению к интерпретируемому. Понимание интерпретатора всегда связано с интерпретируемым в контексте эскиза к полному пониманию. И наоборот, то, что подлежит интерпретации, не является объективной и изолированной сущностью, но само уже существует в контексте всех возможных интерпретаций. Если бы этого предварительного контекста понимания не было, понимание вообще было бы невозможно. Таким образом, интерпретируемый субъект включен в герменевтический круг в области понимания.

Примененительно к психотерапии это будет означать, что понимание терапевта способствует самопониманию клиента. Поэтому я считаю, что эмпатическое понимание должно быть нацелено, или включать, - "больше" по сравнению с данным самопониманием клиента. Там, где самопереживание клиента неполно или неистинно, открывается дорога к цельному и истинному самопереживанию клиента. И тут я предполагаю, в частности, что реакции еще-не-принятия и еще-не-понимания терапевта предлагают герменевтический ключ к этому. Это в особенности относится к таким реакциям, которые указывают на инконгруэнтность клиента, и осознание этого создает базис клиенто-центрированной терапии. Так, помимо базовых позиций терапевта, принятия и эмпатического понимания, должны приниматься в расчет еще два важных фактора: реакции еще-не-принятия и еще-не-понимания терапевта. Последнее, в особенности, составляет герменевтическую сторону эмпатического понимания. Для объяснения этого тезиса я прежде всего (в главе 2) обрисую представление ROGERS'а и GENDLIN'а об эмпатии. В третьей главе я намерен рассмотреть предварительные условия для использования реакций не-принятия в процессе терапии. Там я использую теорию межличностных отношений ROGERS'а, так же как и концепцию "сценического понимания» LORENZER'а. После этого я расскажу о конкретных шагах, которые необходимы для достижения реализации герменевтической эмпатии в клиентоцентрированной терапии (глава 4).
2. ЭМПАТИЯ СОГЛАСНО ROGERS И GENDLIN
2.1 Развитие понятия эмпатии ROGERS'
Для ROGERS на протяжении всей его жизни было важно использовать эмпатическое понимание таким образом, чтобы клиент, исследующий себя, чувствовал себя эмпатически сопровождаемым и поддерживаемым.Тем не менее, в его понимании эмпатии заметна некоторая эволюция, на что ROGERS и сам недвусмысленно указал. Сначала

Терапевт понимался как альтер эго клиента. Эмпатия означала отношения 1 : 1 между содержанием понимания терапевта и переживания клиента. Определение эмпатии в главной теоретической работе Роджерса гласит: "Находиться в состоянии эмпатии значит воспринимать внутреннюю систему координат другого с точностью, и со свойственными ей эмоциональными компонентами и значениями, как если бы вы были другой личностью, но никогда не теряя условия "как если бы "." (1959, p. 210). После перерыва более чем в 20 лет, пережив потрясения и огорчения, вызванные искажениями и неправильными трактовками его концепции эмпатии, ROGERS описывает эту базовую позицию заново: "Я не хотел бы далее называть это "состоянием эмпатии", поскольку считаю это скорее процессом, нежели состоянием. …Способ бытия вместе с другой личностью, который называется эмпатическим, имеет несколько граней. ...Он подразумевает постоянную восприимчивость ко всем нюансам осознания смысла, которые переживает другой человек. ... Это значит временно жить в его (или ее) жизни, передвигаясь в ней осторожно, не вынося приговоров, чувствуя значения того, что он сам едва осознает...." (1975b, p. 4). ROGERS формулирует этот упомянутый последним элемент еще яснее в своей статье для второго издания «Учебника психиатрии» FREEDMANа, KAPLANаи др., где он говорит: "В идеале такое понимание выражается комментариями, которые отражают не только то, что клиент полностью осознает, но и туманные области на краю осознания." (1975a, p. 1833). Здесь отношение 1 : 1 между содержанием эмпатического понимания терапевта и переживанием клиента изменено в пользу концепции эмпатии как процесса, и эмпатия поставлена в зависимость от аспектов, которые клиент не может осознавать. Понятие эмпатии даже более ясно подразумевает выход за пределы переживания клиента, когда ROGERS пишет в последних своих трудах о "еще одной характеристике" отношений, которая помогает развитию. "Я нахожу, что когда я ближе всего к моему внутреннему, интуитивному «я», когда я некоторым образом соприкасаюсь с неизвестным в себе, когда я, возможно, нахожусь в слегка измененном состоянии сознания в отношениях, тогда что бы я ни делал, кажется, несет исцеление. Тогда одно мое присутствие приносит облегчение и помощь. ...В эти моменты кажется, что мой дух и прикасается к духу другого. Наши отношения перерастают себя и становятся частью чего-то большего". (1989, p. 137 [11986]). Я думаю, что замысел ROGERS'а состоял не в том, чтобы ввести четвертую базовую позицию, но в том, чтобы сделать три базовых позиции более точными, добавив характеристику, которую он называет "присутствием". В случае эмпатии понимать клиента эмпатически означает для терапевта в том числе интуитивное присутствие в отношениях и таким образом, играет роль определенное "больше" по сравнению с самопониманием клиента.
2.2 GENDLIN's понятие эмпатии
Я нахожу концепцию терапевтической эмпатии GENDLIN'а интересной в этом контексте потому что GENDLIN, в отличие от ROGERSа, считает, что базовая позиция терапевта не в том, чтобы быть действующей силой терапии, но скорее в том, чтобы фокусировать процесс клиента. Однако в концепции воссоздания процесса имплицитного переживания GENDLINу также нужна такая вещь как определенная реакция, "ответы", от других. Это означает, что эмпатия (терапевта) опять-таки должна содержать или должна пытаться достичь "большего", или чего-то еще, помимо так называемой "структурной границы (structure bound)", и, значит, неполноты переживания клиента. Воссоздание потенциально эффективного процесса переживания GENDLIN описывает в своей теории изменения личности следующим образом: "Однако в той степени, в которой мы отвечаем на наши собственные чувства так, чтобы обойти или остановить процесс, а не продвигать его, в этой степени мы нуждаемся в других для того, чтобы быть самими собой. Не только возникновение, но и взрослое развитие личности может требовать межличностных реакций. Такие реакции требуются не ради оценки или содержания, но потому что мы нуждаемся в них именно для воссоздания процесса ощущений." (1970 [11964], p.160).

"Изменение личности – это разница, которую создают ваши реакции, способствующие моему конкретному переживанию. Чтобы быть собой, мне нужны ваши реакции, втой степени, в которой мои собственные реакции не могут развивать моичувства. Сначала в этих отношениях, я являюсь "действительно собой", только когда я с вами. Какое-то время индивидуум может по-настоящему развиваться только в этих отношениях. Это не "зависимость" ...Продолжающееся продвижение в непрерывном процессе взаимодействия необходимо для восстановления переживания до тех пор, пока человек сам не обретет способность продвигать его как self-process (внутренний процесс?)". (l. c., p. 161f). Таким образом, определенная эмпатическая реакция терапевта необходима, чтобы дать возможность клиенту переживать более интенсивный и аутентичный self-process. Чтобы достичь этого, эмпатическая реакция должна содержать больше, в любом случае, чем данный, остановившийся процесс развития клиента.
3. УСЛОВИЯ ДЛЯ КЛИЕНТОЦЕНТРИРОВАННОЙ КОНЦЕПЦИИ ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКОЙ ЭМПАТИИ
3.1 Терапия имеет целью осознание клиентом своей инконгруэнтности
Предварительное условие герменевтического измерения в терапевтическом понимании состоит в том, что психотерапия, как предполагается, должна работать со скрытыми неподлинными или, другими словами, "глубинно-психологическими" аспектами. Теория терапии ROGERS'а не содержит в действительности такой концепции. Но она возникает, когда мы эксплицитно включаем теорию личности ROGERS'. В теории терапии безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание просто и без дискриминации адресуют всему данному переживанию клиента. Весь уникальный внутренний мир клиента следует воспринимать положительно и с пониманием. Теория личности, тем не менее, содержит другую оценку конгруэнтного «я», с одной стороны, и инконгруэнтного»я», равно как защитного поведения и отрицаемого переживания организма, с другой. Этот "психодинамический аспект (psychodynamic aspect)" (FINKE) теории личности должен применяться к теории терапии. Это должно означать, что терапевтическое усилие недлежит направлять главным образом на феномен защищающегося «я» и отрицаемого переживания организма и, следовательно, на понимание инконгруэнтности. В этом случае терапия не будет просто вопросом сопровождения клиента без дискриминации его переживания, не важно, конгруэнтно это или нет его собственному переживанию. Терапия имеет целью скорее работу конкретно с "глубинными психологическими" феноменами, например, инконгруэнтным переживанием и его значением. В этом случае необходимо сказать, что безусловное положительное отношение и эмпатическое понимание будут совсем другой природы, в зависимости от того, относятся они к конгруэнтным или инконгруэнтным аспектам. В своей теории межличностных отношений ROGERS описал это фундаментальное различие.
3.2 Инконгруэнтность скорее воспринимается другим человеком, чем самой личностью, и вызывает "негативные" реакции
ROGERS обобщает эту теорию в общем законе, который гласит, что чем сильнее коммуникативная инконгруэнтность в одном из партнеров, тем больше общение ведет к увеличению инконгруэнтности и взаимному раздражению, и наоборот, чем больше коммуникативная конгруэнтность, тем больше общение способствует увеличению конгруэнтность у обоих партнеров и правильному взаимному пониманию и удовлетворению отношениями. Это означает, во-первых, что партнеры по коммуникации в принципе воспринимают инконгруэнтность лучше, чем сам человек. Очевидно, что последний обычно занят защитным процессом, чтобы защитить свою self-structure (внутреннюю структуру) и следовательно, по определению, меньше осознает свою собственную инконгруэнтность. Во-вторых, это показывает, что инконгруэнтность имеет тенденцию увеличивать негативные реакции у коммуникативных партнеров. Нисходящая спираль увеличивающихся помех в отношениях все же может быть прервана, если коммуникативный партнер достаточно конгруэнтен, чтобы понять свою инконгруэнтность по отношению к другому человеку. С этим пониманием он может, следовательно, продолжать реагировать на другого без ощущения подсознательной угрозы. Здесь, по моему мнению, мы видим конгруэнтные реакции не-принятия и не-понимания. В целом я полагаю, что психотерапия в основном возможна, когда психотерапевт способен почувствовать и воспринять инконгруэнтность клиента лучше, чем сам клиент. Это и есть герменевтическое "больше" терапевтического понимания. Но, согласно ROGERSу, и безусловное положительное отношение, и эмпатическое понимание должны быть добавлены к конгруэнтности, чтобы предоставить необходимые условия для благотворных отношений. Следовательно, актуальный внутренний терапевтический процесс терапевта должен начинаться с конгруэнтных реакций не-принятия и не-понимания и постепенно развиваться в сторону постоянно конгруэнтного принятия и эмпатии. Этот процесс будет более точно описан далее.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Представленная в списке литература раскрывает современные методы и техники терапии творчеством. Авторы делятся секретами использования...
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconПрактикум по креативной терапии [Текст]: учеб пособие / Зинкевич-Евстигнеева...
Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др. Отбор литературы...
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconМетодические рекомендации к практическому занятию для студентов VI...
Принципы терапии. Определение типов и степеней дегидратации. Составление планов регидратационной оральной и парентеральной терапии....
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconМинистерство образования и науки
Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др. Отбор литературы...
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconТемы рефератов для поступающих в аспирантуру по направленности «Онкология»
Методы лучевой терапии злокачественных опухолей. Подготовка больных к лучевой терапии
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconМетодические рекомендации по преподаванию терапии. Учебные и учебно-тематические планы
Государственный стандарт послевузовской профессио-нальной подготовки по специальности «терапия» подготовлен кафедрой терапии фппо...
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconДепартамент образования города москвы
Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др. Отбор литературы...
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconМетодические рекомендации по преподаванию терапии. Учебные и учебно-тематические планы
Государственный стандарт послевузовской профессио-нальной подготовки по специальности «терапия» подготовлен кафедрой терапии фппо...
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconД. В. Кандыба, В. М. Кандыба основы ск-терапии том 1 История ск-терапии
Резервный день для прохождения гиа в новой форме в 9 классе по математике, истории России, биологии, физике
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconРазвитие продуктивной деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра
Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др. Отбор литературы...
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconHow do the arts provide the disciplined range of play?
Практика искусств в терапии как вид игровой терапии для взрослых терапия игры для взрослых
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconПрограмма обсуждена на заседании кафедры психолого-педагогических...
Авторы делятся секретами использования сказкотерапии, арт-терапии, песочной терапии, игротерапии, анималотерапии и др. Отбор литературы...
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconРабочей программы дисциплины (практики) по онкологии, лучевой терапии...
В соответствии с фгос впо дисциплина (практика) по онкологии, лучевой терапии относится к базовой части (С. 3Б24) – профессиональный...
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconПатентам и товарным знакам (19)
О л. Цитофлавин препарат патогенетической терапии туберкулеза легких // Врач. 2007. 10. С. 43-46. Бельских а. Н. Применение антиоксиданта...
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогические термины, понятия, категории, определения: воспитание, развитие, воспитательный процесс, эмпатия, педагогика сотрудничества,...
Герменевтическая эмпатия в клиенто-центрированной терапии iconРеферат по курсу: «Введение в арт-терапию»
Вместе с тем процессы и психотерапевтическое воздействие групповой арт-терапии отличаются как от групповой вербальной психотерапии,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск