Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/10
Дата публикации30.03.2014
Размер1.03 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №6

КУРС ЛЕКЦИЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

Составитель, К.П.Н. , преподаватель

дисциплин естественного

цикла О.Ю. Груздева

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» относится к естественно-биологическим наукам, в учебном плане педагогического колледжа она входит в блок общепрофессиональных дисциплин /ОП.03/. Лекционный курс ориентирован на переподготовку специалистов по специальности: 050144 дошкольное образование.

В настоящее время каждый грамотный человек хотя бы в общих чертах должен знать о строении и основных функциях своего тела, своего организма, отдельных его органов. Поэтому уже в школьные годы, наряду с биологией — наукой обо всем живом, изучаются анатомия и физиология человека как представителя животного мира, занимающего в нем особое место. Возрастная анатомия — это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма с учетом его возрастных особенностей. Анатомия изучает внешние формы и пропорции тела человека, его частей, отдельные органы, их конструкцию, микроскопическое и ультрамикроскопическое строение, рассматривает строение тела человека, его органов в различные периоды жизни, от внутриутробного периода, исследует особенности организма в условиях воздействия внешней среды.

Физиология изучает функции живого организма, его органов и систем, клеток и клеточных ассоциаций, процессы их жизнедеятельности. Физиология исследует функциональные взаимосвязи в теле человека в различные возрастные периоды и в условиях изменяющейся внешней среды. Необходимо отметить, что невозможно понять функции без знания строения тела человека, его анатомии. Также нельзя представить себе все особенности, закономерности его строения без изучения функций. Прогресс анатомии и физиологии как наук связан с развитием молекулярной биологии, генетики, физики, химии (биохимии).

Гигие́на — наука, изучающая влияние факторов внешней среды на организм человека с целью оптимизации благоприятного и профилактики неблагоприятного воздействия. Как следствие, гигиена имеет два объекта изучения - факторы среды и реакцию организма человека, и пользуется знаниями и методами физики, химии, биологии, географии, гидрогеологии и др. наук, изучающих окружающую среду, а также физиологии, анатомии и патофизиологии.

Человеческий организм, состоящий из клеток, тканей, органов, их систем и аппаратов, представляет собой целостную биологическую систему, в которой структуры и функции находятся в единстве. Для понимания строения и функций тела человека необходимо знание его происхождения как вида в антропогенезе (от греч. anthropos — человек, genesis — развитие), основных этапов эволюционного развития в животном мире в филогенезе (от греч. phylon — род), закономерностей индивидуального развития человека в онтогенезе (от греч. onthos — сущее) от зачатия до смерти.

Знание анатомии и физиологии дает возможность понять течение процессов в организме, взаимосвязи человека с внешней средой, природой и животным миром, объяснить происхождение вариантов телосложения, пороков развития, различных уродств, а также изменений, возникших в результате различных заболеваний.

Современная анатомия и физиология тщательно исследуют изменения и процессы, происходящие в организме человека в различные возрастные периоды. Раскрывая основные закономерности развития человека в эмбриогенезе, а также детей в различные возрастные периоды, анатомия и физиология дают важный материал для педагогов, психологов, воспитателей и гигиенистов.

Эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей и подростков. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействиям тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма.

Современная педагогика основана на знании закономерностей онтогенеза не только на общих условиях, благодаря которым ребенок становится нормальным человеком, но и в особых обстоятельствах развития, складывающихся в отдельных случаях, именуемых индивидуальным развитием. К таким условиям относится комплекс природных свойств организма: строение и функционирование, уровень психического развития и его координация с помощью воспитания, гигиенические нормы, необходимые для развития и функционирования организма.

В связи с этим, лекционный курс «Возрастная анатомия и физиология ребенка» может являться той теоретической базой, без овладения которой, невозможны контроль и воспитание растущего организма ребенка, тем более что он охватывает широкий возрастной диапазон, начинающийся с закономерностей роста и развития морфологического субстрата и функций отдельных систем органов с эмбриогенеза до половой зрелости.

Курс «Возрастная, анатомия и физиология ребенка» включает лекционные /12 часов/ и практические занятия /4 часа/, а так же задания для самостоятельной работы /4 часа/. Форма контроля – тестовые задания в четырех вариантах с эталоном ответа, среди которых один является правильным.

СОДЕРЖАНИЕ

ЛЕКЦИЯ 1. /2 часа/. Образование и развитие зародыша.

Характеристика возрастных периодов развития ....................................стр. - 5
ЛЕКЦИЯ 2. /2 часа/. Регулирующие системы организма.

Нервная система...........................................................................................стр. - 8

ЛЕКЦИЯ 3. /2 часа/. Регулирующие системы организма.

Эндокринная система...................................................................................стр. - 15

ЛЕКЦИЯ 4. /2 часа/. Строение и функции сенсорнх систем.................стр. - 19

ЛЕКЦИЯ 5. /2 часа/. Опорно-двигательная система...............................стр. - 26

ЛЕКЦИЯ 6. /2 часа/. Системы органов человек......................................стр. - 34

ЛЕКЦИЯ 1. /2 часа/

Образование и развитие зародыша.

Характеристика возрастных периодов развития

Встреча яйцеклетки со сперматозоидом происходит в маточной трубе. Из многих сперматозоидов, достигших яйцеклетки, в нее внедряется только один, наиболее активный. Слияние хромосом яйцеклетки и сперматозоида называется оплодотворением. В результате оплодотворения образуется зародышевая клетка – зигота – с полным (то есть двойным) набором хромосом. При этом половину набора она наследует от материнского организма, другую – от отцовского. В результате в наследственных свойствах зародышевой клетки (а следовательно, и будущего организма) сочетаются свойства обоих родителей. Пол потомства зависит от половых хромосом. Если в зародышевой клетке (зиготе) оказалось две Х-хромосомы (Х от матери и Х от отца), родится девочка. Если оказались Х- и У-хромосомы (Х от матери и У от отца), родится мальчик. Начальные фазы развития зародышевой клетки происходит в маточной трубе. Клетка многократно делится, и вскоре образуется пузырек с ворсинками на внешней поверхности, направленными наружу. Стенка матки к этому времени становится готовой к приему зародыша: в ней разрастаются клетки рыхлого слоя эпителия. Зародыш прикрепляется ворсинками к этому слою, а через некоторое время погружается в него.

С помощью ворсинок зародыш внедряется в стенку матки. Затем объем зародыша увеличивается, ворсинки исчезают, а вместо них на стороне, обращенной к матке, образуется плацента (детское место). Пупочный канатик соединяет зародыш, который становится плодом, с плацентой. В ней развивается густая сеть кровеносных сосудов. Из материнских кровеносных сосудов в капилляры детского организма проникают кислород и питательные вещества. Обратно уходят углекислый газ и другие продукты распада. Кровеносная система плода и материнского организма самостоятельны и в норме изолированы друг от друга. На ранней стадии развития у зародыша образуются жаберные дуги и щели – признак, характерный для рыб. Это указывает на то, что наши предки дышали жабрами. Однако в процессе дальнейшего развития человеческого зародыша жаберные дуги превращаются в щитовидный хрящ, слуховые косточки и некоторые другие образования, свойственные млекопитающим. С развитием легочного дыхания у наших предков жаберные дуги изменились и приобрели другую функцию. На одной из стадий развития плод человека имеет хвост, напоминающий хвост пресмыкающихся. К моменту рождения он рассасывается. Известно, что приматы, имеющие по два соска, произошли когда-то от многососковых млекопитающих. На четвертом месяце развития человеческого плода этот признак проявляется, но потом исчезает. Это тоже одно из проявлений родственных связей.

Закон индивидуального развития. В 1864–1866гг. два немецких ученых, Эрнст Геккель и Фриц Мюллер. Сформулировали основной биогенетический закон: в онтогенезе (индивидуальном развитии организма) повторяется филогенез (черты исторического развития вида, к которому эта особь принадлежит). Однако такое повторение неполное и неодинаковое по времени для развития органов. Это связано с тем, что те органы, которые начинают функционировать раньше, проходят стадии своего развития в более быстром темпе, чем те, которые включаются в работу позже. Кроме того, возникают приспособления и у зародыша к тем условиям, в которых он находится. Биогенетический закон говорит о том, что программа развития каждой особи сформировалась в процессе эволюции вида, к которому эта особь принадлежит. Изучая индивидуальное развитие, можно понять историческое прошлое этого вида.

Беременность. Состояние женщины от оплодотворения яйцеклетки до рождения ребенка называется беременностью. В это время происходит перестройка жизнедеятельности организма будущей матери. Усиливаются процессы синтеза белка и других веществ, их которых строятся клетки, ткани и органы формирующегося организма ребенка. Происходит нейтрализация и выведение продуктов его жизнедеятельности. В связи с беременностью необходимо тщательно медицинское наблюдение за состоянием здоровья матери и развитием плода. Продолжительность беременности у человека примерно 280 суток (10 лунных месяцев или 40 недель).

Заболевания. Врождённые заболевания связаны с повреждением зародыша, происходящими в процессе его развития. Наиболее опасными для развития зародыша являится первые три месяца беременности. В этот период плод особенно чувствителен к вирусным инфекциям, поскольку плаценты ещё нет. Она формируется к концу третьего месяца беременности. Например, такое почти безопасное для взрослых и детей заболевание, как краснуха, может привести к рождению ребёнка с врождённым пороком сердца, глухотой, умственной отсталостью, если его мать заболеет в начале беременности.

К врожденным заболеваниям относят и алкогольный синдром плода. У женщины, потребляющей алкоголь, особенно во время беременности, ребёнок может оказаться с поражениями центральной нервной системы и различных органов.

В тяжелых случаях алкогольного синдрома плода в последующем выявляется умственная отсталость, в лёгких случаях наблюдается расторможенность ребёнка: несобранность, неспособность к систематической работе, нерациональная двигательная активность, низкий уровень производительного внимания, а так же очень плохая память.

Приобретенные заболевания известны очень давно, их можно разделить на инфекционные и венерические, передающиеся половым путем. Если первые болезни к настоящему времени побеждены, то число венерических заболеваний возрастает. В настоящее время их известно более 20, но наиболее опасны среди них СПИД и сифилис. Большинство венерических заболеваний не оставляют иммунитета. Вылечившиеся люди могут заразиться снова. При этом болезнь будет протекать так же тяжело, как в первый раз. СПИД, то есть синдром приобретенного иммунодефицита, вызывается вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ). Этот вирус поражает один из видов лимфоцитов, без которых иммунитет становится неполноценным. Организм теряет устойчивость даже к тем микроорганизмам, которые у здорового человека вообще не способны вызвать какое-либо заболевание. Заражение происходит половым путем. Сифилис в отличие от СПИДа передается не только путем полового контакта, но и бытовым путем - через предметы совместного пользования. Возбудителем сифилиса является бледная спирохета (трепонема). Она может попасть в организм здорового человека через небольшие ссадины кожи, при использовании общей посуды, одежды, сигарет, при поцелуях. Протекает заболевание в три стадии, самой тяжелой является третья, при которой поражаются участки нервной ткани спинного мозга, может разрушаться нос, заболевают внутренние органы, особенно печень.

Развитие ребенка. В развитии ребенка после рождения можно выделить следующие этапы: грудной возраст (первый год жизни); раннее детство - от 1 до 3 лет; дошкольный период - от 3 до 7 лет; школьный период - от 7 до 17 лет.

Грудной возраст. Первый месяц жизни считается периодом новорожденности. Поза его напоминает положение плода в матке. Большую часть суток он спит, просыпаясь лишь ко времени кормления. Уход за новорожденным требует соблюдения особой чистоты, поддержания температуры не ниже 20°С и строгого соблюдения времени кормления. Несоблюдение режима кормления нарушает сон, делает ребенка беспокойным, расстраивает его пищеварение. Гармоничное развитие ребенка обеспечивается при получении им молока матери непосредственно из груди. Новорожденные дети лучше всего усваивают белки, жиры и углеводы женского молока. С двухмесячного возраста в рацион добавляют овощные и фруктовые соки, начинают прикармливание. На протяжении первого года жизни в организме ребенка происходит много изменений в двигательной системе. Дети грудного возраста особенно восприимчивы к воздействиям внешней среды.

Раннее детство. В этом возрасте ребенок усиленно растет, питается той же пищей, что и взрослые, у него проявляется стремление к самостоятельному познанию мира, тяга к самоутверждению. В этом возрасте ребенок начинает ходить и овладевает различными способами манипулирования с предметами. Появляется много новых двигательных навыков. В процессе игры ребенок подражает действиям взрослых. В этот период важно не подавить стремление ребенка к самостоятельности, чтобы у него не сформировались такие черты характера, как упрямство и капризность.

Дошкольный возраст. Этому возрасту характерен большой интерес к окружающему миру. Любознательность ребенка так велика, что этот период называется стадией вопросов. Отвечая на вопросы, необходимо придерживаться тактики правдивых, но доступных для понимания ребенка ответов. Неправильные объяснения, попытки отмахнуться от вопросов ребенка могут привести к потере интереса и доверия его к окружающим. Продолжает расти головной мозг и формируется внутренняя речь. Ребенок часто может разговаривать сам с собой. Познавательная деятельность ребенка определяется игрой, которая для ребенка имеет такое же важное значение, как для взрослого работа или спорт. В игре ребенок познает первые радости победы, в ней же он получает первые нравственные уроки: сострадания, мудрости, честности, справедливости. Подвижные игры, особенно на чистом воздухе, совершенствуют мышечный аппарат. Дошкольники обладают богатыми эмоциями и фантазиями.

Школьный период. В возрасте от 7 до 17 лет происходит перестраивание деятельности всех органов и систем. Поступление в школу является наиболее трудным этапом в жизни ребенка. Если до школы основным видом деятельности ребенка была игра, то теперь он обязан регулировать свою жизнь по требованиям строгой школьной дисциплины. Учение - это серьезный, напряженный и достаточно упорный труд. В учебе младшие школьники постепенно овладевают письмом, узнают много нового об окружающем мире, усваивают опыт, накопленный многими поколениями людей. В школе ребенок впервые ощущает на себе слияние коллективного воздействия - в учебе, общественной работе, трудовом воспитании, спорте. Все это способствует гармоничному умственному, физическому, волевому развитию школьников. С 11 лет начинается новый возрастной период - подростковый. Происходит глубокая перестройка деятельности всех органов и физиологических систем, здесь интенсивно начинают образовываться половые гормоны. Разграничивают физиологическую, психологическую и социальную зрелость. Физиологическая зрелость - этап полового созревания организма, психологическая зрелость - этап развития, в течение которого юноши и девушки преобретают нравственную устойчивость, достаточный самоконтроль поведение в семье и обществе. Социальная зрелость - формирование сознательного полноценного члена общества. По времени она не совпадает с физическим созреванием. Социальная зрелость человека определяется целым рядом условий: завершением образования, началом трудовой деятельности, экономической самостоятельностью, политическим и гражданским совершенствованием, службой в армии.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск