«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7»





Скачать 311.96 Kb.
Название«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7»
страница1/3
Дата публикации21.10.2013
Размер311.96 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Биология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии

УТВЕРЖДАЮ

Председатель УМК Юранёва И.Н.

________________________

«__7__»__сентября__2011 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Физиологическая экология гидробионтов
Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»


Квалификация (степень) выпускника

«магистр»

Форма обучения

очная


Город Сыктывкар

Год 2011
министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Сыктывкарский государственный университет»

Институт естественных наук
Кафедра биологии

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Физиологическая экология гидробионтов

Блок дисциплин: М3.

Институт естественных наук

Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология»

Квалификация - Магистр

Форма обучения очная


Семестр

В

Всего учебных занятий

72 часа

В том числе:




Аудиторных занятий

28 часов, из них

Лекций

14 часов

Лабораторных занятий

14 часов

Занятий, проводимых в интерактивной форме

10 часов

Самостоятельная работа студентов

40 часов

КСР

4 часа

Текущий контроль: контрольная работа

2 часа

Форма итогового контроля

зачет, семестр В

Город Сыктывкар

Год 2011
Лист согласования и утверждения рабочей программы

Составитель УМК

доцент каф. биологии, доцент __________ Голикова Е.А.

(подпись)

Рабочая программа составлена на основании ФГОС и учебного плана

аннотированной магистерской программы «Гидробиология и ихтиология»

Рабочая программа рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры биологии

Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г.

Заведующий кафедрой

профессор ____________ Г.Н. Доровских

(подпись)
СОГЛАСОВАНО:

Директор Института естественных наук

доцент _____________ И.Н. Юранева

(подпись)

«___» __________2011 г.
Председатель УМК Института естественных наук

доцент ____________ И.Н. Юранева

(подпись)


Содержание


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

4

II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

6

III. Содержание учебной дисциплины

7

IV. ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ И лабораторных занятий

18

V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

19

VI. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

21

Вопросы к зачету

21

Вопросы для самостоятельного изучения материала

21

Темы контрольных работ

22

Карта обеспеченности литературой

23


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Цель и задачи курса:

Физиологическая экология гидробионтов является одной из специальных дисциплин в системе биологического образования.

Цель курса состоит в ознакомлении студентов с морфофизиологическими адаптациями организмов к условиям водной среды.

  1. Место курса в профессиональной подготовке выпускника. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.

Место в учебном плане: профессиональный цикл М.3, вариативная часть. Курс по выбору.

Программа курса «Физиологическая экология гидробионтов» составлена с учетом многоуровневой системы образования, направленной на подготовку высококвалифицированного специалиста с широким биологическим кругозором.

У студента-магистра в процессе освоения дисциплины должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

ПК-10: глубоко понимает и творчески использует в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин магистерской программы.

ПК-11: умеет планировать и реализовывать профессиональные мероприятия.

ПК-12: применяет методические основы проектирования и выполнения полевых и лабораторных биологических и экологических исследований с использованием современной аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии с целями магистерской программы), генерирует новые идеи и методические решения.

ПК-13: самостоятельно использует современные компьютерные технологии для решения научно-исследовательских и производственно-технологических задач профессиональной деятельности, для сбора и анализа биологической информации.

3. Требование к уровню освоения содержания курса:

Обучение студентов по курсу «Физиологическая экология гидробионтов» проводится в форме лекций (14 часов), лабораторных занятий (14 часов) c использованием интерактивных форм (презентация материала в электронной форме, интерактивная доска, микроскоп с цифровой видеокамерой) и самостоятельной работы (40 часов).

В результате изучения данного курса студенты должны:

  • Усвоить основные закономерности морфофизиологических механизмов адаптации организмов к различным факторам водной среды.

  • Получить представление об основных систематических группах гидробионтов.

  • Научиться понимать взаимосвязь различных экологических групп водных организмов и их средой обитания.

Кроме того, знания, полученные в ходе физиологической экологии гидробионтов позволяют углубить и систематизировать знания по гидробиологии полученные в процессе изучения «Общей гидробиологии», «Местной фауны гидробионтов», лабораторного практикума.

  1. Формой итогового контроля является зачет – семестр В.

Для получения зачета требуется посещение не менее 90 % занятий; подготовка докладов и рефератов; выполнение контрольных работ; сдача преподавателю допусков к лабораторным занятиям и протоколы результатов этих занятий (рисунки объектов и пояснительные записи к ним).


II. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Наименование разделов, тем

Количество часов по учебному плану

Максимальная нагрузка студен-тов (часов)

Аудиторная нагрузка

Самос-тояте-льная работа

КСР

всего

В том числе

Лекции

Лабораторная работа

Введение




Тема 1.Экологическая физиология гидробионтов – как раздел гидробиологии.

6

2

2

-

4







Тема 2. Внутренняя среда гидробионтов. Способы транспорта ионов.

6

2

2

-

4




Раздел 2. Морфофизиологические адаптации гидробионтов, обусловленные условиями водной среды




Тема 3. Принципы функционирования выделительных органов гидробионтов.

14

6

2

4

8







Тема 4. Дыхание гидробионтов.

16

8

4

4

8







Тема 5. Питание гидробионтов.

16

8

4

4

8







Тема 6. Защитные приспособления от неблагоприятных условий среды.

10

2

-

2

8







Итого:

72

28

14

14

40

4



III. Содержание учебной дисциплины
Введение

При изучении раздела формируются профессиональные компетенции – ПК-10, 11.

Тема 1. Экологическая физиология гидробионтов – как раздел гидробиологии.

Студент должен знать принципы организации и эволюции биологических систем.

Студент должен владеть представлениями о предмете экологической физиологии гидробионтов, ее взаимосвязи с другими биологическими науками на современном этапе.

Студент должен уметь излагать основные методы и задачи гидробиологии, перспективные направления исследований в гидробиологии.

Содержание учебного материала.

Предмет экологической физиологии гидробионтов, основные задачи и методы, связь с общебиологическими дисциплинами – филогенией, зоологией, экологией, биохимией, гистологией и др. Пути приспособления гидробионтов к внешней среде в свете работ А.Н. Северцова, И.И. Шмальгаузена. Теоретические основы эволюционной физиологии, разработанные Л.А. Орбели. Эволюция функции и функциональная эволюция. Понятия об адаптации, конформации, акклиматизации, гомеостазе. Развитие экологической физиологии на современном этапе.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой.

Рекомендуемая литература по теме:

Константинов А.С. Общая гидробиология. – М.: Высшая школа, 1986.

Наумов Н. П., Карташов Н. Н. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1979. Ч.1, 2.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992. Т.1,2.

Сравнительная физиология животных. / Под ред. проф. Л. Проссера. – М.: Мир, 1977. – Т.1.

Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989.
Тема 2. Внутренняя среда гидробионтов. Способы транспорта ионов.

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать основные механизмы транспорта ионов.

Студент должен знать химический состав внутренней среды гидробионтов в зависимости от их таксономического положения и экологии.

Студент должен владеть навыками сравнительного анализа механизмов транспорта ионов.

Содержание учебного материала.

Внутренняя среда гидробионтов (минеральный и ионный состав, органические вещества) в зависимости от их таксономического положения и экологии. Осмоконформеры, осморегуляторы. Эволюционные пути возникновения осморегуляторов.

Способы транспорта ионов между клетками и внеклеточной жидкостью: пассивный (свободная диффузия, облегченная диффузия, осмос, неионнная диффузия, транспорт ионов с током жидкости, пиноцитоз, обратный пиноцитоз) и активный транспорты (Na+ - K+ ионообменный насос, электронный Na+- насос, электронейтральный насос). Принципиальное сходство в структурно-функциональной организации механизмов, обеспечивающих транспорт воды и ионов на молекулярном уровне у беспозвоночных и позвоночных животных.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой.

Рекомендуемая литература по теме:

Константинов А.С. Общая гидробиология. – М.: Высшая школа, 1986.

Наумов Н. П., Карташов Н. Н. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1979. Ч.1, 2.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992. Т.1,2.

Сравнительная физиология животных. / Под ред. проф. Л. Проссера. – М.: Мир, 1977. – Т.1.

Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989.
Раздел 2. Морфофизиологические адаптации гидробионтов, обусловленные условиями водной среды

При изучении раздела формируются профессиональные компетенции – ПК-10, 12, 13.

Тема 3. Принципы функционирования выделительных органов гидробионтов.

Основные требования и умения студентов.

Студент должен знать строение и функции выделительных органов основных групп гидробионтов.

Студент должен уметь описывать строение выделительных систем, проводить сравнительный анализ осмотической и ионной регуляции водных организмов различных таксономических и экологических групп.

Студент должен владеть представлениями о механизмах осморегуляции.

Содержание учебного материала.

Адаптации морских и наземных беспозвоночных к нарушениям осмотического и ионного гомеостаза. Строение и функция выделительных органов водных беспозвоночных: сократительные вакуоли, протонефридии, метанефридии, нефридии, антенальная железа.

Двухэтапный путь образования мочи и процессы, протекающие в различных отделах выделительных органов.

Объемная, осмотическая и ионная регуляция у водных беспозвоночных, рыбообразных и рыб различных таксономических и экологических групп. Эффекторные органы рыб: почки, жабры (хлоридные клетки), ректальная железа.

Проявление эколого-физиологического параллелизма в механизме осморегуляции у представителей отдельных систематических групп рыб.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой.

Рекомендуемая литература по теме:

Константинов А.С. Общая гидробиология. – М.: Высшая школа, 1986.

Наумов Н. П., Карташов Н. Н. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1979. Ч.1, 2.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992. Т.1,2.

Сравнительная физиология животных. / Под ред. проф. Л. Проссера. – М.: Мир, 1977. – Т.1.

Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989.
Лабораторное занятие № 1. Строение органов выделения водных беспозвоночных.

Водные беспозвоночные организмы, использующие сократительные вакуоли (саркодовые, жгутиковые, инфузории). Водные беспозвоночные, имеющие органы выделения нефридиального типа (плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски). Водные беспозвоночные, имеющие органом выделения антенальные и максиллярные железы (ракообразные). Водные беспозвоночные, имеющие органом выделения мальпигиевые сосуды (водные насекомые).

(Живой и фиксированный материал: культура простейших, ресничные и малощетинковые черви, веслоногие раки, ветвистоусые раки, жаброногие раки, амфиподы, брюхоногие моллюски, двустворчатые моллюски, водные личинки насекомых, водные жуки.)

Самостоятельная внеаудиторная работа:

С целью закрепления и систематизации знаний работа с учебником и научной литературой. Оформить результаты лабораторной работы.

Рекомендуемая литература по теме:

Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. Простейшие, Губки, Кишечнополостные, Гребневики, Плоские черви, Немертины, Круглые черви. – М.: Высшая школа, 1981. – Ч. 1.

Иванов А.В., Мончадский А.С., Полянский Ю.И. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1983. – Ч. 2.

Иванов А.В., Полянский Ю.И., Стрелков А.А. Большой практикум по зоологии беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1985. – Ч. 3.

Константинов А.С. Общая гидробиология. – М.: Высшая школа, 1986.

Сравнительная физиология животных. / Под ред. проф. Л. Проссера. – М.: Мир, 1977. – Т.1.

Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989.

Лабораторное занятие № 2. Строение органов выделения рыбообразных и рыб.

Особенности строения основных систем органов миноги (на серии поперечных срезов). Механизм водно-солевого обмена на примере миноги.

Внешнее и внутреннее строение хрящевых рыб. Строение и топография основных систем органов акулы (на фиксированном объекте и готовых препаратах). Мочеполовая система и водно-солевой обмен.

Самостоятельная внеаудиторная работа:

Работа с конспектом лекции и учебником для закрепления темы. Повторить строение основных систем органов круглоротых, хрящевых и костистых рыб, особенности их биологии и индивидуального развития. Оформить результаты лабораторной работы.

Рекомендуемая литература по теме:

Карташев Н. Н., Соколов В. Е., Шилов И. А. Практикум по зоологии позвоночных. М., 2004.

Наумов Н. П., Карташов Н. Н. Зоология позвоночных. М.: Высшая школа, 1979. Ч.1, 2.

Ромер А., Парсонс Т. Анатомия позвоночных. М.: Мир, 1992. Т.1,2.

Сравнительная физиология животных. / Под ред. проф. Л. Проссера. – М.: Мир, 1977. – Т.1.

Хадорн Э., Венер Р. Общая зоология: Пер. с нем. – М.: Мир, 1989.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Автор: Т. П. Штец, кандидат философских наук, доцент кафедры кафедры социальных наук.; Е. В. Недосека, кандидат социологических наук,...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Задание Каждому вопросу подберите соответствующий термин или группу терминов. Внимание! Терминам, не соответствующим ни одному из...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» icon«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных...
Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента....
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» icon«сыктывкарский государственный университет» Кафедра связей с общественностью...
Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» iconФгбоу впо «Сыктывкарский государственный университет» Институт гуманитарных...
Об организации аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» iconКафедра дипломатии утверждаю
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Тупицына Л. С. Токсикологическая генетика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 013500 Биоэкология,...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Основы экологического мониторинга. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803....
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Петухова Г. А. Механизмы биологической адаптации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803....
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» iconФакультет политологии кафедра политической теории утверждаю
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Шаповалов С. И. «Общая экология»: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803 –Биоэкология,...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» iconМинистерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный...
Пак И. В. Иммунология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 – Биоэкология, очной...
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии утверждаю председатель умк юранёва И. Н. «7» iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Первый проректор по учебной работе
Рассмотрено на заседании умк департамента Биологии от декабря 2011, протокол №


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск