Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 93.91 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации03.04.2014
Размер93.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок литературного чтения в 3 классе

« Волшебный мир сказок"

Основные цели: 
1) сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных видов сказок;
2) повторить понятие «сказка», группы сказок;
3) развивать творческое мышление учащихся;
4) умение быть терпеливым в учебной деятельности и проводить самооценку этого умения на основе применения эталона.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация 1, презентация 2, презентация 3, карточки и таблицы для самостоятельной и групповой работы, иллюстрации к сказкам.
Демонстрационный материал:
1) понятие «сказка»
    

  
СКАЗКИ – произведения устного народного творчества 
с вымышленными героями (персонажами) и событиями.
 
 

2) группы сказок:
    

  
 СКАЗКИ
 
 
О ЖИВОТНЫХ  ВОЛШЕБНЫЕ     БЫТОВЫЕ
 

3) названия сказок для конкурса «Кто лучше всех знает волшебные сказки?» − задание для пробного действия:
    

 1)«Лисичка−сестричка и волк»
2)«Петушок и бобовое зёрнышко»
3)«Каша из топора»
4)«Гуси−лебеди»
 

4) зачины к разным сказкам:
    

 1.      «Жили−были кот, петух и дрозд. Кот и дрозд уходят в лес дрова рубить и петушку наказывают: «Ты, петушок, оставайся домовничать, а в окошко не выглядывай, а то…»
 

 
    

 2.      Жили−были старик со старухой, а у них дочка да сынок маленький. Вот уезжают родители в город и дочке говорят: «Будь умницей, береги братца, не ходи со двора. Мы тебе гостинцев привезем…»
 

 
    

 3.      «Жили−были дед и баба. Дед говорит бабе: «Ты пеки пироги, а я поеду за рыбой. Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лежит на дороге лисичка, не шевелится…»
 

5) эталон для самопроверки:
    

 Признаки волшебной сказки
 

 
    

 1.      Борьба добра со злом
 

 
    

 2.      Построение сказки
 

 
    

 3.      Волшебные числа
 

 
    

 4.      Волшебные события
 

 
    

 5.      Волшебные существа,
волшебные предметы
 

 
6) образец выполнения пробного задания:
            

 1.
 

 2.
 

 3.
 

 4.
 

   
 

  

  

 
 

7) два шага учебной деятельности:
    
8) эталон «терпение в учебной деятельности»:
 
 
 
 
 Раздаточный материал:
1) схема для конкурса «Кто лучше всех знает волшебные сказки?»
            

 1.
 

 2.
 

 3.
 

 4.
 

   
 

  

  

  

 
 
  2) таблица для реализации проекта. Т-2
      

 Вопросы
 

 1) Какой основной закон волшебной сказки хотел донести до нас художник?
2) Как обычно начинаются сказки?
3) Как обычно заканчиваются сказки?
4) Как называются части сказки?
5) Что нужно сделать герою, чтобы достичь какой-то цели?
6) Что может происходить во время пути?
7) Что является волшебным в сказках?
 

3) цветные карандаши.
4) цветные карточки (красная, жёлтая, зелёная).
5) сказка для самостоятельной работы «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
 
 
6) таблица для самостоятельной работы:
                    

 Признаки волшебной сказки
 

 Фиксация присутствия или отсутствия признака.
 

 1.      Борьба добра со злом
 

 
 

 2.      Построение сказки
 

 
 

 3.      Волшебные числа
 

 
 

 4.      Волшебные события
 

 
 

 5.      Волшебные существа
волшебные предметы
 

 
 

  
 
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
На доске два шага учебной деятельности и эталон терпение в учебной деятельности – Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть на своем уроке.
− Вспомните, чему были посвящены наши с вами последние уроки? (Мы узнали, что такое юмористический рассказ, научились пересказывать подробно и выборочно.)
− А какие еще произведения вы читали? (Мы читали сказки.)
− Вспомните ваши любимые сказки. (…)Презентация 1. Клип «В мире много сказок»
Дети называют полюбившиеся сказки.   
− И сегодня у нас с вами волшебный урок, посвященный сказкам. Сказки называют «народной мудростью». А.С. Пушкин восклицал: «Что за прелесть эти сказки!» 
− Как вы думаете, почему их так называют?
− Сегодня вы обязательно откроете еще одно новое знание. Как вы будете это делать?   (Выясним, что мы не знаем и сами откроем новое знание.) 
− Какой ещё эталон вы видите на доске? (Эталон «Терпение».) 
− О чём говорит этот эталон? (…)
− Почему надо быть терпеливым в учебной деятельности? (…)
− Желаю вам успешной работы!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
− Что вначале необходимо сделать, чтобы работа на уроке была успешной? (Надо повторить всё, что будет необходимо для открытия нового знания.)
− Вспомните определение сказки. (Сказка – это произведение, переходящее из уст в уста, события и герои которого вымышлены.) 
− А кто создавал сказки? (Сказка передавалась из уст в уста народными сказителями.)
− Молодцы! Вспомните, на какие группы условно делятся сказки? (Они условно делятся на сказки о животных, волшебные сказки и бытовые.) 
 
− Как обычно строится сказка? (Начало – действие – конец.) 
− Итак, что вы повторили? (Что такое сказка, как строится сказка, группы сказок.)
Предполагается работа со сказками, которые учащиеся читали заранее. 
− А теперь поговорим о сказках, которые вам известны, но задание для вас будет новое. Задание для пробного действия: «Кто лучше всех знает волшебные сказки?» 

− Подумайте и скажите, какие из перечисленных сказок относятся к волшебным. Обоснуйте свой ответ, назвав признаки волшебной сказки. 
У вас на парте лежит карточка со схемой , закрасьте кружочек под тем номером, который соответствует правильному ответу.
Учащиеся выполняют задание самостоятельно.
− Кто не нашёл волшебную сказку?
− Что вы не смогли сделать? (Я не смог найти волшебную сказку.)
− Из тех, кто нашёл волшебную сказку, поднимите руку, кто может назвать признаки волшебной сказки?
− Вы уверены, что можете назвать все основные признаки?
− В чём у вас затруднение? (Я не уверен, что могу назвать все признаки волшебной сказки.)
3. Выявление места и причины затруднения.
− Какое задание вы должны были выполнить?
− Ребята, почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем всех признаков волшебных сказок.)
− Какой шаг учебной деятельности вы выполнили? (Мы выяснили, что мы не знаем.)
− Что вы будете делать дальше? (Сами построим новое знание и узнаем признаки волшебной сказки.)
− Давайте отдохнем.
Физкультминутка.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
− Какова же цель вашей дальнейшей деятельности? (Узнать признаки волшебной сказки.)
− Правильно! Вы должны вывести признаки − законы волшебной сказки. Как только вы узнаете законы волшебной сказки, вы сможете дать точный ответ на вопрос пробного задания.
− Сформулируйте тему урока. (Признаки волшебной сказки.)
− Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание определения сказки и видов сказок, как строится сказка.)
− Определим план наших действий. Предлагаю вам заполнить таблицу ( Т-2), находящуюся у каждого из вас на парте.
− Итак, что должно вам помочь узнать законы волшебной сказки? (Заполнение этой таблицы.)

− Как вы думаете, с какой целью я вам предлагаю данные иллюстрации? (…)
Учитель уточняет задачу учащимся.
− Эти иллюстрации помогут вам ответить на вопросы, которые записаны у вас в таблице. Работать вы будете в группе. Предлагаю вам отвечать на эти вопросы последовательно (один за другим).
− Над каким качеством ученика мы сегодня работаем на уроке? (Терпение в учебной деятельности.)
− Как вы сейчас будете стараться работать, чтобы проявить это качество? (…)
5. Реализация построенного проекта
− Волшебная сказка не обходится без чудесного действия, без вмешательства то злой, то доброй силы. Ответьте на первый вопрос. (…)
Каждая группа даёт свой ответ.
1в.− Давайте обобщим. Сформулируйте первую особенность волшебной сказки? (Борьба добра со злом.) 
 
2в.− Ребята, вспомните все сказки, которые вы читали и ответьте на второй вопрос. («Жили-были…»; «В некотором царстве, в некотором государстве…»)
− Правильно! Как правило, любая сказка начинается с этих слов, хотя, безусловно, могут быть варианты. Такое начало сказки называется зачином.
− Перед вами на доске зачины из нескольких сказок. Выберите тот, который подходил бы волшебной сказке (Д−4). Читаем вслух и отвечаем устно. (Правильный ответ 2.)
− Почему? (Так как из других зачинов становится понятным, что главными персонажами оказываются животные, следовательно, эти сказки относятся к группе «сказки о животных»)
3в.− А теперь ответьте на третий вопрос. (У сказки всегда счастливый конец, например, сказка может закончиться свадьбой главных героев.)
.− Сколько и какие части можно выделить в сказке? (…)
− О чём шла речь? (О построении сказки.)  щелчок 
4в.− Ответьте на следующий вопрос. (Зачин, действие, концовка.)
− Вспомните сказки, которые вы читали. Обратили ли вы внимание на повторы, которые происходят в сказках? (Да.)
− А сколько раз, как правило, повторяется то или иное действие в сказках? (Три.)
− Верно, ребята. И сейчас я вам расскажу, откуда взялось это магическое число 3. .)  
− В сказках встречаются троекратные повторы чего-либо, например, герою надо выполнить три задачи или герой три раза нарушает какой-либо запрет и т.д. Объяснение этому следует искать в далеком прошлом. У древнего человека было представление об одном предмете и о парных: две руки, две ноги, два глаза и т.д. А всё, что было больше двух, относилось к понятию «много». Таким образом, в далеком прошлом человек считал: «один, два, много». Следовательно, число «три» значило «много», всё, что больше двух.
− Скажите, вам всё понятно? 
− Приведите примеры троекратного повторения чего-либо в тех сказках, которые вы читали.
− Сформулируйте третий признак волшебной сказки. (Волшебные числа. Число 3.) .)  щелчок 
− Ответьте на пятый вопрос. (Преодолеть препятствия.)
− Правильно. А в какой ситуации герой, как правило, преодолевает препятствия? (Путешествуя.)
− Действительно, герой отправляется в путь, чтобы достичь какой-то цели. Но по законам сказки обязательно происходят какие-то события, которые вынуждают героя оказаться в пути. Вспомните некоторые из таких событий. (Отъезд или смерть родителей, нарушение запрета, приказ царя и т.д.)
− Ответьте на шестой вопрос. (Герой отгадывает какие-то загадки, участвует в битве.)
− Правильно. Каким будет четвёртый признак? (События.) 
  щелчок 
 
− Раз мы с вами говорим о волшебной сказке, значит, и события будут волшебными.
− Итак, мы с вами выяснили, что волшебной сказку могут сделать чудесные события. А что еще делает волшебную сказку волшебной?
− Посмотрите на иллюстрации ( выставка рисунков) и ответьте на последний вопрос. (Волшебные существа, волшебные предметы.)
− Сформулируйте последний признак волшебной сказки. (Волшебные существа, волшебные предметы.) .)  щелчок 
 .
− Приведите примеры этих волшебных существ или предметов, опираясь на иллюстрации, или вспомните сами. (Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, гребешок, ковер-самолет, живая и мертвая вода, веретено и т.д.)
− Посмотрите на доску и скажите, что в итоге вы получили? (Признаки волшебной сказки.)
− Перечислите, опираясь на наш эталон, особенности волшебной сказки.
− Теперь вы сможете дать полный ответ на вопрос в пробном действии. Какая из перечисленных сказок является волшебной?
 Слайд 11– дети сверяют со своим ответом.
− Итак, верный ответ под номером четыре – «Гуси-лебеди». Обоснуйте свой выбор, опираясь на эталон.
6. Первичное закрепление во внешней речи.
– Ребята, что вы узнали? (Мы узнали признаки (особенности) волшебных сказок.)
Чтобы закрепить новое знание, я предлагаю вам потренироваться на конкретной сказке.
Дома вы прочитали сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Задание будете выполнять в группах. Вспомните, каким было построение сказки. Найдите начало и конец сказки. На это отводится 2 минуты. Найдите в сказке троекратные повторы. На это отводится 4 минуты.
Проверка выполнения проводится фронтально.
    

 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. 
– Следующее упражнение поможет вам проверить, насколько хорошо вы усвоили особенности волшебной сказки. Как называется сказка вы узнаете, если правильно решите примеры на умножение и деление. ( игра «Пазлы» дети работают в парах. Сказка «Гуси-лебеди») Текст сказки лежит у вас на партах. У каждого из вас есть таблица, в левой части которой признаки волшебной сказки, а правая колонка пустая. Вы должны отметить знаком «+» наличие данного признака в сказке и, если возможно, подчеркните место в сказке, подтверждающее данный признак.
После работы учащиеся сверяют свои ответы с эталоном для самопроверки Слайд 12
 
− У кого вызвало затруднение определение, есть ли данный признак в сказке?
− У кого возникли затруднения при фиксации признаков в тексте?
− У кого это задание не вызвало затруднений?
 

 8. Включение в систему знаний и повторение
− Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания? Почему у нас возникла необходимость изучить данную тему? (Этот материал войдёт в нашу литературную копилку знаний, мы теперь понимаем, как создается сказка, по каким правилам.)
 9. Рефлексия учебной деятельности.
− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)
− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали законы, признаки волшебной сказки.)
– Какую цель вы поставили в начале урока?
− Вы достигли поставленной цели?
− В чём у вас было затруднение?
− Как вы открывали новое знание?
− Что вам помогло открыть новое знание?
− Вам помогло сегодня такое качество как терпение?
− На каком этапе урока это качество вам было необходимо?
– У вас на партах лежат цветные карточки. Зелёная карточка означает положительный ответ, жёлтая карточка – сомнение, красная карточка – отрицательный ответ. Я вам сейчас буду говорить некие утверждения, а вы поднимайте карточки согласия, сомнения или несогласия.

  • Я знаю, что такое сказка.

  • Я знаю, законы, по которым строится волшебная сказка.

  • В самостоятельной работе у меня всё получилось.

  • Я смог понять причину ошибки, которую допустил в самостоятельной работе (если была).

  • Я сегодня был в учебной деятельности.

  • Я сегодня был терпелив.

  • Я доволен своей работой на уроке.

 
 Домашнее задание:
Впишите свои собственные примеры в таблицу и составьте свою сказку в устной форме, опираясь на эталон.
По желанию: сочините сказку, запишите ее и оформите своими рисунками. Лучшие работы будут участвовать в конкурсе «Моя волшебная сказка».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск