Скачать 453.04 Kb.
|
Тема «Основы генетики» одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо как можно больше использовать познавательных заданий практического характера, широко использовать возможности информационных технологий, развивать исследовательские навыки на основе генетических знаний, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Разные формы урока способствуют развитию интереса, навыков самостоятельной работы, познавательной активности и стремлению заниматься данной наукой во внеурочное время. Так в 2006-2007 учебном году учащиеся Интеллект клуба секции «Человек и природа» выбрали для своей исследовательской работы тему «Логика возникновения генетических теорий». Свои результаты они продемонстрировали на областном семинаре учителей биологии, где получили высокую оценку. Данная презентация и содержание выступления являются показателем результативности изучения данной темы. На конкурс представлены разработки уроков по общей биологии в 10 классе по теме «Основы генетики»: 1. Комбинированный урок «Моногибридное скрещивание. Множественный аллелизм». Это классический урок, на котором последовательно проводится повторение изученного. Учащиеся получают различные задания: индивидуальная работа с аппликацией, по карточкам, тестам. Проводится фронтальная терминологическая разминка, так как данная тема предполагает знание и понимание многих терминов, понятий и их правильное использование. В ходе изучения нового материала учащиеся опираются на имеющиеся знания, делают выводы, отрабатывают навыки конспектирования, решения генетических задач. В ходе закрепления устно решаются проблемные задачи, развивается логическое мышление. 2. Урок- модуль «Практикум по решению задач на моногибридное скрещивание». Главная цель данного урока развитие умений в решении генетических задач. На данном уроке учащиеся отрабатывают умения определять тип задачи, правильно записывать генотипы по условию задачи, схемы скрещивания, определять ответы. Это важно, так как все эти знания и умения проверяются в ходе ЕГЭ. За все время участия учащихся в ЕГЭ учащиеся показывают хорошие результаты 50%- 75% качество знаний и 100 % успеваемость. 3.Урок – модуль «Взаимодействие аллельных генов. Кодоминирование». В течении 5 лет я на уроках биологии использую модульную технологию. В современных условиях в период возрастания объема информации и знаний, накопленных человечеством, обучение в школе должно быть личностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенности учащихся. Одним из средств обучения, позволяющим решить эти задачи, может быть модульное обучение, сущность которого выражается в том, что учащийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, объединяющим цели обучения, учебный материал с указанием заданий, рекомендации по выполнению заданий. Основными мотивами внедрения в учебный процесс модульной технологии могут быть:
При разработке модульных уроков необходимо учитывать принцип модульного обучения, который включает необходимость определения исходного уровня знаний и умений учащихся по изучаемой теме, блок новой информации по теме, отработка учебного материала, контроль усвоения знаний. При составлении модуля занятий целесообразно использовать следующий алгоритм:
Каждый учебный элемент- это шаг к достижению интегрирующей цели урока, без овладения содержанием которого цель не будет достигнута. Учебных элементов не должно быть очень много, но обязательны следующие: УЭ-0- определяет интегрирующую цель по достижению результатов обучения. УЭ-1- включает, как правило, задания по выявлению уровня исходных знаний по теме, задания по овладению новым материалом и т.д. УЭ-п ( где п- номер следующего учебного элемента)- включает выходной контроль знаний, подведение итогов занятия, выбор домашнего задания, рефлексию.
Модульные уроки имеют свои особенности:
4. Урок – лекция с использованием компьютерной презентации «Генетическое определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом». Данный урок является уроком изучения нового материала на основе поставленных проблемных вопросов с использованием возможностей информационных технологий, которые позволяют обогатить урок большим количеством наглядного материала, дополнительной информацией, сконцентрировать внимание учащихся на особо важных моментах урока. Все это делает урок красочным, насыщенным по содержанию и интересным для учащихся. После таких уроков учащиеся с удовольствием делают презентации, знают, как их представить и защитить. 5. Повторительно - обобщающий урок – модуль с использованием компьютерной презентации «Генетика и медицина». Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий. В течение всего урока на экране, в ходе презентации, фиксируются все учебные элементы с целями и задачами, с различным иллюстративным материалом. Демонстрация фотографий наследственных заболеваний человека и видеоролика уродств сопровождается звучанием биения сердца человека. Это повышает эмоциональное восприятие материала. Модульные уроки подразумевают большой объем самостоятельных заданий и контроль знаний по ходу освоения учебных элементов, поэтому наряду с фронтальной и индивидуальной работой учащиеся выполняют задания контрольного характера, заполняя индивидуальную итоговую карту урока, которая сдается в конце урока на проверку. Работа с понятиями организована в виде не большой сценки «Разговор двух друзей генетиков», такая форма позволяет разнообразить выполняемые задания и повысить интерес к уроку. Для контроля в приложении № 4 даются правильные ответы на все задания, которые задаются в ходе урока. Урок «Моногибридное скрещивание. Множественный аллелизм» Цель: Развитие и закрепление знаний генетических основ и умение их использовать для решения генетических задач. Оборудование: таблица «Моногибридное скрещивание», схема группы крови, аппликация, тесты, карточки, сборник задач по генетике. Ход урока: 1.Организационный момент.
2.Повторение пройденного материала: Работа у доски:
Индивидуальная работа с тестами- 5 учащихся на местах Фронтальная работа с классом- Терминологическая разминка. 3. Решение генетических задач: Номера задач по сборнику: № 5, 12, 13, 23 (приложение 2) Учащиеся решают на местах и по одному у доски, кто быстро решил все три – решает 23. У доски объясняется каждое действие и какое правило используется. 4. Изучение нового материала «Множественный аллелизм». Объяснение учителя: В настоящее время известно, что существуют гены, имеющие не два, а большее количество аллелей. Например, у мухи дрозофилы ген окраски глаз представлен 12 аллелями: красная, коралловая, вишневая, абрикосовая и т.д. до белой. Наличие у гена большого количества аллелей называют множественным аллелизмом. Он является следствием возникновения нескольких мутаций одного и того же гена. ВНИМАНИЕ: в соматических клетках может быть только два аллеля одного гена, а в гаметах, согласно закону чистоты гамет, соответственно только один аллель, а в популяции может быть несколько различных аллелей одного гена. Примером множественного аллелизма является ген группы крови у человека. Работа по схеме: группа крови Справка: Группа крови зависит от действия не двух, а трех аллельных генов, обозначаемых символами А,В,О. Они комбинируясь в диплоидных клетках по два, могут образовывать 6 генотипов (ОО,АА, ВВ, АО, ВО, АВ). Предполагают, что над рецессивным геном О доминирует как аллельный ген А, так и В, но А и В друг друга не подавляют. У человека 4 группы крови и они отличаются наличием особых белков в плазме и эритроцитах (аглютиногенов и аглютинов): 1 гр. О a, b ОО 2 гр. А b АА, АО 3 гр. В a ВВ, ВО 4 гр. А,В -- АВ 5.Решение задач на группы крови: № 10, 11,17. 6. Закрепление: Устно на логику мышления:
7. Подведение итогов урока:
ПРИЛОЖЕНИЕ: КАРТОЧКА «НАЙДИТЕ ПАРУ» 1. генетика 1.получили от родителей 2.ген 2.совокупность внешних и внутренних признаков 3.моногибридное скрещивание 3.F 100-цветы все равно белые 4.рецессивный признак 4.противоположность наследственности 5.доминантный признак 5.основной метод Менделя 6.гибриды 6.учитывается один признак 7.гибридологический метод 7.желтые и зеленые семена 8.чистые линии 8.преобладает всегда у гибридов 9.изменчивость 9.основоположник Мендель 10.генотип 10.сочетаются признаки 11.фенотип 11.молекула ДНК 12.наследственность 12.исчезает в F1 13.альтернативные признаки 13.совокупность всех генов организма ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА:
19*В каком случае рецессивный ген может проявиться у гибрида? 20*Сколько аллелей имеет ген, определяющий развитие окраски семян у гороха? Какие ? Приложение №2. Задачи на моногибридное скрещивание при полном и неполном доминировании. 1. У моркови желтая окраска корнеплодов доминирует над красной. Скрещены гетерозиготные растения с желтыми корнеплодами с растениями, имеющие красный корнеплод. Из полученных семян выращено 120 растений. Сколько из них будет иметь красный корнеплод? 2. У морских свинок лохматая шерсть (В) доминирует над гладкой (в). При скрещивании лохматых животных с гладкими получено 8 гладких и 7 с длинной шерстью. Каковы генотипы родителей и потомков? 3 Голубоглазый мужчина (у его родителей карий цвет глаз) женился на кареглазой женщине, отец которой имел карие, а мать голубые глаза. Каковы генотипы всех лиц? Какова вероятность рождения голубоглазого ребёнка у этой супружеской пары? 4. У крупного рогатого скота комолость доминирует над рогатостью . Комолый бык скрещен с двумя коровами:
Каковы генотипы всех родительских особей? Каких по фенотипу телят можно ожидать от этих животных? 5. Кучерявые волосы у человека доминируют над прямыми (в гетерозиготном состоянии – волнистый волос). Муж и жена имеют волнистые волосы. Какова вероятность рождения кучерявого ребёнка в этой семье? 6. У человека наличие резус фактора обусловлено доминантным геном Д, ген d определяет отсутствие этого антигена. Какова вероятность рождения ребёнка с –Rh (минус резус фактор), если оба родителя гетерозиготны по этому признаку? 7. От скрещивания растений ночной красавицы, имеющих розовую окраску, получены растения с красными, розовыми и белыми цветами. Объясните причину появления в потомстве красноокрашенных растений и в каком процентном соотношении произошло расщепление? 8. Ген В определяет у кур черное оперение, ген в – белое. В гетерозиготном состоянии (Вв) у особей голубая окраска пера. Какое потомство даст голубая курица при скрещивании с: а) черным; б) голубым; в) белым петухом? 9. Группа крови человека определяется тремя аллелями гена J: J , J , J. 1 Группа -J J ; 2 Группа -J J ,J J; 3 Группа -J J ,J J; 4 Группа -J J. 10. Какая группа крови может быть у ребёнка , если у отца 1, а у матери 4 группа? 11. У мужчины вторая группа крови , у женщины третья. Какие группы крови возможны у детей от этого брака, если известно, что мать мужчины и отец женщины были с первой группой? 12. У человека ген немоглухоты является рецессивным, нормальное состояние контролируется его доминантной разновидностью.В семье здоровых по этому признаку родителей два сына и дочь нормальные, а один - немоглухой. Каковы возможные генотипы всех членов семьи ? |