Скачать 278.34 Kb.
|
министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии УТВЕРЖДАЮ Председатель УМК Юранёва И.Н. ________________________ «__7__»__сентября__2011 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Местная фауна гидробионтов Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» Квалификация (степень) выпускника «магистр» Форма обучения очная Город Сыктывкар Год 2011 министерство образования и науки российской федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных наук Кафедра биологии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Местная фауна гидробионтов Блок дисциплин: М2. Математический и естественный цикл Институт естественных наук Аннотированная магистерская программа «Гидробиология и ихтиология» Квалификация - Магистр Форма обучения очнрая
Город Сыктывкар Год 2011 Лист согласования и утверждения рабочей программы Составитель УМК доцент каф. биологии, доцент __________ Голикова Е.А. доцент каф. биологии, доцент __________ Бознак Э.И. (подпись) Рабочая программа составлена на основании ФГОС и учебного плана аннотированной магистерской программы «Гидробиология и ихтиология» Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры биологии Протокол заседания №___ от «___»_______2011 г. Заведующий кафедрой профессор ____________ Г.Н. Доровских (подпись) СОГЛАСОВАНО: Директор Института естественных наук доцент _____________ И.Н. Юранева (подпись) «___» __________2011 г. Председатель УМК Института естественных наук доцент ____________ И.Н. Юранева (подпись) Содержание
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В рамках курса «Местная фауна гидробионтов» студенты получают представления о водном населении европейского Северо-Востока России, истории формирования и развития фауны беспозвоночных и позвоночных животных, их видовом составе, рациональном использовании и охране животного мира. Этот курс тесно связан с систематикой животных, экологией, зоогеографией, палеозоологией, энтомологией, ихтиологией. Цель курса – ознакомление студентов с гидрофауной региона, экологией и их практическим значением.
Место в учебном плане: математический и естественный цикл М.2, курс по выбору. У студента-магистра в процессе освоения дисциплины должны быть сформированы общекультурные и профессиональные компетенции: ОК-6: способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.. ПК-14: планирует и проводит мероприятия по оценке состояния и охране природной среды в соответствии со специализацией. Компоненты формируемой компетенции В результате изучения дисциплины студент должен:
II. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 72 часа.
III. Содержание учебной дисциплины Тема 1. История изучения гидрофауны региона. Морфологические и физиологические особенности животных, обитающих на Севере. Основные требования и умения студентов. Студент должен знать предмет и задачи местной гидрофауны. Связь местной фауны с систематикой, экологией, зоогеографией животных, палеозоологией, энтомологией, ихтиологией. Студент должен уметь формулировать цели и задачи курса местная гидрофауна, оперировать терминами предмета. Студент должен владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований живых и фиксированных объектов (приготовление объекта к исследованию, фиксация, окраска, микроскопия, зарисовка и др.). Содержание учебного материала. Предмет и задачи курса «Местная гидрофауна» и его связь с другими биологическими дисциплинами. История изучения водных беспозвоночных и позвоночных в регионе. Определение видов, особенности морфофизиологических адаптаций водных беспозвоночных в условиях севера. (Живой и фиксированный материал: культура простейших, ресничные и малощетинковые черви, веслоногие раки, ветвистоусые раки, жаброногие раки, амфиподы, брюхоногие моллюски, двустворчатые моллюски, водные личинки насекомых, водные жуки.) Самостоятельная внеаудиторная работа: С целью закрепления и систематизации знаний работа с научной литературой. Оформить результаты лабораторной работы. Тема 2. История формирования, развития и характерные черты гидрофауны региона. Зоогеографическая характеристика водной фауны. Основные требования и умения студентов. Студент должен знать геоморфологическую и физико-географическую характеристику региона, учения об ареалах, типы ареалов животных. Студент должен уметь определять ареал вида, на основе данных о его распространении. Студент должен владеть навыками и методами определения объектов Содержание учебного материала. Геологическое прошлое региона и его основные этапы. Влияние географического положения, климата, рельефа, гидрологии, геоморфологии на состав региональной гидрофауны. Критерии выделения ареала и его характеристика. Составление первичных карт регистрации видов гидробионтов, определение первичного ареала вида. (Живой и фиксированный материал: культура простейших, ресничные и малощетинковые черви, веслоногие раки, ветвистоусые раки, жаброногие раки, амфиподы, брюхоногие моллюски, двустворчатые моллюски, водные личинки насекомых, водные жуки, рыбы.) Тема 3. Закономерности формирования гидрофауны рек. Водные беспозвоночные и рыбы, обитающие в реках РК. Основные требования и умения студентов. Студент должен знать историю развития рек РК, деление главных рек на исторически обусловленные характерные участки, различающиеся по типу русла, составу населения, биологической продуктивности, условиям питания рыб, размещению кормовых ресурсов, общему рыбохозяйственному значению и перспективам освоения. Студент должен владеть представлениями о водном населении северных рек и их биологической продуктивности с учетом гидробиологического районирования территории республики; владеть навыками и методами анатомических, морфологических и таксономических исследований живых и фиксированных объектов. Студент должен уметь объяснять особенности морфологического строения и физиологии водного населения быстротекущих вод; уметь определять видовой состав водных беспозвоночных и рыб в гидробиологических пробах Содержание учебного материала. Особенности гидрографической сети Республики Коми и история ее формирования. Население бассейнов р. Печора, р. Мезень и р. Вычегда. Биологическая продуктивность водоемов и их использование. Жизненные формы обитателей рек. Биоценозы дна: литореофильные, псаммориофильные, аргиллореофильные, пелореофильные, фитореофильные, пелофильные, фитофильные. Биоценозы толщи (планктон, нектон) и поверхности воды. Автохтонные и аллохтонные формы. Общие закономерности состава, распределения и функционирования населения в разных типах рек. (Фиксированные пробы бентоса рек, речные формы рыб). |
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... ... | ||
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Кроме того, в инженерном режиме появляются также возможности определения порядка вычислений при помощи скобок, осуществления побитовых... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Задание Каждому вопросу подберите соответствующий термин или группу терминов. Внимание! Терминам, не соответствующим ни одному из... | ||
«Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | «Сыктывкарский государственный университет» Институт естественных... Дисциплина входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин специальности и является дисциплиной по выбору студента.... | ||
«сыктывкарский государственный университет» Кафедра связей с общественностью... Учебно-методическое пособие по курсу «Организационное поведение» /Д. М. Сафина. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет;... | Фгбоу впо «Сыктывкарский государственный университет» Институт гуманитарных... Об организации аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной (итоговой) аттестации обучающихся,... | ||
Кафедра дипломатии утверждаю Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Тупицына Л. С. Токсикологическая генетика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 013500 Биоэкология,... | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Петухова Г. А. Основы экологического мониторинга. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803.... | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Петухова Г. А. Механизмы биологической адаптации. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020803.... | ||
Факультет политологии кафедра политической теории утверждаю Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии | Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Шаповалов С. И. «Общая экология»: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803 –Биоэкология,... | ||
Министерство образования и науки фгбоу впо «тюменский государственный... Пак И. В. Иммунология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020803. 65 – Биоэкология, очной... | Тюменский государственный университет «утверждаю»: Первый проректор по учебной работе Рассмотрено на заседании умк департамента Биологии от декабря 2011, протокол № |