Скачать 88 Kb.
|
Урок биологии в 8 классе по теме: « ЗАБОЛЕВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ, ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ КРОВОТЕЧЕНИЯХ». Цели: обобщить знания учащихся о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно-сосудистую систему; роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Формировать умения: распознавать виды кровотечений; оказывать первую помощь при повреждении сосудов; логически мыслить (абстрагировать, анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и делать выводы) и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме; слушать и делать краткие записи в тетради. Оборудование: учебные таблицы по биологии; оборудование для практической работы; мультимедийная презентация, интерактивная доска. Ход урока. 1/ Организационный момент: урок в кабинете ИКТ с использованием компьютера требует особого внимания и сосредоточенности. 2/ Интеллектуальная разминка: биологические загадки. Предлагаю вам, ребятки, интересные загадки. Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает, Кто с биологией знаком, тому загадки нипочем, Кто загадку отгадает, тот жетончик получает. 1. Вмиг связаться с кислородом 2. Этот орган кровь качает, Может только он один. Орган главный, каждый знает, Он « живет» в эритроцитах. А внутри есть клапан-«дверца», Как зовут? (Гемоглобин). Что за орган? Это - … (сердце). 3. Повторяем вновь и вновь: Кислород разносит … (кровь). 4. Слова – перевертыши: вообщеракроние (кровообращение), неыв (вены), теариир (артерии), лялптрыка (капилляры). (Учащиеся разгадывают загадки и называют определения понятий, а на экране появляются изображения отгаданных слов). Словарная работа: 1/ Гемоглобин – особый белок, в состав которого входит железо. 2/ Сердце – четырехкамерный мышечный орган, работающий в течение всей жизни человека. 3/ Кровь – жидкая соединительная ткань. 4/ Кровообращение – непрерывное движение крови по замкнутой системе сосудов. 5/ Вены – это сосуды, по которым кровь течет к сердцу. 6/ Артерии – это сосуды, по которым кровь течет от сердца к органам и тканям тела. 7/ Капилляры – мельчайшие кровеносные и лимфатические сосуды, образующие густую сеть, которая пронизывает органы и ткани тела. - Напомните, пожалуйста, раздел, который мы с вами изучаем: «Транспорт веществ». Совершенно верно. А тема сегодняшнего урока звучит так: « Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях» (на экране высвечивается тема урока). 3/ Целеполагание: что бы вы хотели узнать на уроке? (идет запрос цели): Знать: Уметь: 4/ Изучение нового материала. А/. Причины заболевания органов кровообращения. Работа сердца. Наше сердце при средней продолжительности жизни человека в 70 лет сокращается свыше 2,5 млрд. раз. За это время перекачивается огромное количество крови, для перевозки которой потребовался бы состав из 4 000 000 железнодорожных цистерн. И эта работа выполняется органом, масса которого немногим больше 300 г, а толщина мышечной стенки не превышает 10-15 мм. Вопрос к учащимся. Почему же такой совершенный механизм начинает давать сбои? В чем причина заболеваний органов кровообращения? Почему в мире на первом месте среди причин смертности людей стоят именно болезни сердечно-сосудистой системы? Ученик. Научно-техническая революция, автоматизация и механизация труда привели к гиподинамии, т.е. недостатку движений, что отрицательно сказывается не только на состоянии сердца и сосудов, но и на общем состоянии и настроении человека. Кроме того, отрицательно сказывается на состоянии и функционировании сердечно-сосудистой системы такие пагубные привычки, как: * избыточное, несбалансированное питание; * курение; * употребление алкоголя. Немаловажным отрицательным фактором являются стрессы, чрезмерные психические нагрузки. Заслушаем ряд сообщений, подготовленных учащимися. Вредное влияние гиподинамии. Ученик. Гиподинамия – ограничение физической подвижности. С чем это связано? На производстве труд человека заменили машины, за работой которых он просто следит. В быту электричество, газ, водопровод, бытовая техника освобождают людей от тяжелых домашних дел. Автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, наконец, лифт избавляют человека от длительного хождения. А в итоге – недостаток движений. Он сказывается даже на школьниках. Современный ученик много сидит за партой, письменным столом, компьютером, телевизором… В результате – ослабление мышц, увеличение количества жировой ткани, снижение выносливости. Регуляция сосудов нарушается в такой степени, что даже простой переход человека от горизонтального положения в вертикальное вызывает столь сильный отток крови от мозга, что человек может потерять сознание. Стоит нетренированному человеку очень быстро пройти 150-200 м или немного пробежать, как у него повышается сердцебиение, появляется одышка. Эти явления возникают из-за того, что кровоснабжение сердца не увеличивается в 4-5 раз, как это требуется организму. В итоге мышца сердца и мышца тела получают недостаточно кислорода, или, как говорят, работают в условиях кислородного голодания. В организме накапливаются вредные продукты обмена веществ, что приводит к более быстрому износу сердечной мышцы. Влияние алкоголя на сердечно-сосудистую систему. Ученик. Особенно вредно действует на сердечно-сосудистую систему алкоголь. Он отравляет сердечную мышцу, повреждая мембраны и другие структуры клеток. В результате ослабевают сокращения сердечной мышцы, развивается сердечная недостаточность, одышка. В то же время алкоголь изменяет и стенки кровеносных сосудов, прежде всего сосудов самого сердца. Мышца сердца начинает получать недостаточное количество кислорода и питательных веществ, постепенно перерождается и заменяется соединительной тканью. В результате нарушения работы сердца снабжение организма кровью ухудшается, что ведет к болезненным изменениям его функций. Алкоголь поступает в кровь уже через несколько минут после его приема и циркулирует в ней 5-7 часов. Он возбуждает нервную систему и угнетает обмен веществ в мышечных волокнах. В результате пульс достигает 100 ударов в минуту, сила и скорость сокращений сердца уменьшаются, а нагрузка на него возрастает. Это вызывается тем, что алкоголь усиливает выделение адреналина в кровь. Влияние табака на сердечно-сосудистую систему. Ученик. Не меньший вред сердечно-сосудистой системе наносит табак. У курильщиков после каждой выкуренной сигареты наблюдается сужение сосудов, длящееся 30 минут. Поэтому у систематически курящего человека сосуды почти непрерывно находятся в суженном состоянии, что увеличивает работу сердца по проталкиванию крови. Работая с большим напряжением, сердце быстрее изнашивается и стареет. Сужение сосудов – причина заболевания курильщиков – «перемежающаяся хромота», которое сопровождается сильной болью во время ходьбы. Больной вынужден каждые 10-15 минут останавливаться и ждать, пока боль утихнет. Это страдание обрекает больного на длительную потерю трудоспособности и приводит к инвалидности. Учитель. «Курение или здоровье» - выбирайте сами. В табачном дыму определено 300 различных вредных веществ. Рассмотрим, как действует на наш организм никотин. Ученик. Никотин вызывает сужение кровеносных сосудов и тем самым способствует повышению кровяного давления, напряженной работе мышцы сердца. Те люди, которые прибегают к сигарете для успокоения нервов, должны знать, что и волнение, и курение увеличивают содержание адреналина в крови. Обнаружено, что никотин усиливает свертываемость крови. Это приводит к тому, что сосуды курящих людей чаще закупориваются тромбами. Статистика свидетельствует, что у лиц, выкуривающих до 20 сигарет в день, вероятность заболевания инфарктом миокарда вдвое выше, а у выкуривающих более 20 – втрое выше, чем у некурящих. Б/. Значение тренировки сердца для предупреждения заболеваний сердечно-сосудистой системы. Учитель. О вредных привычках мы поговорили, теперь речь пойдет о факторах, которые положительно влияют на работу сердца и сосудов. Нормальной работе сердца способствуют физические упражнения, посильный труд, активный образ жизни. - Как физическая нагрузка может повлиять на работу сердца? Ученик. При