Урок 4. Обобщение темы: «Наследственная изменчивость человека».
Контроль знаний обучающихся. Задачи урока:
Повторение и систематизация знаний обучающихся об особенностях изучения наследственной изменчивости человека.
Проверка знаний, умений и навыков обучающихся по составлению и анализу родословных.
Выявление уровней сформированности знаний, умений и навыков обучающихся по теме.
Оборудование:
- тексты проверочной работы по вариантам (принцип ЕГЭ).
- бланки ответов на каждого ученика Продолжительность урока: 45 минут Бланк ответов для тестов:
Уровни
| Задания
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| А
(по 1баллу)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| В
(по 2 балла)
| I
| II
| 1
| 2
| 3
| 1
| 2
|
|
|
|
|
|
Проверочный тест:
Уровень А.
В предложенных заданиях выберите только один наиболее правильный ответ.
Изменчивость – это…
свойство организмов передавать особенности строения, функционирования и развития своему потомству;
конкретный способ передачи наследственной информации в поколениях;
свойство организмов приобретать новые признаки, отличающие их от других особей своего вида.
Набор половых хромосом у мужчины
ХУ;
ХХ;
ХО.
Признак, не сцепленный с полом
дальтонизм;
цвет волос;
гемофилия.
Фенотип – это совокупность…
всех генов организма;
признаков и свойств организма, проявляющихся при взаимодействии со средой обитания;
генов у особей данной популяции или вида.
Мутационная изменчивость связана:
с изменениями в хромосомах;
с изменениями в генах;
верны все ответы.
При изучении наследственной изменчивости человека не используют
биохимические методы;
гибридологический метод;
генеалогический метод.
Цитогенетический метод основан:
на изучении количества и структуры хромосом;
на изучении родословных;
на изучении особенностей обмена веществ.
Человек, относительно которого составляется родословная, называется
индивид;
пробанд;
особь.
Для изучения модификационной изменчивости человека большую роль играет изучение
идентичных близнецов;
неидентичных близнецов;
сиамских близнецов.
Носителями рецессивного гена заболевания, сцепленного с полом (но не болеющие им) чаще всего бывают
мужчины;
женщины;
и мужчины, и женщины.
Уровень В.
Вставьте в предложения недостающую информацию.
Набор хромосом человека состоит из _______________ пар.
Причиной синдрома Дауна является присутствие _________________ хромосомы.
Человек с кариотипом ХО болен синдромом _______________________ .
Выберите все правильные ответы из предложенных.
Сцепленными с полом признаками человека являются
альбинизм;
курчавость волос;
дальтонизм;
полидактилия;
гемофилия.
Гибридологический метод не используется в генетике человека по причинам:
его неэффективности;
в связи с малым числом потомков;
по этическим соображениям;
в связи с редкой сменой поколений.
Уровень С. Решите задачу: Пробанд – нормальная женщина – имеет пять сестер, две из которых идентичные близнецы, две – неидентичные близнецы. Все сестры имеют шесть пальцев на руке. Мать пробанда нормальна, а отец – шестипалый. Со стороны матери все предки нормальны. У отца два брата и 4 сестры – все нормально пятипалые. Бабка по линии отца шестипалая. У нее было две шестипалые сестры и одна пятипалая. Дед по линии отца и все его родственники нормально пятипалые.
Составьте схему родословной. Определите вероятность рождения в семье пробанда шестипалых детей при условии, что она выйдет замуж за нормального мужчину.
Анализ результатов проверочной работы.
Ответы:
Уровни
| Задания
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| А
(по 1баллу)
| в
| а
| б
| б
| в
| б
| а
| б
| а
| б
| В
(по 2 балла)
| I
| II
| 1
| 2
| 3
| 1
| 2
| 23
| лишней 21
| Шерешевского - Тернера
| в, д
| б, в, г
| С
(4 балла)
| По одному баллу за каждый критерий:
| 1. Верно составлена схема родословной
| 2. Верно определен характер наследования признака
| 3. Верно определены генотипы
| 4. Дан четкий ответ на поставленный вопрос
|
Показатели структурного анализа результатов.
Показатели
| В каких заданиях проверялись
| уровень
| номер задания
| Знания:
1) терминов
| А
| 1, 4, 8
| В
| I - 3
| 2) характера наследования признаков и наследственных заболеваний человека
| А
| 2, 3, 10
| В
| I – 1, I – 2, II – 1
| 3) особенностей методов изучения наследственной изменчивости человека
| А
| 6, 7, 9
| В
| II – 2
| 4) причины появления наследственной изменчивости человека
| А
| 5
| Умения:
1) решать тестовые задания с выбором одного ответа
| А
| все
| 2) решать тестовые задания с выбором нескольких ответов
| В
| II
| 3) решать тестовые задания открытого типа
| В
| I
| 4) характеризовать методы изучения наследственной изменчивости человека
| В
| II - 2
| 5) а. составлять родословную
| С
| 5) б. определять характер наследования признака
| 5) в. определять генотип действующих лиц
| 5) г. определять вероятность наследования признака
| Сводная таблица результатов для анализа выполнения работы обучающимися 11 __ класса.
Фамилия, имя
| Знания
| Умения
| Балл за работу
| отметка
| 1)
| 2)
| 3)
| 4)
| 1)
| 2)
| 3)
| 4)
| 5)
| А
| В
| А
| В
| А
| В
| А
| В
| а
| б
| в
| г
| Арсеньев К..
| +
| +
| +
| -
| +
| +
| -
| +
| +
| +
| -
| +
| +
| +
| -
| -
| 18
| 4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Итого:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания работы (максимальное число баллов – 24):
Отметка «5» - 21 – 24 балла;
Отметка «4» - 16 – 20 баллов;
Отметка «3» - 10 – 15 баллов;
Отметка «2» - менее 10 баллов. |