Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Проектирование в дизайне среды» для специальности подготовки специалиста Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики"
Отделение дизайна
Программа дисциплины
«Проектирование в дизайне среды»
для специальности 070601.65 «Дизайн»специализация «Дизайн среды»
подготовки специалиста
Автор программы:
Цховребадзе Е.Н., к.т.н., доцент,
etskhovrebadze@hse.ru Утверждена УС МИЭМ НИУ ВШЭ «16» октября 2012 г.
Ученый секретарь В.П. Симонов _______________________
Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для специальности 070601.65 "Дизайн" по специализации «Дизайн среды», изучающих дисциплину «Проектирование в дизайне среды» на 1, 2, 3, 4, 5 и 6 курсе.
Программа разработана в соответствии с:
ВПО 070601.65"Дизайн" для образовательных программ для направления 070601.65"Дизайн"«Дизайн среды»
Рабочим учебным планом университета по специальности 070601.65"Дизайн" специализация «Дизайн среды» утвержденным в 2012г.
1Цели освоения дисциплины Дисциплина «Проектирование в дизайне среды» является основной приофилирующей дисциплиной в учебном плане по специальности 070601 – «Дизайн», специализации 04 - «дизайн среды» и изучается на протяжении пяти лет и осеннего семестра 6 года обучения. Главной целью изучения данной дисциплины является выработка у студентов способности решать самые разнообразные профессиональные задачи. Программа курса построена таким образом, чтобы обеспечить взаимопроникновение и взаимодополнение основной и вспомогательных дисциплин в приобретении необходимых профессиональных знаний, выработке умений и навыков в достаточно широком диапазоне приемов проектирования, которые позволяют овладеть методом художественного проектирования в целом.
Процесс проектирования складывается из ряда последовательно решаемых задач: предпроектные исследования, определение проектных целей и задач с учетом психологических, социологических, культурологических факторов; идейных, художественно-образных и конструкторских решений. Специфика работы определяет профессиональное мышление художника-проектировщика, выражающееся в единстве художественного мастерства с актуальностью, новизной информации и функциональностью.
Изучение данной дисциплины предусматривает выполнение разноплановых проектных заданий, содержание и характер которых строятся по принципу «от простого к сложному» и отражают многообразие объектов проектирования. Путем выполнения проектов у студентов воспитывается восприимчивость к проектной культуре в целом, формируются адекватные представления о профессиональной деятельности, развиваются объемно-пространственные представления, вырабатывается творческий подход к решению поставленных задач. Таким образом, проектное обучение выступает как центральное звено всей системы дизайнерской подготовки и необходимое условие подготовки дизайнеров. Поэтому от того, какой объем знаний и умений по предмету получают студенты, напрямую зависит успех будущей профессиональной деятельности. Наравне с активными методами проектного обучения используются также и пассивные методы, основными среди которых являются лекции. Практика показывает, что наиболее оптимальным является сочетание и взаимодействие активных и пассивных методов обучения. Для оптимизации процесса обучения целесообразно использовать кратковременные учебные задания, выполнение которых предусматривает использование клаузуры в качестве метода проектирования. В отличие от результатов, получаемых на начальных стадиях проектирования, итогом клаузуры является хотя и кратковременный, но завершенный проект, в котором определенный творческий замысел получает свое воплощение. Сущность клаузуры заключается в том, что студентам заранее не говорят тему задания, но предупреждают какие материалы, необходимые для выполнения работы, нужно принести. Тема задания объявляется в начале занятия. В конце занятия преподаватель собирает работы и выставляет оценки. На факультете дизайна оценки за экзаменационные клаузуры выставляют преподаватели кафедры во главе с деканом факультета. Это позволяет наиболее объективно оценивать результаты работы студентов, поддерживать общий уровень подготовки, что особенно важно для платных вузов.
В зависимости от степени участия педагога клаузуры подразделяются на следующие типы:
1 тип - полностью самостоятельные (когда педагог совершенно не вмешивается в процесс работы студентов)
П тип - частично самостоятельные (педагог не вмешивается в творческий процесс, а лишь следит за правильностью распределения времени и методической последовательностью работы)
Ш тип - учебные (педагог помогает принимать оптимальные композиционные решения, корректирует творческий процесс, объясняет методическую последовательность работы)
В предлагаемой программе учебный материал структурируется в соответствии с основными дидактическими принципами последовательно от «простого к сложному» и межпредметной интеграции с дисциплинами общепрофессионального, специального циклов и дисциплинами специализации («Конструирование в дизайне среды», «Макетирование», «Основы эргономики в дизайне среды» и т.д.).
Изучение данной дисциплины «Проектирование в дизайне среды» осуществляется комплексно посредством проведения практических занятий, предваряемых чтением лекций на протяжении всего срока обучения в вузе. В их содержании излагаются методические, композиционные, функциональные, конструктивные и технологические требования. Студенты знакомятся с аналогами, характерными особенностями проектируемых объектов, определяются цели и ставятся учебные задачи. В ходе занятий также сообщаются перечень научной и справочной литературы, нормы, ГОСТы и т.п.
Методы проектирования осваиваются в ходе выполнения проектных разработок, в которых решаются методические и композиционно-творческие задачи, раскрывается единство метода проектирования, вырабатывается профессиональное мышление.
Предлагаемая программа позволяет решить следующие задачи:
формирование понятий, связанных с проектной культурой в дизайне
изучение основ профессиональной подачи проекта в дизайне
развитие представлений о видах и способах проектной графики.
воспитание профессиональной культуры дизайнера
Изучение курса «Проектирование в дизайне среды» ставит своей целью:
рассмотреть проектную графику в историческом контексте и показать её как динамично развивающуюся и постоянно обновляющуюся;
познакомить с различными видами современной подачи проекта в дизайне и показать её специфику;
сформировать представления о будущей профессиональной деятельности и конкретизировать её задачи;
усилить профессиональную мотивацию.
|