физической работе: * увеличивается объем крови, протекающей через сердечную мышцу; * улучшается снабжение ее кислородом и питательными веществами; * это способствует укреплению сердечной мышцы и ее развитию. При снижении физической нагрузки: * сердечная мышца слабеет; например, на 70-е сутки полной неподвижности размеры сердца уменьшаются на 13-18 %. В то же время следует помнить, что у детей рост сети кровеносных сосудов отстает от роста сердца. Поэтому сердце подростка затрачивает дополнительные усилия на проталкивание крови через узкие просветы сосудов. В этот период нужны физические нагрузки, но в пределах возможностей каждого ребенка. В/ Первая помощь при кровотечениях. Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Учитель. По кровеносным сосудам человека циркулирует около 5 л крови. При уменьшении количества крови падает кровяное давление, нарушается снабжение кислородом головного мозга, сердца и других органов. Потеря около 2-2,5 л крови при кровотечениях смертельна для человека. Кровотечение бывает внутренним и наружным. Внутреннее кровотечение очень опасно, так как кровь может изливаться в плевральную или брюшную полость, а также в полость черепа. Но точный диагноз может поставить только врач. Ученик. При внутреннем кровотечении пострадавший бледнеет, покрывается потом, дыхание учащается, пульс становится частым и слабым. При появлении таких признаков больного надо уложить или придать ему полусидячее положение, а к предполагаемой области кровотечения (грудь, живот, голова) приложить пузырь со льдом или бутылку с холодной водой. Учитель. При наружном кровотечении оказывают первую помощь в зависимости от вида поврежденных сосудов. Кровотечение может быть артериальным, венозным, капиллярным. Как остановить кровотечение в зависимости от того, где появилось повреждение, - об этом вы узнаете по ходу выполнения практической работы. Г/ Практическая работа « Приемы остановки кровотечения». Цель работы: научиться распознавать виды кровотечений; познакомиться с приемами остановки кровотечений. Ход работы. Работу учащиеся выполняют по группам, задание на столах. Задание: рассмотрите рисунок. По каким признакам можно определить, какое это кровотечение? Какую помощь необходимо оказать? 1 группа: капиллярное кровотечение. Признаки: кровь вытекает медленно, свертывается нормально. Меры помощи: 1/. Обработать края раны йодом. 2/. Отрезать квадратный кусок бинта и сложить его вчетверо. Нанести на сложенный бинт мазь и приложить к ране, сверху положить вату и сделать повязку. 2 группа: артериальное кровотечение. Признаки: алая кровь, текущая пульсирующей струей. Меры помощи: 1/. Прижать пальцем поврежденный сосуд выше места ранения. 2/. Определить место наложения жгута. 3/. Положить под жгут кусок ткани, сделать жгутом 2-3 оборота, пока не перестанет прощупываться пульсация. 4/. Вложить записку с обозначением времени наложения жгута. Правила наложения жгута: жгут накладывают на 1,5-2 часа в теплое время года и на 1 час – в холодное. Под жгут кладут записку с указанием даты и времени наложения жгута. 3 группа: венозное кровотечение. Признаки: темная кровь, вытекающая непрерывной струей. Меры помощи: 1/. Поднять поврежденную конечность вверх, чтобы исключить большой приток крови к месту повреждения. 2/. При появлении венозного кровотечения наложить давящую повязку. 3/. При повреждениях крупного венозного сосуда наложить жгут. Внимание: при артериальном и венозном кровотечениях после оказания первой помощи пострадавший должен быть обязательно доставлен в больницу или поликлинику. После выполнения практической работы сделайте вывод по плану: вид кровотечения, признаки его, способ оказания первой помощи. Подведение итогов выполнения работы. Оценивание каждой группы после совместного обсуждения в оценочных листах. Заключение. Единственная красота, известная мне, - это здоровье. Г.Гейне Рефлексия. 1. Чем мы сегодня занимались? 2. Довольны ли мы результатом? 3. Можно ли это было сделать иначе? 4. Где нам пригодятся полученные знания и умения? Урок закончен. Всем спасибо и до свидания. |