Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 359.2 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/3
Дата публикации30.03.2014
Размер359.2 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Биология > Программа
  1   2   3


КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

МОУ СОШ № 2 с. Измалково

Измалковского района Липецкой области

Составила

педагог-психолог

МОУ СОШ № 2

с. Измалково

Уварова Н. В.

2010г.

Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения

социально-психологической адаптации первоклассников.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, вновь и вновь актуализируясь и используясь в сходных ситуациях, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Согласно М.М. Безруких, процесс адаптации обучающегося к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап - ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап - неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе напряженность снижается, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап - период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

При легкой адаптации состояние напряженности организма компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия, что можно считать закономерной реакцией организма на изменившиеся условия жизни. У части обучающихся адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года, и это свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма данного первоклассника.

Критериями благополучной адаптации к школе принято считать благоприятную динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей здоровья и хорошее усвоение учебной программы. Индикатором трудности процесса адаптации к школе, как правило, являются изменения в поведении обучающихся.

Первая группа обучающихся адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей в классе; у них почти всегда хорошее настроение, они доброжелательны, добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября происходит освоение и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом. Это легкая форма адаптации.

Вторая группа обучающихся имеет длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: они не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Как правило, эти обучающиеся испытывают трудности в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными школьным требованиям. Это форма средней тяжести адаптация.

Третья группа - обучающиеся, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями; кроме того, они не усваивают учебную программу, у них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Именно на таких обучающихся чаще всего жалуются учителя, родители. Это тяжелая форма адаптации. Постоянные неуспехи в учебе, отсутствие контакта с учителем создают отчуждение и отрицательное отношение сверстников. Среди этих обучающихся могут быть те, кто нуждается в специальном лечении - ученики с нарушениями психоневрологической сферы, но могут быть и ученики, не готовые к обучению. Если вовремя не разобраться в причинах плохого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, то все вместе может привести к срыву, дальнейшей задержке в развитии и неблагоприятно отразиться на состоянии здоровья ребенка. Так или иначе, плохое поведение- сигнал тревоги, повод внимательнее посмотреть на обучающегося и вместе с родителями разобраться в причинах трудности адаптации к школе.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья обучающихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение.

В логике системно-ориентационного подхода сопровождение - это психолого-педагогическая поддержка процесса обучения и воспитания. Ее основные принципы: согласие обучающегося на помощь и поддержку, опора на наличные силы и потенциальные возможности личности; ориентация на способность обучающегося самостоятельно преодолевать трудности; сотрудничество, содействие; доброжелательность; безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства; рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Целью психолого-педагогической поддержки является устранение препятствий, мешающих самостоятельному продвижению обучающегося в образовании.

Поэтому настоящая программа предназначена для реализации психолого-педагогических мероприятий, направленных на облегчение вхождения в ритм и содержание школьной жизни первоклассников.

Цель:

- выявление группы обучающихся первого класса, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению;

-оказание психологической помощи обучающимся и родителям обучающихся, испытывающих трудности в адаптации к школьному обучению.

Задачи:

- диагностика определения уровня развития, прогноз школьных трудностей;

- психологическая и педагогическая поддержка обучающихся в процессе адаптации к школьному обучению;

- сохранение физического и психологического здоровья;

-своевременная психолого-педагогическая коррекция нарушений процесса адаптации обучающихся первого класса к школьному обучению;

- методическая помощь учителю, работающему в первом классе по организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;

- консультирование и психологическое просвещение родителей обучающихся первого класса по основным проблемам адаптационного периода.

Принципы психолого-педагогической программы:

  • принцип ценности личности, заключающийся в самоценности обучающегося;

  • принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности обучающегося;

  • принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого обучающегося;

  • принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса.



Система психолого-педагогической работы по сопровождению адаптации первоклассников к школе.

№ п/п

Направление работы

Контингент

Сроки проведения

1

Диагностика адаптации обучающегося к школе (Приложение № 1)

Обучающиеся

Сентябрь-октябрь

2

«Экран настроения» (Приложение №2)

Обучающиеся

Последняя неделя сентября

3

Анкетирование родителей (приложение №3)

Родители

октябрь

4

Диагностика отношения обучающегося к школе (приложение №4)

Классный руководитель

октябрь

5

Консультирование

Родители, педагог, обучающиеся

В течение года

6

Организация занятий по программе сопровождения процесса адаптации Групповая работа (приложение № 5) Индивидуальная работа (приложение №6)

Обучающиеся

Октябрь-декабрь,

по мере необходимости

7

Родительские собрания (приложение №7)

Родители

Октябрь, март

8

Информационный стенд (приложение №8)

Родители

В течение года

9

Посещение уроков

Обучающиеся

В течение года

10

Диагностика готовности к школьному обучению (приложение № 9)

Будущие первоклассники

Март-апрель


Предполагаемый положительный результат: благоприятное течение адаптации первоклассников к обучению в школе.

Прогнозируемый результат: уменьшение факторов риска, которые приводят к нарушению психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе.

Критерии оценки эффективности:

  • снижение уровня тревожности и психической защиты первоклассников;

  • эмоциональное благополучие обучающегося в классе;

  • развитие коммуникативных навыков.

Приложение № 5

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе "Игротерапия общения"

В программе три направления работы, которые имеют свои методические приемы, обеспечивающие решение поставленных задач.

Первый блок (2 занятия) включает объединение обучающихся в подгруппы. Большинство предлагаемых приемов обеспечивают создание доброй, безопасной ситуации, где участник чувствует взаимопонимание, поддержку, желание помочь в решении проблем (развлекательные игры, предметные и подвижные игры).

Второй блок (8-10 занятий) осуществляет основную коррекционную работу в подгруппах обучающихся.

Помимо коррекции негативных личностных черт и обучения социально желаемым формам общения, добываются диагностические данные, касающиеся психологических особенностей обучающихся. Эти данные в процессе формирующего эксперимента позволяют дополнять, изменять запланированные методы и приемы коррекции с учетом индивидуальных проблем каждого обучающегося.

Используются игровые (с принятием ролей, правил и т.д.), а также неигровые приемы (совместная деятельность, чтение сказок, рассказов; изобразительная деятельность).

Третий блок (2 занятия) включает закрепление полученных навыков и форм общения в совместных играх. Применяются разнообразные игровые и неигровые приемы, которые развлекают обучающихся, проверяют умение предотвратить конфликтные ситуации, способствуют взаимопониманию участников, рефлексии и контролю своего поведения.

Содержание подобранных игр меняется по следующей схеме:

-первый блок — развлекательные (контактные);

-второй блок — коррекционно-направленные + обучающие;

-третий блок — развлекательные + обучающие + контрольные.

Контрольный этап

Данный этап позволяет увидеть эффективность коррекционной работы. Контроль осуществляется с использованием всех диагностических материалов. Результаты фиксируются, сравниваются с первоначальными данными диагностики.

Анализ результатов позволяет определить дальнейшую работу с обучающимися, дать рекомендации родителям.
Содержание программы.

Программа состоит из 12 занятий.

Занятия входят в систему сопровождения адаптации первоклассников к школе, поэтому в ходе их проведения проходят консультации с учителем на протяжении всего учебного года, встречи с родителями обучающихся индивидуально и на родительских собраниях.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск