Учитель биологии МОУ «ЗСОШ» Прохорова Л. Н.
Конспект урока с использованием презентации Microsoft Power Point «Успехи селекции» Предмет: Биология. Общая биология 10-11 класс.
Место занятия в структуре образовательного процесса:
урок по учебному плану.
Тема урока по учебному плану: «Успехи селекции»
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Познакомить учащихся с результатами работы выдающихся селекционеров и методами современной селекции. Задачи урока: 1. Ознакомить учащихся с работами селекционеров.
2. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения.
3. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков: работа с тетрадью, таблицами, схемами; сравнения, обобщения знаний, умения делать выводы, готовить сообщения на заданную тему.
4. Продолжить формирование отношения к компьютеру как к средству обучения.
5. Продолжить формирование бережного отношения к окружающему миру. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, урок-презентация, чашки Петри Этапы урока: 1. Организационный момент
2. Актуализация знаний (повторение пройденного материала).
3. Постановка цели урока
4. Изучение нового материала (с использованием урока-презентации).
5. Закрепление полученных знаний.
6. Подведение итогов урока
7. Домашнее задание. Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний: (фронтальная беседа с использованием вопросов)
Назовите основные методы селекции животных.
Назовите основные методы селекции растений.
Почему отдаленная гибридизация ведет к бесплодию гибридов?
Каково биологическое значение гетерозиса?
Объясните механизм искусственного мутагенеза, его молекулярные основы.
Постановка цели урока.
4. Изучение нового материала (с использованием урока-презентации).
Селекция микроорганизмов на примере пеницилла. (Сообщение о селекции микроорганизмов слайд №1).
Сравнительная характеристика способности образовать новые белки. (Рассказ учителя с демонстрацией слайда №2)
Современные методы селекции животных. Достижения российских селекционеров в России (слайд № 3)
-
1700-1917г (200 лет)
| В течении XX века в России
|
4 породы лошадей
9 пород крупного рогатого скота
11 пород овец
ни одной породы свиней
|
11 породы лошадей
10 пород крупного рогатого скота
20 пород овец
15 породы свиней
20 пород кур
|
Проанализируйте таблицу, сделайте выводы
Необходимость выведения новых пород растений и животных. (Рассказ учителя с элементами беседы)
Крупномасштабная селекция молочного скота (рассказ учителя)
Российские ученые-селекционеры и их достижения (самостоятельная работа по тексту учебника)
Селекционные работы в Чувашии (сообщение о ЧСХНИИ слайды № 5-7)
Новейшие методы селекции
клеточная инженерия и клонирование
(сообщения: клеточная инженерия растений и клонирование растений слайды №8)
(сообщение о клеточной инженерии и клонированных животных слайд №9-10)
хромосомная инженерия (рассказ учителя)
генная инженерия (работа с текстом учебника слайд №11)
Найти ответы на вопросы:
Что такое трансгенез?
Какие организмы называются трансгенными?
Какие трансгенные организмы вам известны?
В каких целях ученые создавали эти организмы?
Закрепление изученного материала. (слайд №12)
Подведение итогов урока. (слайд №13)
Биотехнология – использование живых организмов и их биологических процессов в производстве необходимых человеку веществ. Объектами биотехнологии являются бактерии, грибы, клетки растительных и животных тканей. Их выращивают на питательных средствах в специальных биореакторах.
Генная инженерия основана на выделении нужного гена из генома одного организма и введении его в геном другого организма. Растения и животные, геном которых изменен в результате таких генно-инженерных операций, получили название трансгенных.
Методы хромосомной инженерии основаны на введении в генотип растительного организма пары чужих гомологичных хромосом, контролирующих развитие нужных признаков, или замещении одной пары гомологичных хромосом на другую.
Методы клеточной инженерии связаны с культивированием отдельных клеток в питательных средах, где они образуют клеточные культуры.
У животных способных расти в искусственной среде и давать начало целым организмам обладают только особые стволовые клетки; в особенности эмбриональные стволовые клетки. На этом основано клонирование животных.
Домашнее задание: § 38 учебника Д.К.Беляева «Успехи селекции», ответить на вопросы в конце параграфа.
Новейшие методы селекции
Название метода
| Характеристика
| Примеры
| 1.Клеточная инженерия
Клонирование
| Культивирование отдельных клеток или тканей на специальных искусственных средах
Получение особей животных и растений путем бесполого размножения и имеющие полностью идентичные типы
| Пальмы с большим содержанием пальмового масла
Солеустойчивые растения
Овца Долли
Клоны мышей, коров, свиней, кроликов
| 2.Хромосомная инженерия
| Возможность замещения (замены) отдельных хромосом у растений или добавления новых.
| Создание « идеального» сорта, у которого все полезные признаки будут выражены в максимальной степени
| 3. Генная инженерия
| Искусственный перенос нужных генов от одного вида живых организмов (бактерий, животных, растений) в другой вид, часто очень далекий по своему происхождению Объединения бластомеров от эмбрионов с разными генотипами
| Культурные растения с содержанием эндотоксина
Сорта винограда с геном морозоустойчивости от капусты брокколи
Овца Полли и Молли с человеческим геном фактора свертываемости крови
Бактерии с геном выработки человеческого инсулина Химерные животные как генетические мозаики
|
|