Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации21.04.2014
Размер88 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Биология > Урок
Урок биологии в 8 классе по теме:
« ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ,

ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ.

ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ».
Цели: обобщить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.

Формировать умения: распознавать виды кровотечений; оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы) и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради.

Оборудование: учебные таблицы по биологии; оборудование для практической работы; мультимедийная презентация, интерактивная доска.
Ход урока.
1/ Организационный момент: урок в кабинете ИКТ с использованием компьютера требует особого внимания и сосредоточенности.

2/ Интеллектуальная разминка: биологические загадки.
Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки.

Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает,

Кто с биологией знаком, тому загадки нипочем,

Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.
1. Вмиг связаться с кислородом 2. Этот орган кровь качает,

Может только он один. Орган главный, каждый знает,

Он « живет» в эритроцитах. А внутри есть клапан-«дверца»,

Как зовут? (Гемоглобин). Что за орган? Это - … (сердце).

3. Повторяем вновь и вновь:

Кислород разносит … (кровь).

4. Слова – перевертыши: вообщеракроние (кровообращение), неыв (вены), теариир (артерии), лялптрыка (капилляры). (Учащиеся разгадывают загадки и называют определения понятий, а на экране появляются изображения отгаданных слов).

Словарная работа:

1/ Гемоглобин – особый белок, в состав которого входит железо.

2/ Сердце – четырехкамерный мышечный орган, работающий в течение всей жизни человека.

3/ Кровь – жидкая соединительная ткань.

4/ Кровообращение – непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов.

5/ Вены – это сосуды, по которым кровь течет к сердцу.

6/ Артерии – это сосуды, по которым кровь течет от сердца к органам и тканям тела.

7/ Капилляры – мельчайшие кровеносные и лимфатические сосуды, образующие густую сеть, которая пронизывает органы и ткани тела.

- Напомните, пожалуйста, раздел, который мы с вами изучаем: «Транспорт веществ». Совершенно верно. А тема сегодняшнего урока звучит так: « Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях»

(на экране высвечивается тема урока).

3/ Целеполагание: что бы вы хотели узнать на уроке? (идет запрос цели):

Знать:

Уметь:

4/ Изучение нового материала.

А/. Причины заболевания органов кровообращения.

Работа сердца. Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет сокращается свыше 2,5 млрд. раз. За это время перекачивается огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав из 4 000 000 железнодорожных цистерн. И эта работа выполняется органом, масса которого немногим больше 300 г, а толщина мышечной стенки не превышает 10-15 мм.

Вопрос к учащимся. Почему же такой совершенный механизм начинает давать сбои? В чем причина заболеваний органов кровообращения? Почему в мире на первом месте среди причин смертности людей стоят именно болезни сердечно-сосудистой системы?

Ученик. Научно-техническая революция, автоматизация и механизация труда привели к гиподинамии, т.е. недостатку движений, что отрицательно сказывается не только на состоянии сердца и сосудов, но и на общем состоянии и настроении человека.

Кроме того, отрицательно сказывается на состоянии и функционировании сердечно-сосудистой системы такие пагубные привычки, как:

* избыточное, несбалансированное питание;

* курение;

* употребление алкоголя.

Немаловажным отрицательным фактором являются стрессы, чрезмерные психические нагрузки.

Заслушаем ряд сообщений, подготовленных учащимися.

Вредное влияние гиподинамии.

Ученик. Гиподинамия – ограничение физической подвижности. С чем это связано? На производстве труд человека заменили машины, за работой которых он просто следит. В быту электричество, газ, водопровод, бытовая техника освобождают людей от тяжелых домашних дел.

Автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, наконец, лифт избавляют человека от длительного хождения. А в итоге – недостаток движений. Он сказывается даже на школьниках. Современный ученик много сидит за партой, письменным столом, компьютером, телевизором…

В результате – ослабление мышц, увеличение количества жировой ткани, снижение выносливости. Регуляция сосудов нарушается в такой степени, что даже простой переход человека от горизонтального положения в вертикальное вызывает столь сильный отток крови от мозга, что человек может потерять сознание. Стоит нетренированному человеку очень быстро пройти 150-200 м или немного пробежать, как у него повышается сердцебиение, появляется одышка. Эти явления возникают из-за того, что кровоснабжение сердца не увеличивается в 4-5 раз, как это требуется организму.

В итоге мышца сердца и мышца тела получают недостаточно кислорода, или, как говорят, работают в условиях кислородного голодания. В организме накапливаются вредные продукты обмена веществ, что приводит к более быстрому износу сердечной мышцы.

Влияние алкоголя на сердечно-сосудистую систему.

Ученик. Особенно вредно действует на сердечно-сосудистую систему алкоголь. Он отравляет сердечную мышцу, повреждая мембраны и другие структуры клеток. В результате ослабевают сокращения сердечной мышцы, развивается сердечная недостаточность, одышка. В то же время алкоголь изменяет и стенки кровеносных сосудов, прежде всего сосудов самого сердца. Мышца сердца начинает получать недостаточное количество кислорода и питательных веществ, постепенно перерождается и заменяется соединительной тканью. В результате нарушения работы сердца снабжение организма кровью ухудшается, что ведет к болезненным изменениям его функций.

Алкоголь поступает в кровь уже через несколько минут после его приема и циркулирует в ней 5-7 часов. Он возбуждает нервную систему и угнетает обмен веществ в мышечных волокнах. В результате пульс достигает 100 ударов в минуту, сила и скорость сокращений сердца уменьшаются, а нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь.

Влияние табака на сердечно-сосудистую систему.

Ученик. Не меньший вред сердечно-сосудистой системе наносит табак. У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. Поэтому у систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови. Работая с большим напряжением, сердце быстрее изнашивается и стареет.

Сужение сосудов – причина заболевания курильщиков – «перемежающаяся хромота», которое сопровождается сильной болью во время ходьбы. Больной вынужден каждые 10-15 минут останавливаться и ждать, пока боль утихнет. Это страдание обрекает больного на длительную потерю трудоспособности и приводит к инвалидности.

Учитель. «Курение или здоровье» - выбирайте сами. В табачном дыму определено 300 различных вредных веществ. Рассмотрим, как действует на наш организм никотин.

Ученик. Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления, напряженной работе мышцы сердца.

Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение, и курение увеличивают содержание адреналина в крови.

Обнаружено, что никотин усиливает свертываемость крови. Это приводит к тому, что сосуды курящих людей чаще закупориваются тромбами. Статистика свидетельствует, что у лиц, выкуривающих до 20 сигарет в день, вероятность заболевания инфарктом миокарда вдвое выше, а у выкуривающих более 20 – втрое выше, чем у некурящих.

Б/. Значение тренировки сердца для предупреждения

заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Учитель. О вредных привычках мы поговорили, теперь речь пойдет о факторах, которые положительно влияют на работу сердца и сосудов.

Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, посильный труд, активный образ жизни.

- Как физическая нагрузка может повлиять на работу сердца?

Ученик. При физической работе:

* увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу;

* улучшается снабжение ее кислородом и питательными веществами;

* это способствует укреплению сердечной мышцы и ее развитию.

При снижении физической нагрузки:

* сердечная мышца слабеет; например, на 70-е сутки полной неподвижности размеры сердца уменьшаются на 13-18 %.

В то же время следует помнить, что у детей рост сети кровеносных сосудов отстает от роста сердца. Поэтому сердце подростка затрачивает дополнительные усилия на проталкивание крови через узкие просветы сосудов. В этот период нужны физические нагрузки, но в пределах возможностей каждого ребенка.

В/ Первая помощь при кровотечениях.

Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов.

С.И.Ожегов.

Словарь русского языка.

Учитель. По кровеносным сосудам человека циркулирует около 5 л крови. При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов. Потеря около 2-2,5 л крови при кровотечениях смертельна для человека.

Кровотечение бывает внутренним и наружным. Внутреннее кровотечение очень опасно, так как кровь может изливаться в плевральную или брюшную полость, а также в полость черепа. Но точный диагноз может поставить только врач.

Ученик. При внутреннем кровотечении пострадавший бледнеет, покрывается потом, дыхание учащается, пульс становится частым и слабым. При появлении таких признаков больного надо уложить или придать ему полусидячее положение, а к предполагаемой области кровотечения (грудь, живот, голова) приложить пузырь со льдом или бутылку с холодной водой.

Учитель. При наружном кровотечении оказывают первую помощь в зависимости от вида поврежденных сосудов. Кровотечение может быть артериальным, венозным, капиллярным. Как остановить кровотечение в зависимости от того, где появилось повреждение, - об этом вы узнаете по ходу выполнения практической работы.

Г/ Практическая работа « Приемы остановки кровотечения».

Цель работы: научиться распознавать виды кровотечений; познакомиться с приемами остановки кровотечений.

Ход работы.

Работу учащиеся выполняют по группам, задание на столах.

Задание: рассмотрите рисунок. По каким признакам можно определить, какое это кровотечение? Какую помощь необходимо оказать?

1 группа: капиллярное кровотечение.

Признаки: кровь вытекает медленно, свертывается нормально.

Меры помощи:

1/. Обработать края раны йодом.

2/. Отрезать квадратный кусок бинта и сложить его вчетверо.

Нанести на сложенный бинт мазь и приложить к ране, сверху положить вату и сделать повязку.

2 группа: артериальное кровотечение.

Признаки: алая кровь, текущая пульсирующей струей.

Меры помощи:

1/. Прижать пальцем поврежденный сосуд выше места ранения.

2/. Определить место наложения жгута.

3/. Положить под жгут кусок ткани, сделать жгутом 2-3 оборота, пока не перестанет прощупываться пульсация.

4/. Вложить записку с обозначением времени наложения жгута.

Правила наложения жгута: жгут накладывают на 1,5-2 часа в теплое время года и на

1 час – в холодное. Под жгут кладут записку с указанием даты и времени наложения жгута.

3 группа: венозное кровотечение.

Признаки: темная кровь, вытекающая непрерывной струей.

Меры помощи:

1/. Поднять поврежденную конечность вверх, чтобы исключить большой приток крови к месту повреждения.

2/. При появлении венозного кровотечения наложить давящую повязку.

3/. При повреждениях крупного венозного сосуда наложить жгут.

Внимание: при артериальном и венозном кровотечениях после оказания первой помощи пострадавший должен быть обязательно доставлен в больницу или поликлинику.

После выполнения практической работы сделайте вывод по плану: вид кровотечения, признаки его, способ оказания первой помощи.

Подведение итогов выполнения работы. Оценивание каждой группы после совместного обсуждения в оценочных листах.

Заключение.

Единственная красота, известная мне, - это здоровье.

Г.Гейне

Рефлексия.

1. Чем мы сегодня занимались?

2. Довольны ли мы результатом?

3. Можно ли это было сделать иначе?

4. Где нам пригодятся полученные знания и умения?

Урок закончен. Всем спасибо и до свидания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск