Скачать 171.95 Kb.
|
Оглавление 1. Введение 2. Цель и основные задачи 3. Основное содержание -биоиндикация - оценка загрязнённости воздуха с помощью лишайников (лихеноиндикация) в 2010-2012г, сосны (2009-2010 г) - расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта 4.Методика работы «Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта» Результаты исследования 5. Выводы по результатам исследования Заключение Рекомендации по практическому использованию результатов работы 6. Список используемой литературы 7. Приложение Аннотация Чепиков Иван КГБОУ КШИ «Кедровый кадетский корпус», 10 класс Мониторинг качества воздушной среды в п. Кедровый» руководитель: Новосёлова Татьяна Аркадьевна, учитель биологии научный руководитель: Коротченко Ирина Сергеевна Цель научной работы: дать комплексную оценку качества воздушной среды в п. Кедровый. Работа «Мониторинг загрязнённости воздуха вблизи угольной котельной в п.Кедровый» является актуальной т.к. стремительное загрязнение воздуха в Красноярском крае продолжается. И нам важно, чтобы наша малая Родина т.е. воздух, которым мы дышим, был чистым и пригодным для использования. В этой работе мы использовали результаты научных работ 2009-2013 г. В качестве индикаторов чистоты воздуха выступают лишайники и сосна. Мы сравнили количество видов лишайников в 7 пунктах поселка, степень покрытия коры деревьев лишайниками, качество т.е. степень повреждения и усыхания хвои сосны (по С.И.Денисовой,1999). 3 1.Введение Причина, которая побудила нас взяться за исследование данной темы это ухудшение экологического состояния окружающей среды. Город Красноярск входит в 1 десятку загрязнённых городов России. Наш посёлок Кедровый находится в 50 км от города. В посёлке 6 лет назад запущена котельная, работающая на угле. Известно, что побочными продуктами сгорания угля являются кислотные оксиды. Проблема: Насколько сильно котельная и автотранспорт влияют на состояние воздуха? Гипотеза: Мы предполагаем, что антропогенное влияние (котельная и автотранспорт) отрицательно сказывается на качестве атмосферного воздуха. 2. Цель и основные задачи Цель: дать комплексную оценку качества воздушной среды п. Кедровый. Задачи: 1. Проанализировать научные данные об индикационных способностях лишайников, сосны (2009-2010 г.) и влиянии автотранспорта (2010), угольной котельной (2010-2012) на качество воздуха. 2. Провести анализ научных работ учащихся за период 2009-2012г. по биоиндикации состояния воздуха в п. Кедровый. 3.Определить степень загрязнения атмосферного воздуха от действия автотранспорта (по методике Фёдоровой и Никольской) 3. Основное содержание Биоиндикация – это оценка состояния окружающей среды по реакции живых организмов (растений, животных). Сущность биоиндикации в том, что определенные факторы среды создают возможность существования того или иного вида. Виды, которые позволяют выявить специфические особенности среды, называют индикаторами. Биоиндикация дает возможность судить об изменениях состояния среды и прогнозировать направление этих изменений. [2] При изучении степени загрязнения окружающей среды важна реакция организмов на загрязнители. Систему наблюдений за этой реакцией называют биологическим мониторингом. Лихеноиндикация Одним из перспективных объектов биоиндикации являются лишайники. Они распространены по всему земному шару и могут служить объектом мониторинга на всех уровнях: локальном (в конкретной местности), региональном (в обширном регионе) и глобальном (на всём земном шаре). Метод их использования для конкретных исследований называется лихеноиндикацией. Лишайники высокочувствительны к загрязнению среды обитания. На них избирательно действуют, прежде всего, вещества, увеличивающие кислотность среды (оксид серы, фтороводород, хлороводород, оксиды азота, озон). Считается, что наиболее чувствительны к загрязнению воздуха кустистые лишайники, а наиболее устойчивые накипные виды. Это не всегда так. Точнее, следует говорить о существовании видов с различной чувствительностью к загрязняющим веществам. [7] В целом метод оценки загрязненности атмосферы по встречаемости лишайников основаны на следующих закономерностях: чем сильнее загрязнен воздух, тем меньше встречается видов лишайников (вместо десятков может быть один-два вида); чем сильнее загрязнен воздух, тем меньшую площадь покрывают лишайники на стволах деревьев. При повышении загрязненности воздуха первыми исчезают кустистые лишайники, за ними – листоватые, последними накипные. На основании этих закономерностей можно оценить чистоту воздуха в конкретном месте микрорайона поселка. Ход работы:
Выводы: наибольшее количество видов лишайников на 10 деревьях в пункте №1, на втором месте №2, на третьем месте №3. В пункте №1 кустистые лишайники слабо развиты (размеры 1-2 см.).
Выводы:. Слабое загрязнение в пункте № 3 (ДК) и №1 автотрасса(5-10 м.) т.к. там нет только кустистых лишайников. А в пункте № 2 (вдоль забора котельной ) среднее загрязнение, там отсутствуют кустистые и листоватые лишайники. Индикация по хвое сосны. Считается, что для условий лесной полосы России наиболее чувствительны к загрязнению воздуха сосновые леса. Это обусловливает выбор сосны как важнейшего индикатора антропогенного влияния, принимаемого в настоящее время за «эталон биодиагностики». Информативными по биогенному загрязнению являются морфологические и анатомические изменения, а также продолжительность жизни хвои. При хроническом загрязнении лесов диоксидом серы наблюдаются повреждения и преждевременное опадение хвои. Объектом данного исследования стала хвоя сосны обыкновенной, а предметом исследования – некрозы, длина хвоинок. Некрозы – это омертвление в живом организме отдельных органов, их частей, тканей или клеток. Таблица 3. Определение класса повреждения и усыхания хвои (по С.И. Денисовой, 1999)
Ι – идеально чистый воздух; ΙΙ – чистый; ΙΙΙ – относительно чистый («норма»); ΙV – загрязненный («тревога»); V – грязный («опасно»); VΙ – очень грязный («вредно»). Таблица 5. Результаты биоиндикации по качеству хвои.
12 Результаты работы: в районе котельной преобладает относительно чистый воздух (в основном ΙΙΙ класс чистоты воздуха); в районе озера чистый и относительно чистый воздух (ΙΙΙ и ΙΙ класс чистоты) так как в нашей местности преобладают ветра юго- западного направления; в районе ул. Гвардейской – идеально чистый воздух (Ι и ΙΙ класс чистоты воздуха). [5] В автомобильных двигателях внутреннего сгорания в мире ежегодно сжигается около 2 млрд.т. нефтяного топлива. При этом коэффициент полезного действия в среднем составляет 23%, остальные 77% уходят на обогрев окружающей среды. В России автотранспорт ежедневно выбрасывает в атмосферу 16,6 млн. т. загрязняющих веществ. Основные загрязнители от автотранспорта: оксиды азота и углерода, углеводороды. 30% заболеваний горожан непосредственно связаны с загрязнённостью воздуха выхлопными газами. 13 4. Методика работы. Результаты исследования Работа №1 Расчётная оценка количества выбросов вредных веществ в воздух от автотранспорта: Цель: определить степень загрязнения атмосферного воздуха от действия автотранспорта (по методике Фёдоровой и Никольской) Ход работы: 1.Выбрали участок автотрассы длиной примерно 100 метров. 2.Измерили длину участка шагами, предварительно измерив длину шага. 3.Подсчитали количество автотранспорта, проходящего в определенный период суток в течении двадцати минут. Результат занесли в таблицу 1. умножили на 3, чтобы получить кол-во за час. 4.Расчитали общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за час, по формуле L=N*I 5.Расчитали количество топлива(Q, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, по формуле Q=L*V. Результаты занесли в таблицу 2. 6.Расчитали количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условий по каждому виду топлива. 7.Расчитали количество выделенных автотранспортом вредных веществ. Результаты занесли в таблицу 3.
Таблица 3
В постановлении от 30. 05.20003 г. №114 «Предельно допустимые концентрации ( ПДК ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест» утверждены Главным государственным санитарным врачом .РФ 21 мая 2003 г. Г.Г.Онищенко [4] 15
Выводы: 1.Не обнаружены кустистые лишайники возле ДК вдоль автотрассы (2011г.). Следовательно, там слабое загрязнение воздуха кислотными оксидами. 2.Среднее загрязнение воздуха вдоль забора котельной, т.к. там отсутствуют кустистые и листоватые лишайники и наибольшее повреждение хвои сосны. 3.По состоянию хвои сосны воздух на площадке, находящейся ближе к котельной загрязнен сильнее (в основном ΙΙΙ класс чистоты воздуха) – это значит, что воздух здесь сильнее подвержен антропогенному воздействию, в районе ул. Гвардейской – идеально чистый воздух (Ι и ΙΙ класс чистоты воздуха). 4. Границы загрязнения вблизи котельной измеряются сотнями метров. 5. Автомобильные выбросы оказывают определённое воздействие на качество атмосферного воздуха. Автобусы оказывают более сильное влияние на чистоту окружающего воздуха, чем легковые автомобили, но количественно автобусы уступают легковому автотранспорту, из-за чего уровень загрязнения легковым автотранспортом более сильное. Концентрация вредных веществ в п. Кедровый ниже предельно допустимых в 2-6 раз. 6. За прошедщие 6 лет со дня пуска новой котельной заметных изменений в атмосфере не произошло. Это значит, что в п. Кедровый умеренно благоприятная экологическая обстановка, что важно для жизнедеятельности человека. Заключение: Главное, что антропогенная нагрузка на экосистему в п. Кедровый усилилась в связи с введением котельной, работающей на угле, автомобильного транспорта. Пока воздух слабо загрязнён возле ДК и автотрассы, среднее загрязнение вдоль забора котельной. Рекомендации: 1. Использовать работу на уроках биологии и экологии. 2. На следующий год продолжить изучение загрязнения воздуха по мхам. 3. Ограничить допуск автотранспорта в жилой массив посёлка. 4. Следить за качеством топлива в котельной. Список используемой литературы
18 |
Исследовательская работа Возрастная номинация 9 10 класс Фамилия,... ... | Публичный отчёт кгбоу кши «Минусинский кадетский корпус» за 2011-2012... Публичный отчёт кгбоу кши «Минусинский кадетский корпус» за 2011-2012 учебный год | ||
Доклад подготовлен к публикации администрацией огоу кши «Северский кадетский корпус» Ивкин А. В. – Открытый информационно-аналитический доклад огоу кши «Северский кадетский корпус» Северск, 2010. – 49 стр | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Публичный отчёт кгбоу кши «Минусинский кадетский корпус» за 2012-2013 учебный год | ||
Расписание уроков на II полугодие 2012-2013 учебного года с 04 февраля... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Отечеству на гражданском и военном поприще, воспитать человека широкой эрудиции, высокой культуры, патриота с развитым чувством гражданского... | ||
Шутова Любовь Николаевна, начальные классы История жизни моей прабабушки... Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа» | Анализ конкурса «Занимательное черчение», проходящего в рамках интеллектуального... А. На тестовом бланке отмечаются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, место работы или... | ||
Гбоу рк «Карельский кадетский корпус «Карельский кадетский корпус... Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия результатов учеников требованиям примерных образовательных... | Анкета оптанта Диагностические возможности Анкета позволяет сделать... А. На тестовом бланке отмечаются необходимые сведения об испытуемом (фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, место работы или... | ||
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Казачий кадетский корпус» Основной целью анализа работы гкоу «Казачий кадетский корпус» является аналитическое обоснование планирования работы в новом учебном... | В новом коммуникативном пространстве XXI в. 18-19 сентября 2013 г Участник (фамилия имя отчество на русском языке и фамилия имя на иностранном языке как в загранпаспорте) | ||
И. О. Фамилия автора или ... | Контрольная работа и реферат одна из видов самостоятельной работы... Работа начинается с титульного листа, на котором указываются название вуза, факультета и кафедры, на которой выполнена работа, фамилия,... | ||
Требования к оформлению учителем аттестационной папки Каждый материал начинается с заглавия, указывается фамилия, имя, отчество автора материала, дата его подготовки | Урока русского языка. Фамилия Имя Отчество учителя: Волова Надежда... Второй из одиннадцати часов, отведённых на изучение темы «Суффиксы прилагательных» |